Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ПУТЕЙ МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПРИ РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ"


Автор: Бондарева Тамара Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "СПШ" №33
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородской области
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ПУТЕЙ МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПРИ РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ"
Раздел: среднее образование





Назад




Д О К Л А Д

НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ПУТЕЙ

МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПРИ

РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

БОНДАРЕВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА

2017 год

ВВЕДЕНИЕ

В наше время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образо-

вания является ребенок.

В новой социальной культурной ситуации признание творческой свободы

человека является главным богатством общества, но в настоящее время су-

ществует острая социальная потребность в творчестве и творческих индиви-

дах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач

в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможно-

сти – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах чело-

веческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию,

зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма.

Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуще-

ствлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовле-

творения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории. Чтобы

у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он по-

чувствовал удивление и любопытство повторил путь человечества в познании,

удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через

преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творче-

ства.

Что ж такое творческое мышление?

Отечественный психолог И.Я. Лернер характеризует творческое мышле-

ние по его продукту, творческое мышление – мышление, связанное с создани-

ем или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией

собственных оригинальных идей. Учащиеся в процессе творчества создают субъ-

ективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

Он выделяет четыре основных параметра, характеризующих логическое

творческое мышление:

- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

- гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе отве -

тов;

- оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

- точность выполнения заданий.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют сле-

дующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой

функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению,

то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их со-

отношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение,

альтернативу

подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в

новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности

других.

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного

природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна

одна способность – «они не усваиваются в результате получения информации

или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную де-

ятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт].

Выделяя признаки творческого акта, все психологи подчеркивают его бессо-

знательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состо-

яния сознания.

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спе-

цификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей

активность индивида.

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества:

интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям,

которые возникают при мыслительном процессе. Существуют два направления

проблемы развития творческого мышления:

- влияние условий воспитания и повседневной жизни;

- проведение развивающего эксперимента.

Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в

процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обуче-

ния содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому можно

говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышле-

ния, о системном формирующем воздействии.

В психологии для формирования творческого мышления существует

2 логических пути индуктивный и дедуктивный. Для обучения любой

науке, в том числе и биологии используют логические операции: сравне-

ние, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Дедуктивный путь ведёт

от общих положений, принципов к разъяснению отдельных фактов или

подтверждению общих положений фактами. Дедукция применяется при ана-

лизе и тесно с ним связана. Индуктивный путь ведёт от фактов к обобще-

нию, к установлению принципа. Индукция связана с синтезом и способ-

ствует обобщающим умозаключениям. На уроках биологии при рассмотре-

нии простых фактов учитель использует индуктивный метод, но если

рассматривается сложное явление, изучается комплекс предметов и явле-

ний то мы обязательно применяем метод дедукции. Два пути логического

мышления тесно взаимосвязаны между собой, они взаимно дополняют

друг друга. Для успешного изучения биологии необходимо развивать у

учащихся способность к индуктивному и дедуктивному мышлению, разви-

вать у них умение и анализировать и синтезировать новые идеи.

Развивать дедукцию и индукцию можно различными способами: поста-

новка проблемных вопросов, требующих сопоставлеий, размышлений, связи

новых знаний со старыми, доказательств, умозаключений. Или задания при

проведении практических работ, опытов и наблюдений, требующих реше-

ние задач со сравнением, установление сходства и различия. Одним из та-

ких способов является применение творческих задач - ТРИЗОВ (теория

решения изобретательских задач).

Под творческой задачей следует понимать расширенный проблем-

ный вопрос с нечётко заданными условиями, содержащими некие про-

тиворечия в решении, а серию ответов, часто взаимоисключающих.

Любая составная текстовая задача ставит ученика перед определенными

трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении

мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные текстовые зада-

чи ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и

ощущение трудности, или одно только ощущение трудности, которое, однако,

ученик намерен преодолеть. Если эти условия отсутствуют, то задача им уже

перестала быть для него проблемной, или еще не может быть ею в связи с тем,

что он не владел в достаточной степени средними ступенями, дающими

возможности для преодоления данной трудности.

Решение составной текстовой задачи нового вида (содержащей новую для

учащихся комбинацию известных уже видов простых задач) требует выполнения

всех тех элементов продуктивного мышления, которые свойственны

исследовательскому подходу: это и наблюдение и изучение фактов (анализ

условия, выделение данных, осознание вопроса) и выявление промежуточ -

ных неизвестных (на основе анализа связей, существующих).

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от

развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мыш-

ления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения

задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи,

изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися

необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у

них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача

решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план;

- сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практи-

ческого использования;

- доминирование собственной исследовательской практики над репродук-

тивным усвоением знаний;

- ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуаль -

ная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при

решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление

найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать

проблему

на

более

глубоком

уровне

либо

с

другой

стороны.

В настоящее время группой специалистов В.Г. Березиной В.И Тимохиным,

Ю.С. Мурашовым и С. Ю. Модестовым разработана типология задач по

биологии. Используя проблемы развития способностей учащихся биологии, С.

Ю. Модестов приводит 5 типов задач для развития активного самостоятельно-

го, творческого мышления. Знание учителем этой типологии – важное условие

создания проблемных ситуаций при изучении нового материала, повторении

пройденного и при формировании умений и навыков.

1.Узнавание учащимися модели в условии

Модель - некоторое общее понятие для ограниченной части учебного мате-

риала. Это может быть одно понятие или закон, или фрагмент теории

Например:

Модель типы взаимоотношений между организмами

Задача « Ворюги »

Не стесняясь волки стаей нападают на медведя с целью отнять его до -

бычу - и успешно. В пустыне жук- скарабей увидев другого жука

катящего навозный шарик стремится отобрать его.

Дайте общее название этого поведения животных. Это клептопаразитизм -

воровство среди животных.

2.Прямое применение учащимися модели

Корневое давление

Задача

В Козульском лесхозе, выращивают ёлки высаживая саженцы на све-

жие пни.

Получается огромный экономический эффект, т.к. не затрагиваются

новые площади и сэкономили на уборке пней.

Пни продолжают всасывать воду и минеральные вещества и кормят са-

женцы.

3. Применение учащимися нескольких освоенных моделей без ука-

заний, когда, где и как именно их применять.

Задача.

Оказывается, пиранья нападает не на любых животных. Почему

некоторых они атакуют, а другие плавают вместе с ними. Пираньи реа-

гируют на кровь и если кожные покровы целы, они не атакуют.

4. Задачи на применение биологического эффекта или явления.

Первый патент на штамм бактерий для разложения пролитой нефти

получила компания «Дженерал электрик» 1980г. только по решению суда.

Почему?

5. Исследовательские задачи.

О вреде кофе писалось много. Американский невропатолог Николсон

проделал следующий эксперимент: он поместил личинок насекомых в

чашку с крепким кофе и зафиксировал их гибель в течение суток. Отчего

погибли личинки? Назвать несколько причин.

Для повышения эффективности обучения и развитие творческого мышления

эвристические задачи я применяю на своих уроках в качестве закрепле-

ния знаний, проблемного вопроса в начале урока, контрольной и провероч-

ной работы.

Работаю по этой тематике уже в течение 5 лет, в общеобразователь -

ных классах и классе с профильным обучением.

При использовании творческих задач использую 2 типовые схемы:

работа в группе и индивидуально с отдельными учащимися. Индивидуаль-

ное и групповое творчество активизирует класс, и подготавливают его к

получению новых знаний и умений. В 2011 учебном году я решила

провести эксперимент о влиянии решения творческих задач на развитие

логического мышления.

Объект исследования – развитие творческого мышления школьников на уро-

ках биологии.

Предмет исследования – использование творческих задач на уроках биологии

как средство развития творческого мышления детей.

Цель исследования: разработать систему карточек с разной степенью

проблемности для повышения уровня творческого мышления.

Задачи:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме ис-

следования;

2) раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творче-

ского мышления младших школьников;

3) проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках мате-

матики в начальной школе;

4) выявить, способствует ли проблемное обучение математике развитию твор-

ческого мышления школьников;

5) выработать систему мер по совершенствованию творческого мышления

школьников на уроках биологии. Уровень творческого мышления школьников

повышается при использовании на уроках биологии Тризов творческих заданий

с разной степенью проблемности.

Методы:

тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий), статистическо-

математический метод обработки результатов.

Практическая значимость нашей исследовательской работы состоит в раз-

работке накоплению системы карточек с задачами разной степенью проблемно-

сти для учащихся с разными уровнями творческого мышления.

База исследования: средняя школа №27 , 6А класс.

Учитель: Бондарева Т. Н

Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые осно-

вываю свое исследование следующее: беглость, гибкость и оригинальность

мысли.

Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть бы-

строта переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного процесса – это переключение с одной идеи на дру-

гую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же

задачи.

Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородно груп-

пе.

Для дальнейшей нашей исследовательской работы мы выделим три основных

условия формирования творческого мышления, три стратегии:

1) индивидуализация образования;

2) исследовательское обучение;

3) проблематизация.

Первый этап моего экспериментального исследования состоит в изучении твор-

ческого мышления школьников, то есть констатирующий эксперимент.

В 2011году 5а классе школы № 27 было проведено тестирование на

выявление уровня творческого учащихся, их гибкости, беглости и оригиналь-

ности.

Были использованы тесты Торренса.

Е.П. Торреснс, создавший наиболее известные тесты креативности, обра -

тил основное внимание не на продукты, а на сам процесс творческого мышле-

ния. Тест Е.П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования,

как часть продолжительной исследовательской программы, методической ра-

боты с учащимися, стимулирующей их творческие способности.

Показатели по всем частям текста определяются факторами, установ-

ленными в исследованиях Дж. Гилфорд, а именно: легкость, гибкость, ориги-

нальность и точность.

Тесты Е.П. Торренса созданы в 1966 году. Все тесты сгруппированы в вер-

бальную и невербальную батареи. Первая батарея обозначается как словес -

ное творческое мышление, вторая – изобразительное творческое мышление.

С тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную

психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и, как все время под-

черкивается в инструкциях, занятиями веселыми. Тесты предназначены для

использования в детском саду и во всех классах школы.

Тест Е.П. Торренса на вербальное творческое мышление (1966) предна-

значен для диагностики у детей таких характеристик, как умение задавать ин-

формативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия примени-

тельно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригиналь-

ные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные

вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предложения.

Невербальными тестами предусматривается выполнение испытуемыми таких

заданий, как конструирование картин (на основе изображения ярко раскра-

шенной фигуры неправильной формы), завершение картинки, использование

параллельных линий или кругов для составления изображений. Надежность

тестов очень велика – от 0,7 до 0,9. Вербальные более надежны, чем изобра -

зительные.

Тесты Торренса используются в отечественной психодиагностике ум-

ственного развития. Но это не просто их перевод, а тщательное их адаптиро-

вание..

Тест «Дорисовывание» для исследования невербального творческого

мышления у детей 10-12лет.

Материал. Листы белой бумаги, в середине которых простым или черным ка-

рандашом нарисованы контуры. Различных изображений растений, животных,

фруктов овощей.

Инструкция. Посмотри на этот листок. Кто из ребят начал рисовать, но не

успел закончить. Подумай, что из этого может получиться и закончи, пожа-

луйста, рисунок.

Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш.

Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей

отвечают, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания де-

тям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения). После

выполнения каждого задания ребенка спрашивают, что именно нарисовано на

картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на

ответе.

Анализ результатов. При интерпретации полученных данных обращают

внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов.

Беглость связывают с общим количеством ответов. Максимальное коли-

чество баллов – 3, минимальное – 0 (если ребенок отказывается рисовать).

Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании

рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и

разнообразные предметы). Отказ от задания – 0 баллов, максимальное коли-

чество баллов – 3 (при использовании нескольких категорий). Оригиналь-

ность разных категорий оцениваются по баллам:

1 – звери,

2 – человек;

3 – птица,

4 – рыбы

5 – насекомые

6 - растения

Кроме беглости, гибкости и оригинальности, оценивают и характер рисунка

– важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать,

воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикреплении

овала к бумаге без называния рисунка и дорисовывания – 0 баллов. Дорисо-

вывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается тра-

диционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны) – 1 балл.

Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным конту-

ром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является

частью в других предметах или их деталью (включение) – 3 балла. Рисунок со-

держит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок

включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его

тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным

контуром – 5 баллов.

В норме дети должны набирать 6-9 баллов, получив 1-2 балла за бег -

лость, гибкость и оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка. Норма не за-

висит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материла.

При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоком

уровне творческого мышления ребенка, его одаренности. Дети, набравшие

меньше 2-3 баллов, фактически не обладают творческим мышлением, хотя мо-

гут иметь высокий интеллектуальный уровень, ребенок может сказать только о

содержании отдельных рисунков-кружочков – 1 балл. При наличии нескольких

не связанных друг с другом эпизодов, каждый из которых объединяет в еди -

ное целое несколько рисунков – 2 балла. Использование заимствованного сю-

жета (известного рассказа, сказки) для увязывания рисунков во всех 15 кру-

жочках – 3 балла. Оригинальный сюжет, объединяющий все рисунки – 4 балла.

Важно рассматривать как качество рисунков (образная креативность), так и со-

держание рассказа (вербальная креативность).

Тест «Что может быть одновременно» для диагностики-10- 12 летних детей

направлен на исследование вербального творческого мышления.

Материал: Набор вопросов, которые по очереди задают ребенку.

Что может быть одновременно:

1 - живым и неживым; 1.– горячим и холодным

2 – черным и белым;

. 2.кислым и сладким

3 – маленьким и большим; 3.Коротким и длинным

4 – мягким и твердым; 4.Круглым и квадратным

5 – легким и тяжелым; 5.Острым и тупым

Инструкция. Я тебе сейчас беде задавать вопросы, на которые должен мне от-

ветить как можно быстрее.

Проведение теста. Детям по очереди задают вопросы: Что может быть од-

новременно белым и черным? Сладким и кислым? И так далее. Если ребенок не

понял вопроса и дает два ответа, ему напоминают, что речь идет об одном

предмете, который может в одно и то же время быть, например и белым, и чер-

ным, а не о двух предметах, один из которых белый, а другой – черный. В случае

повторных ошибок или отказа отвечать тестирование прерывают.

Анализ результатов. При анализе подсчитывают количество баллов по сле-

дующим параметрам: беглость и оригинальность. Как правило, дети набирают

3-4 балла, что является средним уровнем креативности.

Определив уровень творческого мышления учащихся их гибкость, беглость

и оригинальность я разделила 26 детей на четыре группы:

- самый высокий уровень мышления (12 баллов) – 3 человека;

-высокий уровень мышления (10-11 баллов)

- 6 человек;

- средний уровень мышления (7-9 баллов) - 12 человек;

- низкий уровень мышления (6 баллов) – 5 человек.

Приложение 1

Далее переходим ко второму этапу эксперимента – формирующему.

В течение 2011 по декабрь 2012 года регулярно на каждом уроке по

разноуровневым карточкам решались ТРИЗ задачи.

В конце декабря был произведён повторный тест.

Результат:

Уровень творческого мышления

Предварительное

об-

следование

Повторное об-

следование

- самый высокий уровень мышле-

ния(12 баллов)

3

4

- высокий уровень мышления10-11

баллов)

6

7

-

средний

уровень

мышления(7-9

баллов)

12

13

- низкий уровень мышления (6 бал-

лов)

5

2

Эксперимент продолжается. Данный эксперимент проводился с целью

проверки эффективности использования творческих задач по биологии как

средства повышения уровня мышления школьников.

В ходе проведения я выяснила благотворное влияние ТРИЗов на

развитие логических способностей детей.

Уровень творческого мышления у обучающихся изменился на 23%, в

лучшую сторону.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1

2

3

4

5

6

КАРТОЧКА 1

В ТРОПИЧЕСКИХ СТРАНАХ ПЕРЕВОЗКА УРОЖАЯ ОЧЕНЬ ХЛОПОТНОЕ

ДЕЛО. ПОКА ДОВЕЗЁШЬ УРОЖАЙ ПЛОДЫ ПЕРЕЗРЕВАЮТ И ГНИЮТ.

ДА И ПО БЕЗДОРОЖЬЮ СДЕЛАТЬ ЭТО НЕ ЛЕГКО. КАК БЫТЬ?

КАРТОЧКА 4

В ТРОПИЧЕСКИХ СТРАНАХ ПЕРЕВОЗКА УРОЖАЯ ОЧЕНЬ ХЛОПОТ-

НОЕ ДЕЛО. ПОКА ДОВЕЗЁШЬ УРОЖАЙ ПЛОДЫ ПЕРЕЗРЕВАЮТ И

ГНИЮТ. ДА И ПО БЕЗДОРОЖЬЮ СДЕЛАТЬ ЭТО НЕ ЛЕГКО. КАК

БЫТЬ?

ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКОЙ

УРОЖАЙ- ТРАНСПОРТ - БАЗАР

КАРТОЧКА 2

В ТРОПИЧЕСКИХ СТРАНАХ ПЕРЕВОЗКА УРОЖАЯ ОЧЕНЬ ХЛОПОТ-

НОЕ ДЕЛО. ПОКА ДОВЕЗЁШЬ УРОЖАЙ ПЛОДЫ ПЕРЕЗРЕВАЮТ И

ГНИЮТ. ДА И ПО БЕЗДОРОЖЬЮ СДЕЛАТЬ ЭТО НЕ ЛЕГКО. КАК

БЫТЬ?

ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКОЙ

УРОЖАЙ-

КАРТОЧКА 3

В ТРОПИЧЕСКИХ СТРАНАХ ПЕРЕВОЗКА УРОЖАЯ ОЧЕНЬ ХЛОПОТ-

НОЕ ДЕЛО, ПОКА ДОВЕЗЁШЬ УРОЖАЙ ПЛОДЫ ПЕРЕЗРЕВАЮТ И

ГНИЮТ, ДА И ПО БЕЗДОРОЖЬЮ СДЕЛАТЬ ЭТО НЕЛЕГКО, КАК

БЫТЬ?

ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКОЙ

УРОЖАЙ- ТРАНСПОРТ

ОТВЕТ

В тропических странах много плавучих садов.. Устроены они так: на

плетённый плот наносится плодородная почва, в которую высевают семе -

на. Пока фрукты зреют плот стоит возле дома хозяина, пришла пора уро-

жая -плот переплавляют на базар.



В раздел образования