Автор: Савченко Оксана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 40
Населённый пункт: г.Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Комплекс дидактических игр по сенсорному развитию для индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«В ГОСТЯХ У ЁЖИКА»
(Комплекс дидактических игр по сенсорному развитию для индивидуальной
работы с детьми младшего возраста)
Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Источники способностей и
дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Рука – это
инструмент всех инструментов» - заключал еще Аристотель. «Рука – это своего
рода внешний мозг» - писал Кант.
Важным фактором в формировании правильного
произношения является
уровень
развития
мелкой
моторики.
Начинать
работу
по
развитию
мелкой
моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно
выполнять
массаж
пальчиков,
воздействуя
тем
самым
на
активные
точки,
связанные с корой головного мозга.
Взрослые стараются научить ребёнка выполнять точные движения руками и
пальцами (брать
в
руки
большие
и
маленькие
предметы,
пользоваться
ими
в
соответствии
с
их
функцией
(ложкой,
вилкой,
совочком
и
др.),
открывать
и
закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать
и развязывать и т.д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех
случаях,
когда
это
развитие
нарушено.
Доказано,
что
мысль
и
глаз
ребёнка
двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по
тренировке
движений
пальцев
являются
мощным
средством
повышения
работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная
речь.
Цель. Создать
условия для обогащения и накопления сенсорного опыта
детей
в
ходе
предметно-игровой
деятельности
через
игры
с
дидактическим
материалом
Задачи:
1. Воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить
ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
2. Формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов:
цвете (желтый, зеленый), величине (квадрат), размере (большой - маленький).
3. Развивать мелкую моторику рук, обогатить словарный запас по теме.
Оборудование. Мягкая игрушка – Ежик, гимнастический обруч, муляжи
яблок: зеленые и желтые, две корзинки: желтая и зеленая, орбиз (гидрогель) в
емкости,
мелкие игрушки,
в
названиях
которых
есть звуки
а,о,у,с,
прищепки,
картинки для игр с прищепками (солнышко и туча), развивающее пособие «Грибы
на полянке», логические блоки Дьенеша, картинка «Дупло для белки» из альбома
«Маленькие логики 2» к блокам Дьенеша, деревянная игра на магнитах «Яблоня»,
деревянная
мозаика
«Радуга
Кидс»,
массажные
мячи
СУ-Джок,
музыкальное
сопровождение Е.Железнова «Катится колючий ежик»,
песня "Наступила после
лета осень" О. Осипова
Данные игры можно использовать как в индивидуальной работе, так и в
совместной деятельности.
Воспитатель обращает внимание малышей (2 человека) на игрушку Ёжика.
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Ёжик. Давайте с ним поздороваемся.
Дети здороваются.
Воспитатель. Ёжик, а почему ты
такой грустный?
Ёжик
(говорит
воспитатель).
В
моем саду выросло много яблок, мне
нужно их собрать, но одному мне не
справиться.
Воспитатель.
Ребята,
поможем
Ёжику?
Дети. Да!
Игра «Собери яблоки по цвету».
На ковре в обруче лежат рассыпанные
яблоки жёлтого и зелёного цвета, рядом
две корзинки. Воспитатель предлагает
одному ребенку собрать в корзинку только жёлтые яблоки,
другому – только
зелёные. Под веселую музыку дети собирают яблоки.
Воспитатель. Потрудились мы на славу, много яблок мы собрали. Яблок
много – зелёных и жёлтых.
Ребята, Ёжик хочет поиграть с вами, он спрятал предметы, а мы будем их
доставать и называть.
Игра
«Найди
и
назови
предмет».
В
коробочке
или
контейнере
мелкий
сыпучий
материал
(песок,
крупа
и
пр.;
в
данном
случае
влажные
гелиевые
шарики для наполнения вазы), в них
находятся
мелкие
игрушки
и
предметы.
Акцент
делается
на
определенный звук ([А], [О], [У], [С,
С']
и
др.),
то
есть
в
названии
предметов
должен
быть
нужный
звук.
Малыши
находят
игрушку,
рассматривают её и называют.
Воспитатель.
Интересное
задание приготовил для вас Ёжик?
Дети. Да!
Воспитатель. Ёжик живёт в лесу, и у
него есть друзья Мишка и Зайка. Они тоже
приготовили
вам
задание.
Вставьте
в
отверстия фишки по цвету. Желтый листик
– желтая фишка.
Игра «Вставь по цвету». Деревянная
основа с отверстиями под фишки. На основе
картинка
на
тему
«Осень»,
тоже
с
отверстиями.
У
детей
разноцветные
деревянные
фишки.
Необходимо
вставить
фишку, соотнеся её с цветом рисунка.
Воспитатель.
Какие
красивые
листочки и зонтик у нас получились. У зверей в лесу осень! Осенью часто идут
дожди. Давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая
игра
«Сколько
знаю я дождей».
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Посмотрите, какие тучки вам
принёс Ёжик, но у них нет капелек.
Давайте
сделаем.
Дети
на
синие
тучки прикрепляют синие прищепки.
Дождик прошёл, солнышко выглянуло. Сделаем солнышку лучики. Дети на
круглые кружочки прикрепляют жёлтые прищепки – лучики.
Воспитатель.
После
дождика
и
тёплого
солнышка
хорошо
растут
грибы.
И
мы
оказались на лесной полянке.
Игра
«Расставь
грибочки».
Деревянное
поле
со
штырями в три ряда, на которые
насаживаются
грибочки
разного
размера. В центре ряд грибочков
среднего размера. Один ребёнок
выставляет
грибочки
в
следующий ряд большего размера, а другой ребёнок меньшего размера.
Воспитатель.
Молодцы,
ребята,
отлично
справились
с
заданием.
Отправляемся с Ёжиком дальше. Ребята, мы пришли в гости к Белочке, это подруга
Ёжика. Но
у неё беда – поломалось дупло. Чтобы его починить, необходимо
правильно расположить фигуры.
Работа
с
блоками
Дьёныша.
Малыши
подбирают
фигуру
нужного
цвета и размера и располагают
на поле с изображением дупла.
Воспитатель. Молодцы,
ребята.
Вы
очень
помогли
Белочке.
Можно
теперь
отдохнуть и спеть песенку.
Под
детскую
песенку
«Катится колючий ёжик…»
дети
делают
массаж
мячиками СУ Джоку себе и
друг
другу,
воспитатель
помогает.
Ёжик. Спасибо, ребята, вы меня порадовали, я очень доволен. Примите от
меня подарок – яблоню с яблоками.
Игра
«Собери
яблоки».
Дети
удочкой
с
магнитиком
собирают
яблоки.
Один
ребенок
собирает
красные
яблоки,
другой – жёлтые.
Воспитатель.
Какие
вы
молодцы,
сколько
интересных заданий сделали
с
Ёжиком.
Смотрите,
он
даже
повеселел
и
говорит
вам
спасибо.
Но
ему
пора
возвращаться в лес. Давайте
попрощаемся с ним. Дети прощаются. Ёжик уходит
.