Автор: Котляревский Юрий Нухимович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАОУ ВО МГПУ институт среднего профессионального образования им. К.Д.Ушинского, колледж "Черемушки"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль преподавателя в сохранении психологического здоровья студентов учреждений СПО
Раздел: среднее профессиональное
Роль преподавателя в сохранении психологического здоровья
студентов СПО
Ю.Н. Котляревский
преподаватель ГАОУ ВО МГПУ
Институт среднего профессионального
образования им. К.Д. Ушинского
колледж «Черемушки»
г. Москва
Аннотация.
В
статье
доказывается
необходимость
и
важность
работы
преподавателя
среднего
специального
учебного
заведения
по
поддержанию
психологического
здоровья
студентов.
Раскрывается
содержание
понятия
«Психологическое
здоровье»,
дается
понимание
его
составляющих
и
возможность влияния на них педагога.
Когда заходит разговор о психологическом здоровье учащихся, педагоги
часто говорят, что по этому вопросу нужно обращаться к психологам. А какова
роль
преподавателя
в
сохранении
психологического
здоровья
студентов
в
среднем профессиональном образовании? Неужели мы выступаем здесь в роли
зрителей?
Ничего
не
можем
и
не
должны
делать?
Наверное,
чтобы
точнее
ответить
на
эти
вопросы,
нужно
прояснить
другой
вопрос:
«А
что
такое
психологическое здоровье?»
Нужно отметить, что понятие «психологическое здоровье» по сей день
употребляется достаточно редко, и определяется учеными по-разному.
Психологи, создатели и лидеры гуманистической психологии (Г. Олпорт,
А.
Маслоу,
К.
Роджерс)
считали,
что
главным
в
психологическом
здоровье
считается стремление человека быть самим собой и оставаться самим собой,
несмотря на изменяющиеся жизненные обстоятельства.
И.В. Дубровина ввела понятие «психологическое здоровье» в современную
психологию в нашей стране. Она считала, что этот термин относится, прежде
всего,
не
к
отдельным
психическим
процессам,
а
к
личности
в
целом.
Психологическое здоровье, по мнению И.В. Дубровиной, связано с развитием
личности, воспитанием человека в определенных социальных условиях.
О.В. Хухлаева считает, что, говоря о психологическом здоровье, мы имеем в
виду, прежде всего, наличие определенных личностных характеристик дающих
возможность человеку и адаптироваться к обществу, и, развиваясь, содействовать
развитию
самого
общества.
Она
считает,
что
противоположностью
психологического
здоровья
является
невозможность
личностного
развития
в
процессе жизни и деятельности в обществе.
Из многочисленных составляющих психологического здоровья мы выделим
те, от которых зависит психологическое здоровье студентов средних специальных
учебных заведений.
Психологи отмечают, что уровень и качество психологического здоровья
зависят
от
успешной
адаптации
личности
к
новым
условиям
жизни
и
деятельности. Студент, пришедший в среднее специальное учебное заведение,
сталкивается с серьезными проблемами
адаптации. Это, прежде всего, новая
социальная позиция, новые отношения с новыми педагогами, новая социальная
группа, новые требования данного учебного заведения. Не нужно забывать, что
большинство
студентов
приходят
к
нам
после
девятого
класса
(16
лет),
и
особенности
возраста
накладывают
свой
отпечаток
на
процесс
адаптации.
Сохраняющееся отношение к ним, как к школьникам у некоторых преподавателей
приводит
к
замедлению
процесса адаптации. Но
и
считать,
что
перед
нами
взрослые, вполне состоявшиеся
люди
тоже будет
ошибкой.
Им нужно наше
внимание, наше понимание, но не назидательный тон в общении, ни требование
безоговорочного подчинения.
На какие критерии психологического здоровья мы ориентируемся в период
адаптации студентов? Это, прежде всего, позитивное самоощущение, позитивное
восприятие
окружающего
мира,
наличие
стремления
улучшать
качество
основных видов своей деятельности. Однако педагогов очень часто устраивает
чисто
механическое
приспособление
студентов
к
требованиям
учебного
заведения. Это ассимилятивный стиль поведения, который характеризуется
стремлением
человека
приспособиться
к
внешним
обстоятельствам
в
ущерб
своим
желаниям
и
возможностям.
Соответственно
ни
о
каком
позитивном
самоощущении и восприятии окружающего мира в таком случае речь идти не
может.
Важно,
чтобы
педагоги
объяснили
студентам
логику
требований,
их
обоснованность
решением
учебных
задач
и
профессионального
становления.
Студент должен с помощью педагога понять и принять требования, а не слепо
подчиняться им.
Ответом на непонятные требования может стать и аккомодативный стиль
поведения учащихся, выражающийся в стремлении противостоять требованиям,
выступать против них, подвергать все неконструктивной критике. Это неприятно
для
преподавателей,
мешает
адаптации,
создает
препятствия
для
взаимопонимания и не способствует нормальному уровню психологического
здоровья.
Преподаватель
в
период
адаптации
должен
показать
отличие
новой
социальной
роли
(студент)
от
предыдущей
роли
(школьник).
Понимание
значимости
новой
роли,
прав
и
обязанностей,
которые
она
дает,
конечного
результата, к которому она ведет (овладение профессией) – все это поможет
успешной адаптации. И это задача не только куратора группы, но и каждого
преподавателя,
работающего
со
студентами.
Своим
отношением,
своими
требованиями он должен всячески подчеркивать отношение к студенту как к
будущему
специалисту,
как
к
человеку,
сделавшему
свой
профессиональный
выбор. Очень важно, чтобы студент почувствовал, что его переживания понятны
педагогу,
приняты
им,
что
педагог
интересуется взглядами
и
точкой
зрения
студента.
Но
на
первом
курсе
происходит
принятие
лишь
общих
требований.
Серьезным для психологического здоровья студента является ответ на вопрос:
«Туда ли я попал?» Этот вопрос может возникнуть при изучении специальных
дисциплин, при прохождении практики по выбранной профессии. Фактически,
помогать
студенту
осознать
правильность
своего
выбора
преподавателям
приходится на протяжении всего срока обучения. И, иногда на последнем курсе
этот
вопрос
все
еще
беспокоит
студента.
К
чему
приводит
отсутствие
положительного ответа на этот вопрос? Отсутствие личностного благополучия,
тревожность из-за возможно неверного выбора, склонность переживать, а не
действовать – признаки нарушения психологического здоровья. Психологическое
здоровье – это взаимодействие «движения к людям» и «движения к самому себе».
Преподаватель должен помочь студенту осознать правильность своего выбора,
убедить, что это его профессия. Но не менее важно и помочь признать, что выбор
сделан
неправильно.
В
противном
случае
психологическому
здоровью
будет
наноситься
постоянный
урон,
а
в
поведении
студента
будет
преобладать
тревожность, равнодушие или даже агрессивность по отношении к окружающим.
Равнодушие к учебе, к успехам и неудачам в учебном процессе – признак и
случайного выбора профессии, и неблагополучия в психологическом здоровье.
Для
психологического
здоровья
студента
очень
важно
осознание
им
практической
пользы
изучаемых
дисциплин.
Очень
часто
можно
услышать
вопрос: «А для чего мне этот предмет?» Если студент не понимает связи между
изучаемым предметом и своей будущей профессией, то, ни о каком стремлении
улучшать качество основных видов своей деятельности (прежде всего, учебы)
речь идти не может. Наоборот, возникает раздражение, равнодушие к изучаемой
дисциплине,
тревожность
по
поводу
своего
будущего.
То
есть,
мы
можем
наблюдать
нарушение
психологического
здоровья
студента.
Задача
педагога
показывать
значимость
предмета
для
профессионального
развития,
связь
с
практической
стороной
будущей
деятельности.
И
нужно
учитывать,
что
утверждение
«Так
предусмотрено
программой,
ФГОС»,
не
работает.
А
вот
конкретные
примеры
из
практики,
объяснение,
к
чему
может
привести
отсутствие данных знаний, показ зависимости успехов в выбранной профессии от
конкретного уровня овладения данным предметом – все это ведет к осознанному
овладению знаниями. Возникает желание освоить предмет как можно лучше. В
результате, мы получаем удовлетворение стремления к социальной стабильности
– важного критерия психологического здоровья.
Большое значение имеет и оценка уровня овладения знаниями студентом.
Это в учреждении среднего специального образования, не просто отметки, а
определение степени овладения профессией. Именно это значение оценки должен
донести
преподаватель
до
студентов.
Осознание
студентом
степени
своего
личностного, профессионального развития – еще один путь к повышению уровня
психологического здоровья (И.В. Дубровина).
От педагогического влияния зависит эмоциональное благополучие студента,
насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в учреждении среднего
специального образования, другими словами – психологическое здоровье.
Список использованной литературы:
1.
Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте
психологической культуры личности / И.В. Дубровина, Вестник
практической психологии образования. 2009, №3.
2.
Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного
образования. Монография / И.В.Дубровина. – М.: Некоммерческое
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский психолого-социальный университет», 2014. – 464 с.
3.
Хухлаева
О.В.
Основы
психологического
консультирования
и
психологической
коррекции:
учеб.
пособие
для
студентов
высш.
учеб.
заведений / О. В. Хухлаева. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр
«Академия», 2008. - 208 с.