Напоминание

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРМСКОГО ПИАНИСТА ЮРИЯ АГАФОНОВА


Автор: Корнеева Яна Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств №13
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРМСКОГО ПИАНИСТА ЮРИЯ АГАФОНОВА
Раздел: дополнительное образование





Назад




Я.Ю.КОРНЕЕВА

Детская школа искусств № 13 г. Перми

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРМСКОГО ПИАНИСТА ЮРИЯ

АГАФОНОВА

Работа посвящена творческому облику солиста Пермской

филармонии,

пианиста

Юрия

Васильевича

Агафонова,

внесшего

значительный вклад в развитие пермской музыкальной культуры

и

фортепианного исполнительства, автором проведена исследовательская

работа по изучению его жизненного пути, концертной и педагогической

деятельности.

Прикамье обладает уникальным культурно-историческим наследием.

Многие ученые, исследователи ведут деятельность с целью сохранения,

укрепления, развития и изучения региональной культуры, ее ценностей.

Музыкальное искусство в контексте пермской культуры занимает одно из

ведущих мест. История и особенности его развития

представляют

несомненный

интерес.

Одним

из

музыкальных

деятелей

Прикамья,

внесшим значительный вклад в развитие пермской музыкальной культуры и

фортепианного

исполнительства,

является

пианист

Юрий

Васильевич

Агафонов. Музыкант трагически ушел из жизни в расцвете сил.

Софья

Хентова

писала:

«Одним

из

методов

истории

и

теории

фортепианного исполнительства является метод биографический – изучение

жизненного,

творческого

пути

деятелей

фортепианной

культуры.

Обращаясь к биографии артиста,

взглядам, исканиям, к его внутренней

жизни, мы как бы одеваем общее в «плоть и кровь» абсолютной реальности.

Изучая человека – творца пианистического искусства, тем самым постигаем

и само искусство, в его глубокой сущности»[1, 5].

В данном исследовании мы также воспользовались биографическим

методом. На родине пианиста, в городе Губаха, в музыкальной школе, где

он учился, в музее его имени, нами проведена работа по сбору документов,

писем, личных записей, статей, интересных фактов из жизни музыканта.

Особо ценным представляется возможность общения с близкими, родными,

знакомыми, друзьями и коллегами пианиста. Выяснению профессионального

пианистического

развития

помогали

списки

репертуара,

концертные

программы

Юрия

Васильевича,

аудио

и

видео

записи

его

выступлений

(архивы Областного радио и телевидения).

Юрий Васильевич Агафонов родился 16 августа 1953 года в г.Губаха

Пермской

области.

Закончил

с

отличием

Пермское

музыкальное

училище,

Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского и

аспирантуру по классу

профессора

М.С.

Воскресенского.

1

С

1977

года

Юрий

Васильевич

работал

в

качестве солиста музыкального лектория

Пермской филармонии. В 1979 году

служил в военном

оркестре В.И. Лицмана,

гастролировал с оркестром

в

Свердловске, Н.Новгороде, Москве. В период с 1979 по 1982 год преподавал в

Пермском институте искусства и культуры, позднее в Пермском педагогическом

университете. В 1981 году получил звание лауреата Всероссийского конкурса в

Казани (3-е место). Этот успех стал общественным признанием таланта молодого

артиста. Участвовал в отборочных соревнованиях на международные конкурсы в

Париже Женеве, Токио.

Выступал с сольными программами в Москве, Казани,

Челябинске, Тюмени, Ташкенте, Ереване и других городах.

Гастролировал в

Германии и Дании. В 1987 году на Всероссийском конкурсе вокалистов оперно-

камерного

пения

в

Перми

получил

почетный

диплом

за

аккомпанемент.

Неоднократно

награждался

почетными

грамотами

филармонии

и

управления

культуры. При его активном содействии создавался Клуб любителей классической

музыки. В 1994 году музыкант был официальным концертмейстером конкурса им.

П.И. Чайковского в г.Москва. В 1995 году Юрий Васильевич получил почетное

звание заслуженного артиста России.

Родился будущий музыкант в семье интеллигентных, интересных и

творческих людей. Отец Василий Васильевич играл на многих

музыкальных

инструментах: мандолина, гитара, фортепиано, баян.

В

небольшом провинциальном городе в

то время сформировался мощный

интеллектуальный слой. Деятельное участие в культурной жизни города

принимали

горком

партии,

шахты,

заводы,

ГРЭС.

Они

устраивали

гастрольные выступления артистов из разных городов нашей страны. Юрий

и его сестра Татьяна были одними из первых учеников музыкальной школы,

открывшейся в Новой Губахе в 1962 году. Оба

занимались по классу

фортепиано.

Учился

Юрий

отлично

и

окончил

музыкальную

школу

экстерном.

Педагоги

сразу

заметили

его

яркое

музыкальное

дарование.

Кроме музыки Юрий страстно увлекался химией, поэзией, спортом, был

разносторонне развитым ребенком.

Занятия

в

Пермском

музыкальном

училище,

крупном

центре

музыкального образования и концертно-просветительской работы,

были

для Юрия базой, фундаментом для дальнейшего творческого роста. Первое

время он учился заочно, приезжая в Пермь только на сессии, заканчивая

общеобразовательную школу в Губахе. Пианист поступил в Московскую

государственную

консерваторию

впервые

в

истории

фортепианного

отделения Пермского музыкального училища. На 35 мест Юрий прошел

шестнадцатым.

Это

был

настоящий

прорыв,

огромный

успех

нашего

земляка.

2

В

каникулы, приезжая домой,

Юрий давал

консультации,

1

Михаил

Сергеевич

Воскресенский

-

профессор

Московской

консерватории,

народный артист РСФСР. Среди учеников:

лауреаты международных конкурсов

Ст. Иголинский, Е.Крушевский и др.

2

До Юрия из

выпускников Пермского музыкального училища

Московскую

консерваторию закончил известный композитор Е.Крылатов.

открытые уроки, сольные концерты в музыкальной школе родного города

Губаха. Педагоги

внимательно следили за

творческим ростом своего

воспитанника.

Культурная жизнь региона была в 70-х-80-х годах 20 века

разнообразна и богата. Славился своими выступлениями академического

театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермский драматический театр.

Расширялась

и

укреплялась

сеть

музыкальных

учреждений

Перми.

Областная филармония играла в 70-е годы немаловажную роль в культурном

пространстве Урала. Продолжалось формирование артистического состава

музыкального

лектория,

создавались

и

развивались

новые

творческие

коллективы, проводились фестивали. Прикамья.

О. Белогрудов, доцент

института

культуры,

кандидат

искусствоведения

писал:

«В

нашем

миллионном городе первым пианистом я бы назвал

Юрия Агафонова,

солиста

Пермской

филармонии.

Это

постоянно

растущий

пианист,

искусством которого мы уже сейчас можем по праву гордиться»[2]. Работа в

филармонии,

подготовка

программ

и

выступления

в

качестве

солиста,

концертмейстера, с симфоническим оркестром, преподавание в институте

культуры, служба в военном оркестре.

М. Воскресенский

говорил: «У Юры блестящее будущее.

Превосходный

пианистический

аппарат,

великолепная

техника,

работоспособность».

3

«Я уверен, что игра замечательного пианиста Юрия

Агафонова доставит много радости любителям музыки, и пермяки могут

гордиться своим земляком»

4

,- так М.Воскресенский сказал о своем ученике в

один из своих приездов в Пермь. Это была разносторонняя, интересная,

самобытная

личность,

человек

высокой

культуры,

интеллектуал,

эрудит.

Пианист

фантастически

читал

с

листа.

Был

такой

случай.

Пермское

музыкальное

училище.

Государственные

экзамены

у

скрипачей,

а

концертмейстер

заболел.

Нужно

было

играть

концерт

А.И.

Хачатуряна,

Юрия попросили подыграть. В итоге, он не просто «подыграл», а «вел» за

собой скрипачку. Про один из концертов в газете «Вечерняя Пермь» была

опубликована статья: «Состоялся очередной симфонический концерт этого

музыкального сезона. В концерте принял участие Ю.Агафонов. Об игре

этого талантливого музыканта следует сказать особо. Он исполнил очень

длинное произведение, очень бегло, с листа и ни разу не ошибся! Большое

достижение мастистого пермского игрока на фортепиано».

«Музыкант

с

тонким

художественным

вкусом,

обладающий

незаурядным техническим мастерством. Безупречный технический аппарат,

точное ощущение стиля, интуиция, умение анализировать, чувство формы и

3

Выдержка из филармонического буклета.

4

Выдержка из филармонического буклета.

перспективы в процессе создания концертных программ составляют полный

комплекс пианиста высокого класса»

5

, так писали о

Юрии Васильевиче

критики.

В сольные программы пианист включал фортепианные произведения

различных времен и стилей, сочинения русских, советских и зарубежных

композиторов. Особенно его привлекала музыка композиторов-романтиков,

импрессионистов

и

советских

авторов.

Его

интерпретация

сочинений

Чайковского,

Шуберта,

Шумана,

Листа,

Шопена,

Рахманининова

отличались трепетным отношением к звуковой палитре, проникновением в

эмоционально-психологическое содержание опуса, чуткостью к авторскому

замыслу.

Музыкант

постоянно углублял поиски

в этом направлении.

Романтизм, с его

выдвижением на первый план чувства,

мира

человеческой души, глубокий психологизмом, разладом художника с

реальностью особенно привлекал пианиста. Произведения романтиков в

интерпретации

Агафонова

-

волевые,

активные,

наполненные

бурной

страстью и в тоже время лирикой, поэтикой, В исполнении присутствовала

прочувствованность,

«ассоциативное

осмысливание»[3],

сочетание

свободного полета фантазии со строгой разумностью. Свойства музыки

Шопена

- «реалистическая правдивость художественного высказывания,

глубина и искренность чувства, богатство фантазии, красота и совершенство

воплощения

и

т.п.»[3];

демонизм

и

лирика

Листа;

«сложный,

противоречивый

внутренний

мир

человека,

воплощенный

Робертом

Шуманом

с

удивительной

поэзией»[4]

неотрывно

его

влекли.

«Трагедийность, уединенность внутреннего душевного мира. Мучительные

поиски и прорывы. Дух его музыки и светлая мечта возвращается ко мне как

дорогое наследство»,- писал о

С.В. Рахманинове Юрий Агафонов.

Н.А.

Егошин, доцент Пермского педагогического университета, вспоминал, что

сильное

впечатление, даже потрясение, произвело на него исполнение

Агафоновым в зале Дворца пионеров Сонаты f-moll И.Брамса: «Это было

очень глубокое прочтение, для меня оно до сих пор остается эталоном».

Новые стороны своей артистической индивидуальности Агафонов

раскрывал перед слушателями в исполнении произведений композиторов –

импрессионистов, советских авторов. Пианист обнаруживал незаурядные

колористические

ресурсы,

владел

разнообразными

выразительными

средствами.

Если

говорить

об

исполнительском

типе

Агафонова,

а

их

по

классификации

Д.А.

Рабиновича

существует

четыре:

«виртуозный,

эмоциональный, рационалистичный, интеллектуальный»[3], можно сделать

вывод,

основываясь

на

слушательских

впечатлениях,

репертуаре,

высказываниях профессионалов, что при мощном интеллектуальном начале,

доминантой

в

его

артистической

индивидуальности,

являет ся

эмоциональность. В эмоциональном типе «выражать», «прочувствовать» -

5

Выдержка из филармонического букета.

преобладающая

цель. Естественно, эмоциональный тип исполнителей не

исключает

виртуозности,

глубинного

постижения

музыкального

произведения. Д. Рабинович пишет о том, что чистые типы – абстракция,

необходимо нахождение подлинной доминанты.

Музыкант вел также преподавательскую деятельность. Студенты

занимались

у

него

с

интересом,

показывали

хорошие

результаты.

В

педагогическом университете 2 года он руководил ассистентом-стажером.

Он

занимался

очень

серьезно,

профессионально,

с

большой

отдачей.

Приезжая в Губаху, пианист консультировал педагогов музыкальной школы,

прослушивал выпускников, давал мастер-классы и сольные концерты. Во

время таких встреч чувствовалась его любовь, чуткое отношение к детям. Он

стремился передать им умение слушать себя, понимать музыку

В концертном сезоне 1993- 1994г.г. Юрий участвовал в интересных

абонементах для учащихся школ, молодежи: «Живая связь времен», «Стили

и направления в музыке», «Библейские сюжеты в музыке», «Стань музыкой

слово». Юрий отмечал позитивную тенденцию: «Самое удивительное, что

начинает постепенно оживать интерес к классическому искусству, на первых

концертах этого сезона залы были практически полные, и это уже радует,

молодежь начинает с интересом прислушиваться к музыке, видимо слегка

устали от «рока»».

Ю.В. Агафонов стоял у истоков Клуба любителей классической

музыки,

вместе

с

лауреатом

Всесоюзного

и

Всероссийского

конкурсов

Василием Овчаровым (баритон) подготовил интересные программы, среди

которых: «Русские романсы и народные песни», «Австрия. Германия. Век

романтизма».

В начале сентября 1995 года на творческом взлете прервался его

жизненный путь. Но имя этого музыканта не забыто. В 1998 году в ДМШ

№2 г.Губаха открыт музей и мемориальная доска пианиста, средства на их

создание

были собраны на благотворительных концертах коллег Юрия

Васильевича в Перми и знаменитой певицы Лины Мкртчян, специально

прилетевшей из Москвы, помогла администрация города. В музее хранятся

афиши, фотографии, статьи, записи выступлений и другие материалы. В

музыкальной

школе

ежегодно

проводятся

концерты

памяти

пианиста,

региональный открытый конкурс пианистов его имени, учреждена премия

для

лучших

учеников

школы.

С

2013

года

ДМШ

№2

носит

имя

Ю.

Агафонова. Проводится фестиваль «Друзья и коллеги Ю. Агафонова», на

котором выступали такие известные музыкант как М. Воскресенский, Н.

Кереселидзе, Ю. Розум, Я. Иванилова (сопрано), Е. Талисман, из молодых

исполнителей Е. Корженевич (скрипка), С. Цой и многие другие. На стене

дома

на

углу

улиц

Пермской

и

25

Октября

стараниями

музыкальной

общественности

и

Пермской

краевой

филармонии

24

марта

2017

была

открыта мемориальная доска пианисту Юрию Агафонову.

Концертные программы последних сезонов Ю.Агафонова

1.Ф.Шопен. 12 этюдов ор.10, Р.Шуман. Соната №2 g-moll.

2.Ф.Лист. Соната-фантазия «По прочтении Данте», Испанская рапсодия, М.Равель.

Цикл «Ночные призраки»: «Ундина», «Виселица», «Скарбо»; «Alborada del gracioso»

из цикла «Отражения»

3.Р.Шуман

«Венский

карнавал»,

цикл

«Пестрые

страницы»,

П.Чайковский

Вариации F-dur, С.Рахманинов вариации на тему Корелли.

4.И.Брамс. Соната №3 f-moll, С.Прокофьев соната № 8 B-dur.

Также: И.Гайдн.Соната c-moll; В.А.Моцарт. Фантазия d-moll, Соната F-dur;

И.С.Бах. Органный концерт

d-moll; Л.В.Бетховен. Соната №24; Ф.Шопен скерцо

№1,3, Анданте спианато и Большой блестящий полонез; Р.Шуман. Соната №2 g-

moll,

Новелетты

№6,7,8,Токката,

Арабески,

Крейслериана;

Ф.Мендельсон.

«Серьезные

вариации»;

Ц.Франк.

Прелюдия,

хорал,

фуга;

Ф.Лист.

Венгерская

рапсодия

№11;М.Равель.

Соната fis

-moll;К.Дебюсси.

«Остров

радости»,

«Отражения в воде», «Лунный свет»; П.Чайковский. «Русское скерцо», «Думка»,

Вариации F-dur, пьесы из цикла «Времена года»; С.Рахманинов. 2 музыкальных

момента;

Балакирев.

Во сточная

фантазия

« И слам ей» ; С . П р о ко ф ь ев

«Токката»,Сонаты №3,6; Мясковский. Соната № 2;Тактакишвили. «Токката».

С симфоническим оркестром: C. Прокофьев. Концерты №1,3; П.Чайковский.

Концерты №1,2; Л.Бетховен. Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, Концерты

№1,3;

Ц.Франк.

Симфоническая

поэма

«Джинны»;

Ф.Лист.

Концерты

№1,2;

С.Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»; Ф.Шопен. Концерт №2; И.С.Бах.

Концерт f-moll; Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»; Цфасман «Движение».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Хентова С. Пианисты 20 века. - Санкт-Петербург, 1997. – 260 с.

2.Белогрудов О. Музыкальная культура Перми. – Пермь, 1991. – 130 с.

3.Рабинович Д. Исполнитель и стиль. Вып.1.– М.:Советский

композитор,1979. – 360 с.

4.В.Конен. История зарубежной музыки. Вып.3.М.:Музыка,

1976.–534 с.



В раздел образования