Автор: Колесникова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Снежинка"
Населённый пункт: п.г.т.Уренгой,Тюменская обл.
Наименование материала: Доклад
Тема: "Влияние мелкой и общей моторики на развитие речи детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Доклад из опыта работы
по теме:
«Влияние мелкой и общей моторики
на развитие речи детей раннего возраста»
Воспитатель: Колесникова
Наталья Ивановна
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя
они
здоровы,
не
страдают
нарушениями
слуха
или
поражением
центральной
нервной
системы.
В
чём
причина
задержки
речи?
Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого
общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают
совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить
с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться
отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в
прямой
зависимости
от
степени
сформированности
тонких
движений пальцев рук.
Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук
является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие
ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений,
подготовке
руки
к
письму
и,
что
не
менее
важно,
повышает
работоспособность коры головного мозга.
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
* сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой
деятельностью детей;
* сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики
регулярной, выделив для нее оптимальное время;
* подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;
* установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на
звукопроизношения;
* повысить интерес малышей к подобным упражнениям,
превратив их в занимательную игру.
В начале года в мою группу пришли дети, большинство из
которых не владело тонкими движениями рук. У них наблюдалась
мышечная
напряженность,
сниженный
тонус,
нарушение
общей
моторики.
Этих
ребятишек
отличала
общая
скованность
и
медлительность
в
выполнении
движений.
Для
них
оказывались
трудными
многие
упражнения:
пальчики
были
непослушные,
малоподвижные,
слишком
напряжены,
темп
даже
самых
легких
упражнений замедленный. Например, в начале 2014 – 2015 учебного
года
десять
из
пятнадцати
малышей
могли
захватить
разные
предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя-
тремя
пальцами.
Во
время
игр
силой
заталкивали
предметы
в
отверстия
или
емкости,
так
как
не
владели
адекватными
и
рациональными способами действия.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я
провожу
во
время
утренней
гимнастики,
физкультминуток,
в
свободное время утром и после сна – по 2-3 минуты. Таким образом,
пальчиковой гимнастикой ребенок занимается по 7-10 минут в день.
Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них
содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и
собирала
замечательные
потешки,
прибаутки,
сказки,
в
которых
реальный мир представлен ярко, художественно и, очень важно,
понятно даже самым маленьким.
В своей работе я широко использую игры, которые являются
синтезом
поэтического
слова
и
движения.
Здесь
движение
конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно
выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее
значение
слова,
но
и
глубокий
смысл
выражения
благодаря
образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.
Тексты, сопровождающие упражнения – это рифмованные
подсказки
к
заданным
движениям.
Они
легко
ложатся
на
слух
ребенка
и
без
специальных
установок
настраивают
на
игру.
С
помощью
стихотворного
ритма
совершенствуется
произношение,
происходит
постановка
правильного
дыхания,
отрабатывается
определенный темп речи, развивается речевой слух.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти
и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки;
застегивание пуговиц, кнопок; закрепление на липучках; наборы
колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с
открывающимися
игрушками
и
предметами
(матрешки);
игры
с
карандашами
и
крупой,
«пальчиковый
бассейн».
Хорошим
средством
для
развития
движений
является
игра
«Пальчиковый
театр».
Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать
предметы на части и собирать их снова. Моя задача – поддержать это
стремление, организовать общение ребенка с кем-либо в процессе
предметной и игровой деятельности, обогатить его словарь. Всё это
формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что
можно делать, а что нельзя.
Девочкам больше всего нравиться играть с куклами, которых
можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать,
купать, кормить, лечить, «печь» для них пирожки и пирожные из
песка.
Для мальчиков особый интерес составляют различные
машинки
и
строительство.
Показываю
детям,
как
использовать
кубики и другие строительные материалы. Начинаю с простейших
построек. Пусть ребенок попытается воссоздать их
по образцу.
Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами,
строить
дома,
избушки
для
лисы
и
зайца,
теремок
для
лесных
зверей.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш
овладевает
двигательными
умениями
и
навыками,
у
него
развивается координация движений, совершенствуется деятельность
артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
К середине учебного года уже заметны значительные успехи:
пальчики
становятся
более
ловкими,
кисти
рук
–
подвижными,
гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают
сложными
упражнениями.
Но
это
оказалось
не
единственным
достижением – речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.
К работе по развитию моторики я подключаю родителей.
Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять
самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний,
потому
ли
что
торопятся
или
считают
своих
детей
слишком
маленькими.
На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют
никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они
являются для неё базовым, так как формируют ручную умелость.
Кроме
того,
следует
отметить,
что,
приобретая
навыки
самообслуживания и общаясь с взрослыми, ребенок продвигается и
в речевом развитии.
Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста
могут
заниматься
и
родители.
Работа
эта
разносторонняя
и
многообразная. Она может вестись в трех направлениях:
массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких
движений пальцев;
обучение умению целенаправленно управлять движениями в
бытовых
ситуациях,
приобретать
навыки
самообслуживания,
посильно помогать членам семьи;
формирование моторики в специально созданных ситуациях, с
использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной
деятельности (лепке, рисовании)
Советую родителям учить ребенка манипулировать
предметами
–
среди
его
игрушек
обязательно
должны
быть
различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки,
конструкторы.
Хорошо, если у малыша есть свой набор: лопатка, совочек,
грабельки, лейка. Предлагаю показать, как правильно пользоваться
ими,
при
этом
давать
конкретное
задание:
взрыхлить,
вскопать,
прополоть,
полить.
Дети
должны
понимать,
для
чего
нужна
их
работа, знать, что, выполняя её, они приносят пользу.
Наверняка ребенку нравится копаться в земле, в песке.
Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из
песка, возводить снежные горки. Где бы вы ни находились: в саду, во
дворе
или
на
берегу
водоема
–
предоставьте
даже
совсем
маленькому ребёнку возможность поближе познакомиться с песком,
глиной, водой. Ребенок должен научиться различать «строительные
материалы»
на
ощупь.
Надо
играть
с
ним
и
тренировать
его:
поместив в отдельные коробочки (или мешочки) мелкий речной
песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и попросите малыша закрыть
глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки и отгадать, что
там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что
похоже то, что он трогает, но не видит.
Зимой под рукой другой материал – снег. Перед ребенком
открывается прекрасная возможность для лепки снеговиков, метания
снежков,
постройки
горок.
Нужно
учить
его
работать
лопаткой:
разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки, ровнять
горку и т.д. К тому же на снегу, как и на песке, можно рисовать и
писать.
Советую не упускать возможности познакомить сына
или
дочку
с
различными
продуктами,
самим
процессом
приготовления пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис, пшено,
насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать,
отливать, подливать и переливать. Важно, чтобы ребенок научился
держать ложку, вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке.
Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто,
раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия
тоже полезны для развития мелкой моторики рук.
Совместная работа с родителями по развитию мелкой
моторики и координации движений детей положительно влияет на
формирование
познавательных
процессов:
восприятия,
памяти,
мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и
готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет
избежать многих проблем школьного обучения.