Напоминание

"Влияние мелкой и общей моторики на развитие речи детей раннего возраста"


Автор: Колесникова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Снежинка"
Населённый пункт: п.г.т.Уренгой,Тюменская обл.
Наименование материала: Доклад
Тема: "Влияние мелкой и общей моторики на развитие речи детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад из опыта работы

по теме:

«Влияние мелкой и общей моторики

на развитие речи детей раннего возраста»

Воспитатель: Колесникова

Наталья Ивановна

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя

они

здоровы,

не

страдают

нарушениями

слуха

или

поражением

центральной

нервной

системы.

В

чём

причина

задержки

речи?

Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого

общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают

совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить

с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться

отдельными звуками и жестами.

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в

прямой

зависимости

от

степени

сформированности

тонких

движений пальцев рук.

Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук

является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие

ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений,

подготовке

руки

к

письму

и,

что

не

менее

важно,

повышает

работоспособность коры головного мозга.

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

* сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой

деятельностью детей;

* сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики

регулярной, выделив для нее оптимальное время;

* подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

* установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на

звукопроизношения;

* повысить интерес малышей к подобным упражнениям,

превратив их в занимательную игру.

В начале года в мою группу пришли дети, большинство из

которых не владело тонкими движениями рук. У них наблюдалась

мышечная

напряженность,

сниженный

тонус,

нарушение

общей

моторики.

Этих

ребятишек

отличала

общая

скованность

и

медлительность

в

выполнении

движений.

Для

них

оказывались

трудными

многие

упражнения:

пальчики

были

непослушные,

малоподвижные,

слишком

напряжены,

темп

даже

самых

легких

упражнений замедленный. Например, в начале 2014 – 2015 учебного

года

десять

из

пятнадцати

малышей

могли

захватить

разные

предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя-

тремя

пальцами.

Во

время

игр

силой

заталкивали

предметы

в

отверстия

или

емкости,

так

как

не

владели

адекватными

и

рациональными способами действия.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я

провожу

во

время

утренней

гимнастики,

физкультминуток,

в

свободное время утром и после сна – по 2-3 минуты. Таким образом,

пальчиковой гимнастикой ребенок занимается по 7-10 минут в день.

Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них

содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и

собирала

замечательные

потешки,

прибаутки,

сказки,

в

которых

реальный мир представлен ярко, художественно и, очень важно,

понятно даже самым маленьким.

В своей работе я широко использую игры, которые являются

синтезом

поэтического

слова

и

движения.

Здесь

движение

конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно

выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее

значение

слова,

но

и

глубокий

смысл

выражения

благодаря

образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.

Тексты, сопровождающие упражнения – это рифмованные

подсказки

к

заданным

движениям.

Они

легко

ложатся

на

слух

ребенка

и

без

специальных

установок

настраивают

на

игру.

С

помощью

стихотворного

ритма

совершенствуется

произношение,

происходит

постановка

правильного

дыхания,

отрабатывается

определенный темп речи, развивается речевой слух.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти

и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки;

застегивание пуговиц, кнопок; закрепление на липучках; наборы

колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с

открывающимися

игрушками

и

предметами

(матрешки);

игры

с

карандашами

и

крупой,

«пальчиковый

бассейн».

Хорошим

средством

для

развития

движений

является

игра

«Пальчиковый

театр».

Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать

предметы на части и собирать их снова. Моя задача – поддержать это

стремление, организовать общение ребенка с кем-либо в процессе

предметной и игровой деятельности, обогатить его словарь. Всё это

формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что

можно делать, а что нельзя.

Девочкам больше всего нравиться играть с куклами, которых

можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать,

купать, кормить, лечить, «печь» для них пирожки и пирожные из

песка.

Для мальчиков особый интерес составляют различные

машинки

и

строительство.

Показываю

детям,

как

использовать

кубики и другие строительные материалы. Начинаю с простейших

построек. Пусть ребенок попытается воссоздать их

по образцу.

Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами,

строить

дома,

избушки

для

лисы

и

зайца,

теремок

для

лесных

зверей.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш

овладевает

двигательными

умениями

и

навыками,

у

него

развивается координация движений, совершенствуется деятельность

артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

К середине учебного года уже заметны значительные успехи:

пальчики

становятся

более

ловкими,

кисти

рук

подвижными,

гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают

сложными

упражнениями.

Но

это

оказалось

не

единственным

достижением – речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.

К работе по развитию моторики я подключаю родителей.

Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять

самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний,

потому

ли

что

торопятся

или

считают

своих

детей

слишком

маленькими.

На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют

никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они

являются для неё базовым, так как формируют ручную умелость.

Кроме

того,

следует

отметить,

что,

приобретая

навыки

самообслуживания и общаясь с взрослыми, ребенок продвигается и

в речевом развитии.

Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста

могут

заниматься

и

родители.

Работа

эта

разносторонняя

и

многообразная. Она может вестись в трех направлениях:

массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких

движений пальцев;

обучение умению целенаправленно управлять движениями в

бытовых

ситуациях,

приобретать

навыки

самообслуживания,

посильно помогать членам семьи;

формирование моторики в специально созданных ситуациях, с

использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной

деятельности (лепке, рисовании)

Советую родителям учить ребенка манипулировать

предметами

среди

его

игрушек

обязательно

должны

быть

различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки,

конструкторы.

Хорошо, если у малыша есть свой набор: лопатка, совочек,

грабельки, лейка. Предлагаю показать, как правильно пользоваться

ими,

при

этом

давать

конкретное

задание:

взрыхлить,

вскопать,

прополоть,

полить.

Дети

должны

понимать,

для

чего

нужна

их

работа, знать, что, выполняя её, они приносят пользу.

Наверняка ребенку нравится копаться в земле, в песке.

Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из

песка, возводить снежные горки. Где бы вы ни находились: в саду, во

дворе

или

на

берегу

водоема

предоставьте

даже

совсем

маленькому ребёнку возможность поближе познакомиться с песком,

глиной, водой. Ребенок должен научиться различать «строительные

материалы»

на

ощупь.

Надо

играть

с

ним

и

тренировать

его:

поместив в отдельные коробочки (или мешочки) мелкий речной

песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и попросите малыша закрыть

глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки и отгадать, что

там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что

похоже то, что он трогает, но не видит.

Зимой под рукой другой материал – снег. Перед ребенком

открывается прекрасная возможность для лепки снеговиков, метания

снежков,

постройки

горок.

Нужно

учить

его

работать

лопаткой:

разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки, ровнять

горку и т.д. К тому же на снегу, как и на песке, можно рисовать и

писать.

Советую не упускать возможности познакомить сына

или

дочку

с

различными

продуктами,

самим

процессом

приготовления пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис, пшено,

насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать,

отливать, подливать и переливать. Важно, чтобы ребенок научился

держать ложку, вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке.

Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто,

раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия

тоже полезны для развития мелкой моторики рук.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой

моторики и координации движений детей положительно влияет на

формирование

познавательных

процессов:

восприятия,

памяти,

мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и

готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет

избежать многих проблем школьного обучения.



В раздел образования