Автор: Корнеева Яна Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств №13
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРМСКОГО ПИАНИСТА ЮРИЯ АГАФОНОВА
Раздел: дополнительное образование
Я.Ю.КОРНЕЕВА
Детская школа искусств № 13 г. Перми
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРМСКОГО ПИАНИСТА ЮРИЯ
АГАФОНОВА
Работа посвящена творческому облику солиста Пермской
филармонии,
пианиста
Юрия
Васильевича
Агафонова,
внесшего
значительный вклад в развитие пермской музыкальной культуры
и
фортепианного исполнительства, автором проведена исследовательская
работа по изучению его жизненного пути, концертной и педагогической
деятельности.
Прикамье обладает уникальным культурно-историческим наследием.
Многие ученые, исследователи ведут деятельность с целью сохранения,
укрепления, развития и изучения региональной культуры, ее ценностей.
Музыкальное искусство в контексте пермской культуры занимает одно из
ведущих мест. История и особенности его развития
представляют
несомненный
интерес.
Одним
из
музыкальных
деятелей
Прикамья,
внесшим значительный вклад в развитие пермской музыкальной культуры и
фортепианного
исполнительства,
является
пианист
Юрий
Васильевич
Агафонов. Музыкант трагически ушел из жизни в расцвете сил.
Софья
Хентова
писала:
«Одним
из
методов
истории
и
теории
фортепианного исполнительства является метод биографический – изучение
жизненного,
творческого
пути
деятелей
фортепианной
культуры.
Обращаясь к биографии артиста,
взглядам, исканиям, к его внутренней
жизни, мы как бы одеваем общее в «плоть и кровь» абсолютной реальности.
Изучая человека – творца пианистического искусства, тем самым постигаем
и само искусство, в его глубокой сущности»[1, 5].
В данном исследовании мы также воспользовались биографическим
методом. На родине пианиста, в городе Губаха, в музыкальной школе, где
он учился, в музее его имени, нами проведена работа по сбору документов,
писем, личных записей, статей, интересных фактов из жизни музыканта.
Особо ценным представляется возможность общения с близкими, родными,
знакомыми, друзьями и коллегами пианиста. Выяснению профессионального
пианистического
развития
помогали
списки
репертуара,
концертные
программы
Юрия
Васильевича,
аудио
и
видео
записи
его
выступлений
(архивы Областного радио и телевидения).
Юрий Васильевич Агафонов родился 16 августа 1953 года в г.Губаха
Пермской
области.
Закончил
с
отличием
Пермское
музыкальное
училище,
Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского и
аспирантуру по классу
профессора
М.С.
Воскресенского.
1
С
1977
года
Юрий
Васильевич
работал
в
качестве солиста музыкального лектория
Пермской филармонии. В 1979 году
служил в военном
оркестре В.И. Лицмана,
гастролировал с оркестром
в
Свердловске, Н.Новгороде, Москве. В период с 1979 по 1982 год преподавал в
Пермском институте искусства и культуры, позднее в Пермском педагогическом
университете. В 1981 году получил звание лауреата Всероссийского конкурса в
Казани (3-е место). Этот успех стал общественным признанием таланта молодого
артиста. Участвовал в отборочных соревнованиях на международные конкурсы в
Париже Женеве, Токио.
Выступал с сольными программами в Москве, Казани,
Челябинске, Тюмени, Ташкенте, Ереване и других городах.
Гастролировал в
Германии и Дании. В 1987 году на Всероссийском конкурсе вокалистов оперно-
камерного
пения
в
Перми
получил
почетный
диплом
за
аккомпанемент.
Неоднократно
награждался
почетными
грамотами
филармонии
и
управления
культуры. При его активном содействии создавался Клуб любителей классической
музыки. В 1994 году музыкант был официальным концертмейстером конкурса им.
П.И. Чайковского в г.Москва. В 1995 году Юрий Васильевич получил почетное
звание заслуженного артиста России.
Родился будущий музыкант в семье интеллигентных, интересных и
творческих людей. Отец Василий Васильевич играл на многих
музыкальных
инструментах: мандолина, гитара, фортепиано, баян.
В
небольшом провинциальном городе в
то время сформировался мощный
интеллектуальный слой. Деятельное участие в культурной жизни города
принимали
горком
партии,
шахты,
заводы,
ГРЭС.
Они
устраивали
гастрольные выступления артистов из разных городов нашей страны. Юрий
и его сестра Татьяна были одними из первых учеников музыкальной школы,
открывшейся в Новой Губахе в 1962 году. Оба
занимались по классу
фортепиано.
Учился
Юрий
отлично
и
окончил
музыкальную
школу
экстерном.
Педагоги
сразу
заметили
его
яркое
музыкальное
дарование.
Кроме музыки Юрий страстно увлекался химией, поэзией, спортом, был
разносторонне развитым ребенком.
Занятия
в
Пермском
музыкальном
училище,
крупном
центре
музыкального образования и концертно-просветительской работы,
были
для Юрия базой, фундаментом для дальнейшего творческого роста. Первое
время он учился заочно, приезжая в Пермь только на сессии, заканчивая
общеобразовательную школу в Губахе. Пианист поступил в Московскую
государственную
консерваторию
впервые
в
истории
фортепианного
отделения Пермского музыкального училища. На 35 мест Юрий прошел
шестнадцатым.
Это
был
настоящий
прорыв,
огромный
успех
нашего
земляка.
2
В
каникулы, приезжая домой,
Юрий давал
консультации,
1
Михаил
Сергеевич
Воскресенский
-
профессор
Московской
консерватории,
народный артист РСФСР. Среди учеников:
лауреаты международных конкурсов
Ст. Иголинский, Е.Крушевский и др.
2
До Юрия из
выпускников Пермского музыкального училища
Московскую
консерваторию закончил известный композитор Е.Крылатов.
открытые уроки, сольные концерты в музыкальной школе родного города
Губаха. Педагоги
внимательно следили за
творческим ростом своего
воспитанника.
Культурная жизнь региона была в 70-х-80-х годах 20 века
разнообразна и богата. Славился своими выступлениями академического
театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермский драматический театр.
Расширялась
и
укреплялась
сеть
музыкальных
учреждений
Перми.
Областная филармония играла в 70-е годы немаловажную роль в культурном
пространстве Урала. Продолжалось формирование артистического состава
музыкального
лектория,
создавались
и
развивались
новые
творческие
коллективы, проводились фестивали. Прикамья.
О. Белогрудов, доцент
института
культуры,
кандидат
искусствоведения
писал:
«В
нашем
миллионном городе первым пианистом я бы назвал
Юрия Агафонова,
солиста
Пермской
филармонии.
Это
постоянно
растущий
пианист,
искусством которого мы уже сейчас можем по праву гордиться»[2]. Работа в
филармонии,
подготовка
программ
и
выступления
в
качестве
солиста,
концертмейстера, с симфоническим оркестром, преподавание в институте
культуры, служба в военном оркестре.
М. Воскресенский
говорил: «У Юры блестящее будущее.
Превосходный
пианистический
аппарат,
великолепная
техника,
работоспособность».
3
«Я уверен, что игра замечательного пианиста Юрия
Агафонова доставит много радости любителям музыки, и пермяки могут
гордиться своим земляком»
4
,- так М.Воскресенский сказал о своем ученике в
один из своих приездов в Пермь. Это была разносторонняя, интересная,
самобытная
личность,
человек
высокой
культуры,
интеллектуал,
эрудит.
Пианист
фантастически
читал
с
листа.
Был
такой
случай.
Пермское
музыкальное
училище.
Государственные
экзамены
у
скрипачей,
а
концертмейстер
заболел.
Нужно
было
играть
концерт
А.И.
Хачатуряна,
Юрия попросили подыграть. В итоге, он не просто «подыграл», а «вел» за
собой скрипачку. Про один из концертов в газете «Вечерняя Пермь» была
опубликована статья: «Состоялся очередной симфонический концерт этого
музыкального сезона. В концерте принял участие Ю.Агафонов. Об игре
этого талантливого музыканта следует сказать особо. Он исполнил очень
длинное произведение, очень бегло, с листа и ни разу не ошибся! Большое
достижение мастистого пермского игрока на фортепиано».
«Музыкант
с
тонким
художественным
вкусом,
обладающий
незаурядным техническим мастерством. Безупречный технический аппарат,
точное ощущение стиля, интуиция, умение анализировать, чувство формы и
3
Выдержка из филармонического буклета.
4
Выдержка из филармонического буклета.
перспективы в процессе создания концертных программ составляют полный
комплекс пианиста высокого класса»
5
, так писали о
Юрии Васильевиче
критики.
В сольные программы пианист включал фортепианные произведения
различных времен и стилей, сочинения русских, советских и зарубежных
композиторов. Особенно его привлекала музыка композиторов-романтиков,
импрессионистов
и
советских
авторов.
Его
интерпретация
сочинений
Чайковского,
Шуберта,
Шумана,
Листа,
Шопена,
Рахманининова
отличались трепетным отношением к звуковой палитре, проникновением в
эмоционально-психологическое содержание опуса, чуткостью к авторскому
замыслу.
Музыкант
постоянно углублял поиски
в этом направлении.
Романтизм, с его
выдвижением на первый план чувства,
мира
человеческой души, глубокий психологизмом, разладом художника с
реальностью особенно привлекал пианиста. Произведения романтиков в
интерпретации
Агафонова
-
волевые,
активные,
наполненные
бурной
страстью и в тоже время лирикой, поэтикой, В исполнении присутствовала
прочувствованность,
«ассоциативное
осмысливание»[3],
сочетание
свободного полета фантазии со строгой разумностью. Свойства музыки
Шопена
- «реалистическая правдивость художественного высказывания,
глубина и искренность чувства, богатство фантазии, красота и совершенство
воплощения
и
т.п.»[3];
демонизм
и
лирика
Листа;
«сложный,
противоречивый
внутренний
мир
человека,
воплощенный
Робертом
Шуманом
с
удивительной
поэзией»[4]
неотрывно
его
влекли.
«Трагедийность, уединенность внутреннего душевного мира. Мучительные
поиски и прорывы. Дух его музыки и светлая мечта возвращается ко мне как
дорогое наследство»,- писал о
С.В. Рахманинове Юрий Агафонов.
Н.А.
Егошин, доцент Пермского педагогического университета, вспоминал, что
сильное
впечатление, даже потрясение, произвело на него исполнение
Агафоновым в зале Дворца пионеров Сонаты f-moll И.Брамса: «Это было
очень глубокое прочтение, для меня оно до сих пор остается эталоном».
Новые стороны своей артистической индивидуальности Агафонов
раскрывал перед слушателями в исполнении произведений композиторов –
импрессионистов, советских авторов. Пианист обнаруживал незаурядные
колористические
ресурсы,
владел
разнообразными
выразительными
средствами.
Если
говорить
об
исполнительском
типе
Агафонова,
а
их
по
классификации
Д.А.
Рабиновича
существует
четыре:
«виртуозный,
эмоциональный, рационалистичный, интеллектуальный»[3], можно сделать
вывод,
основываясь
на
слушательских
впечатлениях,
репертуаре,
высказываниях профессионалов, что при мощном интеллектуальном начале,
доминантой
в
его
артистической
индивидуальности,
являет ся
эмоциональность. В эмоциональном типе «выражать», «прочувствовать» -
5
Выдержка из филармонического букета.
преобладающая
цель. Естественно, эмоциональный тип исполнителей не
исключает
виртуозности,
глубинного
постижения
музыкального
произведения. Д. Рабинович пишет о том, что чистые типы – абстракция,
необходимо нахождение подлинной доминанты.
Музыкант вел также преподавательскую деятельность. Студенты
занимались
у
него
с
интересом,
показывали
хорошие
результаты.
В
педагогическом университете 2 года он руководил ассистентом-стажером.
Он
занимался
очень
серьезно,
профессионально,
с
большой
отдачей.
Приезжая в Губаху, пианист консультировал педагогов музыкальной школы,
прослушивал выпускников, давал мастер-классы и сольные концерты. Во
время таких встреч чувствовалась его любовь, чуткое отношение к детям. Он
стремился передать им умение слушать себя, понимать музыку
В концертном сезоне 1993- 1994г.г. Юрий участвовал в интересных
абонементах для учащихся школ, молодежи: «Живая связь времен», «Стили
и направления в музыке», «Библейские сюжеты в музыке», «Стань музыкой
слово». Юрий отмечал позитивную тенденцию: «Самое удивительное, что
начинает постепенно оживать интерес к классическому искусству, на первых
концертах этого сезона залы были практически полные, и это уже радует,
молодежь начинает с интересом прислушиваться к музыке, видимо слегка
устали от «рока»».
Ю.В. Агафонов стоял у истоков Клуба любителей классической
музыки,
вместе
с
лауреатом
Всесоюзного
и
Всероссийского
конкурсов
Василием Овчаровым (баритон) подготовил интересные программы, среди
которых: «Русские романсы и народные песни», «Австрия. Германия. Век
романтизма».
В начале сентября 1995 года на творческом взлете прервался его
жизненный путь. Но имя этого музыканта не забыто. В 1998 году в ДМШ
№2 г.Губаха открыт музей и мемориальная доска пианиста, средства на их
создание
были собраны на благотворительных концертах коллег Юрия
Васильевича в Перми и знаменитой певицы Лины Мкртчян, специально
прилетевшей из Москвы, помогла администрация города. В музее хранятся
афиши, фотографии, статьи, записи выступлений и другие материалы. В
музыкальной
школе
ежегодно
проводятся
концерты
памяти
пианиста,
региональный открытый конкурс пианистов его имени, учреждена премия
для
лучших
учеников
школы.
С
2013
года
ДМШ
№2
носит
имя
Ю.
Агафонова. Проводится фестиваль «Друзья и коллеги Ю. Агафонова», на
котором выступали такие известные музыкант как М. Воскресенский, Н.
Кереселидзе, Ю. Розум, Я. Иванилова (сопрано), Е. Талисман, из молодых
исполнителей Е. Корженевич (скрипка), С. Цой и многие другие. На стене
дома
на
углу
улиц
Пермской
и
25
Октября
стараниями
музыкальной
общественности
и
Пермской
краевой
филармонии
24
марта
2017
была
открыта мемориальная доска пианисту Юрию Агафонову.
Концертные программы последних сезонов Ю.Агафонова
1.Ф.Шопен. 12 этюдов ор.10, Р.Шуман. Соната №2 g-moll.
2.Ф.Лист. Соната-фантазия «По прочтении Данте», Испанская рапсодия, М.Равель.
Цикл «Ночные призраки»: «Ундина», «Виселица», «Скарбо»; «Alborada del gracioso»
из цикла «Отражения»
3.Р.Шуман
«Венский
карнавал»,
цикл
«Пестрые
страницы»,
П.Чайковский
Вариации F-dur, С.Рахманинов вариации на тему Корелли.
4.И.Брамс. Соната №3 f-moll, С.Прокофьев соната № 8 B-dur.
Также: И.Гайдн.Соната c-moll; В.А.Моцарт. Фантазия d-moll, Соната F-dur;
И.С.Бах. Органный концерт
d-moll; Л.В.Бетховен. Соната №24; Ф.Шопен скерцо
№1,3, Анданте спианато и Большой блестящий полонез; Р.Шуман. Соната №2 g-
moll,
Новелетты
№6,7,8,Токката,
Арабески,
Крейслериана;
Ф.Мендельсон.
«Серьезные
вариации»;
Ц.Франк.
Прелюдия,
хорал,
фуга;
Ф.Лист.
Венгерская
рапсодия
№11;М.Равель.
Соната fis
-moll;К.Дебюсси.
«Остров
радости»,
«Отражения в воде», «Лунный свет»; П.Чайковский. «Русское скерцо», «Думка»,
Вариации F-dur, пьесы из цикла «Времена года»; С.Рахманинов. 2 музыкальных
момента;
Балакирев.
Во сточная
фантазия
« И слам ей» ; С . П р о ко ф ь ев
«Токката»,Сонаты №3,6; Мясковский. Соната № 2;Тактакишвили. «Токката».
С симфоническим оркестром: C. Прокофьев. Концерты №1,3; П.Чайковский.
Концерты №1,2; Л.Бетховен. Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, Концерты
№1,3;
Ц.Франк.
Симфоническая
поэма
«Джинны»;
Ф.Лист.
Концерты
№1,2;
С.Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»; Ф.Шопен. Концерт №2; И.С.Бах.
Концерт f-moll; Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»; Цфасман «Движение».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Хентова С. Пианисты 20 века. - Санкт-Петербург, 1997. – 260 с.
2.Белогрудов О. Музыкальная культура Перми. – Пермь, 1991. – 130 с.
3.Рабинович Д. Исполнитель и стиль. Вып.1.– М.:Советский
композитор,1979. – 360 с.
4.В.Конен. История зарубежной музыки. Вып.3.М.:Музыка,
1976.–534 с.