Автор: Грачева Галина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№15
Населённый пункт: город Мичуринск
Наименование материала: статья
Тема: Школьные трудности
Раздел: начальное образование
Школьные трудности, принесённые из дома.
Естественно искать причины школьных трудностей в школе.
Естественно, но не всегда правильно. Иногда начало обучения ребёнка в
школе высвечивает те болезненные проблемы, которые существовали
заведомо до школы, но не замечались или были не существенными.
Причиной их оказываются те или иные недостатки в укладе жизни
семьи – и потому она, с особенным рвением «кивает» на школу.
О чём идёт речь?
С первых школьных дней на этих детей невольно обращаешь
внимание. В чём-то они разные, но сходного, общего – гораздо больше.
Непоседливые, суетливые, рассеянные, невнимательные,
расторможенные, возбудимые. Иной раз удивляют своей взрослостью, но
гораздо чаще – озадачивают: бедна речь, бедны знания и бытовые навыки, а
навыки общения – грубы. И опытный учитель, предположив, не ошибётся: в
семье не всё в порядке.
В первые школьные дни эти дети ведут себя как «дети» - на уроках часто
играют, и не могут понять, почему это делать нельзя; могут начать громко
разговаривать или рассказывать о чём-то постореннем; к ошибкам и
неудачам относятся беспечно, да, собственно, и не воспринимают их как
неудачу.
Часто эти дети раздражительны, агрессивны – ведь они быстро
утомляются, а утомление может вылиться не только в вялость, но и
расторможенность.
Я сказала, что опытный учитель поймёт. Далеко не все опытны, да и
понимание может не сработать. А поведение детей требует
незамедлительной коррекции; и может статься, учитель позовёт родителей.
Родители все разные…
Ошибкой было бы думать, что пьющие родители безразличны к успехам
своих детей. Ведь большинство пьющих алкоголиками себя не считают, а к
успехам детей относятся с ревнивой настороженностью: «Чтоб не был хуже
других!» И в этой ситуации учительский призыв «Принять меры» может лишь
обрушить на ребёнка поток родительских попрёков, брани и наказаний. И он,
ребёнок, оказывается в полной безвыходности: и в школе корят, и дома
ругают.
Конечно с такими детьми тяжело, но и учителю, и тем домашним, кому
их судьба не безразлична, надо понять: единственный выход из подобной
ситуации – в терпении. Не допустимо на «срыв» ребенка отвечать
собственным срывом. Попробуйте успокоить ребёнка, переключить его
внимание на что-то радостное, позволяющее хотя бы на время «уйти» из
конфликтной ситуации. Надо спокойно указать ребёнку, что он не прав;
предложить , например, как в подобной ситуации поступил бы его любимый
герой из мультфильма. Надо больше одобрять ребёнка, разговаривать с ним,
успокаивать. А поминутно напоминать ему о неудачах, бранить, бить,
заставлять часами сидеть за уроками – дело пустое. Только окончательно
подорвёте его веру в себя, вызовите отвращение к школе, к вам, к себе – и
ещё большую агрессивность и неуправляемость.
А ребёнку нужно спокойствие, терпеливость, способность к
целенаправленной работе.
Консультация у детского психолога или психоневролога тоже в данном
случае не повредит.
Обыкновенные семейные ссоры кому-то могут показаться по
сравнению с пьянством небольшой бедой – у кого их не бывает. А между
прочим, постоянное напряжение в семье может быть весомым источником
школьных трудностей.
Самое очевидное: в таких семьях нет единой линии в воспитании
(мать наказывает, отец жалеет и наоборот). Ребёнок быстро находит
выгодный для себя стиль поведения, потом переносит его на общение со
сверстниками, а затем и в классе, пробует реализовать свои « умения и
навыки».
К такому ребёнку нелегко найти подход; он насторожен, недоверчив,
«себе на уме».
Ссорясь, родители думают, что ребёнок не понимает. Да, может он не
понимает сути разногласий, но зато так остро чувствует напряжение,
эмоциональный не уют домашней жизни.
Ради ребёнка родители должны всё же как-нибудь с этим справиться, и
уж, конечно, «не делить» его .
Ошибки в воспитании, способные вызывать школьные трудности, могут
быть и в «бесконфликтных» семьях. Казалось бы, что плохого в том, что мама
принимает близко к сердцу все школьные дела, переживает и волнуется за
ребёнка? А поводов для волнения множество: вдруг он опоздает в школу?
Если не успеет написать упражнение в классе? Почему у его приятеля
отметки лучше?
Вот два «микроинтервью»:
Мама. Да его не ругаю, ничего даже не говорю! Но когда открываю тетрадь, а
там двойка – не удерживаюсь, и хоть раз, но вздохну. А ему вроде всегда всё
равно.
Сын (2 кл.) Я боюсь её расстроить, так боюсь, что даже, когда пишу диктант,
всё равно думаю: «Вот сделаю ошибку, поставят двойку – а она потом почти
плачет».
Вот так: мама - из лучших побуждений – переключает внимание ребёнка
с его работы на последствия этой работы (словно предсказывая – они
непременно будут неудачными). И, в сущности, не помогает, а мешает ему.
Взрослые «давят» на детей по-разному. Кто-то бьёт «на жалость», на
эмоциональную детскую отзывчивость, кто-то ругает: выгонят из школы,
оставят на второй год, оставят учиться с умственно отсталыми. Не бьют, но
это такое же битьё, только – психологическое. Страх, как и побои, парализует
волю ребёнка, превращает в ничто его уверенность в себя.
Главная проблема для родителей: как суметь соединить требовательность
с уважением к детям, а «сердечное» отношение – с твёрдостью? Каждому
приходится решать это самостоятельно. Это зависит и от уклада жизни, и от
характера взрослых и детей, и от обстановки в школе.
Контакт с детьми всегда сохранится, если ребёнок будет чувствовать, что вы
«за него», вместе с ним , что вы не воюете, а помогаете.
Есть три основные причины, которые порождают в школе, принесённые из
дома трудности:
НЕПОНИМАНИЕ. (Взрослые не понимают или заранее знают причины
школьных неудач (ленив, не старается и т.д.). На чьей здесь они стороне _
понять трудно: на стороне собственной душевной лени, невнимания к
ребёнку.)
НЕСООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ. (Благие намерения
взрослых научить ребёнка всему и сделать первым во всём ( музыка, спорт,
учёба ит.п.) наталкивается на маленькое препятствие – размер детских
возможностей. Трудности растут, но и родители без боя не сдаются. Однажды
ребёнок дорастёт до невесёлой мысли: взрослым важен не он сам, а
связанная с ним «показуха». Неприятие детей – это один из самых тяжёлых
случаев, потому что родители редко признаются себе, что ребёнок им не
нравится: он не такой, как хотелось бы. А каково ребёнку живётся с
ощущением, что он не такой?
НЕГИБКОСТЬ ВЗРОСЛЫХ. Иногда лучшая воспитательная мера – не
заметить ошибку, неудачу, даже проступок ребёнка. Но, как не заметить,
если в доме живут «по правилам», из которых нет исключений ( во всяком
случае для детей; позже – то они обнаружат, что к себе взрослые не так
строги). Понятны ли, посильны ли эти правила – судить детям не позволено.
И они понимают, что взрослые «не за них», они – лишь за эти самые
«правила»
Впрочем, в семьях, где нет правил, а живут «как придёт в голову», детям
не легче.
Все перекосы отношения к детям школа проявляет как сильный
реактив, потому что начало учения – это действительно перемена во всей
жизни ребёнка, а не только его умственной деятельности. Надо стараться все
эти перекосы и недоработки не закрепить, а устранить. Поступление в школу,
когда весь прежний уклад жизни для ребёнка меняется – самое подходящее
для этого время.