Развитие одаренности в системе дополнительного образования
Автор: Курицына Мария Федоровна Должность: старший методист , педагог дополнительного образования Учебное заведение: СП "ДТДиМ" ГБОУ СОШ №14 "Центр образования " Населённый пункт: Сызрань Самарская область Наименование материала: Статья Тема: Развитие одаренности в системе дополнительного образования Раздел: дополнительное образование
в системе дополнительного образования детей.
(
М.Ф.Курицына, старший методист , педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 14
«Центр образования» СП«ДТДиМ»)
В
последние
годы
на
уровне
общества
и
государства
работа
с
одаренными
детьми
выделяется в разряд приоритетных направлений.
Реализация важнейшей цели по созданию интеллектуальной элиты страны предполагает
п р о р а б о т к у
к а к
о р г а н и з а ц и о н н ы х ,
т а к
и
т е о р е т и ч е с к и х
е е
с т о р о н .
По словам Галилея, « мы ничему не можем научить человека, мы можем только
помочь ему открыть это в себе ». И чем раньше будет выявлена природная одаренность
детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться
одаренная
личность
и
тем
больших
успехов
она
сможет
достичь
в
дальнейшей
жизнедеятельности.
Показатели,
по
которым
относим
к
категории
«одаренный»:
интеллектуальная,
академическая, творческая, лидерская, художественная, психомоторная
Собственный многолетний педагогический опыт позволяет утверждать, что созданная в
образовательных
учреждениях обогащенная
образовательная
среда
по
развитию
одаренных детей дает определенные положительные результаты..
Не
подлежит
сомнению,
что
ключевой
фигурой
в создании образовательной среды,
способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является педагог,
который в своей деятельности будет применять инновационные технологии и творчески
мыслить. Только такой педагог способен развить потенциальные возможности ребенка,
понять его и принять.
Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с
повышенным
творческим
и
интеллектуальным
потенциалом
в
полной
мере
пока
не
находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными
детьми.
Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
Научно-методическая
поддержка
педагогов,
работающих
с
данной
категорией .
Психолого-педагогическое
сопровождение
способных
и
одаренных
детей.
Обеспечение условий для творческого становления детей.
Работа с родителями способных и одарённых детей, оказание им
методической и практической помощи.
Сотрудничество
педагогов
и
родителей
в
создании
условий
для
развития природных задатков обучающихся.
Интеграция
общего
и
дополнительного
образования
в
работе
с
одаренными детьми.
Анализ исследования проблем в работе с одаренными детьми можно сформулировать
основные направления работы с одаренными детьми следующим образом:
Создание
эффективной
и
постоянно
действующей
системы
выявления
одаренных детей с целью создания ситуации успеха в обучении и развитии.
Разработка и апробация системы профессиональной подготовки педагогов по
ведению
учебно-исследовательской
и
научно-экспериментальной
деятельности.
Активизация
научно-методической
деятельности
педагогов
(обобщение
и
печатное издание материалов передового педагогического опыта) по введению
в
учебно-воспитательный
процесс
элементов
исследовательской
деятельности.
1
Поддержка информационного обеспечения процесса развития
одаренных
детей;
Пропаганда и распространение
положительного педагогического опыта по
работе с одаренными детьми;
Привлечение научного потенциала города и области к работе с одаренными
детьми.
Разработка методического инструментария (программы, элективные курсы,
приемы,
формы)
организации
учебно-исследовательской
деятельности
обучающихся
с
позиции
развития
индивидуальных
познавательных
и
исследовательских способностей и поисковых навыков.
Создание
банка
диагностических
методик
изучения
познавательных
возможностей и способностей школьников
За годы существования в нашем учреждении сложилась эффективная система работы с
одаренными детьми. Основная концептуальная идея которой - создание образовательной
среды, ориентированной на формирование ключевых компетентностей в процессе
научно-исследовательской и творческой деятельности как объективной человеческой
ценности. ..
По данному направлению была разработана программа «Молодые таланты – новому
тысячелетию», в которой отражена система работы с одаренными детьми..
Структура системы представлена на нескольких уровнях:
организационно – управленческая – педагогический совет, методический совет,
управляющий совет, кафедра и методическое объединение;
образовательная
деятельность
–
реализация
дополнительн
образовательных
программ дополнительного образования;
работа педагога с одаренными детьми по индивидуальному плану
Механизмы взаимодействия основных элементов системы являются основополагающим
для развития интеллектуальных и творчески одаренных обучающихся и формированию
н а в ы к о в
н а у ч н о й
и
и с с л е д о в а т е л ь с к о й
д е я т е л ь н о с т и
Одним из процессов взаимодействия с образовательными учреждениями округа является
разработка
методических
материалов
по
программному
обеспечению
деятельности.
Взаимодействие ДТДиМ с образовательными учреждениями округа расширяет уровень
информированности самих педагогов, родителей и детей о возможностях
работы с
о д а р е н н ы м и
в
у д о в л е т в о р е н и и
и х
п о т р е б н о с т е й .
Формы
работы
с
одаренными
детьми
самые
разнообразные:
проведение
занятий
с одаренными детьми
по
индивидуальному
плану,
программам.
ре а лизация
образовательных программ ,. мониторинг развития личности «одаренного» в структуре
творческих способностей, участие в мероприятиях различного уровня, творческие отчеты,
проведение интенсива занятий по курсу «Введение в научное исследование».
Анализируя образовательную деятельность Дворца творчества детей и молодёжи были
достигнуты следующие результаты образовательной деятельности:
ДТДиМ
Победитель
Областного
конкурса
«Система
работы
с
одаренными
детьми в образовательном учреждении»
М.Ф.Курицына
Лауреат
Всероссийского
Форума
«Педагогический
Олимп
–
2015» по работе с одаренными детьми;
Лауреат
Всероссийского
конкурса
«Образовательный
потенциал
России»
в
номинации «Опыт работы с одаренными детьми» с публикацией «Применение
метода научного исследования в работе с одаренными детьми»;
В
учебно-образовательный
процесс
внедрены
педагогические
технологии:
здоровьесберегающие,
здоровьеформирующие,
арт-технологии,
шоу-
технологии,
саморазвития,
личностно-ориентированного
обучения,
информационно-коммуникационные.
2
Количество одаренных обучающихся возросло на 26 %.
Результативность участия обучающихся Дворца в конкурсных мероприятиях
увеличилось больше, чем в восемь раза.
Участие обучающихся ДТДиМ во Всероссийских конференциях и конкурсах
практикуется, в основном, за счет родительских взносов.
Система работы с одаренными детьми получила одобрение на мероприятиях
различного уровня;
Наблюдается
увеличение
числа
педагогов,
владеющих
современными
методиками работы с одаренными детьми
Разработка
и
апробация
новых
образовательных
программ
для
работы
с
одаренными детьми.
Рост подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми в различных
областях знаний.
Повышение качества формирования ключевых компетентностей через научно –
исследовательскую деятельность;
Положительная
динамика
процента
участников
и
призеров
конкурсов,
олимпиад, конференций различного уровня;
Коллектив
прошел
путь
от
индивидуальной
работы
в
творческом
объединении
к
созданию научного общества учащихся, а от него к формированию образовательной среды
ДТДиМ,
ориентированной
на
развитие
интеллектуально
и
творчески
одаренных
обучающихся,
формирование научно-исследовательской деятельности как объективно
человеческой ценности.
Оценивая эффективность внедряемой модели педагогических условий, способствующих
самоактуализации участников системы работы с одаренными детьми, мы отмечаем такие
изменения как:
-
показатель высокого уровня интеллектуального развития обучающихся увеличился
на 9, 1 %;
-
уровень общительности на 4,6 %;
-
уровень готовности к самореализации на 2, 6%.
Одарённые дети – уникальная составляющая, очень ценная, но весьма хрупкая часть
нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может
пробить себе дорогу, научные исследования показывают, что это далеко не так. Поэтому
вся система работы с одаренными детьми ДТДиМ, создающая необходимые условия,
ориентируется на естественный рост и развитие природных, врожденных свойств ребёнка,
начиная с дошкольного возраста и до осознанного выбора жизненного пути.
3