Напоминание

Использование техники бисероплетения у детей с ОВЗ


Автор: Калганова Марина Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС№32 "Брусничка"
Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: Развитие творческих способностей у детей всех категорий
Тема: Использование техники бисероплетения у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование техники бисероплетения у детей с ОВЗ

Дошкольное

образование

предоставляет

ребёнку

максимум

возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с

учётом

интересов

и

желаний

и

оказывает

огромное

влияние

на

его

дальнейшую судьбу. Для детей с ОВЗ – это хорошая возможность для того,

чтобы получить жизненно важные практические навыки.

Перед педагогами стоит очень ответственная задача: с одной стороны -

создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми»

потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание

«особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.

Если

для

обычного

ребёнка

социализация

представляет

собой

естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение

в

общество

-

это

кропотливая

работа,

процесс,

результат

которого

полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь,

понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через

занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная

возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального

общения.Дополнительное образование дает реальную возможность выбора

ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает

пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает

ему “ситуацию успеха”.

Творчество

-

это

непременное

условие

успешной

самореализации

личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных

жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно,

и чем раньше, тем лучше.

Творческая

деятельность,

оказывает

большое значение

в

жизни

человека,

тем

более

она

оказывает

большое значение

в

жизни

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

В

процессе

творческой

деятельности

у

ребенка

с

потребностями усиливается

ощущение

собственной

личностной

ценности,

активно

строятся

индивидуальные

социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями,

негативными

переживаниями,

которые

кажутся

непреодолимыми

для

ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче

выразить

с

помощью

зрительных

образов,

чем

вербально.

Если

ребенок

робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество,

независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из

состояния зажатости.

Бисероплетение, как один из видов рукоделия – творческое занятие,

оно занимает досуг, уводит в мир прекрасного, создаёт хорошее настроение,

доставляет удовольствие.

Украшения из бисера – со вкусом и качественно выполненные – не

уступают

дорогим

ювелирным.

Деловой

наряд

бисерное

украшение

преображает и делает неповторимым. А предметы интерьера, выполненные

из бисера, создают в доме уют и поднимают настроение.

Работа с этим материалом имеет большое значение в развитии у детей

художественного

вкуса,

мелкой

моторики

рук,

глазомер,

координацию,

дифференциацию

движения

пальцев, что

способствует

формированию

и

расширению мыслительной и речевой деятельности детей, внимательность,

наблюдательность; воспитывает терпение, аккуратность, самостоятельность,

усидчивость,

целенаправленность.

Результаты

работы

приносят

огромное

удовольствие, придают уверенность в своих силах.

В е д у щ а я

и д е я программы дополнительного

образования

по

бисероплетению-

создание

комфортной

среды

общения,

развитие

способностей,

творческого

потенциала

каждого

ребенка

и

его

самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных,

художественно-конструкторских

способностей,

т в о р ч е с к о й

индивидуальности.

Программа ориентирована на обогащение духовного мира ребенка, на

развитие художественно-эстетического и творческого потенциала.

Основной

задачей

обучения

и

воспитания

детей

на

занятиях

бисероплетением

является

во спитание

у

детей

эм о ц и о н а л ь н о -

положительного

отношения

к

собственным

поделкам,

формирование

навыков

работы

с

различными

видами

бисера.

В

процессе

занятий

развиваются

восприятие,

мышление,

мелкая

моторика(сила,

амплитуда,

скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация,

внимание, память.

Программа

дополнительного

образования

“Волшебный

бисер”

помогает освоить старинное искусство низания бисером, приобрести навыки

декорирования одежды, интерьера изделиями из бисера. Являясь прикладной,

она носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение

учащимися основными приёмами бисероплетения.

В ходе работы используются различные способы и приемы включения

детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ,

беседа,

объяснение,

рассматривание

репродукций

и

самостоятельная

практическая работа детей.

Занятия

разработаны

с

учетом

возрастных,

психо-физических

особенностей

воспитанников,

личностных

качеств,

индивидуальных

особенностей

детей

с

ОВЗ

и

нацелены

на

формирование

способности

личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Тематика

занятий

строится

с

учетом

интересов

воспитанников,

возможности

их

самовыражения.

В

ходе

усвоения

детьми

содержания

программы

учитывается

темп

развития

специальных

умений

и

навыков,

уровень

самостоятельности,

умение

работать

в

коллективе.

Программа

позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет

интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить

работу

проще.

При

этом

обучающий

и

развивающий

смысл

работы

сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед

трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программа

дополнительного

образования

«Волшебный

бисер»

включает в себя следующие разделы: плетение на проволоке, плетение на

леске, вышивка бисером.

Раздел 1 Плетение на проволоке.

Плетение на проволоке имеет свои особенности. Проволока материал

мягкий, гибкий, но ломкий. Требует аккуратности, точности. Занятия по

этому разделу начинаются со знакомства с техникой безопасности. Далее

детей знакомят с особенностями такого материала как проволока, знакомят с

инструментами, которые используются для работы в этой технике. Дети

изучают элементарные способы плетения на проволоке, способы закрепления

проволоки в изделии. Проводится обучение по работе со схемами. Затем дети

знакомятся с более сложными способами плетения, учатся самостоятельно

составлять схемы.

Виды работ:

- цветы (простые - одно соцветие, сложносоставные, букеты);

- деревья;

- фигуры животных и человека (простые плоские, объёмные);

- брелоки (простые и объёмные)

Раздел 2 Плетение на леске, нитке.

В этом разделе дети знакомятся с различными видами плетения на

леске,

нитке.

Первое

занятие

посвящается

ознакомлению

с

техникой

безопасности,

инструментами,

необходимыми

для

работы,

свойствами

данного материала. Далее даются сведения из истории плетения. После –

непосредственно

изучаются

способы

плетения,

закрепления

лески,

нити.

Дети учатся работать по схемам, затем, самостоятельно составлять схемы.

Выполняют творческие работы.

Виды работ:

- цепочки и ленты (простые, плотные, сложные, петельная техника);

- объёмные изделия – жгуты;

- ажурное плетение;

- плотное плетение (монастырское, мозаичное, прямое гобеленовое,

ткачество;

- оплетение различных геометрических форм (бусина, карандаш, яйцо,

шкатулка).

Раздел 3 Вышивка.

Вышивка

бисером

занятие

кропотливое,

требующее

терпения

и

внимательности. Она развивает глазомер, координацию, дифференциацию

движения

пальцев, что

способствует

формированию

и

расширению

мыслительной и речевой деятельности детей.

Как

и

в

предыдущих

разделах,

здесь

дети

сначала

знакомятся

с

техникой

безопасности,

с

инструментами,

необходимыми

для

работы,

свойствами материала, а так же особенностями техники. На первых занятиях

ребята знакомятся с приемами вышивки, способами закрепления нити. Далее

выполняют

работы

с

помощью

педагога

по

схеме.

Затем

учатся

самостоятельно составлять схемы и выполняют творческие работы.

Виды работ:

- вышивка бисером по свободному контуру;

- вышивка стеклярусом;

- вышивка пайетками;

- объёмная вышивка;

- вышивка по канве.

Бисероплетение имеет практическую направленность деятельности,

т.к. даёт возможность воспитанникам увидеть результат своего творчества,

формирует

уверенность

в

себе,

пробуждает

в

них

интере с

к

самостоятельному

творчеству,

к

эксперименту,

раскрепощает,

помогает

детям избавиться от комплексов.

Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для

интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-

культурного

и

профессионального

самоопределения,

ра з в ит ия

познавательной активности и творческой самореализации учащихся.



В раздел образования