Программа трудового воспитания в соответствии с ФГОС
Автор: Чернова Марина Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ прогимназия "Интеллект" Населённый пункт: город Владикавказ РСО - Алания Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа трудового воспитания в соответствии с ФГОС Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка.
Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования
личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет
сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на
принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания
дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан
механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания,
государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных
учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в
концепции обращается внимание на развитие личностных качеств,
необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность,
инициативность, коммуникативность, творческое воображение,
произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не
выдвигается.
Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и
настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца;
проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная
оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное
отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в
дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В.
Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.).
Несформированность их на данном возрастном этапе становится
препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей
адаптации в самостоятельной трудовой деятельности
1
Актуальность
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста — это деятельность,
которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование
психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам
его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие
ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей
дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит
формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Несформированность их на данном возрастном этапе становится
препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей
адаптации в самостоятельной трудовой деятельности
Цель: Формирование положительного отношения к труду через
ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в
посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Задачи:
•
развивать желание и умение трудиться
•
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду
других людей и его результатам;
•
формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
2
Ожидаемые результаты:
1. Дети владеют суммой умений, позволяющих им выполнять то содержание
трудовой деятельности по самообслуживанию, в хозяйственно - бытовом и
ручном труде, в уходе за растениями учитывая возрастные и индивидуальные
особенности .
2. В процессе деятельности у ребят должны быть сформированы навыки
самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно
осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов,
пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
3. В процессе работы ребенок должен проявить аккуратность,
настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца,
контролируя себя.
4. Должны быть сформированы представления об общественной
направленности и пользе труда людей. Об их отношении к труду, об
общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе
деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У ребят
должны быть воспитаны интерес к труду окружающих и общественно
полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться,
сформировано умение выполнять свои обязанности.
5. В процессе коллективной трудовой деятельности дети должны уметь
согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом,
приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью,
использовать тактичные формы обращения, замечаний.
3
Виды труда
Самообслуживание.
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание
им самого себя: одевание - раздевание, прием пищи, санитарно-
гигиенические процедуры. Задача по формированию навыков
самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного
возраста. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает
определенную независимость от взрослого, у него формируется
чувство уверенности в себе.
Хозяйственно-бытовой труд.
Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая
наиболее доступна пониманию ребенка. У детей формируется умение
сосредотачивать внимание на одном занятии и доводить его с помощью
взрослого до конца. Необходимо формировать у ребенка представления
о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого.
Надо показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным
то окружение, в котором живет. Содержание хозяйственно-бытового
труда усложняется, и разнообразиться с возрастом. Навыки,
приобретенные ребенком в ДОУ, переносятся в семью и наоборот.
Труд в природе.
Труд детей в природе является методом экологического и трудового
воспитания. В процессе труда воспитываются любовь к природе,
бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой
деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Труд в природе имеет большое образовательное значение.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического
развития
Ручной и художественный труд.
Ручной и художественный труд. Это вид труда направлен на
удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание
входит изготовление поделок из природного материала, бумаги,
картона, такни, дерева. Результатами своего труда дети радуют других
людей, изготавливая для них подарки, украшения, своими поделками
украшают помещение группы, оформляют выставки и т.д.
Компоненты трудовой деятельности дошкольников.
4
Цель - отражение достижения предлагаемого результата труда. В
младшем дошкольном возрасте цель перед детьми ставит и помогает ее
реализовать педагог. Дети старшего дошкольного возраста ставят цель
сами, а взрослый ставит отдаленные цели для поэтапного осознания
детьми. Особенностью этого компонента является обязательное
участие в ее реализации взрослого. Самостоятельность детей и
осознание ими цели относительны.
Трудовые действия -
относительно самостоятельные процессы
трудовой деятельности. Ребенку доставляет удовольствие само
действие. А не результат. Овладевая по подражанию способами
действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной
деятельности.
Мотивы -
техническое явление, которое побуждает к определенной
деятельности. В качестве мотивов могут выступать психические
процессы, состояние и свойства личности. Мотивы разнообразны:
получение от взрослых положительную оценку своих действий;
желание самоутвердиться; вступить в общение с взрослыми;
принести пользу другим (общественный мотив) и т.д. Эти мотивы
могут быть в разном возрасте. Процесс планирования, процесс
деятельности.
Процесс планирования - это важный компонент труда. Он включает в
себя: организацию работы; исполнение; контроль и оценку, как
отдельных этапов, так и результата в целом. Малыши не планируют
свою деятельность. Старшие дошкольники планируют лишь процесс
исполнения, намечают основные этапы, но не способы исполнения. А
контроль и оценку не предусматривают. Словесное планирование
отстает от практического. Роль взрослого: сначала он планирует работу
детей сам, затем их привлекает к совместному планированию и учит
планировать самостоятельно.
Процесс деятельности - детей младшего возраста увлекает процесс
деятельности как таковой. Старших детей тоже увлекает сам процесс.
Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в
процессе труда вносит собой элемент привлекательности.
5
Результат труда -
для малышей важен не материальный результат, а
моральный (положительная оценка взрослого).
Для старшего возраста представляет интерес материальный результат,
но важен и моральный. В 5-7 лет у детей уже может появиться
гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в
труде.
Условия для организации работы по трудовому воспитанию
№ Виды труда
группа
Предметно-развивающая
среда
Дидактические
и технические
средства
1.
Трудовые
поручения
Ср.-
подг.
Уголок дежурства в
возрастной группе
Дидак. игры,
тех. средства
2.
Труд в природе
Ср
-подг.
Клумба, газоны.
Дидак. игры,
тех. средства
3.
Самообслуживание
Ср.-
подг.
Уголок дежурства,
предметы личного
пользования
Дидак. игры,
тех. средства
4.
Хозяйственно-
бытовой труд
Ср.-
подг.
Участок, группа
Дидак. игры,
тех. средства
Дидактическое обеспечение
6
Возраст
Наглядный
материал
Атрибуты и
оборудование
Художественная
литература
Средний
возраст
Предметы и
картинки о
предметном мире и
трудовой
деятельности
взрослых;
Оборудование для
экспериментирования
(песок, глина, разные
виды бумаги, ткань).
Дидактические игры
«Чудесный мешочек»,
«Магазин», «Гости
пришли», «Помоги
Андрюшке».
Дидактические пособия
для развития мелкой
моторики
Фартуки и шапочки для
дежурства;
Инвентарь для
дежурства.
Подборка
произведений по
теме в
соответствии с
возрастной
группой:
-стихи, потешки,
побуждающие
детей к
самообслуживан
ию
Старши
й
возраст
Картины,
репродукции,
видеофильмы о
профессиях
взрослых.
Различные
предметы,
инструменты,
материалы: «Мир
ткани», «Мир
дерева и металла»,
как компонентов
трудового
процесса;
экспериментирован
ие с материалами.
Дидактические игры,
моделирующие
структуру трудового
процесса и
расширяющие
представление о мире
профессий, их
взаимосвязях.
Сюжетно-ролевые игры,
отражающие реальные
трудовые процессы
(шитье кукольной
одежды, изготовление
мебели) в игровой
сюжет.
Фартуки и шапочки для
дежурства;
Инвентарь для
дежурства.
Инвентарь для труда в
природе.
Инвентарь для
дежурства в уголке
природы.
Подборка
произведений по
теме в
соответствии с
возрастной
группой:
-художественная
литература и
детские
энциклопедии,
знакомящие
детей с трудовой
деятельностью и
организацией
отдыха человека
в прошлом и
настоящем.
7
Формы организации труда дошкольников.
•
Поручения -
это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить
какое - либо трудовое действие. Это первая форма организации трудовой
деятельности. Поручения могут быть:
по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);
по продолжительности;
по содержанию.
Трудовые поручения в старшем дошкольном возрасте сложны по
содержанию, выполнению и степени ответственности за результат.
Педагог может помочь, подсказать, показать, как выполнить поручение.
Очень важно в конце выполненного ребенком трудового поручения сделать
оценку результата труда.
• Дежурства - это труд одного или нескольких детей в интересах всей
группы. В дежурстве выделяется общественная направленность труда,
реальная, практическая забота одного или нескольких детей о других.
Дежурства:
в уголке природы;
по подготовке к занятиям.
Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую
деятельность. Задачи, продолжительность и содержание зависит от взрослых
и детей. Основной смысл дежурства - забота о других.
• Общий, совместный, коллективный труд.
Общественно направленная цель результата такого труда - польза для всех.
Общий труд — это когда при общей цели каждый ребенок выполняет какую-
то часть работы самостоятельно.
Совместный труд - это взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа,
качества работы других при общей цели труда.
Коллективный труд - это труд, в котором решаются трудовые и нравственные
задачи (воспитанию коллективных взаимоотношений).
Не каждый общий и не каждый иногда и совместный труд - коллективный. А
вот коллективный труд - общий и совместный.
Общий труд характерен в средней группе. Совместный и коллективный - в
старшей и подготовительной школе. Коллективный труд организуется 1 раз в
неделю. Поддержание интереса к коллективному труду способствует
осознанию принятия его мотивов и цели.
8
Работа с родителями
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно
осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются
благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде
всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно
совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого
труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде,
работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи
трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает
трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд
вместе с родителями доставляет ребенку радость .
Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В
труде формируются такие качества личности, как ответственность,
трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует
воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности,
отзывчивости.
Формы работы
Родительские собрания
Беседы
Консультации
Дни открытых дверей
Тематические стенды
Лекции
Участие в жизни ДОУ
Субботники
Экологические, трудовые акции
9
Перспективный план по трудовому воспитанию в средней группы
Сентябр
ь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Беседа «Всему свое место»
цель: учить убирать игрушки после игры на свои места;
воспитывать бережное отношение к ним.
2.Привлекать детей к наполнению емкости водой для отстоя и
последующего полива ею комнатных растений
цель: закрепить умение аккуратно работать с водой; расширять
знания детей о правильном уходе за комнатными растениями;
воспитание заботливого отношения к ним.
3.Привлекать детей к помощи няне (убирать посуду со столов)
цель: учить работать вместе со взрослыми; воспитывать умение
получать удовлетворение от наведения чистоты и порядка.
4.Наблюдение за трудом няни
цель: довести до сознания детей важность ее работы;
воспитывать уважение к труду няни, желание ей помогать.
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок
одежду, волосы)
цель: закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол,
расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к
игрушкам.
2.Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора
цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить
представление детей о том, что листьям
тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к
растениям.
3.Протирание пыли с подоконников
цель: поддерживать желание детей принимать участие в труде со
взрослыми.
4.Наблюдение за трудом повара
10
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Стирка кукольного белья
цель: учить сортировать белье по цвету (светлое, темное),
объяснить, что стирать надо сначала светлое белье, тщательно
полоскать. отжимать, развешивать.
2.Рыхление земли в комнатных растениях
цель: довести до сознания детей необходимость этой процедуры;
развивать трудовые умения и навыки.
3.Мытье игрушек
цель: формировать трудовые взаимоотношения между детьми и
взрослыми; вызывать стремление
принимать участие в труде со взрослыми.
4.Наблюдение за работой медсестры
цель: дать детям конкретные представления о профессии
медсестры; воспитывать интерес
к жизни и деятельности окружающих людей.
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Наведение порядка в группе
цель: развивать стремление к совместной деятельности;
воспитывать желание активно участвовать в трудовых
поручениях.
2.Кормление аквариумных рыбок
цель: закреплять представление детей об уходе за рыбками;
воспитывать любовь к живому.
3.Ремонт книг
цель: привлекать детей к ремонту книг; развивать умение быстро
и четко действовать в
соответствии с указанием взрослых.
4.Наблюдение за трудом прачки
цель: закреплять имеющиеся представления о труде взрослых,о
трудовых действиях,
совершаемых ими.
11
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Смена грязных полотенец
цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление
старательно выполнить поручение
2.Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени
цель: формировать трудовые навыки, воспитывать желание
помогать взрослым
3.Мытье комнатных растений
цель: привлекать детей к посильной помощи, уточнить
представления детей о комнатных растениях.
4.Наблюдение за работой дворника
цель: закрепить имеющиеся представления о труде взрослых; о
трудовых действиях, совершаемых ими.
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Обратить внимание детей на то, как стоят стульчики
цель: закреплять умение правильно переносить стулья (держать
правой рукой за спинку, левой за сиденье)
2.Протирание пыли с листьев комнатных растений
цель: продолжать учить детей протирать пыль влажной
тряпочкой
3.Мытье стульчиков
цель: упражнять детей в трудовых действиях, закреплять умение
правильно использовать инвентарь, вызывать стремление
принимать активное участие в труде со взрослыми.
4.Наблюдение за эпизодическим трудом взрослых в детском саду
цель: дать представление о работе электрика, о трудовых
действиях им совершаемых.
12
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Мытье расчесок
цель: учить следить за своими вещами, воспитывать желание
содержать их в чистоте.
2.Полив комнатных растений
цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под
листья) и правилах(не заливать, поливать
равномерно);воспитывать желание ухаживать за растениями.
3.Мытье шкафчиков для одежды
цель: продолжать учить детей работать вместе со взрослыми,
контактировать сними, закреплять трудовые умения.
4.Д/и «Кому что нужно для работы»
цель: закрепить знания детей о профессиях, о названиях
инструментов, необходимых для работы.
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Беседа об обязанностях дежурных
цель: конкретизировать знания детей об обязанностях дежурных
по различным видам
деятельности; воспитывать положительное отношение к
дежурству
2.Посев семян ноготков
цель: учить детей сажать семена в землю; развивать трудовые
навыки; воспитывать познавательный интерес.
3.Совместный труд с няней по уборке группы
цель: учить получать удовлетворение от наведения чистоты и
порядка; воспитывать
положительное отношение к труду
4.Беседа «Кто работает в детском саду»
цель: Закрепить знания об определенном круге профессий,
воспитывать уважение к труду.
13
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Заправка постелей
цель: довести до сознания детей как надо правильно заправлять
постель; воспитывать самостоятельность
2.Пересадка комнатных растений
цель: объяснить детям необходимость данной процедуры;
формировать умение доводить начатое дело до конца.
3.Мытье уличных игрушек
цель: воспитывать устойчивое желание содержать игрушки в
чистоте; закреплять трудовые умения и навыки.
4.Беседа «Кем работают твои родители»
цель: расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду
взрослых.
Перспективный план по трудовому воспитанию в
14
старшей группе
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Складывание кроватных покрывал
Цель: Закреплять умение правильно складывать покрывало;
воспитывать аккуратность.
Полив комнатных растений.
Цель: Закрепить правила полива растений, требующих
особого режима полива; воспитывать желание правильно
ухаживать за растениями.
Мытье строительного материала
Цель: Учить участвовать в организованном труде большого
количества сверстников; формировать привычку к чистоте и
порядку.
Наблюдение за работой завхоза, показ хранения продуктов
Цель: Формировать обобщенные представления о труде
взрослых; воспитывать уважение к труду
взрослых.
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Уборка кровати
Цель: Обращать внимание на не расправленную простынь,
сбившееся одеяло в пододеяльнике; учить поправлять
постельное белье после сна; воспитывать привычку
к порядку, аккуратность.
Мытье комнатных растений.
Цель: Совершенствовать навыки ухода за растениями
различных видов; воспитывать бережное отношение к
природе.
Мытье стульчиков
Цель: Учить соотносить свою деятельность с трудом других;
совершенствовать трудовые навыки; воспитывать
ответственное отношение к труду.
Наблюдение за работой медсестры
Цель: Уточнить имеющиеся знания о данной профессии;
воспитывать положительное отношение к ней
Ноябрь
1 неделя
Застелание кровати покрывалом
15
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Цель:
Учить накрывать постель покрывалом; обратить
внимание некрасивый вид такой кровати; воспитывать
нетерпимое отношение к небрежности.
Замена воды в аквариуме.
Цель:
Закрепить знания об условиях, необходимых для
жизни рыбок, воспитывать любовь к природе, желание
заботиться о ней.
Мытье игрушек.
Цель:
Формировать культуру труда; учить работать
рационально, результативно, в общем темпе; воспитывать
трудолюбие, старательность.
Знакомство с профессией «хлебороб»
Цель:
Повышать уровень знаний о труде людей, живущих в
сельской местности; воспитывать уважение труженикам села
за их благородный труд.
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Привести в порядок кукол.
Цель:
Закреплять навыки ухода за игрушками; воспитывать
бережное отношение к ним.
Посадка лука в ящик.
Цель:
Формировать культуру труда; учить работать
рационально, результативно, в общем темпе; воспитывать
трудолюбие, старательность.
Учить подготавливать ящики для посадки; развивать
любознательность; воспитывать стремление трудиться
самостоятельно.
Изготовление украшений к празднику
Цель:
Совершенствовать навыки ручного труда в работе с
бумагой; воспитывать бережное отношение к результатам
своего труда.
Знакомство с профессией «животновод».
Цель:
Формировать обобщенные представления о
социальной значимости труда людей; расширять знания о
труде людей в сельской местности; воспитывать уважение
труду взрослых.
16
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Привести в порядок кукольную одежду
Цель: Закреплять умения стирать ( сортировать белье на
светлое и темное, замачивать и т.д.); знать правила стирки;
учить пришивать пуговицы; воспитывать привычку к
чистоте, аккуратность.
Навести порядок в шкафу с инвентарем по уходу за уголком
природы.
Цель:
Формировать умение трудиться индивидуально,
проявляя самостоятельность, планировать работу;
воспитывать аккуратность.
Разобрать новогодние украшения в группе.
Цель : Продолжать учить действовать в организованном
труде большого количества сверстников; уметь соотносить
свою деятельность с трудом других; воспитывать
ответственное отношение к труду.
Знакомство с профессией «садовод», «овощевод»
Цель: Показать путь попадания фруктов и овощей на
прилавки магазинов; воспитывать уважение к результатам
деятельности людей.
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Складывание одежды в шкаф.
Цель: Закреплять умение замечать непорядок, устранять его;
продолжать учить использовать отделения шкафчика по
назначению; воспитывать бережное отношение к вещам,
привычку к порядку.
Посев семян укропа и петрушки.
Цель: Учить подготавливать бороздки для посева семян;
воспитывать желание помогать взрослым, развивать
трудолюбие.
Мытье игрушек
Цель:
Продолжать учить соотносить свою деятельность с
трудом других; формировать культуру труда; прививать
любовь к труду
Беседа о том, кем работают родители.
Цель: Расширять кругозор; воспитывать уважение к
различным профессиям, гордость за родителей
17
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Отбор игрушек, подлежащих ремонту
Цель:
Развивать внимательность, умение замечать
испорченные игрушки; воспитывать бережное отношение к
игрушкам.
Пересадка комнатных растений
Цель:
Совершенствовать навыки ухода за растениями
различных видов; формировать умение работать аккуратно,
старательно.
Мытье шкафчиков в раздевальной комнате
Цель:
Совершенствовать трудовые навыки; закреплять
умение правильно пользоваться оборудованием, инвентарем;
воспитывать ответственное отношение к труду.
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».
Цель:
Уточнить знания о различных профессиях;
расширять кругозор; воспитывать интерес к труду.
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Помощь малышам в одевании после сна
Цель: Учить общаться с маленькими детьми; прививать
любовь к малышам, желание их опекать.
Посадка фасоли в ящики
Цель:
Продолжать учить подготавливать бороздки для
посадки; упражнять в умении сажать самостоятельно;
воспитывать любознательность.
Генеральная уборка игровых уголков.
Цель: Учить работать рационально, результативно, в общем
темпе; формировать умение давать оценку труда своей
бригады и коллектива в целом.
Подбор иллюстраций о труде взрослых.
Цель: Закреплять знания детей о различных профессиях;
расширять кругозор; воспитывать положи тельное
отношение к труду.
18
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Ремонт книг.
Цель: Совершенствовать навыки ручного труда; воспитывать
бережное отношение к книгам
Генеральная уборка в уголке природы.
Цель:
Совершенствовать навыки ухода за обитателями
природного уголка; воспитывать любовь и бережное
отношение к природе.
Уборка в умывальной комнате
Цель: Продолжать формировать культуру труда; воспитывать
аккуратность.
Оформление альбома «Кем быть»
Цель: Обобщить знания о различных специальностях;
поддерживать стремление подражать взрослым
в процессе игровой деятельности.
19
Перспективный план по трудовому воспитанию в подготовительной
группе.
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Совершенствование навыков самообслуживания;
Цель: совершенствование умений самостоятельно одеваться,
раздеваться, аккуратно складывать одежду;
Полив комнатных растений
Закрепить правила полива растений, требующих особого режима
полива;
воспитывать
желание
правильно
ухаживать
за
растениями.
уборка мусора на участке; сбор семян цветов;
Цель:
воспитание
стремления
к
труду;
обучение
умению
различать зрелые и незрелые семена; обучение умению работать
сообща
Расширить представление о разнообразии профессий,
занимающихся развитием ребенка (учитель, руководитель
кружка)
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Протирание, мытье игрушек, строительного материала. Работа
по схеме.
Цель:
приобщать
к
коллективной
трудовой
деятельности
(выдвигать цель, обосновывать её, планировать, организовывать,
контролировать основные этапы и результаты)..
«Как выращивают хлеб?»
Изготовление
хлебобулочных
изделий
из
солёного
теста
для
сюжетно-ролевой игры «Булочная»
Мытье игрушек.
Формировать культуру труда; учить работать рационально,
результативно,
в
общем
темпе;
воспитывать
трудолюбие,
старательность.
Знакомство с профессией «хлебороб»
Повышать уровень знаний о труде людей, живущих в сельской
местности; воспитывать уважение к труженникам села за их
благородный труд.
20
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий
(подклеивание книг, коробок)
формирование положительного отношения к труду, трудовых
навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым
и сверстниками
2.
Организация выставки «Осенняя фантазия» - изготовление
поделок из природного материала
Научить испытывать чувство удовлетворения от реализации
трудового замысла
3.Мытье игрушек
цель: формировать трудовые взаимоотношения между детьми и
взрослыми; вызывать стремление
принимать участие в труде с взрослыми.
4.Расширить представление детей о разнообразии профессий –
профессия скорняк.
Оформить выставку изделий из кожи
(перчатки, пояс, браслет, кошелек, сумка…)
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Наведение порядка в группе
цель: развивать стремление к совместной деятельности;
воспитывать желание активно участвовать в трудовых
поручениях.
2.
Новый год в семье
Цель: Продолжать учить детей работать с бумагой в технике
оригами
3.
Очистка участка от снега; расчистка дорожек от снега;
Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой
участок; воспитывать трудолюбие
4.
Расширить представление детей о разнообразии профессий
Подобрать иллюстрации металлургического завода. Оформление
выставки изделий из металла (посуда, машинки, украшения…)
21
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.
Привести в порядок кукольную одежду
Цель: Закреплять умения стирать ( сортировать белье на светлое
и темное, замачивать и т.д.); знать правила стирки; учить
пришивать пуговицы; воспитывать привычку к чистоте,
аккуратность.
2.Навести порядок в шкафу с инвентарем по уходу за уголком
природы.
Цель: Формировать умение трудиться индивидуально, проявляя
самостоятельность, планировать работу; воспитывать
аккуратность
3.
Внести модель труда. Овца→шерсть→пряжа→ вязальная
машина (спицы)→готовое изделие
Познакомить детей с трикотажем и его свойствами
4. Расширить представление о разнообразии профессий (ткачиха,
вязальщица)
Составление рассказа на тему «Кем я хочу быть,
когда вырасту». ТРИЗ «Если бы все вокруг было из шерсти»
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Обратить внимание детей на то, как стоят стульчики
цель: закреплять умение правильно переносить стулья (держать
правой рукой за спинку, левой за сиденье)
2.
Изготовление подарка-сувенира к 23 февраля
Цель:
использовать ручные умения для изготовления подарков и
сувениров, проявляя при этом творчество
3.Поможем няне сервировать стол к обеду (по схеме), приучать
детей добросовестно выполнять обязанности.
4. Различать представление о транспорте
(железнодорожный транспорт), о профессиях людей, которые
работают на железной дороге
Подобрать иллюстрации на тему Железнодорожный транспорт
(вокзал, платформа, вагон, носильщик, кассир, кондуктор).
Внести книгу рассказов Житкова «Что я видел»
22
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.
«Международный женский день»
Цель: продолжать учить работать в технике оригами
«Тюльпан для мамы»
2.
Ежедневная подкормка птиц на участке. Уборка веток и снега
на участке
Цель: Продолжать заботиться о прилетающих на участок птицах
3.Мытье шкафчиков для одежды
цель: продолжать учить детей работать вместе со взрослыми,
контактировать сними, закреплять трудовые умения.
4.
Продолжать знакомить детей с профессиями (врач, медсестра,
санитарка)
Подобрать иллюстрации: больница, поликлиника,
аптека. Внести д\и «Профессии»
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1.Беседа об обязанностях дежурных
цель: конкретизировать знания детей об обязанностях дежурных
по различным видам
деятельности; воспитывать положительное отношение к
дежурству
2.
Уход за рассадой бархатцев
Цель:
Вести календарь роста рассады,
посадка семян бархатцев,
ноготков
3.
«Букет цветов». Выкладывание семенами, косточками на
цветном картоне.
Цель:
продолжать обучать некоторым видам ручного труда.
Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки
работы с картоном.
4.Организовать д\и «Кому что надо для работы». Внести модель
связи разных профессий (врач, конструктор, космонавт, инженер,
рабочий, повар, портной)
Цель:
расширить представления о разнообразии профессий,
показать связь людей разных профессий
23
Май
1неделя
2неделя
3неделя
4 неделя
1.Помощь малышам в одевании их на прогулку.
Цель: Формировать навыки организованной коллективной
трудовой деятельности.
2.
Ухаживание за рассадой с последующей высадкой в клумбу
Цель: понимать личностную значимость посильного труда
(выращивание рассады)
3.Мытье уличных игрушек
цель: развивать желание вместе со взрослыми трудиться.
Учить детей оценивать результат своей работы
4. Д\и «Чей это инструмент». Д\у «Кто что делает». Викторина.
Цель:
Расширять представления детей о труде взрослых.
Показать значение и важность каждой специальности для других
людей
24
Вывод
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных
факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда –
это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе
труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой
деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие
коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения,
сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
25