Автор: Попова Марина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №7 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Социализация детей с ОВЗ
.
Воспитатель Попова Марина Павловна
Детский сад №7 «Золотая рыбка» г. Тамбов
Сегодня нет человека который остался бы равнодушным к проблемам
нравственного воспитания детей. Воспитание и формирование нравственных
и этических качеств ребенка начинается с дошкольного детства.
Систематическое привитие ребенку положительных качеств поведения с
первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и
гармоничное формирование личности.
Тема нравственного воспитания детей актуальна и чрезвычайно трудна
даже тогда, когда речь идет о здоровых детях, разумеется все оказывается
особенно сложным, если речь идет о воспитании нравственных качеств у
детей с отклонениями в развитии. По собственному опыту знаю, что эта
работа кропотлива и требует много времени, терпения, выдержки, знаний и
применения особых технологий.
……В дошкольном возрасте ребенок с отклонениями в развитии
незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным
развитием, а несформированность различных качеств можно расценить как
результат недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал
себя исключительным или обделенным, так как это неблагоприятно
сказывается на его общем личностном развитии. Дети с отклонениями в
развитии не должны быть изолированы от своих сверстников. Общение с
ними- это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в
развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив они становятся
добрее, у них появляется желание оказать помощь другому человеку.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ
заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных
навыков и привычек поведения, основ моральных качеств.
Общеизвестно, что одним из самых важных нравственных качеств
является воспитание вежливости. Мы- воспитатели, родители- постоянный
добрый пример. Взрослые дают детям «модель поведения» , демонстрируют
необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета. В детском
саду дети общаются со взрослыми до 12 часов , во время пребывания
происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого
речевого поведения. Вежливость в современном подходе к воспитанию
ребенка, как к личности, очень важна. В нашей группе традицией стали
такие беседы, как «Уроки этикета», «Уроки любви и доброты», изучаем
вместе с детьми словарь вежливых слов и выражений, стараемся применять
их в речи в течение всего дня в разных видах деятельности.
Начиная с младшей группы знакомим детей с ОВЗ с художественной
литературой . Работа начинается со сказок с целью выявления способности
ребенка к интерпритации и оценки поступков других( героев сказок), умения
сравнивать себя с ними. Например, прочитав сказку «Лиса и заяц» ставим
перед ребенком серию сюжетных картинок к этой сказке, комплект картинок
с изображением детских лиц с различным эмоциональным состоянием и
задаем вопросы по содержанию. Для характеристики героев ребенок
использует карточки с изображением эмоции, которую по его мнению
испытывает тот или иной герой сказки И так от произведения к
произведению мы вместе с детьми учимся оценивать поступки героев, их
нравственные качества: добро, зло и т.д. В старшей и подготовительной
группе литературные произведения становятся более серьезными. Дети
любят рассказы А.П.Гайдара, В Осеевой, С.Лагерлеф. Их незабываемые «Чук
и Гек», мальчик Нильс, облетевший со стаей диких гусей огромные
расстояния учат детей и доброте и бережному отношению к живой и неживой
природе. Поступки героев этих книг просто кладезь для формирования
нравственных качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Особой частью нравственного становления личности являются игры . Их
возможности для формирования ребенка просто безграничны. От простейшей
сюжетно-ролевой «Дочки- матери» в младшей группе до «Чудо- дерево» в
подготовительной. Такие игры как «Определи настроение своих друзей»,
«Закончи предложение», «Художник» поднимают настроение, позволяют
детям с ОВЗ привить социально коммуникативные умения и навыки,
формируют дружеские чувства, доброту, отзывчивость. Игры хороводные
«Кострома», «Ручеек», «Именины» и многие другие хороши для
формирования чувства коллективизма.
Невозможно не сказать и о прогулках на природу, целевых экскурсиях.
Наблюдения за животными, растениями, насекомыми, за трудом взрослых
людей учат детей эмоционально откликаться, быть нетерпимыми к людям, в
случае нарушения ими правил общения с природой.
Эти виды деятельности позволяют детям добыть новые знания о
окружающем, о человеке, как органичной части природы. Укрепляется
желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются
проявления разумности и гуманности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по
нравственному воспитанию детей- дошкольников с ОВЗ ведется ежедневно
во всех видах детской деятельности и в совместной деятельности ребенка и
взрослого. Результаты диагностического исследования нравственного
воспитания детей нашей возрастной группы говорят о том, что дети с ОВЗ
дружелюбны к окружающим, способны контролировать свои поступки,
вежливы, они принимают активное участие в своем нравственном развитии.
В практической работе по нравственному воспитанию детей с ОВЗ
я считаю нужно видеть прежде всего формирование
общечеловеческих норм нравственности.
Список используемой литературы:
1.
Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание
дошкольников 5-7 лет. М.: издательство Москва, 2004.
2.
Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. М. : Издательство
«Мозаика- синтез», 2005.