Напоминание

Комплекс дидактических игр по сенсорному развитию для индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста


Автор: Савченко Оксана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 40
Населённый пункт: г.Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Комплекс дидактических игр по сенсорному развитию для индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«В ГОСТЯХ У ЁЖИКА»

(Комплекс дидактических игр по сенсорному развитию для индивидуальной

работы с детьми младшего возраста)

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Источники способностей и

дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Рука – это

инструмент всех инструментов» - заключал еще Аристотель. «Рука – это своего

рода внешний мозг» - писал Кант.

Важным фактором в формировании правильного

произношения является

уровень

развития

мелкой

моторики.

Начинать

работу

по

развитию

мелкой

моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно

выполнять

массаж

пальчиков,

воздействуя

тем

самым

на

активные

точки,

связанные с корой головного мозга.

Взрослые стараются научить ребёнка выполнять точные движения руками и

пальцами (брать

в

руки

большие

и

маленькие

предметы,

пользоваться

ими

в

соответствии

с

их

функцией

(ложкой,

вилкой,

совочком

и

др.),

открывать

и

закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать

и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех

случаях,

когда

это

развитие

нарушено.

Доказано,

что

мысль

и

глаз

ребёнка

двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по

тренировке

движений

пальцев

являются

мощным

средством

повышения

работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,

умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная

речь.

Цель. Создать

условия для обогащения и накопления сенсорного опыта

детей

в

ходе

предметно-игровой

деятельности

через

игры

с

дидактическим

материалом

Задачи:

1. Воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить

ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

2. Формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов:

цвете (желтый, зеленый), величине (квадрат), размере (большой - маленький).

3. Развивать мелкую моторику рук, обогатить словарный запас по теме.

Оборудование. Мягкая игрушка – Ежик, гимнастический обруч, муляжи

яблок: зеленые и желтые, две корзинки: желтая и зеленая, орбиз (гидрогель) в

емкости,

мелкие игрушки,

в

названиях

которых

есть звуки

а,о,у,с,

прищепки,

картинки для игр с прищепками (солнышко и туча), развивающее пособие «Грибы

на полянке», логические блоки Дьенеша, картинка «Дупло для белки» из альбома

«Маленькие логики 2» к блокам Дьенеша, деревянная игра на магнитах «Яблоня»,

деревянная

мозаика

«Радуга

Кидс»,

массажные

мячи

СУ-Джок,

музыкальное

сопровождение Е.Железнова «Катится колючий ежик»,

песня "Наступила после

лета осень" О. Осипова

Данные игры можно использовать как в индивидуальной работе, так и в

совместной деятельности.

Воспитатель обращает внимание малышей (2 человека) на игрушку Ёжика.

Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Ёжик. Давайте с ним поздороваемся.

Дети здороваются.

Воспитатель. Ёжик, а почему ты

такой грустный?

Ёжик

(говорит

воспитатель).

В

моем саду выросло много яблок, мне

нужно их собрать, но одному мне не

справиться.

Воспитатель.

Ребята,

поможем

Ёжику?

Дети. Да!

Игра «Собери яблоки по цвету».

На ковре в обруче лежат рассыпанные

яблоки жёлтого и зелёного цвета, рядом

две корзинки. Воспитатель предлагает

одному ребенку собрать в корзинку только жёлтые яблоки,

другому – только

зелёные. Под веселую музыку дети собирают яблоки.

Воспитатель. Потрудились мы на славу, много яблок мы собрали. Яблок

много – зелёных и жёлтых.

Ребята, Ёжик хочет поиграть с вами, он спрятал предметы, а мы будем их

доставать и называть.

Игра

«Найди

и

назови

предмет».

В

коробочке

или

контейнере

мелкий

сыпучий

материал

(песок,

крупа

и

пр.;

в

данном

случае

влажные

гелиевые

шарики для наполнения вазы), в них

находятся

мелкие

игрушки

и

предметы.

Акцент

делается

на

определенный звук ([А], [О], [У], [С,

С']

и

др.),

то

есть

в

названии

предметов

должен

быть

нужный

звук.

Малыши

находят

игрушку,

рассматривают её и называют.

Воспитатель.

Интересное

задание приготовил для вас Ёжик?

Дети. Да!

Воспитатель. Ёжик живёт в лесу, и у

него есть друзья Мишка и Зайка. Они тоже

приготовили

вам

задание.

Вставьте

в

отверстия фишки по цвету. Желтый листик

– желтая фишка.

Игра «Вставь по цвету». Деревянная

основа с отверстиями под фишки. На основе

картинка

на

тему

«Осень»,

тоже

с

отверстиями.

У

детей

разноцветные

деревянные

фишки.

Необходимо

вставить

фишку, соотнеся её с цветом рисунка.

Воспитатель.

Какие

красивые

листочки и зонтик у нас получились. У зверей в лесу осень! Осенью часто идут

дожди. Давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая

игра

«Сколько

знаю я дождей».

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Посмотрите, какие тучки вам

принёс Ёжик, но у них нет капелек.

Давайте

сделаем.

Дети

на

синие

тучки прикрепляют синие прищепки.

Дождик прошёл, солнышко выглянуло. Сделаем солнышку лучики. Дети на

круглые кружочки прикрепляют жёлтые прищепки – лучики.

Воспитатель.

После

дождика

и

тёплого

солнышка

хорошо

растут

грибы.

И

мы

оказались на лесной полянке.

Игра

«Расставь

грибочки».

Деревянное

поле

со

штырями в три ряда, на которые

насаживаются

грибочки

разного

размера. В центре ряд грибочков

среднего размера. Один ребёнок

выставляет

грибочки

в

следующий ряд большего размера, а другой ребёнок меньшего размера.

Воспитатель.

Молодцы,

ребята,

отлично

справились

с

заданием.

Отправляемся с Ёжиком дальше. Ребята, мы пришли в гости к Белочке, это подруга

Ёжика. Но

у неё беда – поломалось дупло. Чтобы его починить, необходимо

правильно расположить фигуры.

Работа

с

блоками

Дьёныша.

Малыши

подбирают

фигуру

нужного

цвета и размера и располагают

на поле с изображением дупла.

Воспитатель. Молодцы,

ребята.

Вы

очень

помогли

Белочке.

Можно

теперь

отдохнуть и спеть песенку.

Под

детскую

песенку

«Катится колючий ёжик…»

дети

делают

массаж

мячиками СУ Джоку себе и

друг

другу,

воспитатель

помогает.

Ёжик. Спасибо, ребята, вы меня порадовали, я очень доволен. Примите от

меня подарок – яблоню с яблоками.

Игра

«Собери

яблоки».

Дети

удочкой

с

магнитиком

собирают

яблоки.

Один

ребенок

собирает

красные

яблоки,

другой – жёлтые.

Воспитатель.

Какие

вы

молодцы,

сколько

интересных заданий сделали

с

Ёжиком.

Смотрите,

он

даже

повеселел

и

говорит

вам

спасибо.

Но

ему

пора

возвращаться в лес. Давайте

попрощаемся с ним. Дети прощаются. Ёжик уходит

.



В раздел образования