Напоминание

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием.Пути их решения.


Автор: Глезер Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии Тракторозаводского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием.Пути их решения.
Раздел: начальное образование





Назад




Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Такая проблема возникла и у нас. Преемственность –это постоянный процесс, на разных этапах жизни ребенка. Этот процесс интересует как учителей , так и психологов, целью которых является сохранить целостное восприятие мира ребенка. Преемственность – это двусторонний процесс, с одной стороны –ученик, а с другой учитель. Ребенок попадая в 1 класс еще не отошел от своего состояния быть дошкольником, у него еще во многом сохраняется его привычная ведущая деятельность- игра, а тут вдруг , новые изменения диктуют ему новый образ жизни и новую социальную роль .Что делать и как быть в этой ситуации. Наша школа нашла выход из данной ситуации в следующем: стали тесно сотрудничать с ДОУ №238,254,205. Наши учителя посещают занятия в этих ДОУ, проводят свои занятия по подготовке детей к школе. . Вначале каждого учебного года мы заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект совместной деятельности. Основная задача ,которая требует всестороннего решения, является создание единого образовательного процесса, который соединит дошкольные и школьные годы. В своей работе мы выделили три основных направления, которые помогают это осуществить преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:  методическая работа;  работа с детьми;  работа с родителями. Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: “Психологическая готовность ребенка к школе”, “Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе”, “Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе”. А несколько лет назад в нашей школе были открыты платные образовательные курсы «Первоклассник», которые способствуют плавному переходу детей в школу, дает им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям. Эта группа работает по трем программам: "По дороге к азбуке", "Развитие речи", "Первые шаги в математику". Целью программы "Первые шаги в математику" является всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка. Задачи:  формирование простейших математических представлений;  развитие у детей основ конструирования;  развитие логических способностей;  развитие зрительной и слуховой памяти;  формирование образного мышления;  формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;  формирование творческой активности детей. Программа включает разделы:  Количество и счет.  Величина.  Ориентировка в пространстве и во времени  Геометрические фигуры.  Графические работы. Конструирование  Логические задачи.
Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения. Многие задания даем в игровой форме, они включают в себя элементы соревнования. На занятиях используем загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания. Я предлагаю Вашему вниманию одну из таких игр , проводимых на занятиях Цель программ "По дороге к азбуке", "Развитие речи" – всестороннее развитие личности ребенка, формирование его умственных способностей и творческой активности, развитие его кругозора, интеллекта, личностных качеств. Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:  развитие умения говорения и слушания;  развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;  обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;  развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;  развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;  развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;  развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;  расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка. Программы включают 3 раздела :  Развитие и совершенствование устной речи.  Подготовка к обучению чтению.  Подготовка к обучению письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, предваряющие ориентировочные действия. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. К таким играм можно отнести: «Подскажи словечко», «Угадай слово», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Расскажи об игрушке» и др. Кроме игр мы используем видео занятия "Уроки бабушки Совы","Умачка" и.т.д Обучение строится с опорой на учебные пособия из серии "Ломоносовская школа". И, конечно, работа с детьми. Наши будущие первоклассники знакомятся со школой на экскурсии в музей “Боевой славы” МОУ СШ№17, встречаются с учащимися школы, которые посещали детский сад – все это вызывает у будущих первоклассников желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Весной ДОУ проводят День открытых дверей, на который приглашают и нас, учителей начальных классов с детьми, окончившими 1 класс. Первоклассники готовят концерт, организуется выставка детских рисунков и поделок. Ребята рассказывают о школе много интересного будущим первоклассникам.
Проблему преемственности мы успешно решаем при тесном взаимодействии педагогического коллектива нашей школы и детских садов. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.


В раздел образования