Автор: Матора Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №175"
Населённый пункт: г. Зеленогорск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Структура педагогической ситуации, направленной на формирование универсальных учебных действий."
Раздел: начальное образование
Структура педагогической ситуации, направленной на формирование универсальных
учебных действий.
Вводная часть:
а) Окружающий мир, 3 класс.
б) Учебник не требуется.
в) Тема «Кто что ест». Цель – инициировать деятельность учащихся по формулированию
учебной задачи по объединению различных видов животных по признаку питания.
г) Планируемые результаты:
Предметные:
1) классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных
групп;
2) формирование умения характеризовать животных по типу питания;
3) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире;
4) развитие умения учащихся делать выводы по изученному материалу.
Метопредметые:
1)
развитие
умения
работать
с
информацией;
развитие
операций
мышления:
сравнения, сопоставления, выделения лишнего;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с
задачами коммуникации;
3) формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать
свою
точку
зрения
и
аргументировать
её;
взаимодействовать
в
группах
на
основе
сочетательного диалога, а также в группах в режиме интерактивного обучения;
4) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
д) Создание и защита мини-проекта «Питание животных». Могут ли животные разных
видов находиться в одной группе (травоядные, хищники, насекомоядные, всеядные).
е) Инструмент оценивания: устный групповой ответ – рассказ-рассуждение на основе
самостоятельно
созданного
проекта
проверяет
умение
учащихся
самостоятельно
обобщить
полученные
знания,
правильно
установить
причинно-следственные
связи,
использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением плаката;
лист самооценки.
ж)
Критерии
оценивания:
ориентируюсь
на
выполнение
следующих
требований
в
процессе оценивания:
1) Учет психологических особенностей ребенка младшего школьного возраста.
2) Объективность оценки.
3) Ознакомление с критериями оценивания.
4) Формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с
эталоном, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.
5) Индивидуализация.
Критерии
оценивания:
пятибалльная
система
с
учетом
оценок
в
листах
самооценки,
выставленной каждым учеником.
з) Примерное время работы 15-20 минут, место работы учебный кабинет, оборудование:
карточки с заданиями, клей, иллюстрации животных, ручки, карандаши.
Основная часть:
Деятельность учителя
Действия учеников
Проверяет готовность обучающихся к этапу.
Создает эмоциональный настрой на учебную
деятельность.
-Чтобы
приступить
к
следующему
заданию,
нам нужно определить важное слово, а оно
спрятано в кроссворде.
Обсуждение в группах. Отгадывание
кроссворда.
Приложение 1.
Какое слово получилось?
Высказывают своё предположение на
основе жизненного опыта.
Ответ: «Питание».
Уточняет понимание учащимися поставленных
целей этапа.
-
На
какие
группы
по
питанию
можно
разделить всех животных?
Открывает
доску,
на
которой
прикреплены
картинки
с
изображением
р а з л и ч н ы х
животных.
Оформляют свои мысли в устной речи
с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций.
О т в е т ы :
Х и щ н и к и ,
в с е я д н ы е ,
растительноядные, насекомоядные
Подводит к осознанию ответа.
-А могут ли животные разных видов быть в
одной группе?
Находят закономерность.
Ответы: да, нет.
Поясняет задание, проводит индивидуальный
контроль.
-У вас на столах лежит название группы. Вам
необходимо
выбрать
правильное
описание,
характерное
для
них;
выбрать
нужные
картинки
животных
(одна
картинка
не
подходит), которые могут быть в этой группе.
Работа
в
группах.
Сравнивают и
группируют объекты по описанию.
Участвуют
в
диалоге,
слушают
и
понимают других, высказывают свою
точку зрения.
Планируют свою деятельность.
Обсуждение и изготовление плаката.
Приложение 2.
Уточняет выполнение задания.
-Давайте посмотрим, что получилось у каждой
группы.
Защита проектов группами.
Остались
у
вас
животные,
которых
вы
не
смогли
внести
в
вашу
группу?
Почему?
В
какую
группу
вы
определили
бы
данное
животное?
О т в е т ы
д е т е й .
Ко р р е к т и р о в к а
проектов.
Так могут ли животные разных видов быть в
одной группе?
Обобщение.
Ответ: да.
Оцените свою работу.
Оценивают
учебные
действия
в
соответствии с поставленной задачей.
Лист самооценки.
Приложение 3.
Рефлексия:
Вспомните, о ком мы говорили на уроке, закончите предложения:
1. Сегодня я узнал…
2. Я понял…
3. Теперь я могу…
Возможные риски:
Учащиеся вносят в проект все картинки предложенных им животных. Корректировка
происходит в процессе защиты проектов группами.
Приложение 1
1. Животные у которых головогрудь, покрытая панцирем, с четырьмя парами длинных ног.
2. Тело этих животных покрыто шерстью, детёныши рождаются живыми,
вскармыливаются молоком.
3. Животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в
крылья.
4. Тело у этих животных состоит из головы, брюшка, груди, имеют 6 ног.
5. Эти животные живут, как в воде, так и на суше.
6. Скелет этих животных находится на коже и состоит из игл и шипов.
7. Эти животные живут в воде и почве, их тело состоит из колец и покрыто мускульным
мешочком.
Приложение 2
Растительноядные
Хищники
Насекомоядные
Всеядные
Олень
Мышь-полевка
Жираф
Конь
Слон
Заяц
Акула
Крокодил
Лев
Волк
Сокол
Лиса
Ёж
Синица
Крот
Землеройка
Скворец
Муравьед
Медведь
Кабан
Карась
Журавль
Ворон
Белка
Эти животные могут питаться разной пищей: и растительной, и животной, то есть поедают
себе подобных. В общем не брезгуют ничем.
Эти животные питаются пищей животного происхождения. Они сами нападают на своих
жертв, умерщвляя их. Некоторые из них питаются падалью.
Эти животные питаются растительной пищей.
Эти животные питаются не только насекомыми, как следует из их названия, но любой
животной пищей, которая им по размерам.
Приложение 3
Лист самооценки
Критери
и
Показатели
Оценка
успешности
«Я»
себя
чувствовал в
процессе
учения
было ли мне
комфортно
с каким
настроением
я работал
доволен ли
собой
5
4
3
2
1
«Мы»
насколько
мне было
комфортно
работать в
составе
малой группы
у меня были
затруднения
в общении с
группой
смог ли я
помочь
товарищам
смогли ли
они мне
помочь
5
4
3
2
1
Оценка за данную работу________________________________________________________