Автор: Манулина Ольга Игоревна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Школа 656 им.А.С.Макаренко
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль физической культуры в системе современного образования
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современное содержание образования в области физической культуры
нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с
достаточной
физической
подготовленностью,
но
и
на
то,
чтобы
он
был
действительно образованным в физической культуре: владел средствами и
методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и
методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных
возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно
проводить
свои
занятия
физическими
упражнениями.
Сегодня
школьная
физическая культура все больше становиться ответственной за формирование
у
школьников
ориентации
на
здоровый
образ
жизни.
Для
нынешнего
поколения России эта ориентация жизненно необходима против растущей
опасности
наркомании,
алкоголизма,
никотиновой
зависимости.
Занятия
физической культурой в школе учат школьника самоконтролю, самокритике,
т.е.
ценить
время,
организовывать
распорядок
дня,
без
чего
невозможна
нормальная жизнь любого человека.
Современное
содержание
предмета
физической
культуры
в
школе
должно исходить из следующего условий:
- физическая культура должна удовлетворять интересам общества во
всестороннем физическом развитии школьников;
-физическая культура должна использоваться как средство организации
здорового
образа
жизни
человека,
укрепления
здоровья
и
поддержания
долголетия;
-физическая
культура
должна
способствовать
индивидуальному
развитию
культуры
собственного
тела
школьника,
возможности
активно
включаться
в
разнообразные
трудовые,
физкультурно-спортивные
и
культурные мероприятия;
- физическая
культура
должна
обеспечивать
формирование
знаний,
умений
и
навыков
в
организации
и
проведении
самостоятельных
форм
занятий, чтобы использовать физические упражнения для целенаправленного
развития
физических
качеств,
двигательной
подготовки
и
культуры
движений, формирования осанки и телосложения;
-
физическая
культура должна
развивать
мышление,
научить
межличностному
общению,
уважению
к
себе
и
окружающим,
давать
возможность для самовыражения и содействовать самоопределению
.
Исходя
из
этого
можно
сделать
выводы
насколько
важна
роль
физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов
и
творческих
способностей,
в
совершенствовании
двигательных
и
психофизиологических
качеств,
в
укреплении
здоровья
и
профилактики
заболеваний школьников. Физическая культура это развитие физического и
духовного
в
человеке,
это
способ
жизни
и
способ
развития
целостной
личности.
Поэтому в структуре общего среднего образования предмет физическая
культура должен занимать одно из ведущих мест среди других предметов и
способствовать
решению
важных
общепедагогических
задач.
Физическая
культура не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть
образом жизни детей.
Для этого необходимо преодолеть устаревшие традиционные формы,
методы
и
средства
педагогической
деятельности,
при
которых
наша
физическая
культура
оставалась
бы
в
школьном
образовании
лишь
как
процесс физической подготовки и средство укрепления здоровья школьников.
Решая
традиционные
задачи
по
формированию
двигательных
на
выков,
воспитанию физических качеств и координационных способ ностей, многие
учителя зачастую забывают о формировании положительного отношения и
интереса
школьников
к
занятиям
физическими
упражне
ниями
и урокам
физической
культуры. Одной
из
глав
ных
задач
учителей
физической
культуры
общеобразовательных
школ,
должна
стоять
задача
по
формированию
у
учащихся
положительного
отношения
к
физической
культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать разнообразие
всех дос тупных средств и методов.
Активность
учащихся
во
многом
зависит
от
многих
факторов,
основными
из
которых
являются:
правильная
постановка
задач
урока,
создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность
школьников на уроке.
С о зд а н и е
п оложи т е льн о го
эмо ц и о н а льн о го
фо н а
и м е е т
исключительное значение. Как правило, он формируется у школьников еще
до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако
эмоциональный
фон
может
меняться
по
ходу
занятия.
Это
зависит
от
самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к
физическим
упражнениям,
конкретному
уроку
или
личности
учителя,
от
оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.
Урок
физической
культуры
всегда
приносит
удовлетворение
и
радость,
если
школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят
учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно
ощущают
результаты
своего
труда.
Важно,
чтобы
строгость,
точность
и
четкость
действий
учителя
перемежались
улыбками,
словами
поощрения
учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.
Существует
множество
способов
разнообразить
проведение
уроков:
использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий;
включать
различные
новые
физические
упражнения;
менять
обстановку,
условия
урока
(например,
переходить
из
спортивного
зала
на
воздух);использовать
игровой
и
соревновательный
методы,
командные
спортивные игры для повышения двигательной активности и достижения
удовлетворенностью уроками физической культуры.
Игра
–
это
привычная
форма
занятий
для
школьников.
Для
детей
младшего
школьного
возраста
это
не
только
развлечение,
но
и
способ
развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности,
ученики
усваивают
правила
и
нормы
рациональных
форм
движений,
развивают
психические
и
физические
качества,
коммуникативные
способности.
На
уроках
с
младшими
школьниками
важно
использовать
сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет
деятельности
для
учеников,
включает
в
содержание
урока
программный
учебный
материал.
Применяя
такой
метод,
учитель
сам
должен
стать
участником
игры,
поверить
в
реальность
создаваемых
им
образов
и
выполнять
соответствующую
сюжету
роль.
С
повышением
возраста
школьников
следует
использовать
игры,
отличающиеся
все
большей
реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале
с упрощенными правилами, а затем полностью соответствующие реальным
требованиям.
Подвижные
игры
и
занятия
командными
видами
спорта
на
уроках
физической культуры развивают дух коллективизма, сотрудничества.
Среди командных спортивных игр баскетбол занимает одно из самых
почетных
мест.
Он
был придуман
в
конце
ХIХ
века
преподавателем
физической
культуры
в
американском
колледже
Спрингфилд.
В
системе
физического воспитания баскетбол приобрел огромную популярность из-за
экономической
доступности
игры,
высокой
эмоциональности,
большого
зрелищного
эффекта
и
самое
главное,
что
эта
игра
благоприятно
воздействовала на организм человека. Баскетбол как нельзя лучше отвечает
нынешнему времени. Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором
сочетаются
скорость,
выносливость,
сила,
ловкость
и
самое
главное
ум.
Баскетбол
как
нельзя
лучше
способствует
всестороннему
физическому
развитию,
так
как
основу
баскетбола
составляют
простые
естественные
движения – прыжки, бег, передачи и броски.
Основу
соревновательного
метода
составляет
рационально
организованный процесс состязания, соперничества, борьба за первенство и
высокие достижения. Школьник соревнуется не только с другими, но и с
самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели
в
подготовительных
упражнениях.
Соревновательный
метод
усиливает
воздействие
физических
упражнений
и
способствует
максимальному
проявлению
функциональных
возможностей
организма,
тем
самым
способствуя их наивысшему развитию.
Таким образом, физическая культура, являясь частью культуры общей,
способствует
развитию
и
подготовке
школьников
к
дальнейшей
самостоятельной жизни, а спорт является так называемой "школой жизни".
Ведь
в
спорте
учатся
не
только
играть
в
тот
или
иной
вид
игровой
деятельности (если речь идет об игровых видах спорта), но и работе в
команде, тактике, стратегии, учатся проигрывать и побеждать, отношениям с
соперниками и отношениям в своей команде (особенно в соревновательной
деятельности), принимать самостоятельные решения не только в игре, но и в
жизни и многому другому.
Занятия
физической
культурой
и
спортом
формируют
здоровое
честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар,
причем не только в спортивном зале, подводят к духу честной конкуренции,
что особенно важно для подрастающего поколения в современной России.
Школьная физическая культура закладывает основу для формирования
личностных
свойств,
таких
как
трудолюбие,
позитивная
активность,
стремление не отставать от других. Это эффективное средство направления
энергии школьников в конструктивное русло. При этом поведение, знания и
умения,
личный
пример
учителя
физической
культуры
становятся
для
школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания. И
если
учитель
физической
культуры
поможет
сформировать
у
учащихся
потребности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то
и м будет легче осознать и принять для своей жизни такие социальные
понятия,
как
дружба,
равноправие,
справедливость,
красота,
право
на
интересную жизнь, свобода и счастье.
Манулина О.И.
Инструктор физической культуры
ГБОУ школа 656
им.А.С.МАКАРЕНКО г.Москва