Автор: Мясникова Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №11 Населённый пункт: Кемерово кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Кукла в жизни ребенка Раздел: дошкольное образование
Кукла в жизни ребенка
Кукла самая древнейшая из всех игрушек- появилась почти одновременно с
появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные
облики и выполняя любые функции. Детская игрушка, предмет ритуала,
произведение искусства, олицетворение божества, врач и помощник. Она не
дорожила собственной сущностью и легко меняла обличие, характер и даже судьбу,
лишь бы послужить своему спутнику- человеку. Кукла встречает человека, ребенка,
на самом пороге его жизни, помогает понять мир, войти в него. Кукла фиксирует
накопленные модели окружающей действительности.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Кукла и
игра с ней позволяют " внедриться" в традицию, в особое "пространство-время",
выступающие знакомым символом некоего единого временного и
пространственного континуума культуры. Каждое поколение, развиваясь из своего
детства, своего культурного типа, и одновременно преодолевая его, оставляет
другому поколению "куклу- знак". Кукла олецетворяет собой образ товарища друга,
с которым наступает "уединение вдвоем", посредника в общении, а в старшем
возрасте становится символом детства, любви, привязанности. Кукла останется и
во взрослой жизни, являясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти и
моды.
Постоянство ребенка по отношению к своей кукле, состарившейся, потерявшей
блеск и тем самым окадавшейся на самой низкой ступени в кукольном обществе,
является одной из наиболее привлекательных характеристик детской души.
Анализ ситуаций выбора ребенком куклы и игры с ней показывает, что игра в
куклы и-одна из немногих, которую ребенок выбирает САМ, и поэтому способы
игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре
раскрывается динамика образа куклы, её субъективно-объективный смысл. Кукла
по сути своей- отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той
игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его
собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир
людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует,
воспроизводит действия знакомых людей или сказочный персонажей. При этом
происходит одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны,
ребенок выражает себя( свой опыт, свои знания и переживания, создает
воображаемые им образы), а с другой стороны ребенок строит самого себя,
осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. В
центре этих двух важнейщих процессов находится кукла.
Для современного ребенка кукла- это некий символичный партнер для игры, объект
эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу сопереживать вов всех
кукольных периетпетиях, сам создает и воображения на основе чувств и опыта.
Играя с куклой ребенок оживляет куклу, наделяет ее характером, в зависимости от
собственного опыта и поведения.
Кукла приучает детей жить в коллективе, уважать взрослых и товарищей, уметь
согласовывать с ними свои действия и интересы, проявлять заботливое отношение
к маленьким, оказывать взаимопомощь.
В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую
очередь эмоционально растрагивают душу ребенка. Кукла является своеобразным
представителем человека в игре, которого, по мысли ребенка, надо беречь.
Функции опекающего дети чаще всего выполняют в играх, в которых роль детей
принадлежит кукле.
Такие взаимоотношения с куклой дают ребенку возможность " воспитывать" себя и
тем самым передавать свои знания, активировать их, учиться аргументировать,
упражнятьс в проявлении нравственных, человеческих качеств. А все это напрямую
будет зависеть от образа используемой куклы, содержание детских игр и
педагогического руководства воспитателя.