Автор: Левкович Анна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: муниципального казенного общеобразовательного учреждения города Искитима Новосибирской области "Коррекционная школа № 7"
Населённый пункт: г Искитим Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Раздел: среднее профессиональное
ПРОГРАММА ПО АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
Арттерапия –
естественный
и
бережный
метод
исцеления
и
развития
души
через
художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик
с 1940-х гг.
Арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется
практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком,
движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать
миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность
всем нуждающимся – задача арттерапии.
Занятия Арт-терапией способствуют:
Развитию креативности личности
Формированием образного мышления
Развитие мелкой моторики
Стимулирует творчество и осознание чувств
Помогает членам группы лучше взаимодействовать друг с другом
Формирование представлений о себе;
Осознание и выражение своих чувств
Занятия в количестве 30 часов включают в себя:
1.
Изотерапия
—воздействие
средствами
изобразительного
искусства:
рисованием,
лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
2.
Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
3.
Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.
4.
Игровая терапия - воздействие с использованием игры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО АРТТЕРАПИИ С УЧЕНИКАМИ МЛАДШИХ
КЛАССОВ.
Занятие 1
Знакомство
с
правилами
группы.
Установление
межличностных
контактов
в
группе. Знакомство с изобразительной техникой марания.
Цель:
Знакомство
участников
группы
между
собой
и
с
тренером,
создание
благоприятной атмосферы в классе. Знакомство с методами арттерапии.
Занятие 2
«Осенняя фантазия». Работа с сухими листьями.
Цель:
снятие
эмоционального
напряжения,
развитие
смекалки,
воображения,
стимулирование положительных эмоций.
З а н я т и е
3
«Свободный рисунок в круге». Групповое рисование ватными полочками
Цель: благодаря «раскачивания» двигательных и функциональных стереотипов создать
почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшение зависимости от стереотипов,
повышение настроения, развитие воображения, налаживание коммуникации, объединение.
Занятие 4
«Музыка-настроение». Музыкотерапия.
Цель:
способствовать
умению
передавать
настроение
музыки,
снятие
эмоционального
напряжения, развитие творческого самовыражения.
Занятие 5
«Несуществующий зверек». Взаимодействие с бумагой.
Цель:
развитие
творческого
воображения,
мелкой
моторики,
снятие
эмоционального
напряжения, развитие межличностного общения.
Занятие 6
Тренинг эффективного межличностного взаимодействия.
Цель: установление доверительных отношений, снижение уровня тревоги у детей, запуск
процесса самораскрытия.
Занятие 7
Чтение сказки «Найда». Сказкотерапия
Цель: на вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку что такое хорошо, что
такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, развивать
умение высказывать свое мнение по проблеме.
Занятие 8
Я и мои эмоции. Часть 1.
Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения
окружающих, обучение навыкам саморегуляции.
Занятие 9
Я и мои эмоции. Обида. Злость. Часть 2.
Цель:
обучение
ребенка
выражать
собственные
эмоции,
различать
положительные
и
отрицательные
эмоции,
угадывать
чувства
и
настроения
окружающих,
обучение
навыкам
саморегуляции, выплеск негативных эмоций, коррекция детских обид.
Занятие 10
Г р у п п о в о й
к о л л а ж .
« М о й
м и р »
Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в
группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.
Занятие 11
П р о д о л ж е н и е
с о з д а н и я
г р у п п о в о г о
к о л л а ж а .
« М о й
м и р »
Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в
группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.
Занятие 12
Музыкотерапия. «Мир животных»
Цели:
творческое
самовыражение,
развитие
невербального
общения,
возможность
выхода
энергии, накопившейся за время занятия, развитие активности, общей моторики, релаксация,
переход от активных действий к успокоению.
Занятие 13
Лепка из теста. «Несуществующее животное»
Цель:
развитие
творческого
восприятия,
мелкой
моторики,
развитие
памяти,
эмоциональная
разгрузка.
Занятие 14
«Тренируем свои эмоции». Игротерапия.
Цель: развитие саморегуляции, умения контролировать свои эмоции, снятие напряжения.
Занятие 15
Тренинг эффективного межличностного взаимодействия.
Цель
занятия
-
развитие
адекватного
восприятия
других
людей,
снятие
внутренних
запретов на свои эмоциональные проявления
Занятие 16
«Прощание со страхами». Рисование карандашами.
Цель: коррекция страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения,
гармонизация эмоционального состояния.
Занятие 17
«Я и моя семья». Изотерапийная игра.
Цель: выявить своеобразие эмоционального благополучия ребенка в семье, зафиксировать
позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности.
Занятие 18
«Я и другие». Тренинг межличностного взаимодействия.
Цель: создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы,
формирование социального доверия, сплоченности, принадлежности к группе.
Занятие 19
Всегда
ли
мы
поступаем
правильно?»
Социально
-
психологический
тренинг.
Цель: формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях,
ф о рм и р о в ат ь
ч у в с т в о
э м п ат и и ,
д руж е с т в е н н о го
от н о ш е н и я
д ру г
к
д р у г у.
Занятие 20
«Исследуем себя». Эмоционально личностное развитие.
Цель: развивать самоощущение, принятие себя таким, какой ты есть, развивать ощущение
внутренней сосредоточенности.
Занятие 21
Работа в команде. Тренинг командообразования.
Цель: налаживание межличностного взаимодействия, развитие умения высказываться и
слушать своего собеседника.
Занятие 22
Музыкотерапия. «Зимняя сказка»
Цель:
творческое
самовыражение,
формирование
чувства
своего
эмоционального
состояния, формирование чувства защищенности, покоя.
Занятие 23
«Путешествие на облаке»
Цель:
снятие
эмоционального
напряжения,
развитие
в ребенке
ощущения
свободы;
развитие воображения, умения расслабляться.
Занятие 24
Погружение в сказку. Сказкотерапия.
Цель:
развитие
самопознания
через
психологическую
сказку,
развитие
творческого
восприятия.
Занятие 25
Сказочная импровизация. Сказкотерапия.
Цель:
побуждать
к
выразительной
передаче
в
мимике
и
движениях
эмоциональных
состояний, развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных
барьеров.
Занятие 26
« Игра ниток». Знакомство с техникой монотипии с использованием ниток.
Цель: развитие творческого мышления, терпения, аккуратности.
Занятие 27
«Хорошие и плохие сказочные герои»
Цель: понимание понятия «хорошо» и «плохо», выход негативных эмоции, преодоление
страхов методами сказкотерапии.
Занятие 28
«Путаница». Занятие с использованием упражнений изотерапии и игротерапии.
Цель:
Формированием
образного
мышления, осознание
и
выражение
своих
чувств,
развитие воображения.
Занятие 29
Тренинг невербального общения.
Цель: Сформировать понятие невербального общения, научиться общению при помощи
мимики и жестов.
Занятие 30
Заключительное занятие. «Дарим радость». Подведение итогов. Работа с тестом.
Лепка.
Цель: подведение итогов выполненной работы, формирование у детей умения распознавать
свои эмоции, овладевать и управлять ими;