Напоминание

Кукла в жизни ребенка


Автор: Мясникова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11
Населённый пункт: Кемерово кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Кукла в жизни ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад





Кукла в жизни ребенка
Кукла самая древнейшая из всех игрушек- появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции. Детская игрушка, предмет ритуала, произведение искусства, олицетворение божества, врач и помощник. Она не дорожила собственной сущностью и легко меняла обличие, характер и даже судьбу, лишь бы послужить своему спутнику- человеку. Кукла встречает человека, ребенка, на самом пороге его жизни, помогает понять мир, войти в него. Кукла фиксирует накопленные модели окружающей действительности. Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Кукла и игра с ней позволяют " внедриться" в традицию, в особое "пространство-время", выступающие знакомым символом некоего единого временного и пространственного континуума культуры. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа, и одновременно преодолевая его, оставляет другому поколению "куклу- знак". Кукла олецетворяет собой образ товарища друга, с которым наступает "уединение вдвоем", посредника в общении, а в старшем возрасте становится символом детства, любви, привязанности. Кукла останется и во взрослой жизни, являясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти и моды. Постоянство ребенка по отношению к своей кукле, состарившейся, потерявшей блеск и тем самым окадавшейся на самой низкой ступени в кукольном обществе, является одной из наиболее привлекательных характеристик детской души. Анализ ситуаций выбора ребенком куклы и игры с ней показывает, что игра в куклы и-одна из немногих, которую ребенок выбирает САМ, и поэтому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно-объективный смысл. Кукла по сути своей- отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочный персонажей. При этом происходит одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя( свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой стороны ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. В центре этих двух важнейщих процессов находится кукла.
Для современного ребенка кукла- это некий символичный партнер для игры, объект эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу сопереживать вов всех кукольных периетпетиях, сам создает и воображения на основе чувств и опыта. Играя с куклой ребенок оживляет куклу, наделяет ее характером, в зависимости от собственного опыта и поведения. Кукла приучает детей жить в коллективе, уважать взрослых и товарищей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, проявлять заботливое отношение к маленьким, оказывать взаимопомощь. В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально растрагивают душу ребенка. Кукла является своеобразным представителем человека в игре, которого, по мысли ребенка, надо беречь. Функции опекающего дети чаще всего выполняют в играх, в которых роль детей принадлежит кукле. Такие взаимоотношения с куклой дают ребенку возможность " воспитывать" себя и тем самым передавать свои знания, активировать их, учиться аргументировать, упражнятьс в проявлении нравственных, человеческих качеств. А все это напрямую будет зависеть от образа используемой куклы, содержание детских игр и педагогического руководства воспитателя.


В раздел образования