Автор: Мелешин Виталий Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №12"
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Физическое воспитание у учеников средних классов в школе.
Раздел: среднее образование
Физическое воспитание у учеников средних классов в школе.
Занимаешься ли ты физкультурой? Некоторые,возможно, никогда не
задумывались над этим вопросом...не правда ли? Необходимость «расширять
физкультурную и спортивную работу и улучшать ее организацию по месту
жительства... и учёбы» является одной из актуальных проблем физического
воспитания в школе. Огромное значение имеет формирование у школьников
стремления к физическому самосовершенствованию. Решение этой проблемы
зависит от умения учащихся использовать средства физической культуры для
укрепления своего здоровья и поддержания высокой работоспособности. В этой
статье мы поподробнее рассмотрим тему физического воспитания в школе.
В школе,предмет физическая культура явно показывает особенности
организма каждого ученика,и я, как учитель, должен обращать внимание на
степень подготовки каждого из них и находить индивидуальный подход. Для
чего это делается? Опять же повторюсь,чтобы у учеников сформировалось
правильное представление о спорте и, в дальнейшем по выходе из-под опеки
учителя, они не переставали заниматься физическими упражнениями.
Физическое воспитание... Что это такое? Физическое воспитание представляет
собой систему мероприятий развивающего,совершенствующего и
исправляющего характера,призванных содействовать физическому развитию
ученика средних классов,укреплять здоровье,обеспечивать важными
двигательными навыками и умениями,высокую умственную и физическую
работоспособность,подготавливать к трудовой деятельности. А также,наряду с
этим физическое воспитание способствует развитию
настойчивости,воли,целеустремленности.
Средствами физического воспитания являются разнообразные и выполнимые в
разных условиях физические упражнения,подвижные игры,спорт,а также
закаливание.
Организационными формами являются утренняя гимнастика или зарядка,уроки
физической культуры в школе,занятия в спортивных секциях и детско-
юношеских спортивных школах(ДЮСШ).
Сущность физического воспитания сводится к трём основным моментам. Во-
первых,это регулярное упражнение различных групп мышц,суставов и связок.
Что это даёт? Развитие их функций и координированности. Во-вторых,это
определённая нагрузка,которая оказывает влияние на системы обеспечения
движения — дыхательную,сердечно-сосудистую,на обмен веществ и энергии.
В-третьих,регулярное выполнение определенного количества разнообразных
упражнений,выработка стремления и способности делать их правильно и в
заранее намечаемом объеме. Что это даёт? У ученика формируется такие
важные черты характера,как
настойчивость,воля,целеустремленность,решительность,самообладание,способ
ность к самооценке и самоконтролю,привычки,а затем и потребности твердо
соблюдать определенные правила поведения.
Что ещё касается физического воспитания у учеников средних классов,так это
прежде всего самодисциплина,самостоятельность. Подготовка учащихся к
самостоятельным занятиям начинается с инструктирования школьников о цели
и задачах конкретных самостоятельных занятий,постепенного вооружения
знаниями о системе самотренировок и привития организационных навыков.
Ученик сам должен быть заинтересован в результатах своего труда и,самое
главное,видеть эти результаты уже сегодня.
Расскажу об основных задачах физического воспитания. Я как учитель обязан
учеников: обучить основным видам движений,выполняемым в различных по
сложности условиях; дать основы спортивной техники по гимнастике,лёгкой
атлетики,плаванию,баскетболу,волейболу,лыжам,конькам;закрепить навыки
правильной осанки при статических позах (об осанке поподробнее расскажу
чуть позже); сообщить определённый круг знаний по физической культуре и
гигиене физических упражнений;воспитать привычку к систематическим
занятиям физическими упражнениями; развить быстроту движений,
скоростные и силовые качества,ловкость,подвижность в
суставах,равновесие,выносливость к кратковременным статистическим
усилиям и умеренным физическим нагрузкам.
Отдельно рассмотрим формирование осанки у школьников. Вы спросите, как
осанка связана с физическим воспитанием? Я сейчас всё объясню.
Осанка- это умение без особого напряжения удерживать своё тело,сохраняя
правильную позу в различных положениях: сидя,при ходьбе,во время игр и так
далее. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной
вертикальной линии,плечи развёрнуты,слегка опущены и находятся на одном
уровне,лопатки прижаты,грудь слегка выпукла,живот втянут,ноги выпрямлены
в коленных и тазобедренных суставах. Что даёт нам правильная осанка?
Правильно,нормальное функционирование всех внутренних органов и
движение ученика ,да и любого человека,наиболее естественны,экономичны и
результативны.
В начале статьи я говорил о том,что является важным средством физического
воспитания,кроме спорта,я отметил и закаливание. Закаливание-это система
мероприятий,развивающих способность организма быстро приспосабливаться к
неблагоприятным воздействиям внешней среды и переносить без вреда для
здоровья перепады температуры и влажности окружающего воздуха,изменение
атмосферного давления. Основные правила закаливания- последовательность и
постепенность нарастания продолжительности и величины закаливающего
воздействия. Для чего нужно закаливание? В процессе закаливания сужаются и
расширяются сосуды,что приводит к улучшению состояния кожи,к повышению
тонуса мышц,а также повышается устойчивость к инфекциям.
В заключение своей статьи,хочу сказать,что физическое воспитание у
учеников в школе является главной частью в системе образования и служит
целям укрепления здоровья,физического и духовного совершенствования
учащихся.