Автор: Мальцева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №120 "Ладушки"
Населённый пункт: город Набережные Челны республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Методы экологического воспитания у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Методы экологического воспитания у дошкольников.
Актуальность проблем экологии в настоящее время не вызывает
никакого
сомнения.
Рост
промышленности,
увеличение
потребления
энергоресурсов
природы,
а
также
загрязнение
окружающей
среды
продуктами жизнедеятельности человека, безусловно, требует пересмотра
отношения
к
данной
теме.
Именно
поэтому
появляется
необходимость
изучать проблемы экологии. Конечно же, весь груз проблем ложиться на
плечи взрослых , но разве дети не могут участвовать в понимании вопросов
экологии? Ведь именно в детстве формируется сознание и отношение к тем
или
иным
вопросам.
Поэтому
крайне
важно
привлекать
детей
к
теме
экологии. А вот как их заинтересовать вопросами экологии зависит от нас-
взрослых.
Первичным
методом
в
экологическом
воспитании
является
метод
наблюдения.
Этот
метод
особенно
актуален
для
самых
маленьких
представителей дошкольного возраста. Наблюдать можно все: как меняются
растения и деревья в разные сезоны на садовом участке и в уголке природы,
как влияют явления природы на окружающий мир и т. д. Главное в этом
методе
акцентировать
внимание
малышей
на
те
или
иные
изменения,
происходящие в растительном и животном мире. На данном этапе происходит
закладка первичных знаний об окружающем мире.
Кроме метода
наблюдения, который относится к наглядным методам
экологического воспитания, применимы такие методы как рассматривание
картин, демонстрация моделей, кинофильмов, слайдов на тему экологии. Это
могут
быть
макеты
животного
и
растительного
уголка,
наглядно-
демонстрационный
материал
о
сезонах
и
погодных
явлениях,
правилах
поведения в лесу, на водоемах, а также фильмы и слайды о наносимом вреде
окружающей
среде
заводами,
промышленными
предприятиями
и
городскими свалками.
Не
меньшую
роль
в
экологическом
воспитании
имеют
словесные
методы: рассказы воспитателя, чтение художественной литературы и беседы.
Эти методы
заставляют задуматься о тех или иных вопросах экологии,
являясь предшественником практических методов. Это могут быть беседы об
охране окружающей среды, о том, как важно беречь цветы на клумбе и
ухаживать за ними, как обращаться с домашними животными и что делать
если в лесу встретил, например, змею.
Поскольку у дошкольников ведущий вид деятельности- это игра, то и
заинтересовать детей можно с помощью игр. Например, в игре под названием
"Турист" можно закреплять такие простые правила поведения на природе ,
как
уборка
мусора
после
себя,
особенно
это
касается
пластиковых
и
железных банок, пакетов и другого подобного мусора, который в природе
естественным путем очень долго разлагается.
Вершиной
всех
методов
экологического
воспитания
является
практическая
деятельность,
к
которой
можно
отнести
труд,
экспериментальную деятельность, проекты, моделирование, художественное
творчество.
В
проектной
и
экспериментальной
деятельности
можно
исследовать
разные
темы
экологического
характера,
начиная
от
условий
роста растений и заканчивая глобальными темами загрязнения окружающей
среды. Труд в экологическом воспитании, главным образом, сосредоточен на
садовом участке и в уголке природы- сбор веток, мусора, сухой травы и
листьев, посадка растений, уход ха растениями, сбор семян и т. д.
С
помощью поделок из природного материала и рисунков на тему экологии
дети закрепляют и обобщают знания, полученные в ходе разных методов и
источников об окружающей среде.
Конечно же, в экологическом воспитании очень важен пример взрослых,
поэтому организация различных мероприятий, направленных на активизацию
и
просвещения
родителей
на
тему
защиты
окружающей
среды
очень
актуальна
и
является
одним
из
методов
экологического
воспитания.
Это
могут
быть
беседы,
консультации,
круглые
столы,
семинары
и
даже
родительские собрания.
Для
того
чтобы
в
полной
мере
охватить
проблемы
экологии
в
экологическом
воспитании,
конечно
же,
необходимо
применять
все
перечисленные
методы
поэтапно
и
в
совокупности,
в
зависимости
от
возрастных особенностей детей.