Напоминание

Роль физической культуры в системе современного образования


Автор: Манулина Ольга Игоревна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Школа 656 им.А.С.Макаренко
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль физической культуры в системе современного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное содержание образования в области физической культуры

нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с

достаточной

физической

подготовленностью,

но

и

на

то,

чтобы

он

был

действительно образованным в физической культуре: владел средствами и

методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и

методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных

возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно

проводить

свои

занятия

физическими

упражнениями.

Сегодня

школьная

физическая культура все больше становиться ответственной за формирование

у

школьников

ориентации

на

здоровый

образ

жизни.

Для

нынешнего

поколения России эта ориентация жизненно необходима против растущей

опасности

наркомании,

алкоголизма,

никотиновой

зависимости.

Занятия

физической культурой в школе учат школьника самоконтролю, самокритике,

т.е.

ценить

время,

организовывать

распорядок

дня,

без

чего

невозможна

нормальная жизнь любого человека.

Современное

содержание

предмета

физической

культуры

в

школе

должно исходить из следующего условий:

- физическая культура должна удовлетворять интересам общества во

всестороннем физическом развитии школьников;

-физическая культура должна использоваться как средство организации

здорового

образа

жизни

человека,

укрепления

здоровья

и

поддержания

долголетия;

-физическая

культура

должна

способствовать

индивидуальному

развитию

культуры

собственного

тела

школьника,

возможности

активно

включаться

в

разнообразные

трудовые,

физкультурно-спортивные

и

культурные мероприятия;

- физическая

культура

должна

обеспечивать

формирование

знаний,

умений

и

навыков

в

организации

и

проведении

самостоятельных

форм

занятий, чтобы использовать физические упражнения для целенаправленного

развития

физических

качеств,

двигательной

подготовки

и

культуры

движений, формирования осанки и телосложения;

-

физическая

культура должна

развивать

мышление,

научить

межличностному

общению,

уважению

к

себе

и

окружающим,

давать

возможность для самовыражения и содействовать самоопределению

.

Исходя

из

этого

можно

сделать

выводы

насколько

важна

роль

физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов

и

творческих

способностей,

в

совершенствовании

двигательных

и

психофизиологических

качеств,

в

укреплении

здоровья

и

профилактики

заболеваний школьников. Физическая культура это развитие физического и

духовного

в

человеке,

это

способ

жизни

и

способ

развития

целостной

личности.

Поэтому в структуре общего среднего образования предмет физическая

культура должен занимать одно из ведущих мест среди других предметов и

способствовать

решению

важных

общепедагогических

задач.

Физическая

культура не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть

образом жизни детей.

Для этого необходимо преодолеть устаревшие традиционные формы,

методы

и

средства

педагогической

деятельности,

при

которых

наша

физическая

культура

оставалась

бы

в

школьном

образовании

лишь

как

процесс физической подготовки и средство укрепления здоровья школьников.

Решая

традиционные

задачи

по

формированию

двигательных

на

выков,

воспитанию физических качеств и координационных способ ностей, многие

учителя зачастую забывают о формировании положительного отношения и

интереса

школьников

к

занятиям

физическими

упражне

ниями

и урокам

физической

культуры. Одной

из

глав

ных

задач

учителей

физической

культуры

общеобразовательных

школ,

должна

стоять

задача

по

формированию

у

учащихся

положительного

отношения

к

физической

культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать разнообразие

всех дос тупных средств и методов.

Активность

учащихся

во

многом

зависит

от

многих

факторов,

основными

из

которых

являются:

правильная

постановка

задач

урока,

создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность

школьников на уроке.

С о зд а н и е

п оложи т е льн о го

эмо ц и о н а льн о го

фо н а

и м е е т

исключительное значение. Как правило, он формируется у школьников еще

до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако

эмоциональный

фон

может

меняться

по

ходу

занятия.

Это

зависит

от

самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к

физическим

упражнениям,

конкретному

уроку

или

личности

учителя,

от

оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.

Урок

физической

культуры

всегда

приносит

удовлетворение

и

радость,

если

школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят

учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно

ощущают

результаты

своего

труда.

Важно,

чтобы

строгость,

точность

и

четкость

действий

учителя

перемежались

улыбками,

словами

поощрения

учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.

Существует

множество

способов

разнообразить

проведение

уроков:

использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий;

включать

различные

новые

физические

упражнения;

менять

обстановку,

условия

урока

(например,

переходить

из

спортивного

зала

на

воздух);использовать

игровой

и

соревновательный

методы,

командные

спортивные игры для повышения двигательной активности и достижения

удовлетворенностью уроками физической культуры.

Игра

это

привычная

форма

занятий

для

школьников.

Для

детей

младшего

школьного

возраста

это

не

только

развлечение,

но

и

способ

развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности,

ученики

усваивают

правила

и

нормы

рациональных

форм

движений,

развивают

психические

и

физические

качества,

коммуникативные

способности.

На

уроках

с

младшими

школьниками

важно

использовать

сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет

деятельности

для

учеников,

включает

в

содержание

урока

программный

учебный

материал.

Применяя

такой

метод,

учитель

сам

должен

стать

участником

игры,

поверить

в

реальность

создаваемых

им

образов

и

выполнять

соответствующую

сюжету

роль.

С

повышением

возраста

школьников

следует

использовать

игры,

отличающиеся

все

большей

реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале

с упрощенными правилами, а затем полностью соответствующие реальным

требованиям.

Подвижные

игры

и

занятия

командными

видами

спорта

на

уроках

физической культуры развивают дух коллективизма, сотрудничества.

Среди командных спортивных игр баскетбол занимает одно из самых

почетных

мест.

Он

был придуман

в

конце

ХIХ

века

преподавателем

физической

культуры

в

американском

колледже

Спрингфилд.

В

системе

физического воспитания баскетбол приобрел огромную популярность из-за

экономической

доступности

игры,

высокой

эмоциональности,

большого

зрелищного

эффекта

и

самое

главное,

что

эта

игра

благоприятно

воздействовала на организм человека. Баскетбол как нельзя лучше отвечает

нынешнему времени. Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором

сочетаются

скорость,

выносливость,

сила,

ловкость

и

самое

главное

ум.

Баскетбол

как

нельзя

лучше

способствует

всестороннему

физическому

развитию,

так

как

основу

баскетбола

составляют

простые

естественные

движения – прыжки, бег, передачи и броски.

Основу

соревновательного

метода

составляет

рационально

организованный процесс состязания, соперничества, борьба за первенство и

высокие достижения. Школьник соревнуется не только с другими, но и с

самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели

в

подготовительных

упражнениях.

Соревновательный

метод

усиливает

воздействие

физических

упражнений

и

способствует

максимальному

проявлению

функциональных

возможностей

организма,

тем

самым

способствуя их наивысшему развитию.

Таким образом, физическая культура, являясь частью культуры общей,

способствует

развитию

и

подготовке

школьников

к

дальнейшей

самостоятельной жизни, а спорт является так называемой "школой жизни".

Ведь

в

спорте

учатся

не

только

играть

в

тот

или

иной

вид

игровой

деятельности (если речь идет об игровых видах спорта), но и работе в

команде, тактике, стратегии, учатся проигрывать и побеждать, отношениям с

соперниками и отношениям в своей команде (особенно в соревновательной

деятельности), принимать самостоятельные решения не только в игре, но и в

жизни и многому другому.

Занятия

физической

культурой

и

спортом

формируют

здоровое

честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар,

причем не только в спортивном зале, подводят к духу честной конкуренции,

что особенно важно для подрастающего поколения в современной России.

Школьная физическая культура закладывает основу для формирования

личностных

свойств,

таких

как

трудолюбие,

позитивная

активность,

стремление не отставать от других. Это эффективное средство направления

энергии школьников в конструктивное русло. При этом поведение, знания и

умения,

личный

пример

учителя

физической

культуры

становятся

для

школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания. И

если

учитель

физической

культуры

поможет

сформировать

у

учащихся

потребности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то

и м будет легче осознать и принять для своей жизни такие социальные

понятия,

как

дружба,

равноправие,

справедливость,

красота,

право

на

интересную жизнь, свобода и счастье.

Манулина О.И.

Инструктор физической культуры

ГБОУ школа 656

им.А.С.МАКАРЕНКО г.Москва



В раздел образования