Автор: Калганова Марина Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС№32 "Брусничка"
Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: Развитие творческих способностей у детей всех категорий
Тема: Использование техники бисероплетения у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Использование техники бисероплетения у детей с ОВЗ
Дошкольное
образование
предоставляет
ребёнку
максимум
возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с
учётом
интересов
и
желаний
и
оказывает
огромное
влияние
на
его
дальнейшую судьбу. Для детей с ОВЗ – это хорошая возможность для того,
чтобы получить жизненно важные практические навыки.
Перед педагогами стоит очень ответственная задача: с одной стороны -
создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми»
потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание
«особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Если
для
обычного
ребёнка
социализация
представляет
собой
естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение
в
общество
-
это
кропотливая
работа,
процесс,
результат
которого
полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь,
понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через
занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная
возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального
общения.Дополнительное образование дает реальную возможность выбора
ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает
пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает
ему “ситуацию успеха”.
Творчество
-
это
непременное
условие
успешной
самореализации
личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных
жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно,
и чем раньше, тем лучше.
Творческая
деятельность,
оказывает
большое значение
в
жизни
человека,
тем
более
она
оказывает
большое значение
в
жизни
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
В
процессе
творческой
деятельности
у
ребенка
с
потребностями усиливается
ощущение
собственной
личностной
ценности,
активно
строятся
индивидуальные
социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями,
негативными
переживаниями,
которые
кажутся
непреодолимыми
для
ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче
выразить
с
помощью
зрительных
образов,
чем
вербально.
Если
ребенок
робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество,
независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из
состояния зажатости.
Бисероплетение, как один из видов рукоделия – творческое занятие,
оно занимает досуг, уводит в мир прекрасного, создаёт хорошее настроение,
доставляет удовольствие.
Украшения из бисера – со вкусом и качественно выполненные – не
уступают
дорогим
ювелирным.
Деловой
наряд
бисерное
украшение
преображает и делает неповторимым. А предметы интерьера, выполненные
из бисера, создают в доме уют и поднимают настроение.
Работа с этим материалом имеет большое значение в развитии у детей
художественного
вкуса,
мелкой
моторики
рук,
глазомер,
координацию,
дифференциацию
движения
пальцев, что
способствует
формированию
и
расширению мыслительной и речевой деятельности детей, внимательность,
наблюдательность; воспитывает терпение, аккуратность, самостоятельность,
усидчивость,
целенаправленность.
Результаты
работы
приносят
огромное
удовольствие, придают уверенность в своих силах.
В е д у щ а я
и д е я программы дополнительного
образования
по
бисероплетению-
создание
комфортной
среды
общения,
развитие
способностей,
творческого
потенциала
каждого
ребенка
и
его
самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей,
т в о р ч е с к о й
индивидуальности.
Программа ориентирована на обогащение духовного мира ребенка, на
развитие художественно-эстетического и творческого потенциала.
Основной
задачей
обучения
и
воспитания
детей
на
занятиях
бисероплетением
является
во спитание
у
детей
эм о ц и о н а л ь н о -
положительного
отношения
к
собственным
поделкам,
формирование
навыков
работы
с
различными
видами
бисера.
В
процессе
занятий
развиваются
восприятие,
мышление,
мелкая
моторика(сила,
амплитуда,
скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация,
внимание, память.
Программа
дополнительного
образования
“Волшебный
бисер”
помогает освоить старинное искусство низания бисером, приобрести навыки
декорирования одежды, интерьера изделиями из бисера. Являясь прикладной,
она носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение
учащимися основными приёмами бисероплетения.
В ходе работы используются различные способы и приемы включения
детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ,
беседа,
объяснение,
рассматривание
репродукций
и
самостоятельная
практическая работа детей.
Занятия
разработаны
с
учетом
возрастных,
психо-физических
особенностей
воспитанников,
личностных
качеств,
индивидуальных
особенностей
детей
с
ОВЗ
и
нацелены
на
формирование
способности
личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Тематика
занятий
строится
с
учетом
интересов
воспитанников,
возможности
их
самовыражения.
В
ходе
усвоения
детьми
содержания
программы
учитывается
темп
развития
специальных
умений
и
навыков,
уровень
самостоятельности,
умение
работать
в
коллективе.
Программа
позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет
интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить
работу
проще.
При
этом
обучающий
и
развивающий
смысл
работы
сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед
трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программа
дополнительного
образования
«Волшебный
бисер»
включает в себя следующие разделы: плетение на проволоке, плетение на
леске, вышивка бисером.
Раздел 1 Плетение на проволоке.
Плетение на проволоке имеет свои особенности. Проволока материал
мягкий, гибкий, но ломкий. Требует аккуратности, точности. Занятия по
этому разделу начинаются со знакомства с техникой безопасности. Далее
детей знакомят с особенностями такого материала как проволока, знакомят с
инструментами, которые используются для работы в этой технике. Дети
изучают элементарные способы плетения на проволоке, способы закрепления
проволоки в изделии. Проводится обучение по работе со схемами. Затем дети
знакомятся с более сложными способами плетения, учатся самостоятельно
составлять схемы.
Виды работ:
- цветы (простые - одно соцветие, сложносоставные, букеты);
- деревья;
- фигуры животных и человека (простые плоские, объёмные);
- брелоки (простые и объёмные)
Раздел 2 Плетение на леске, нитке.
В этом разделе дети знакомятся с различными видами плетения на
леске,
нитке.
Первое
занятие
посвящается
ознакомлению
с
техникой
безопасности,
инструментами,
необходимыми
для
работы,
свойствами
данного материала. Далее даются сведения из истории плетения. После –
непосредственно
изучаются
способы
плетения,
закрепления
лески,
нити.
Дети учатся работать по схемам, затем, самостоятельно составлять схемы.
Выполняют творческие работы.
Виды работ:
- цепочки и ленты (простые, плотные, сложные, петельная техника);
- объёмные изделия – жгуты;
- ажурное плетение;
- плотное плетение (монастырское, мозаичное, прямое гобеленовое,
ткачество;
- оплетение различных геометрических форм (бусина, карандаш, яйцо,
шкатулка).
Раздел 3 Вышивка.
Вышивка
бисером
–
занятие
кропотливое,
требующее
терпения
и
внимательности. Она развивает глазомер, координацию, дифференциацию
движения
пальцев, что
способствует
формированию
и
расширению
мыслительной и речевой деятельности детей.
Как
и
в
предыдущих
разделах,
здесь
дети
сначала
знакомятся
с
техникой
безопасности,
с
инструментами,
необходимыми
для
работы,
свойствами материала, а так же особенностями техники. На первых занятиях
ребята знакомятся с приемами вышивки, способами закрепления нити. Далее
выполняют
работы
с
помощью
педагога
по
схеме.
Затем
учатся
самостоятельно составлять схемы и выполняют творческие работы.
Виды работ:
- вышивка бисером по свободному контуру;
- вышивка стеклярусом;
- вышивка пайетками;
- объёмная вышивка;
- вышивка по канве.
Бисероплетение имеет практическую направленность деятельности,
т.к. даёт возможность воспитанникам увидеть результат своего творчества,
формирует
уверенность
в
себе,
пробуждает
в
них
интере с
к
самостоятельному
творчеству,
к
эксперименту,
раскрепощает,
помогает
детям избавиться от комплексов.
Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для
интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-
культурного
и
профессионального
самоопределения,
ра з в ит ия
познавательной активности и творческой самореализации учащихся.