Напоминание

Социализация детей с ОВЗ


Автор: Попова Марина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №7 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социализация детей с ОВЗ

.

Воспитатель Попова Марина Павловна

Детский сад №7 «Золотая рыбка» г. Тамбов

Сегодня нет человека который остался бы равнодушным к проблемам

нравственного воспитания детей. Воспитание и формирование нравственных

и этических качеств ребенка начинается с дошкольного детства.

Систематическое привитие ребенку положительных качеств поведения с

первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и

гармоничное формирование личности.

Тема нравственного воспитания детей актуальна и чрезвычайно трудна

даже тогда, когда речь идет о здоровых детях, разумеется все оказывается

особенно сложным, если речь идет о воспитании нравственных качеств у

детей с отклонениями в развитии. По собственному опыту знаю, что эта

работа кропотлива и требует много времени, терпения, выдержки, знаний и

применения особых технологий.

……В дошкольном возрасте ребенок с отклонениями в развитии

незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным

развитием, а несформированность различных качеств можно расценить как

результат недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал

себя исключительным или обделенным, так как это неблагоприятно

сказывается на его общем личностном развитии. Дети с отклонениями в

развитии не должны быть изолированы от своих сверстников. Общение с

ними- это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в

развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив они становятся

добрее, у них появляется желание оказать помощь другому человеку.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ

заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных

навыков и привычек поведения, основ моральных качеств.

Общеизвестно, что одним из самых важных нравственных качеств

является воспитание вежливости. Мы- воспитатели, родители- постоянный

добрый пример. Взрослые дают детям «модель поведения» , демонстрируют

необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета. В детском

саду дети общаются со взрослыми до 12 часов , во время пребывания

происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого

речевого поведения. Вежливость в современном подходе к воспитанию

ребенка, как к личности, очень важна. В нашей группе традицией стали

такие беседы, как «Уроки этикета», «Уроки любви и доброты», изучаем

вместе с детьми словарь вежливых слов и выражений, стараемся применять

их в речи в течение всего дня в разных видах деятельности.

Начиная с младшей группы знакомим детей с ОВЗ с художественной

литературой . Работа начинается со сказок с целью выявления способности

ребенка к интерпритации и оценки поступков других( героев сказок), умения

сравнивать себя с ними. Например, прочитав сказку «Лиса и заяц» ставим

перед ребенком серию сюжетных картинок к этой сказке, комплект картинок

с изображением детских лиц с различным эмоциональным состоянием и

задаем вопросы по содержанию. Для характеристики героев ребенок

использует карточки с изображением эмоции, которую по его мнению

испытывает тот или иной герой сказки И так от произведения к

произведению мы вместе с детьми учимся оценивать поступки героев, их

нравственные качества: добро, зло и т.д. В старшей и подготовительной

группе литературные произведения становятся более серьезными. Дети

любят рассказы А.П.Гайдара, В Осеевой, С.Лагерлеф. Их незабываемые «Чук

и Гек», мальчик Нильс, облетевший со стаей диких гусей огромные

расстояния учат детей и доброте и бережному отношению к живой и неживой

природе. Поступки героев этих книг просто кладезь для формирования

нравственных качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Особой частью нравственного становления личности являются игры . Их

возможности для формирования ребенка просто безграничны. От простейшей

сюжетно-ролевой «Дочки- матери» в младшей группе до «Чудо- дерево» в

подготовительной. Такие игры как «Определи настроение своих друзей»,

«Закончи предложение», «Художник» поднимают настроение, позволяют

детям с ОВЗ привить социально коммуникативные умения и навыки,

формируют дружеские чувства, доброту, отзывчивость. Игры хороводные

«Кострома», «Ручеек», «Именины» и многие другие хороши для

формирования чувства коллективизма.

Невозможно не сказать и о прогулках на природу, целевых экскурсиях.

Наблюдения за животными, растениями, насекомыми, за трудом взрослых

людей учат детей эмоционально откликаться, быть нетерпимыми к людям, в

случае нарушения ими правил общения с природой.

Эти виды деятельности позволяют детям добыть новые знания о

окружающем, о человеке, как органичной части природы. Укрепляется

желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются

проявления разумности и гуманности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по

нравственному воспитанию детей- дошкольников с ОВЗ ведется ежедневно

во всех видах детской деятельности и в совместной деятельности ребенка и

взрослого. Результаты диагностического исследования нравственного

воспитания детей нашей возрастной группы говорят о том, что дети с ОВЗ

дружелюбны к окружающим, способны контролировать свои поступки,

вежливы, они принимают активное участие в своем нравственном развитии.

В практической работе по нравственному воспитанию детей с ОВЗ

я считаю нужно видеть прежде всего формирование

общечеловеческих норм нравственности.

Список используемой литературы:

1.

Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание

дошкольников 5-7 лет. М.: издательство Москва, 2004.

2.

Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации. М. : Издательство

«Мозаика- синтез», 2005.



В раздел образования