Напоминание

"АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".


Автор: Левкович Анна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: муниципального казенного общеобразовательного учреждения города Искитима Новосибирской области "Коррекционная школа № 7"
Населённый пункт: г Искитим Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОГРАММА ПО АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА.

Арттерапия

естественный

и

бережный

метод

исцеления

и

развития

души

через

художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик

с 1940-х гг.

Арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется

практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком,

движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать

миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность

всем нуждающимся – задача арттерапии.

Занятия Арт-терапией способствуют:

Развитию креативности личности

Формированием образного мышления

Развитие мелкой моторики

Стимулирует творчество и осознание чувств

Помогает членам группы лучше взаимодействовать друг с другом

Формирование представлений о себе;

Осознание и выражение своих чувств

Занятия в количестве 30 часов включают в себя:

1.

Изотерапия

—воздействие

средствами

изобразительного

искусства:

рисованием,

лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

2.

Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

3.

Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.

4.

Игровая терапия - воздействие с использованием игры.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО АРТТЕРАПИИ С УЧЕНИКАМИ МЛАДШИХ

КЛАССОВ.

Занятие 1

Знакомство

с

правилами

группы.

Установление

межличностных

контактов

в

группе. Знакомство с изобразительной техникой марания.

Цель:

Знакомство

участников

группы

между

собой

и

с

тренером,

создание

благоприятной атмосферы в классе. Знакомство с методами арттерапии.

Занятие 2

«Осенняя фантазия». Работа с сухими листьями.

Цель:

снятие

эмоционального

напряжения,

развитие

смекалки,

воображения,

стимулирование положительных эмоций.

З а н я т и е

3

«Свободный рисунок в круге». Групповое рисование ватными полочками

Цель: благодаря «раскачивания» двигательных и функциональных стереотипов создать

почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшение зависимости от стереотипов,

повышение настроения, развитие воображения, налаживание коммуникации, объединение.

Занятие 4

«Музыка-настроение». Музыкотерапия.

Цель:

способствовать

умению

передавать

настроение

музыки,

снятие

эмоционального

напряжения, развитие творческого самовыражения.

Занятие 5

«Несуществующий зверек». Взаимодействие с бумагой.

Цель:

развитие

творческого

воображения,

мелкой

моторики,

снятие

эмоционального

напряжения, развитие межличностного общения.

Занятие 6

Тренинг эффективного межличностного взаимодействия.

Цель: установление доверительных отношений, снижение уровня тревоги у детей, запуск

процесса самораскрытия.

Занятие 7

Чтение сказки «Найда». Сказкотерапия

Цель: на вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку что такое хорошо, что

такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, развивать

умение высказывать свое мнение по проблеме.

Занятие 8

Я и мои эмоции. Часть 1.

Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения

окружающих, обучение навыкам саморегуляции.

Занятие 9

Я и мои эмоции. Обида. Злость. Часть 2.

Цель:

обучение

ребенка

выражать

собственные

эмоции,

различать

положительные

и

отрицательные

эмоции,

угадывать

чувства

и

настроения

окружающих,

обучение

навыкам

саморегуляции, выплеск негативных эмоций, коррекция детских обид.

Занятие 10

Г р у п п о в о й

к о л л а ж .

« М о й

м и р »

Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в

группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.

Занятие 11

П р о д о л ж е н и е

с о з д а н и я

г р у п п о в о г о

к о л л а ж а .

« М о й

м и р »

Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в

группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.

Занятие 12

Музыкотерапия. «Мир животных»

Цели:

творческое

самовыражение,

развитие

невербального

общения,

возможность

выхода

энергии, накопившейся за время занятия, развитие активности, общей моторики, релаксация,

переход от активных действий к успокоению.

Занятие 13

Лепка из теста. «Несуществующее животное»

Цель:

развитие

творческого

восприятия,

мелкой

моторики,

развитие

памяти,

эмоциональная

разгрузка.

Занятие 14

«Тренируем свои эмоции». Игротерапия.

Цель: развитие саморегуляции, умения контролировать свои эмоции, снятие напряжения.

Занятие 15

Тренинг эффективного межличностного взаимодействия.

Цель

занятия

-

развитие

адекватного

восприятия

других

людей,

снятие

внутренних

запретов на свои эмоциональные проявления

Занятие 16

«Прощание со страхами». Рисование карандашами.

Цель: коррекция страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения,

гармонизация эмоционального состояния.

Занятие 17

«Я и моя семья». Изотерапийная игра.

Цель: выявить своеобразие эмоционального благополучия ребенка в семье, зафиксировать

позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности.

Занятие 18

«Я и другие». Тренинг межличностного взаимодействия.

Цель: создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы,

формирование социального доверия, сплоченности, принадлежности к группе.

Занятие 19

Всегда

ли

мы

поступаем

правильно?»

Социально

-

психологический

тренинг.

Цель: формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях,

ф о рм и р о в ат ь

ч у в с т в о

э м п ат и и ,

д руж е с т в е н н о го

от н о ш е н и я

д ру г

к

д р у г у.

Занятие 20

«Исследуем себя». Эмоционально личностное развитие.

Цель: развивать самоощущение, принятие себя таким, какой ты есть, развивать ощущение

внутренней сосредоточенности.

Занятие 21

Работа в команде. Тренинг командообразования.

Цель: налаживание межличностного взаимодействия, развитие умения высказываться и

слушать своего собеседника.

Занятие 22

Музыкотерапия. «Зимняя сказка»

Цель:

творческое

самовыражение,

формирование

чувства

своего

эмоционального

состояния, формирование чувства защищенности, покоя.

Занятие 23

«Путешествие на облаке»

Цель:

снятие

эмоционального

напряжения,

развитие

в ребенке

ощущения

свободы;

развитие воображения, умения расслабляться.

Занятие 24

Погружение в сказку. Сказкотерапия.

Цель:

развитие

самопознания

через

психологическую

сказку,

развитие

творческого

восприятия.

Занятие 25

Сказочная импровизация. Сказкотерапия.

Цель:

побуждать

к

выразительной

передаче

в

мимике

и

движениях

эмоциональных

состояний, развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных

барьеров.

Занятие 26

« Игра ниток». Знакомство с техникой монотипии с использованием ниток.

Цель: развитие творческого мышления, терпения, аккуратности.

Занятие 27

«Хорошие и плохие сказочные герои»

Цель: понимание понятия «хорошо» и «плохо», выход негативных эмоции, преодоление

страхов методами сказкотерапии.

Занятие 28

«Путаница». Занятие с использованием упражнений изотерапии и игротерапии.

Цель:

Формированием

образного

мышления, осознание

и

выражение

своих

чувств,

развитие воображения.

Занятие 29

Тренинг невербального общения.

Цель: Сформировать понятие невербального общения, научиться общению при помощи

мимики и жестов.

Занятие 30

Заключительное занятие. «Дарим радость». Подведение итогов. Работа с тестом.

Лепка.

Цель: подведение итогов выполненной работы, формирование у детей умения распознавать

свои эмоции, овладевать и управлять ими;



В раздел образования