Напоминание

Система работы по развитию мелкой моторики младшего возраста с помощью дидактических игр.


Автор: Микишова Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №10 "Белочка"
Населённый пункт: Нижегородская область город Кулебаки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система работы по развитию мелкой моторики младшего возраста с помощью дидактических игр.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изучив методическую литературу по данной проблеме, мы сделали

вывод,

что

работа

по

развитию

мелкой

моторики

требует

проведения

комплексных мероприятий.

Работа с детьми

1.Мы разработали приемы для развития мелкой моторики у детей

нашей группы

1.Пальчиковое рисование —Такое оригинальное рисование не только

позволяет

развивать

мелкую

моторику

у

ребенка,

но

и

расковывает

его

творческие

способности:

развивает

фантазию,

позволяет

почувствовать

краски, образно мыслить.

2.“Пальчиковый бассейн." В большой бассейн с низкими бортиками

мы рассыпали горох и фасоль. Задание заключалось в поиске

предметов

различной величины и формы. Проведение пальчиковой гимнастики в таком

"бассейне" также способствует развитию мелкой моторики пальцев.

3.Пальчиковая гимнастика

«Детский сад»

В нашей группе все друзья

дети ритмично стучат кулачками по

столу

Самый младший- это я.

Это Маша, \

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша. разжимают кулачки, начиная с мизинчика

«Семья»

Как у нас семья

Большая Да веселая

хлопают в ладоши и ударяют

кулачок об кулачок попеременно

Два у лавки стоят, загибают большие пальцы

Два учиться хотят. загибают указательные пальцы

Два Степана сметаны объедаются. загибают средние пальцы

Две Дашки у кашки питаются. загибают безымянные пальцы

Д в е

У л ь к и

в

л ю л ь к е

к а ч а ю т загибают

мизинцы

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «шагают» пальчиками по столу

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел, оттого и потолстел.

Пальчиковая

гимнастика

помимо

развития

мелкой

моторики,

позволяет развить чувство такта, научить ребенка читать стихи ритмично,

делая ударения на сильные доли, учит управлять своим дыханием, формирует

правильное произношение, ускорит запоминание стихотворного текста.

4.Шнуровки, застежки, кнопки, молнии.

Такое

занятие

очень

способствует

развитию

мелкой

моторики.

Поскольку, руки ребенка еще не достаточно развиты, чтобы его выполнять,

необходимо как можно больше тренироваться (шнуровать ботинки, плести

косички, застегивать и расстегивать кнопки и молнии и т.д.)

5.Выкладывание букв из различных материалов.

Данное занятие требует от детей усидчивости и терпения, развивает

навык

выполнять

действие

по

заданному

образцу.

Можно

использовать

любые

мелкие

предметы:

орешки,

пуговицы,

камешки,

семена,

счетные

палочки.

На первом этапе воспитатель сам выкладывает буквы из подручного

материала, а затем ребенок копирует ее, выкладывая по образцу.

На втором этапе, мы таким же способом мы выкладываем простые

слова и учим ребенка читать. Памятка! Это задание обязательно проводить

под

наблюдением

воспитателя,

т.к.

ребенок

имеет

дело

с

мелкими

предметами.

6. Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.

Мы предлагаем ребенку с закрытыми глазами сортировать, угадывать,

катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно

всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные

движения.

Мы учили детей перекатывать пальцами одной руки два камешка,

шарика

или

шарика.

Все

это

оказывает

прекрасное

тонизирующее

и

оздоравливающее

действие.

Этот

простой

и

эффективный

массаж

способствует

притоку

крови

к

нервным

окончаниям

на

пальчиках

последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

2. В начале учебного года мы организовали с детьми театрализованное

занятие, направленное на развитие мелкой моторики.( см. приложение)

3.Нами также была проведена серия упражнений для развития мелкой

моторики.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

Лепка из глины и пластилина. Отлично влияет на развитие мелкой

моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если

во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А

летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук

вашего ребенка.

Рисование

или

раскрашивание

картинок

любимое

занятие

дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если

мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга

кукол,

то

это

вряд

ли

положительно

повлияет

на

развитие

образного

мышления ребёнка.

И зг о то вл е н и е

п одел о к

и з

бум а г и. Например,

вырезание

самостоятельно

ножницами

геометрических

фигур,

составление

узоров,

выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и

клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить, насколько развита

мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей,

соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики

рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая

моторика рук.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая

тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая

моторика рук.

Завязывание

и

развязывание лент,

шнурков,

узелков

на

верёвке.

Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой

моторики рук малыша.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.

также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и

улучшает общую моторику рук.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины,

орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие

для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т.

д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д.

Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха,

гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких

движений пальчиков рук.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику

рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки

будут

более

уверенные,

школьные

занятия

будут

для

ребёнка

не

столь

утомительными.

Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию

движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его

до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к

овладению письмом,

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в

любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть

руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

4.В нашей группе был организован игровой уголок в группе с

предметами для развития мелкой моторики руки

В конце учебного года нами была проведена повторная диагностика по

тем же тестам.

Проанализируем полученные результаты по тестам.

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

низкий уровень ; 40%

средний уровень; 40%

высокий уровень; 20%

низкий уровень ; 15%

средний уровень; 50%

высокий уровень; 35%

Рис.

4.

Показатели

по

исследованию

уровня

развития

мелкой

моторики у детей старшей группы по тесту Мустафина А.М.

1 низкий

2 средний

3 высокий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

1 низкий ; 50%

2 средний; 30%

3 высокий ; 20%

1 низкий ; 20%

2 средний; 50%

3 высокий ; 30%

Рис.

5.

Показатели

по

исследованию

уровня

развития

мелкой

моторики у детей старшей группы по методике “Дорожки” (по Л.А.Венгеру).

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

Низкий уровень; 40%

Средний уровень; 40%

Высокий уровень; 20%

Низкий уровень; 20%

Средний уровень; 50%

Высокий уровень; 30%

Рис.

6. Результаты диагностики, полученные по методике “Стежки”

(по В.Мытацину).

Выводы по второй главе

Анализ

результатов

контрольного

этапа

эксперимента

подтвердил

эффективность проведения программы.

Систематическая

работа

в

данном

направлении

позволяет

достичь

следующих

положительных

результатов:

кисть

приобретает

хорошую

И

подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что

в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста"

Уровень

развития

мелкой

моторики –

один

из

показателей

интеллектуальной

готовности

к

школьному

обучению.

Обычно

ребенок,

имеющий

высокий

уровень

развития

мелкой

моторики,

умеет

логически

рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные

трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык,

включающий

выполнение

тонких

координированных

движений

руки.

Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также

хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для

овладения

навыком

письма

необходима

определенная

функциональная

зрелость

коры

головного

мозга.

Неподготовленность

к

письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия,

внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе,

тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте

важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать

условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,

развития навыков ручной умелости.

В

дошкольном

возрасте

важна

именно подготовка

к

письму,

а

не

обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в

школу.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм,

различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений

руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на

общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению

навыков

письма,

что

в

будущем

поможет

избежать

многих

проблем

школьного обучения.

Консультация для родителей: «О взаимосвязи мелкой моторики рук и

речи».

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась

правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний -

психологи, лингвисты, физиологи, логопеды, дефектологи. Сегодня известно,

что

все

функции

центральной

нервной

системы

лучше

всего

поддаются

тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же

в

это

время

создаются

неблагоприятные

условия,

то

развитие

функций

задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с

трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития

являются первые три года жизни ребёнка (младший дошкольный возраст) : к

этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых

областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами

родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года

речи ребёнка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса

усилий, чтобы наверстать упущенное.

По мнению известного философа Канта: «Рука-это выдвинувшийся

вперёд

человеческий

мозг».

Речевые

области

головного

мозга

человека

формируются

под

влиянием

импульсов

от

пальцев

рук.

Это

значит,

чем

больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и

изобритательнее. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда

движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие

пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования

речи. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли,

который питает мозг ребёнка.

Вся

история

человечества

доказывает,

что

движения

руки

тесно

связаны с речью. Не зря ведь наши бабушки использовали такие игры, как:

"Сорока-белобока".

И

ИИ

На

протяжении

всего

раннего

детства

чётко

выступает

эта

зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие

речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Развитие

мелкой

моторики

рук

благотворно

влияет

не

только

на

формирование

активной детской речи, но и на исправление её недостатков. Систематические

упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим

влиянием на развитие речи являются и «мощным средством повышения

работоспособности головного мозга».



В раздел образования