Напоминание

АКЦИДЕНТНАЯ ПРОДУКЦИЯ: ТЕХНОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ


Автор: Клеточкина Татьяна Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГПОБУ "Биробиджанский колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: город Биробиджан, Еврейская автономная область
Наименование материала: статья
Тема: АКЦИДЕНТНАЯ ПРОДУКЦИЯ: ТЕХНОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АКЦИДЕНТНАЯ ПРОДУКЦИЯ: ТЕХНОЛОГИИ И

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Акциденция

(от

лат.

Accidentia

случай,

случайность)

в

полиграфии используется как обозначение для незначительного по объему

тиража листовой печатной продукции. Также используют для определения

самой

художественной

полиграфической

продукции

(акцидентная

продукция) небольшого тиража и выполненной с помощью акцидентного

набора.

Востребованность акцидентной продукции растет с каждым годом,

превращая ее в неотъемлемую часть современного мира, настолько в него

интегрированной,

что

Маршалл

Маклюэн

назвал

нас

«людьми

полиграфической

цивилизации»

[1].

Но

это

не

сделало

акциденцию

объектом серьезных научных исследований. Существует ряд источников,

посвященных истории отдельных объектов акцидентной продукции, это

работы Л. Стоцкой «Из истории визитных карточек» [2], О. Владимировой

«Визитки – бумажные осколки жизни» [3], М. Гудковой «История визитной

карточки»

[4],

Э.

Б.

Басмановой

«Визитная

карточка:

история

и

современность» [5]. Также существует ряд работ российских и зарубежных

исследователей,

посвященных

процессу

проектирования

акцидентной

продукции, это С. Пронин, Р. Вильямс, Л. Волкер и др. Большая часть

исследований касается технологий производства.

В данной статье предпринята попытка выявления художественной

ценности

акцидентной

продукции,

приобретаемой

в

проце ссе

использования технологических операций полиграфии.

Обработанные объекты акцидентной продукции, по мнению Игоря

Гуровича, имеют двойную материальность, раскрывая перед дизайнером

поле для эксперимента. Послепечатные работы являются неотъемлемой

частью

технологического

процесса

полиграфического

производства,

в

котором

продукции

придаются

формы

и

свойства,

придающие

ей

законченный вид.

Базовые

производственные

технологии,

применяемые

в

отделке

любой

полиграфической

продукции

Гельмут

Киппхан

1

выделяет

в

следующие группы (рис 1):

Рис. 1. Обзор производственных технологий, применяемых в отделке.

1



Гельмут

Киппхан.

Энциклопедия

по

печатным

средствам

информации.

Технологии

и

способы

производства / Гельмут Киппхан; пер. с нем.-М.: МГУП, 2003. – 1280с. С. 816.

При

обработке

же

акцидентной

продукции

используются

лишь

некоторые производственные методы, это: тиснение, разрезание, высечка,

биговка, загибание, тиснение фольгой, печать, распыление.

Тиснением

называют

процесс

придания

поверхности

материала

рельефной формы. Изменение формы происходит преимущественно под

действием сжимающей нагрузки без образования складок [7]. Тиснетие

делится на бескрасочное и тиснение фольгой.

Чаще

всего

данную

технологию

применяют

при

изготовлении

открыток, эмблем, афиш, пригласительных билетов, визитных карточек и

т.п.

Изобразительные

возможности

тиснения

очень

широки,

ведь

сочетание различных фактур и видов фольги дают огромное поле для

воплощения

дизайнерских

идей.

Перепад

рельефа

дает

возможность

сделать

акцент

на

изображении,

выделить

его,

придав

значимости,

например на фирменном знаке компании или нанести оптические элементы

защиты от подделки.

Раздел ение

-

это

метод

послепечатной

обработки,

когда

полиграфическая

продукция

прорезается

по

определенному,

заданному

шаблону ( в том числе перфорация, рицовка и др.). Высечка (вырубка)

представляет собой процесс послепечатной обработки полиграфической

продукции,

где

с

помощью

специальных

штампов

изделию

придается

любая

форма.

Вырубку

можно

считать

одним

из

способов

разрезания

продукции,

поскольку

отделение

материала

проводится

за

счет

значительного

сдвигового

воздействия.

Штамп

изготавливается

для

каждого заказа. Применение штамповочных прессов позволяет применять

кроме вырубки и прием высечки ,который заключается в возможности

«выбрать» из материала закрытый контур, сделать фигурное «окошко».

Можно выделить несколько видов высечки:

фигурная высечка отверстий на различных видах бумаги,

фигурная вырубка открыток и приглашений,

алфавитная

высечка,

применяемая

на

блокнотах,

каталогах,

ежедневниках, телефонных книгах и т.п.,

краевая высечка (для визитных карточек),

плоская высечка (высекается необходимый контур изделия),

сложная высечка этикеток,

вырубка картона для изготовления коробок, конвертов.

Данная технология наиболее активно используется при изготовлении

такой акцидентной продукции, как: визитки, воблеры, флайеры, брошюры,

приглашения, входные билеты, и др.

Главной

художественной

«ценностью»

вырубки

является

соответствие «формы» и «содержания» акцидентной продукции.

Лакирование

представляет

собой

процесс

облагораживания

поверхности

оттиска

или

бумаги

нанесением

слоя

лака.

Лакирование

делится

на

полное

(когда

вся

поверхность

оттиска

закрыта

лаком)

и

неполное (когда слоем лака покрывают лишь фрагмент оттиска).

Лакирование чаще всего используют при изготовлении открыток,

визитных карточек, адресных пригласительных билетов и т.п.

При лакировании акцидентная продукция приобретает повышенный

глянец,

усиливается

контраст

изображения

и

текста,

изменяются

оптические свойства поверхности оттиска. Помимо эстетических качеств

лакирование

придает

поверхности

устойчивость

к

агрессивным

воздействиям окружающей среды.

Часто, при проектировании и производстве акцидентной продукции,

дизайнеры используют широкий спектр средств. Большой популярностью

пользуются

технологии

послепечатных

процессов.

В

следствии,

большинство объектов акциденции выглядит перегружено или наоборот,

слишком примитивно. Однако, «хороший» дизайн заключается не столько в

использовании

технологий,

сколько

в

грамотном

их

исполнении,

идее.

Даже простейшие приемы послепечатной отделки могут превратить объект

мелкотиражной продукции в уникальную вещь.

Литература:

1.

Ньюарк, К. Что такое графический дизайн? / К. Ньюарк. –

М.:Астель, 2005. – 255с.

2.

Стоцкая,

Л.

Из

истории

визитных

карточек.

М.:

РИА

"Диалогъ", 2002.

3.

Владимирова,

О.

Визитки

-

бумажные

осколки

жизни

//

Независимая Газета, №6 от 06.06.2001 г

4.

Гудкова,

М.

История

визитной

карточки

//

Управление

персоналом. - 2008. -№ 16. С. 14-16.

5.

Басманова, Э.Б. Визитная карточка: история и современность /

Басманова Э. Б. – М.: Новый хронограф, 2010. – 104 с.

6.

Воробьев Д.В. Технология послепечатных процессов. М: изд-во

МГУП. – 2000. – 420 с.

А. Стефанов, С. И., Полиграфия для рекламистов и не только. – М.: Гелла-

Принт, 2002. – 352 с. С.168.

7. Германес, Э. Справочная книга технолога-полиграфиста / Пер. с

нем. Френкель С. И., Эмдина А. Г. М.: «Книга», 1982. 336 с. С 273.



В раздел образования