Автор: Чернова Оксана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27"
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: Конспет организованной образоватильной деятельности по экологическому воспитанию
Тема: "Наш край-природная кладовая"
Раздел: дошкольное образование
Программное содержание.:
Образовательные:
1. Дать представления о том, что природа – это наш общий дом. Закрепить
представления о разнообразии природы родного края. Формировать представления о
правильном поведении в природе.
2. Способствовать умению выделять средства выразительности при рассматривании
картин о природе, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность и познавательный интерес к флоре и фауне
родного края.
2. Развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, связную речь,
речевое творчество.
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе родного края.
2. Воспитывать чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и
прекрасному, что нас окружает.
3. Воспитывать внимательное и бережное отношение к животным и растениям родного
края
Предварительная работа:
1. Чтение художественных произведений о животных и растениях.
2. Заучивание стихов о природе.
3. Дидактические игры экологического содержания.
4. Чтение и рассматривание Красной книги
Материалы и оборудование: иллюстрации птиц (чайка, ласточка, воробей, ворона),
животных (лиса, белка, ёж, медведь), иллюстрации лесных кормушек для животных,
кормушка для птиц, силуэты животных, следы животных, ларец сокровищ, музыка из
серии"звуки природы".
Словарная работа: активизация словаря (кладовая, сокровища, ларец, застилал,
родина, республика). Интеграция образовательных областей: музыка, развитие речи,
художественная литература.
Индивидуальная работа с Ильёй С. и Леной А. разучивание стихотворений о Родине
(работа над выразительностью, четкостью исполнения)
Ход занятия:
Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как хорошо
мы с вами занимаемся по экологии. Давайте их поприветствуем (дети здороваются)
"Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса, степи, поля-
Дом наш родимый, ребята!"
-Ребята, скажите, в какой стране мы живем? ( Мы живем в России)
-А как называется город, в котором мы живем? (город Чебоксары – столица Чувашской
Республики)
-Ребята, мы с вами живем в очень красивом месте, природа нашего края красива и
разнообразна, Наш край - это природная кладовая.
Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды
М. Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими
сокровищами жизни".
-Ребята, как вы думаете, о каких сокровищах говорил М. Пришвин? (рассуждения
детей)
-Правильно, это растения, животные, птицы которые живут рядом с нами на нашей
земле. Их очень много и они все разные, Я приглашаю вас собрать сокровища нашего
края в этот удивительный ларец.
Тогда отправляемся в путешествие, закрывайте глаза, а я прочту четверостишие и мы с
вами окажемся в лесу.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
"Быть по-моему", - вели.
Вели, чтобы мы оказались
В лесу!
-Ну вот, мы и оказались с вами в лесу, посмотрите, как красив лес!
-Что мы видим в лесу? (Деревья)
-Как можно узнать деревья? (по коре, по веткам)
-Мы наблюдали деревья в разное время года, какие вы были внимательные во время
наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"
*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)
*Из плодов какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)
-Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (ответы детей)
-Вот первое сокровище, которое мы положим в наш ларец- это деревья. Положим
картинки с изображением деревьев в ларец.
Физкультминутка «Старик – Лесовик»:
Жил под елкой старичок,
Старичок – лесовичок.
Вместе с солнышком вставал (потягивания),
Умываться начинал («умывают» ладошками лицо).
Подметал потом он хатку (движения «подметания»),
Застилал свою кроватку(«застилают» руками).
Утром выполнил разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища),
И уселся на тропинку (садятся).
Не так давно лежал снег. Но в лесу снег ещё лежит белым покрывалом.
Отправляемся дальше, мы вышли с вами на лесную поляну. Она покрыта вся снежным
покрывалом , а на нем какие то узоры.
-Как вы думаете, что это? (следы зверей и птиц)
-Какие звери оставили свой след ? (белка, лиса, волк, заяц)
Как хорошо вы знаете наших животных, мы узнаем из игры, которая называется
"Угадай по описанию"
*Маленький, трусливый, длинноухий....(заяц)
-Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)
*Рыжая, хитрая, длиннохвостая....(лиса)
-Чем питается лиса зимой? (ловит зайцев, полевых мышек)
*Маленький, серый, колючий, шустрый...(ёж)
-Что делает зимой ёж? (спит)
*Огромный, длинноногий, рогатый...(лось)
-Водится ли в наших лесах лось? (да)
*Маленькая, рыженькая, прыгучая...(белка)
-Как белка готовится к зиме? (делает запасы, орешки, грибы, шишки)
*Серый, злой, голодный...(волк)
-Почему говорят, что волк голодный? (трудно найти пищу)
-Молодцы, а как вы думаете, легко ли зимой зверям найти пищу в лесу? Почему?
(ответы детей)
-А чем может помочь человек? (построить кормушку)
-Для каких зверей нужна кормушка? (для лосей и косуль)
Вот и второе сокровище для нашего ларца, это звери, будем их беречь и помогать им.
-Прислушайтесь, почему в лесу тихо? (не слышно пения птиц)
-Голосами, каких птиц был наполнен лес летом?
Послушайте (звучит запись с голосами птиц)
-Каких птиц вы услышали? (дятел, кукушка, соловьи)
-все ли птицы остаются в лесу на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)
-Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (перелетные)
-А почему они улетают? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью
насекомые исчезают)
-Каких перелетных птиц вы знаете? (журавли, гуси, лебеди, -скворцы, ласточки, чайки)
-Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)
-Чем питаются зимующие птицы? (ягодами рябины, зернами, семечками и крошками
хлеба, которые дают люди)
-Как нужно заботиться о зимующих птицах? (делать кормушки, не забывать добавлять
корм в кормушки)
Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, голуби, синицы, вороны)
Птицы- это третье наше сокровище.
-Положим картинки с изображением птиц в нашу сокровищницу.
-Ребята, чтобы сохранить природу, птиц и зверей, необходимо бережно к ним
относится, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Каждый из ребят по очереди
называет правило поведения в лесу, не повторяясь. Будьте внимательны. (Не разрушать
муравейники, не сорить, не разводить костры, не разрушать гнезда, не топтать цветы и
ягоды, не пугать птиц и зверей)
Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. Давайте закроем глаза и послушаем
наше знакомое четверостишие.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
"Быть по-моему", - вели.
Вели, чтобы мы оказались
В группе!
-Ребята, наш ларец наполнился сокровищами? (нет, там мало сокровищ)
-Конечно, мы положили в ларец сегодня сокровища леса, но в наших краях есть еще
много других сокровищ –это и поля, и реки, и луга, и насекомые, и лекарственные
травы и многое другое. Об этом мы с вами поговорим на следующих занятиях. И будем
наполнять наш ларец другими сокровищами.
Вот мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника, не напугали птиц и зверей, не
нарушили тишины и гармонии леса. Пусть мир, в котором мы живем, остаётся
голубым и зелёным.
И в заключение, послушайте стихотворение М.Романовой:
"Эту истину знают от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!"
-Продолжите предложение, которое начинается так:
-Я сегодня узнал ......
-Я сегодня удивился......
-Я сегодня запомнил.....
Молодцы ребята!!! Вы отлично справились. А наш ларец положим в уголок природы. И
наших сокровищ в ларце будет с каждым разом больше.