Автор: Лихолетова Людмила Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Ютановская СОШ"
Населённый пункт: Волоконовский район, Белгородская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование дистанционных технологий и электронных ресурсов в работе педагога-психолога"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ютановская средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
Тема:
«Использование дистанционных технологий и электронных
ресурсов в работе педагога психолога»
Подготовила: Педагог-психолог МБОУ «Ютановская СОШ»
Лихолетова Людмила Сергеевна.
Дата выступления: 11.05.17.
Цель
работы
педагога-психолога
-
психолого-педагогическое
сопровождение
развития и обучения ребёнка. Современные требования к образовательному процессу
включают организацию активной познавательной деятельности детей, формирование у
них
активной
жизненной
позиции.
Сегодня
образование
ориентировано
на
использование
современных
методов,
приёмов
и
технологий
обучения
при
использовании
цифровых
образовательных
ресурсов
в
работе
с
детьми.
Основу
современных
образовательных
технологий
составляют
цифровые
образовательные
ресурсы
(ЦОР).
Под
цифровыми
образовательными
ресурсами
понимается
любая
информация
образовательного
характера,
сохраненная
на
цифровых
носителях.
Цифровые
образовательные
ресурсы
педагог-психолог
может
использовать
практически в любом виде профессиональной деятельности.
Применяемые
компьютерные
технологии,
органично
дополняют
традиционные
методы, в том числе, расширяют возможности взаимодействия психолога с другими
участниками образовательного процесса (педагогами, родителями и детьми).
Электронные ресурсы, применяемые в работе педагога-психолога
(Основные направления ).
Психодиагностика. Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-
психолога
избавляет
его
от
массы
проблем,
ну
а
в
психодиагностике
он
просто
незаменим. Система автоматизированной диагностики состоит из конструктора тестов,
компьютерной диагностики, программ обработки информации.
• Конструктор тестов. С помощью конструктора тестов психолог может набирать и
преобразовывать
любые
профессиональные
текстовые
методики
в
компьютерный
вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг. Школьный психолог предложит детям не
только
индивидуальное,
но
и
групповое
компьютерное
тестирование,
которое
значительно облегчит его работу с учащимся. Кроме этого, с помощью конструктора
тестов психолог может создавать свои собственные методики, анкеты, опросники,
необходимые для конкретной ситуации. У него появляется возможность проводить
тестирование,
анкетирование,
опрос
не
только
учащихся,
но
и
учителей
и
даже
родителей. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная
библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми
участниками образовательного процесса.
•
Компьютерная
диагностика.
Электронная
система
тестирования
делает
психодиагностическую
работу
психолога
более
продуктивной.
Преимущества
компьютерной диагностики в том, что, во-первых, появляется возможность проводить
тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным
тестам.
Во-вторых, не требуется персонального участия или присутствия рядом с учащимся.
Большинство
тестов
являются
автоматическими.
Ученик
самостоятельно
читает
инструкцию, затем начинается тестирование; после чтения каждого вопроса школьник
нажимает на клавишу ответа, тем самым переходя к следующему вопросу. А для
самых маленьких разработаны специальные программы со звуковым сопровождением,
то есть ребенок сначала слушает звуковую инструкцию, а затем выполняет какое-либо
действие. В-третьих, обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает
время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается
на наблюдение за учащимися, а также индивидуальные беседы и консультации. И в-
четвертых,
результаты
можно
посмотреть
и
обсудить
сразу
после
завершения
тестирования. Таким образом, за небольшой промежуток времени школьный психолог
может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную
работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.
• Обработка информации. Обработка информации — едва ли не самый сложный,
длительный и скучный вид работы, а использование персонального компьютера в
качестве средства подсчета результатов тестирования дает возможность психологу
облегчить свой труд. В тех случаях, когда нельзя провести компьютерное тестирование
или необходимо подсчитать исследуемые показатели в целом по классу, параллели,
педагогу-психологу
необходимы
обработчики
тестов.
С
помощью
электронного
обработчика
тестов
можно
быстро,
за
10–15
минут,
подсчитать
результаты
тестирования
сразу
по
нескольким
классам.
Кроме
того,
поскольку
все
данные
заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например,
при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки. В
качестве
одного
из
самых
распространенных
обработчиков
выступает
офисная
программа Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику. Кроме
того, в Интернете существуют так называемые обработчики тестов, которые позволяют
произвести обработку тестов, введя данные детей в систему. Полной автоматизации
добиться сложно, но подспорье огромное.
Психологическое
просвещение
и
консультирование. К
психодиагностике
тесно
примыкают
такие
виды
работы
школьного
психолога,
как
психологическое
просвещение
и
консультирование
учителей,
учащихся
и
родителей.
У
учителей
существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже классные
руководители,
проработавшие
с
детьми
не
один
год,
располагают
чрезвычайно
скудными
сведениями
о
психологических
особенностях
своих
учащихся.
Это
же
можно сказать и о родителях, которые нередко при всей своей любви к ребенку не
знают его и не могут его понять. Повысить интерес к психолого-педагогическим
знаниям,
а
также
поднять
уровень
психологической
культуры
всех
участников
образовательного
процесса
поможет
использование
и
применение
ИКТ
на
родительских собраниях, семинарах для учителей, в беседах с учащимися.
•
Медиапрезентации. Одним из немаловажных факторов в проведении семинара,
беседы, родительского собрания является наглядность представленного материала.
Сейчас очень популярно в таких случаях использовать презентации. С помощью ряда
видеослайдов ваши слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и
увидеть
важный
сюжет,
просмотреть
интересные
фотографии,
ознакомиться
с
мнениями,
рекомендациями.
А
при
желании
и
при
вашем
согласии
участники
семинара могут скачать презентацию и затем ознакомиться с темой более подробно. В
медиапрезентациях есть еще один существенный плюс: пропадает необходимость
распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены
на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно
оформлен, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты, например, из
жизни класса.
Коррекционная
и
развивающая
работа. Широкое
применение
компьютерные
технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К
подобным
технологиям
относятся
компьютерные
программы
обучающего
и
развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных
процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации
школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.
• Развивающие игры. Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития
способностей
детей,
чаще
всего
познавательных,
являются
развивающие
компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями,
например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме
того,
ряд
игр
можно
применять
при
коррекции
основных
эмоциональных
и
поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).
•
Коррекционно-развивающие
занятия.
К
ним
относятся
практиче ские
индивидуальные
и
групповые
занятия,
которые
педагог-психолог
проводит
с
учащимися
в
рамках
коррекционно-развивающей
работы,
но
с
использованием
компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения
предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть
визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых
заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты,
анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе
за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными,
это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.
Организационно-методическая
работа. В
организационно-методическую
работу
школьного психолога входят: разработка и оформление психологических программ,
составление
отчетов,
предоставление
результатов
своей
работы,
фиксирование
результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности и т.п.
•
Составление отчетов, результатов тестирования. Каждый психолог знает, что
недостаточно только провести тестирование и обработать результаты. Необходимо еще
грамотно
и
красиво
составить
отчет,
представить
свои
результаты
в
понятной
и
доступной
для
администрации,
учителей
и
родителей
форме.
Здесь
мы
можем
воспользоваться
программой
Microsoft
Word,
применение
которой
позволит
вам
использовать
таблицы,
графики,
диаграммы,
вставлять
различные
рисунки,
фотографии
и
др.
Программа
Power
Point
поможет
нам
при
разработке
и
использовании презентации результатов на педагогических советах и родительских
собраниях.
•
Фиксация
и
хранение
результатов. Очень
важной
и
часто
проблемной
для
школьных
психологов
является
фиксация
результатов
психологической
работы
в
журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные
тетради
на
каждый
вид
деятельности,
но
впоследствии
забывают
вносить
туда
проводимую ими работу и мероприятия. Благодаря электронному журналу психолог
может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются
по
разным
направлениям.
Кроме
того,
информация
подлежит
автоматическому
подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо.Программы Access и
Excel
могут
создавать
разной
сложности
виды
отчетов,
как
графических,
так
и
текстовых..
•
Психологические карта ребенка. Психологические паспорта детей — это база
данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась
психологическая работа. Это очень важная часть деятельности школьного психолога,
которая относится к психологическому сопровождению учащихся — особенно тех, кто
по
каким-либо
причинам
попал
в
«группу
риска».
Компьютерная
база
данных
позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и
имени. Составляется компьютерная база достаточно легко и быстро. Но самое главное,
что
психолог
может
найти
компьютерной
базе
еще
очень
много
вариантов
практического
применения.
Программа
Microsoft
Access
позволяет
создавать
простейшие и сложные базы данных.
В заключение хотелось бы сказать, что компьютерные технологии уже в ближайшее
время прочно войдут в наш обиход. Они станут надежными помощниками школьной
практической психологии в различных направлениях, тем более что преимущества
ИКТ просто неоспоримы. Это и огромный интерес детей и подростков, и широкие
мультимедийные
возможности
(хорошая
графика,
качественный
звук,
трехмерное
изображение), и возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности
каждого
ребенка
(например:
индивидуальный
темп
деятельности,
ведущую
репрезентативную
систему,
интересы),
а
также
интерактивность
компьютерных
программ и значительная экономия времени.
От
нашей
активности
и
жизненной
позиции
зависят
развитие
и
закрепление
информационных компьютерных технологий в деятельности школьного психолога.