Автор: Михеева Валентина Сергеевна
Должность: учитель истории и культуры народов марий эл
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола, Республика Марий эл
Наименование материала: конспект урока урока
Тема: "Вода-источник жизни"
Раздел: среднее образование
Учитель истории и культуры РМЭ
МОУ «Гимназия № 14 г.Йошкар-Олы»
Михеева В.С.
Урок-конспект.
Вода – источник жизни.
Цель: расширить и углубить представление детей о воде, её значение для
всего
живого
на
земле,
научить
бережно
относиться
к
воде;
раскрыть
духовную
культуру
народа
по
отношению
к
воде,
привить
любовь
к
марийской земле;.
Оборудование: 1.Карта РМЭ.
2. Компьютер с проектором.
3. Выставка книг о воде.
4. Видеофильм « Памашшинча»
План урока:
1. Роль воды в жизнедеятельности человека.
2. Водные ресурсы Марий Эл.
3. Лечебная сила Воды.
4. Почитание Воды предками.
5. Вода – Великая сила природы.
6. Меры по сохранению водоёмов.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II.
Изучение нового материала.
1. Роль воды в жизнедеятельности человека.
Эпиграфом урока служит обращение кандидата наук, преподавателя МГПИ
им. Н.К. Крупской Розы Платоновны Четкарёвой «Чистоту воды и красоту
родного края берегите – это в ваших руках».
По мнению многих людей – Вода - это самая большая загадка природы.
Вода, очень привычная для нашей жизни, без которой не может существовать
ни одно живое существо на планете Земля. Например: Вода играет большую
роль в жизнедеятельности человека. /презентация/
- У взрослого человека вода составляет больше половины массы тела;
- Сколько литров воды необходимо выпить человеку в день?
- В день человеку массой тела 60 кг необходимо выпить 3,5 л воды. Но это не
говорит о том, что мы должны выпить в день столько воды – 10 стаканов. Мы
воду употребляем и в виде пищи.
- В возрасте от 18 до 50 лет содержание воды в организме:
У женщин – 54% у мужчин – 61%
от массы тела.
- Человек без пищи может просуществовать б.50 суток, а без воды?
- /ответы учащихся/ Не более 5-6 дней.
- Попробуем ответить на вопрос «Что же такое вода?»
/ответы учащихся/
-- хранитель и распределитель солнечной энергии;
-- главный творец климата и ежедневной погоды;
-- аккумулятор тепла;
-- незаменимое условие жизни на планете;
-- вода образует важную экологическую систему.
2. Водные ресурсы Марий Эл /выступление ученика с презентацией/.
-Все
природные
источники:
океаны,
моря,
родники,
озёра,
реки
действительно образуют важную экологическую систему.
- Сколько % поверхности земли покрыто водой?
- 70%
Если обратить внимание на территорию Марийского края, можно отметить,
что
наш
край
издревле
славится
реками,
озёрами,
родниками.
Он
действительно
богат
водными
ресурсами
–
это
запасы
поверхностных
и
подземных
вод,
которые
используются
для
водообеспечения
и
водоиспользования. На территории нашей республики расположено:
- 476 рек и речушек общей протяжённостью 7000км. Реки спокойно несут
свои воды по равнинам и возвышенностям, по лесам и полям, и украшают
природу нашего Марийского края. О реках Марийского края сложено немало
стихов. Хочу сказать словами известного марийского поэта Шадт Булата.
Стих. «Серебряный ручей» /рассказывает ученик/
-183 пруда и водохранилищ комплексного назначения.
-Участки Чебоксарского и Куйбышевского водохранилищ площадью 60 и
7,8 тыс. га.
В
нашей
республике
для
водоснабжения
также
используются
общественные колодцы:
1992 г.- 2253
2001 г. – 1905
2002 г. – 1877
-Озёра РМЭ. /презентация ученика/
РМЭ по праву считается одной из самых богатых озёрами в Волго-Вятском
регионе.
В
настоящее
время
большое
внимание
уделяется
сохранению
природных комплексов озёр. Взяты под особую охрану 23 озера. Как ценные
объекты природы охраняются озёра:
Яльчик Кичиер Глухое Шап
Таир Карась Лесное
и некоторые другие, которые являются местами отдыха населения не только
нашей республики.
- Какое озеро считается самым чистым в Поволжье?
/Озеро Нужьяр Горномарийского района./
- Самое большое озеро Марий Эл?
/Озеро Яльчик /
Наши озёра живописны, чисты и целебны. Поэтому на их берегах строят
лечебно-оздоровительные лагеря и санатории, где господствуют стройные
сосны, чистый воздух, прозрачная вода, тишина и спокойствие – некая аура,
привораживающая
человека.
Поэтому
к
ним
необходимо
относиться
с
большим уважением и почтением.
- Родники Марий Эл.
Марий
Эл
также
славится
своими
прозрачными
чистыми
родниками.
Представьте летний знойный день. Очень жарко, душно, хочется пить, а вы
находитесь в лесу,
в поле, на лугу. Рядом нет ни одного магазина, ни
населённого пункта, и ни капли воды с собой. И вдруг вы увидели перед
собой маленькое чудо природы – родник – студёная кристальная вода.
«Вода! Откуда вода–то здесь взялась? Однако можешь
попробовать
даже
на
вкус
–
вода!
Даже
не
только
попробовать
–
напиться, утолить жажду можно! Это ли не потрясающе?»
/Андрей Битов /.
Родниковая вода даст и силу и энергию. Родники стали символом самых
дорогих для нас вещей – отчего дома, края, где ты вырос, Родины. Недаром у
слов
Родина
Род Народ родиться общий корень.
Родник
Родник рождает новую реку, даёт ей начало новой жизни, а река льёт и течёт
через всю нашу матушку землю, через всю Родину, кормит и поит народ. И
все эти слова как родня между собой.
3. Лечебная Сила Воды /презентация учителя/
Родниковую воду использовали в качестве лечебных процедур, сопровождая
словесным
обращением
к
Духу
Воды
«Вуд
Ава,
Памаш
Юмо,
яндар
тазалыкым пуыза, черым, осалым пытарыза, вий-куатым виянден шогыза».-
«Мать Воды, Бог Родника, дайте здоровья, оберегайте от болезней, от зла,
одарите силой».
Умывали
детей,
чтобы
смыть
беспочвенную
капризность,
прикладывали
компрессы и примочки из этой воды, В настоящее время ил со дна родника
так же применяют в качестве лечебных процедур.
Зимой родниковая вода радует сердце, в ней играет жизнь, весной в ней
отражаются ослепительные солнечные лучи, синеет небо, а летом – от двух-
трёх глотков открываются дыхательные пути, осенью - это источник красоты
и умиротворения.
4. Почитание воды предками.
Ф/у народы, в том числе и народ мари, с давних времён с особым трепетом
относились к Воде. Знали, что нет более ценного, чем столь привычная,
живительная вода. Ещё в глубокой древности люди считали, что «Вода – это
не
только
источник
жизни,
но
и
источник
счастья,
радости
и
блаженства».
Ещё в период эпохи бронзы /2-3 тыс. лет назад / среди многочисленных
осколков
в
археологических
находках
изображение
Воды,
наряду
с
изображением Солнца, занимало доминирующее положение.
Например:
-на горшках- изображение волнистых линий обозначало речку с её
берегами, капли – изображение дождя;
-украшения - многочисленные украшения из могильников марийского
Поволжья
также
свидетельствуют
о
существовании
культа
Воды,
т.е.
о
почитании её.
- вышивка - в поздние периоды изображение воды сохраняется в
вышивке;
- резьба - волнообразная резьба, напоминающая течение реки, часто
встречается в населённых пунктах, расположенных вблизи водоёма.
- устное народное творчество – образ Воды, хозяина воды встречается
в сказках, легендах, пословицах и поговорках.
Н-р: Сказка «Садко», «Сереброзубая Пампалче», «Марья – искусница»,
«Илья Муромец из города Мурома», сила мёртвой и живой воды встречается
в сказках
«Иван-царевич и Серый Волк», «Руслан и Людмила». Можно
перечислить множество сказок.
- Уважение к воде, к её силе проявляется в пословицах и поговорках, которые
являлись и являются средством нравственного и трудового воспитания.
Пословицы и поговорки /учащиеся должны угадать конец пословицы или
поговорки/.
. -Вода рушит и / мельницу/
-Вода, воздух да лыжи - / ограды здоровья /
-Если водой польёшь, то и /полба вырастет/
- Вода останется водой / если даже истолчёшь её в ступе.
- Солнце, воздух и вода – / наши лучшие друзья/
-
Почитание
Воды
нашими
предками
встречается
и
в
обрядах
проведения
народных
праздников.
Какие
народные
праздники
знаете? /ответы учащихся/
Многие народные праздники и игры содержат элементы почитания воды.
- Уярня – Масленица. В I день Масленицы девушки на выданье рано
утром бежали к роднику, чтобы первой успеть к роднику за водой. Считалось,
что если первой успевала зачерпнуть воду замужняя женщина, то никто из
девушек в этом году не выйдет замуж.
-Праздник половодья или Неделя Воды – маленькие детишки
пускали
лодочки
по
весенней
воде,
а
взрослые
готовились
к
сельскохозяйственным работам.
- Агавайрем – обливали водой друг друга, стараясь вызвать дождь в
засушливую погоду.
-Семык – для бани брали воду из трёх источников: из колодца, озера
или реки и из родника. Ополаскивались настоем из разных цветов. Молодёжь
за деревней водила хороводы «Ручеёк».
- Праздник Ивана Купала. По воде девушки пускали веночки, чтобы
предугадать своё замужество.
-День остывания воды. После этого дня переходили жить из
летнего дома в тёплый зимний дом.
-Названия населённых пунктов.
В нашем марийском крае люди издревле предпочитали селиться рядом с
водоёмами,
ибо
рыболовство
и
охота
были
для
них
жизненно
важными
занятиями.
Значимость
речного
пространства
отражена
в
топонимах
населённых пунктов /знающие марийский язык переводят слово дословно/
Кÿчыкенер Куженер Памашсола
Йошкар Памаш Лажъял Ошламучаш
Большие Ключи Куан Памаш Нольдур
Писенер Элнеттÿр
5. Вода – Великая Сила природы. /Презентация учителя/
И так, мы увидели, что вода в нашей жизни имеет первостепенное значение.
Именно поэтому народ мари олицетворял Воду и вносил в Пантеон божеств.
Обращался к ней как к живому существу. Божества, связанные с почитанием
воды:
Вÿд Ава
Вÿд Ава Юмо
Вÿд Шочын Ава Юмо
Энер Ава
Теныз Ава
Памаш Юмо
Вÿд Он
В священной роще, где марийцы проводили моления, обязательно протекал
или ручей или родник. При благосклонном отношении к воде, она одаривала
человека своей живительной силой.
Придя к водоёму, произносили слова: «Вÿд Ава, Вуд Ава Юмо, мый
тыйын яндар вÿдетлан толынам. Сай, таза лияш вÿдетым йодам».- «Мать
Воды, я пришла за твоей чистой водой. Прошу разрешения зачерпнуть твоей
водички» /учащиеся могут перевести на русский язык /
Считалось, что на определённые мысли, слова и настроения вода отвечает
соответственно: на добро – добром, на нанесённые ей обиды – недобрыми
последствиями.
-Табу - запреты.
Особая забота проявлялась и проявляется о сохранении воды в чистоте. В
связи
с
этим
существовали
различные
предостережения,
рекомендации,
которые способствовали сохранению в чистоте водных источников:
-не разрешалось у водоёма ругаться / рассердится Вуд Ава, может
изчезнуть, уйти;
- не разрешалось громко говорить;
-вокруг источника нельзя рубить деревья / Мать Воды обидится,
будет несчастье/
- в воду ничего нельзя бросать - она священна;
- в воду нельзя плевать – вырастет короста;
- нельзя стирать грязное бельё, только полоскать /иначе вода
исчезнет, и появится далеко от деревни /
Легенда
6. Республиканский конкурс «Памаш шинча».
Традиции
бережного
отношения
к
природе,
забота
о
чистоте
водных
источников позволили сохранить до наших времён чистые родники и чистые
воды на территории нашей республики. В старину каждую весну выходили
всей
деревенской
общиной
чистить
и
облагораживать
источники.
Люди
знали,
что
застойная
вода
не
несёт
в
себе
такой
энергии,
как
текучая,
движущаяся вода.
«Яндар Вÿд йогын тазалыкым саемда, чоным поремда».
Однако в настоящее время можно встретить немало неухоженных родников и
водоёмов.
С
целью
восстановления
народных
традиций
по
охране
окружающей среды с 1988 года в республике проводятся мероприятия по
очистке и облагораживанию озёр, родников и других водоёмов при активном
участии
управления
природных
ресурсов
и
охраны
окружающей
среды,
общественных
организаций,
жителей
населённых
пунктов,
учащихся
общеобразовательных учреждений.
Видеофильм «Памаш шинча»
Очевидно,
немало
среди
нас
людей,
которых
беспокоит
состояние
окружающей среды и красота родного края.
IV. Обобщение.
Ответить на вопросы кроссворда, чтобы узнать название проекта, который
учащиеся составят дома. («Чистая вода»)
VI. Домашнее задание: Как вы можете помощь в сохранении чистых
водных источников? Какой вклад можете внести в охрану окружающей
среды? /Составить проект/