Автор: Леонтьева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №430
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Методика развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав
педагогических
наук.
Эта
методика
изучает
процесс
овладения
детьми
родной речью и навыками речевого общения, закономерности развития речи
детей дошкольного возраста в условиях целенаправленного педагогического
воздействия. Целью методики развития речи в дошкольном образовательном
учреждении
является
формирование
правильной
устной
речи
и
навыков
речевого общения у детей дошкольного возраста. Речевой навык-это речевое
действие, достигшее степени совершенства,способность осуществить ту или
иную
операцию.
Речевой
навык
включает
в
себя
внешнее
оформление
языковых
явлений:
произношение,членение
фраз,интонирование;и
внутреннее-выбор падежа,рода,числа.
Речевое
умение-особая
способность
человека,которая
становится
возможной в результате развития речевых навыков.
Важным условием развития методики является взаимосвязь теории и
практики.
На
пути
к
достижению
своих
целей
методика
решает
ряд
фундаментальных
и
прикладных
задач.
К
фундаментальным
задачам
относятся:
а) исследование процессов овладение детьми родным языком, речью,
речевым общением; б)изучение закономерностей обучения родной речи ;
в) определение принципов и методов обучения. Прикладные задачи
традиционно
определяются
следующими
вопросами: 1 )чему учить (какие
речевые
умения
и
языковые
формы
должны
усвоить дети
в
процессе
обучения);
2)как
учить
(какие
условия,
формы,
средства,
методы
и
приемы
использовать для развития речи);
3)почему так, а не иначе(обоснование методики развития речи).Таким
образом взаимосвязь теории и практики трудно переоценить. Общая задача
развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Одна из таких
задач
-
развитие
словаря,
словарная
работа.
Под
словарной
работой
подразумевается
процесс
количественного
накопления
слов,
освоение
их
социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в
конкретных условиях общения. Слово обеспечивает содержания общения.
Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение
достаточным словарным запасом. Особое значение словарная работа обретает
именно в среднем дошкольном возрасте, подготовительном к школе, так как
овладение достаточным запасом слов и представлений является основой для
развития связной речи. В свою очередь хорошая правильная речь является
показателем развития речевого мышления.