Автор: Минатулаева Тамила Абдулкадыровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Сургутский район п. Солнечный МБ ДОУ детский сад "Белоснежка" филиал детский сад "Светлячок" д. Сайгатина
Населённый пункт: д. Сайгатина, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: Проект "Экологическая тропа" в детском саду
Тема: Экологическое воспитание в ДОО по ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Экологическая тропа»
в детском саду
Автор: Минатулаева Тамила Абдулкадыровна, воспитатель МБДОУ детский
сад «Светлячок» д. Сайгатина Сургутского района
Аннотация
Данная
работа
посвящена
экологическому
воспитанию
детей
дошкольного
возраста.
Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении
здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников,
являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В
проекте
предлагается
творческое
решение
задачи
подготовки
детей
к
пониманию
экологических
проблем
на
основе
духовно-нравственного
отношения
к
природе
через
организацию в детском саду экологической тропы.
Актуальность
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в
раннем возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание
маленькой личности.
Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование
начинается
со
знакомства
с
объектами
ближайшего
окружения,
с
которыми
ребенок
сталкивается
каждый
день.
Огромную
роль
в
экологическом
образовании
детей
дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных
условиях.
Ведь
в
процессе
детского
исследования
ребенок
получает
конкретные
познавательные
навыки:
учится
наблюдать,
рассуждать,
планировать
работу,
учится
прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и
обобщения,
словом
развивает
познавательные
способности.
Поэтому,
детям
предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе,
как к ведущему способу познания окружающего мира.
Введение.
Экологическая тропа - один из важнейших компонентов экологической развивающей среды.
Она
позволяет
дошкольнику
наглядно
познакомиться
с
разнообразными
процессами,
происходящими
в
природе,
изучить
живые
объекты
в
их
естественном
природном
окружении, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-
своему решить их.
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный
маршрут в природу. При организации работы на экологической тропе важно использовать
разнообразные формы и методы работы.
Экологическая тропа поможет нам реализовать очень важную педагогическую идею –
воспитание ребенка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по
экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто
смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают
навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них
развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного,
воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и охранять.
Данный проект открывает перед дошкольниками удивительный мир, сотканный из тайн,
загадок и чудес, который ребенок сможет постичь с помощью взрослых. Деревья, цветы,
травы, кустарники – это гости другого мира, который мы, взрослые, порой и не замечаем. А
если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему со снисходительным пренебрежением. А
ведь вдумчивый воспитатель никогда не допустит, чтобы ребенок скользнул холодным
взглядом
по
тому,
что
должно
его
порадовать,
вызвать
восхищение
или
наоборот,
возмущение. Подлинное искусство воспитателя состоит в том, чтобы ребенок видел мир
сердцем.
Природа
своим
разнообразием,
красочностью
и
динамичностью
привлекает
детей,
вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в
детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные
отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать
некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Экологическая тропа должна располагаться по всему периметру ДОУ, что позволит детям
и
педагогам
постоянно
наблюдать
и
общаться
с
разнообразными
объектами
живой
природы.
Цель: (Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию
экологической
культуры
воспитанников
-
совокупностей
экологического
сознания,
экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления обобъектах
живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.
Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы,
восхищаться ею).
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и
бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность
по уходу за растениями и животными.
Формировать
стремление,
желание
передавать
свои
впечатления
от
общения
с
природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с
детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.
Участники проекта:
Воспитатели.
Дети
Родители.
Этапы создания и оформления тропинки:
I.
Детальное
обследование
территории
детского
сада
и
выделение
наиболее
интересных объектов.
II.
Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
III.
Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа.
IV.
Составление паспорта всех точек тропинки.
V.
Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку, а также знаков –
поведение в природе.
VI.
Составление методических рекомендаций (перспективный план) по работе с детьми.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети
смогут различать
живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую
природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению
по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся
делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи.
Видовые точки.
По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде указателей. В состав
экологической тропинки входят видовые точки, такие как:
«Цветник»
Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:
•
труд с детьми: посадка новых растений воспитателем, полив, сбор семян осенью,
подготовка цветников к зиме;
•
наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по
внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
•
сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
•
беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)
«Птичья столовая»
Цель:
познакомить
детей
с
разновидностью
птиц,
научить
отличать
зимующих
и
перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к
птицам.
(«Птичий столб», поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – кормушки,
скворечники.)
Летняя лаборатория. «Песочница»
Цель:
развивать
любознательность,
исследовательские
способности,
желание
познать
окружающий мир.
«
Альпийская горка»
«Огород».
Цель:
вызвать
большой
интерес
к
труду,
исследованиям
на
огороде,
формировать
представления о разнообразии растений, их особенностях.
(Эта
видовая
точка
представляет
собой
огород
на
открытом,
хорошо
освещенном
пространстве,
где
произрастают
культуры,
неприхотливые
к
условиям
обитания
привлекательные для проведения наблюдений.)
«Сказочный лес
»
Цель:
знакомить
с
взаимосвязями
всех
процессов,
происходящих
в
природе.
Дать
представление о хвойных и лиственных деревьях.
«
Рябина красная»
Цель: знакомить с взаимосвязями всех процессов, происходящих с рябиной. Развивать
наблюдательность, умение видеть изменения в разное время года.
(Дошкольники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и
почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить).
«
Сладкая ягодка»
Цель: обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья
человека.
(Дошкольники исследуют листья и ягоды.Воспитатель рассказывает о правилах ухода за
растениями и их значении в природе.)
«Уголок нетронутого леса»
Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить
находить
различия
у
растений
в
особенностях
стебля,
цветков,
листьев.
Воспитывать
чувство прекрасного.
(На лужайке в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки,
шмели и др.) — это тоже объект для наблюдения детей.)
«
Метеостанция»
Цель:развивать любознательность, желание наблюдать и изучать явления природы (осадки,
направление ветра).
(Это специально организованное место, где будет собрано оборудование для наблюдений за
погодой, сезонными изменениями, суточными ритмами и т.д. Опыты используются наряду с
длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый
объем знаний. В такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы
детей.)
Формы и методы работы.
Экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе
дошкольных
учреждений.
Один
из
путей
повышения
его
эффективности
состоит
в
использовании разнообразных форм и методов работы.
Образовательная деятельность по экологическому воспитанию
Экологические экскурсии.
Уроки доброты.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Экологические конкурсы.
Экологические акции.
Лаборатория юного эколога.
Ведение календарей природы.
Коллекционирование.
Экологические выставки
Экологические музеи.
День (неделя) экологического творчества.
Экологические праздники.
Экологические игры (дидактические, имитационные, игры-
моделирования экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т.д.).
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в
природе.
Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.
o
Дети
нарвали
большой
букет
одуванчиков.
Воспитатель расстроился
такому
поступку. Почему?
o
Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно
ли так поступать?
o
Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т.д.
o
Коллекционирование.
Это
еще
один
способ
привлечь
внимание
детей
к
окружающему
миру.
Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать
различные породы и минералы.
Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России,
об их использовании («Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»)
Коллекционировать можно все что угодно: запах, звуки, краски природы, открытки о
природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы – наиболее
сложная для детей дошкольников тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью
уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные
«Как?»; «Почему?»; «Отчего?».
Например, «Почему у елки зеленые иголки?», «Как дышит береза?», «Где ночуют
птицы?»
Не
следует
забывать
познавательная
деятельность
детей
должна
сочетаться
с
эмоциональным восприятием им природы.
Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным
условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным
рассказом,
с
органичным
включением
художественных
произведений
способствует
формирование у детей чувства природы.
Уроки доброты.
Проводится индивидуально или с небольшой подгруппой детей в минуты их обращения к
миру природы.
Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут
сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?», «Как заботиться о комнатных
растениях?»;
«Чем
красив
цветок?»;
«Красота
человека»;
«Гармония
красок»;»Чем
удивительна
лягушка?»;
«Что
нужно
делать,
чтобы
не
пугать
животных?»;
«Как
ты
проявляешь любовь к животным?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.
Экологические экскурсии по территории ДОУ.
Содержанием
экскурсии
может
стать
обследование
близлежащей
местности
для
формирования представлений об окружающих природных условиях, рельеф местности,
условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.
Во
время
экспедиции
дети
могут
заготовлять
лекарственные
травы,
собирать
природный материал для коллекции; исследовать растения, почву, воду в разных условиях.
Для экологических экспедиций требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш;
папка для гербария; коробки; пакеты; фотоаппарат и т.д.
Результаты работы оформляются в виде альбома, рисунков, коллекций.
Экологические выставки и экспозиции.
Цель их – ознакомление с придорожными явлениями, недоступные для наблюдения
детям.
Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр
нашей Земли»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.
На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и
воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для
бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и
ребенок.
Практическая деятельность детей.
Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадки деревьев,
кустарников.
Они
могут
ухаживать
за
слабыми
или
больными
деревьями
на
участке,
подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение
малышам.
Особое
значение
имеют
акции,
которые
планируются
раз
в
неделю.
Например:
«Санитарный день»; «Покормите птиц зимой». Совместно с родителями можно провести
акцию «Посади дерево»; «Субботник».
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с
детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем
воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки.
Даже одну точку за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны
года.
Вывод:
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься
с раннего детства.
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого
типа.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются
ребенок, родители и педагоги.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В результате реализации проекта:
o
повысился
уровень
экологических
знаний,
познавательной
и
речевой
активности детей дошкольного возраста;
o
улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка
с
природой
снизило
уровень
тревожности
и
позитивно
повлияло
на
эмоциональное самочувствие детей;
o
повысился
уровень
профессиональной
подготовленности
педагогов
в
вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный
педагогический процесс. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически
и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве
с детьми. Работа в рамках организации экологической тропы ДОУпозволяет, не покидая
территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней
относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.