Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием.Пути их решения.
Автор: Глезер Светлана Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии Тракторозаводского района Волгограда" Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: статья Тема: Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием.Пути их решения. Раздел: начальное образование
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во
все времена. Такая проблема возникла и у нас. Преемственность –это постоянный
процесс, на разных этапах жизни ребенка. Этот процесс интересует как учителей , так и
психологов, целью которых является сохранить целостное восприятие мира ребенка.
Преемственность – это двусторонний процесс, с одной стороны –ученик, а с другой
учитель. Ребенок попадая в 1 класс еще не отошел от своего состояния быть
дошкольником, у него еще во многом сохраняется его привычная ведущая деятельность-
игра, а тут вдруг , новые изменения диктуют ему новый образ жизни и новую социальную
роль .Что делать и как быть в этой ситуации.
Наша школа нашла выход из данной ситуации в следующем: стали тесно сотрудничать с
ДОУ №238,254,205. Наши учителя посещают занятия в этих ДОУ, проводят свои занятия
по подготовке детей к школе. . Вначале каждого учебного года мы заключаем договор по
обеспечению преемственности, составляем проект совместной деятельности.
Основная задача ,которая требует всестороннего решения, является создание единого
образовательного процесса, который соединит дошкольные и школьные годы. В своей
работе мы выделили три основных направления, которые помогают это осуществить
преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
методическая работа;
работа с детьми;
работа с родителями.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед,
методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: “Психологическая
готовность ребенка к школе”, “Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к
школе”, “Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе”.
А несколько лет назад в нашей школе были открыты платные образовательные
курсы «Первоклассник», которые способствуют плавному переходу детей в школу, дает
им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям.
Эта группа работает по трем программам: "По дороге к азбуке", "Развитие речи",
"Первые шаги в математику".
Целью программы "Первые шаги в математику" является всестороннее развитие
личности, формирование умственных способностей ребенка.
Задачи:
формирование простейших математических представлений;
развитие у детей основ конструирования;
развитие логических способностей;
развитие зрительной и слуховой памяти;
формирование образного мышления;
формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;
формирование творческой активности детей.
Программа включает разделы:
Количество и счет.
Величина.
Ориентировка в пространстве и во времени
Геометрические фигуры.
Графические работы. Конструирование
Логические задачи.
Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного
материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип
программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, мы стремимся к
тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.
Многие задания даем в игровой форме, они включают в себя элементы
соревнования.
На занятиях используем загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные
задачи математического содержания.
Я предлагаю Вашему вниманию одну из таких игр , проводимых на занятиях
Цель программ "По дороге к азбуке", "Развитие речи" – всестороннее развитие личности
ребенка, формирование его умственных способностей и творческой активности, развитие
его кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
развитие умения говорения и слушания;
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие
грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт
ребенка;
развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом,
словосочетанием, предложением;
развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления,
умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения,
вариативности мышления;
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать,
доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;
расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с
опорой на жизненный опыт ребенка.
Программы включают 3 раздела :
Развитие и совершенствование устной речи.
Подготовка к обучению чтению.
Подготовка к обучению письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое
значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры,
предваряющие ориентировочные действия.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. К таким играм
можно отнести: «Подскажи словечко», «Угадай слово», «Продолжи сказку»,
«Продолжи рассказ», «Расскажи об игрушке» и др.
Кроме игр мы используем видео занятия "Уроки бабушки Совы","Умачка" и.т.д
Обучение строится с опорой на учебные пособия из серии "Ломоносовская школа".
И, конечно, работа с детьми. Наши будущие первоклассники знакомятся со школой на
экскурсии в музей “Боевой славы” МОУ СШ№17, встречаются с учащимися школы,
которые посещали детский сад – все это вызывает у будущих первоклассников желание
пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Весной ДОУ проводят День открытых дверей, на который приглашают и нас, учителей
начальных классов с детьми, окончившими 1 класс. Первоклассники готовят концерт,
организуется выставка детских рисунков и поделок. Ребята рассказывают о школе много
интересного будущим первоклассникам.
Проблему преемственности мы успешно решаем при тесном взаимодействии
педагогического коллектива нашей школы и детских садов. Выиграют от этого все,
особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи
преемственности.