Напоминание

"Использование дистанционных технологий и электронных ресурсов в работе педагога-психолога"


Автор: Лихолетова Людмила Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Ютановская СОШ"
Населённый пункт: Волоконовский район, Белгородская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование дистанционных технологий и электронных ресурсов в работе педагога-психолога"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ютановская средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

Тема:

«Использование дистанционных технологий и электронных

ресурсов в работе педагога психолога»

Подготовила: Педагог-психолог МБОУ «Ютановская СОШ»

Лихолетова Людмила Сергеевна.

Дата выступления: 11.05.17.

Цель

работы

педагога-психолога

-

психолого-педагогическое

сопровождение

развития и обучения ребёнка. Современные требования к образовательному процессу

включают организацию активной познавательной деятельности детей, формирование у

них

активной

жизненной

позиции.

Сегодня

образование

ориентировано

на

использование

современных

методов,

приёмов

и

технологий

обучения

при

использовании

цифровых

образовательных

ресурсов

в

работе

с

детьми.

Основу

современных

образовательных

технологий

составляют

цифровые

образовательные

ресурсы

(ЦОР).

Под

цифровыми

образовательными

ресурсами

понимается

любая

информация

образовательного

характера,

сохраненная

на

цифровых

носителях.

Цифровые

образовательные

ресурсы

педагог-психолог

может

использовать

практически в любом виде профессиональной деятельности.

Применяемые

компьютерные

технологии,

органично

дополняют

традиционные

методы, в том числе, расширяют возможности взаимодействия психолога с другими

участниками образовательного процесса (педагогами, родителями и детьми).

Электронные ресурсы, применяемые в работе педагога-психолога

(Основные направления ).

Психодиагностика. Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-

психолога

избавляет

его

от

массы

проблем,

ну

а

в

психодиагностике

он

просто

незаменим. Система автоматизированной диагностики состоит из конструктора тестов,

компьютерной диагностики, программ обработки информации.

Конструктор тестов. С помощью конструктора тестов психолог может набирать и

преобразовывать

любые

профессиональные

текстовые

методики

в

компьютерный

вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг. Школьный психолог предложит детям не

только

индивидуальное,

но

и

групповое

компьютерное

тестирование,

которое

значительно облегчит его работу с учащимся. Кроме этого, с помощью конструктора

тестов психолог может создавать свои собственные методики, анкеты, опросники,

необходимые для конкретной ситуации. У него появляется возможность проводить

тестирование,

анкетирование,

опрос

не

только

учащихся,

но

и

учителей

и

даже

родителей. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная

библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми

участниками образовательного процесса.

Компьютерная

диагностика.

Электронная

система

тестирования

делает

психодиагностическую

работу

психолога

более

продуктивной.

Преимущества

компьютерной диагностики в том, что, во-первых, появляется возможность проводить

тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным

тестам.

Во-вторых, не требуется персонального участия или присутствия рядом с учащимся.

Большинство

тестов

являются

автоматическими.

Ученик

самостоятельно

читает

инструкцию, затем начинается тестирование; после чтения каждого вопроса школьник

нажимает на клавишу ответа, тем самым переходя к следующему вопросу. А для

самых маленьких разработаны специальные программы со звуковым сопровождением,

то есть ребенок сначала слушает звуковую инструкцию, а затем выполняет какое-либо

действие. В-третьих, обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает

время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается

на наблюдение за учащимися, а также индивидуальные беседы и консультации. И в-

четвертых,

результаты

можно

посмотреть

и

обсудить

сразу

после

завершения

тестирования. Таким образом, за небольшой промежуток времени школьный психолог

может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную

работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

Обработка информации. Обработка информации — едва ли не самый сложный,

длительный и скучный вид работы, а использование персонального компьютера в

качестве средства подсчета результатов тестирования дает возможность психологу

облегчить свой труд. В тех случаях, когда нельзя провести компьютерное тестирование

или необходимо подсчитать исследуемые показатели в целом по классу, параллели,

педагогу-психологу

необходимы

обработчики

тестов.

С

помощью

электронного

обработчика

тестов

можно

быстро,

за

10–15

минут,

подсчитать

результаты

тестирования

сразу

по

нескольким

классам.

Кроме

того,

поскольку

все

данные

заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например,

при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки. В

качестве

одного

из

самых

распространенных

обработчиков

выступает

офисная

программа Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику. Кроме

того, в Интернете существуют так называемые обработчики тестов, которые позволяют

произвести обработку тестов, введя данные детей в систему. Полной автоматизации

добиться сложно, но подспорье огромное.

Психологическое

просвещение

и

консультирование. К

психодиагностике

тесно

примыкают

такие

виды

работы

школьного

психолога,

как

психологическое

просвещение

и

консультирование

учителей,

учащихся

и

родителей.

У

учителей

существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже классные

руководители,

проработавшие

с

детьми

не

один

год,

располагают

чрезвычайно

скудными

сведениями

о

психологических

особенностях

своих

учащихся.

Это

же

можно сказать и о родителях, которые нередко при всей своей любви к ребенку не

знают его и не могут его понять. Повысить интерес к психолого-педагогическим

знаниям,

а

также

поднять

уровень

психологической

культуры

всех

участников

образовательного

процесса

поможет

использование

и

применение

ИКТ

на

родительских собраниях, семинарах для учителей, в беседах с учащимися.

Медиапрезентации. Одним из немаловажных факторов в проведении семинара,

беседы, родительского собрания является наглядность представленного материала.

Сейчас очень популярно в таких случаях использовать презентации. С помощью ряда

видеослайдов ваши слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и

увидеть

важный

сюжет,

просмотреть

интересные

фотографии,

ознакомиться

с

мнениями,

рекомендациями.

А

при

желании

и

при

вашем

согласии

участники

семинара могут скачать презентацию и затем ознакомиться с темой более подробно. В

медиапрезентациях есть еще один существенный плюс: пропадает необходимость

распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены

на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно

оформлен, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты, например, из

жизни класса.

Коррекционная

и

развивающая

работа. Широкое

применение

компьютерные

технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К

подобным

технологиям

относятся

компьютерные

программы

обучающего

и

развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных

процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации

школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

Развивающие игры. Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития

способностей

детей,

чаще

всего

познавательных,

являются

развивающие

компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями,

например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме

того,

ряд

игр

можно

применять

при

коррекции

основных

эмоциональных

и

поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).

Коррекционно-развивающие

занятия.

К

ним

относятся

практиче ские

индивидуальные

и

групповые

занятия,

которые

педагог-психолог

проводит

с

учащимися

в

рамках

коррекционно-развивающей

работы,

но

с

использованием

компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения

предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть

визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых

заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты,

анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе

за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными,

это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Организационно-методическая

работа. В

организационно-методическую

работу

школьного психолога входят: разработка и оформление психологических программ,

составление

отчетов,

предоставление

результатов

своей

работы,

фиксирование

результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности и т.п.

Составление отчетов, результатов тестирования. Каждый психолог знает, что

недостаточно только провести тестирование и обработать результаты. Необходимо еще

грамотно

и

красиво

составить

отчет,

представить

свои

результаты

в

понятной

и

доступной

для

администрации,

учителей

и

родителей

форме.

Здесь

мы

можем

воспользоваться

программой

Microsoft

Word,

применение

которой

позволит

вам

использовать

таблицы,

графики,

диаграммы,

вставлять

различные

рисунки,

фотографии

и

др.

Программа

Power

Point

поможет

нам

при

разработке

и

использовании презентации результатов на педагогических советах и родительских

собраниях.

Фиксация

и

хранение

результатов. Очень

важной

и

часто

проблемной

для

школьных

психологов

является

фиксация

результатов

психологической

работы

в

журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные

тетради

на

каждый

вид

деятельности,

но

впоследствии

забывают

вносить

туда

проводимую ими работу и мероприятия. Благодаря электронному журналу психолог

может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются

по

разным

направлениям.

Кроме

того,

информация

подлежит

автоматическому

подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо.Программы Access и

Excel

могут

создавать

разной

сложности

виды

отчетов,

как

графических,

так

и

текстовых..

Психологические карта ребенка. Психологические паспорта детей — это база

данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась

психологическая работа. Это очень важная часть деятельности школьного психолога,

которая относится к психологическому сопровождению учащихся — особенно тех, кто

по

каким-либо

причинам

попал

в

«группу

риска».

Компьютерная

база

данных

позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и

имени. Составляется компьютерная база достаточно легко и быстро. Но самое главное,

что

психолог

может

найти

компьютерной

базе

еще

очень

много

вариантов

практического

применения.

Программа

Microsoft

Access

позволяет

создавать

простейшие и сложные базы данных.

В заключение хотелось бы сказать, что компьютерные технологии уже в ближайшее

время прочно войдут в наш обиход. Они станут надежными помощниками школьной

практической психологии в различных направлениях, тем более что преимущества

ИКТ просто неоспоримы. Это и огромный интерес детей и подростков, и широкие

мультимедийные

возможности

(хорошая

графика,

качественный

звук,

трехмерное

изображение), и возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности

каждого

ребенка

(например:

индивидуальный

темп

деятельности,

ведущую

репрезентативную

систему,

интересы),

а

также

интерактивность

компьютерных

программ и значительная экономия времени.

От

нашей

активности

и

жизненной

позиции

зависят

развитие

и

закрепление

информационных компьютерных технологий в деятельности школьного психолога.



В раздел образования