Автор: Ивашкова Галина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2
Населённый пункт: город Сольцы,Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность патриотического воспитания"
Раздел: начальное образование
Цель образования по новым стандартам: общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую
компетенцию образования как научить учиться. По новым стандартам, кроме
учебных предметов, предусматривается и внеурочная деятельность. Её
задача: способствовать достижению результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования. Я хочу
поделиться опытом работы по курсу внеурочной деятельности “Моя Родина-
Россия”.
Использование современных инновационных технологий во внеурочной
деятельности является обязательным условием интеллектуального,
творческого и нравственного развития обучающихся. Внеурочная
деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои
способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность
обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:
-оптимизирование учебной нагрузки обучающихся
-улучшение условий для развития ребенка
-учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
-создание условий для полного удовлетворения потребностей и интересов
обучающихся, укрепления их здоровья
-формирование коммуникативной, этнической, социальной компетентности
школьников
-формирование у детей социокультурной идентичности
-развитие личностных качеств на основе общечеловеческих нравственных
ценностей: гуманизма, любви, толерантности
-развитие творческого мышления
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus
«брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность
документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо
сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо
документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Метод проектов – одна из личностно – ориентированных технологий, в
основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления. Метод проектов всегда ориентирован на организацию
самостоятельной деятельности школьника (индивидуальной, групповой,
парной), которые проводятся в течение определённого участка времени.
Проект – это шесть “П”:
проблема;
проектирование (планирование);
поиск информации;
продукт;
презентация;
портфолио проекта.
Организуя проектную деятельность младших школьников в ходе
индивидуальной, групповой и коллективной работы, я создаю условия,
способствующие развитию у младших школьников навыков
исследовательской работы. У учащихся развивается интерес к познанию
мира, углубленному изучению дисциплин.
Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт
самостоятельность детей в создании проектов, в планировании своей
деятельности. Кроме того, проектная деятельность способствует
формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, развиваются
мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в
основной для младших школьников деятельности – учебной.
Таким образом, проектная деятельность – это возможность организовать
самообучение, самовоспитание учащихся, потребность найти знания
самостоятельно, что является актуальным в современной школе и жизни, то
есть научить учиться. Организация проектной деятельности – перспективный
путь развития учащихся.
Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников;
-учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения
познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,
построения гипотез, обобщения);
-развивают системное критическое творческое мышление;
-развивают умения работать с информацией.
Я убеждена: чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим –
необходимо включить проектную деятельность в образовательный процесс.
Проектная деятельность – старт в науку, и начинать её надо с начальных
классов.
В своей работе использую исследовательский тип проектов.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок
вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных,
случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний,
один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно
только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют
окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
Чему учатся дети в ходе осуществления исследований:
1.
Ставить исследовательские вопросы.
2.
Формулировать проблемы.
3.
Выдвигать гипотезы.
4.
Составлять план работы.
5.
Вести наблюдения.
6.
Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой
информации и проверки гипотез.
7.
Выделять существенную информацию из разных источников.
8.
Организовывать (систематизировать) информацию.
9.
Представлять результаты работы в формах: схемы, рисунка, графика,
таблицы, сообщения, презентаций и т.д.
Основная цель: включение младших школьников в проектно-
исследовательскую деятельность.
Задачи:
Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.
Организовать работу с классом по данной теме.
Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки.
Воспитывать активность, интерес к проектно-исследовательской
деятельности.
Формировать опыт сотрудничества.
Воспитывать коммуникативные качества.
Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской
деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и
склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ
класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что
дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями.
Одним из направлений внеурочной деятельности в нашей школе является
духовно-нравственное.
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется
привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-
патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на
формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране,
национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Актуальность патриотического воспитания.Патриотическое воспитание
школьников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это
связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед
духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения
в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое,
жизнеспособное население.
Патриотическое воспитание школьников по ФГОС подразумевает следующие
задачи:
формирование нравственно-духовных особенностей личности;
формирование чувства гордости за свою нацию; формирование
почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего
народа.
Патриотическое воспитание школьников по ФГОС определяет методы
работы со школьниками:
-организация экскурсий по достопримечательностям родного края,
посещение музеев, выставок;
-организация тематических мероприятий (праздники, утренники,
соревнования, конкурсы);
- проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине,
чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений,просмотр
фильмов, передач.
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с
раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых
ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить
приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если
ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах
у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский
танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются
началом патриотических чувств.
Посетить памятные места города, чтобы пробудить в ребенке интерес к
теме войны, показать ему существующие вокруг него свидетельства
прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному
огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о
тех, кто погиб на войне.
Такое мероприятие прошло во 2- г классе школы № 2 города Сольцы 18
марта. В класс пришёл Скирченко С.В. -работник городского музея,
художник, замечательный человек. Он рассказал ребятам о мужественном
человеке – подполковнике Иване Васильевиче Дельнове. Ребятишки слушали
и смотрели презентацию, затаив дыхание. Такие страницы истории твоего
родного города делают тебя сильнее, добрее, порядочнее.
После классного мероприятия ребята отправились на место захоронения в
деревню Муссы (ул. Новгородская). На кладбище у церкви Рождества
Богородицы стоит скромный обелиск на братской могиле, воздвигнутый
благодарными жителями города защитникам Родины, погибшим на солецкой
земле. На обелиске первыми вписаны имена гвардии подполковника
И.В.Дельнова и гвардии старшины В.И.Цепковского (стрелка-радиста,
погибшего вместе с командиром).
Накануне было слякотно и грязно. А в этот день пошёл снег. Такой чистый и
пушистый. У обелиска ребята спели свою любимую песню « И всё о той
весне». Лёгкий ветерок нежно сдувал снежинки с тёмных лап елей, которые
растут рядом с братскими могилами. Нежными звёздочками они садились
ребятам на плечи, руки, щёки. Это была благодарность от Них незнакомых,
но таких родных нам людей. Ребятишки с энтузиазмом принялись за уборку
братского захоронения. Лопата, метлы были в этот день нарасхват,
установили даже очередь. Собрали много шишек, опавших на землю
( белочки до нас постарались). За оградой устроили «бомбометание» как
наши штурмовики 15 марта 1943 года. Прошла минута молчания. Никому из
ребят не нужно было напоминать как себя вести. Синичкина Ева, вместе с
мамой,своими руками изготовили корзиночку с цветами. Обратная дорога в
школу шла через деревню Муссы. Два портрета Дельнова И.В. несли
мальчишки так торжественно и бережно. Через несколько метров портреты
стали передавать друг другу. Каждому хотелось прикоснуться к герою. Шли
ровной колонной, прикрывая спину своего товарища. Так выстраивались
наши штурмовики, когда шли на боевое задание. А когда по дороге
встречались жители деревни, мои ребята вытягивались в струночку и шли с
гордо поднятой головой. Я смотрела на своих учеников с такой
благодарностью, ведь мои оба деда не вернулись с войны. Вот такие же
девчонки и мальчишки где-то своими маленькими ручонками ухаживают за
их братскими могилами. У нас замечательные дети. Подрастает достойная
смена своих прадедов.
Дважды в год, 22 февраля и 9 мая, отдавая долг памяти подвигу защитников
города, люди возлагают цветы к обелиску. И, наверное, было бы справедливо
добавить к этим датам еще одну - 15 марта, чтобы в полной мере вознести
дань благодарности за проявленный героизм.
Весна 1943 г. на Новгородчине была на удивление
ранняя. Солнечная и ясная погода стояла с первых
дней марта, так что к середине месяца уже ничто не
напоминало о холодной и промозглой зиме. Светило
солнце, воздух был прозрачен и сух. Но для сольчан
это время не было радостным: шла война, город был
оккупирован, жители ютились в уцелевших домах и
баньках.
15 марта маленькая девочка Анфиса из пригородной
деревни Муссы вышла во двор. Вдруг она увидела,
как с юго-востока низко, едва не касаясь крыш
домов, летят самолёты. По звуку моторов взрослые
определили: "Наши!" Все дальнейшее произошло за
считанные секунды. Немцы, занимавшие Солецкий аэродром, открыли
зенитный огонь. В это же время группу из 10 Ил-2 попытались сверху
атаковать немецкие истребители, но их связали боем наши истребители. С
диким воем над Муссами завязался воздушный бой.
Анфиса запомнила, как у одного из "Илов" оторвалась бомба и упала прямо
через дорогу. Через улицу перелетели стены домов. Штурмовики
стремительно шли в сторону аэродрома, который до и после этого никто не
мог разбомбить.
Группу самолетов Ил-2 из 784-го (в будущем - 71-го гвардейского)
штурмового авиационного полка 6-й воздушной армии вёл его командир
подполковник Иван Васильевич Дельнов. Немцы открыли по группе
заградительный огонь. Перед летчиками встала огненная стена, и вот через
этот адский заслон огня и ливня осколков ведущий прорвался к стоянкам
вражеских самолетов.
Лётчики в упор били по осиному гнезду, уничтожая всё, что попадалось в
поле зрения. На земле горели десятки вражеских самолетов, цистерн с
горючим и много другой техники. Группа произвела несколько заходов на
цели. При последнем заходе огнём зенитной артиллерии был подбит самолет
подполковника И.В.Дельнова. Он развернул поврежденную, пылающую
машину вправо, вошёл в пикирование и направил её на стоянку вражеских
самолетов. В небо взметнулся огромный столб пламени и чёрного дыма. Так
И.В.Дельнов повторил подвиг капитана Гастелло. Это произошло на глазах
летного состава группы.
А теперь немного о судьбе этого военного летчика, чья героическая гибель
навсегда оставила славный след в истории нашего района.
Родился Иван Васильевич Дельнов в г.Пенза 22 июня 1909 г., отец его был
плотником, мать работала на фабрике. Все детство и юность провел в селе
Крутец Пензенской губернии. В 1928 г. он окончил в Пензе школу ФЗО при
писчебумажной фабрике "Маяк революции" и стал работать на этой фабрике
накатчиком.
В 1929 г. он поступил в военно-теоретическую школу летчиков и
авиамехаников в г.Вольск. В 1931 г. окончил курс летчиков в Оренбурге. С
1931 по 1934 гг. работал в этой же школе инструктором. С 1931 по 1937 гг.
был летчиком-инструктором в спец. командировке в Монголии, за что в 1936
г. был награждён орденом Красного Знамени Монгольской Народной
Республики. В 1937 г. награждён орденом Красного Знамени РСФСР.
Участвовал в Финской войне.
С 1938 г. - командир АЭ Орловского авиационного полка СБ-2. Он летал на
всех типах самолетов, в любую погоду, днём и ночью. Началась война,
которую ждали, но в то, что она всё-таки наступит, не хотелось верить
никому. Подполковник Дельнов прибыл на Северо-Западный фронт 25
августа 1941 г. на должность командира полка. В декабре 1941 г. награждён
третьим орденом Боевого Красного Знамени.
К 22 января 1942 г. он сформировал 243-ю
штурмовую авиационную дивизию и выполнял
обязанности её командира. Дельнов был большим
новатором в усовершенствовании конструкции
самолета, в использовании великолепных боевых
возможностей Ил-2. В короткое время, во фронтовых условиях, силами
мастерских дивизии все штурмовики были оснащены задней кабиной с
пулеметом. Подготовились воздушные стрелки, и первые же вылеты дали
боевой эффект.
С 22 января по 15 марта 1943 г. И.В.Дельнов командовал 784 штурмовым
авиационным полком 243-й штурмовой авиадивизии (в будущем - 3-й
гвардейской).
Налёт на аэродром противника в Сольцах имел большое оперативно-
тактическое значение. Замысел этой операции исходил от самого Дельнова.
Он долго изучал действия немецкой бомбардировочной авиации с аэродрома
в нашем городе. Гитлеровцы использовали его как аэродром подскока.
Сущность замысла Дельнова: внезапным ударом накрыть "юнкерсы" прямо
на стоянках. Для выполнения задачи было решено использовать штурмовики
всего полка: одной группой в 10 "Ил-2" нанести главный удар по аэродрому,
второй группой в 12 самолетов нанести отвлекающий удар по
оборонительным сооружениям противника, убедив его, что именно здесь
наносится главный удар. Этот замысел удалось блестяще осуществить.
Все самолеты полка благополучно вернулись на свой аэродром. Не вернулся
только самолет командира.
Имя прославленного летчика навечно занесено в списки 71-го гвардейского
штурмового авиаполка, в 1943 г. гвардии подполковник Дельнов посмертно
награжден орденом Отечественной войны I степени.