Напоминание

"Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе."


Автор: Демченко Ольга Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №61
Населённый пункт: город Владикавказ
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации

детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.

Из опыта работы.

Автор: Д емч е н ко

Ол ь г а

Ива н о в н а,

м у з ы к а л ь н ы й

руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N61 «Те г.

Владикавказ

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения

малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия

другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия

и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических

функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря

общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В

государственной программе «Образование и развитие инновационной модели образования 2012 года,

одним из приоритетных направлений является усиление социальной направленности системы образования,

создание

условий

для

социализации

личности.

Понятие

«социализация»

при

широком

толковании

представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности

ребенка.

Вопросы

о

развитии

динамической

стороны

общения:

лёгкости

вступления

в

контакт,

инициативности, готовности к общению со своими сверстниками и с педагогами ДОУ, а также о том,

насколько комфортно чувствует он себя в группе детского сада, на мой взгляд, являются очень важными и

актуальными, поскольку группа детского сада – это первое звено в системе общественного воспитания и

о б р а з о в а н и я

д е т е й .

Путь

развития

личности

ребенка

определяется

системой

отношений

между

ним

и

социальной

действительностью

и

зависит

от

реального

места,

которое

маленький

человек

занимает

в

мире

человеческих отношений. Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно

меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок -

взрослый.

Теперь

эти

связи

дополняются

отношениями

ребенок

-

сверстник.

Вне

этих

связей

уже

невозможно

рассмотреть

формирование

личности

ребенка

в

период

дошкольного

детства.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Этот период начальной социализации

ребёнка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных

отношений с ведущими сферам бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным

внутренним миром. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с

другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится

с о ц и а л ь н о

к о м п е т е н т н ы м .

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста.

Большое

значение

придается

проблеме

общения

детей,

в

решении

которой

ведущую

роль

играет

формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет

многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция -

назначение

речи

быть

средством

общения.

Целью

общения

может

быть

поддержание

социальных

контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении

дошкольника и активно им осваиваются. Учитывая актуальность и важность изучения данной темы, были

с ф о р м у л и р о в а н ы

с л е д у ю щ и е

ц е л и

и

з а д а ч и .

Цель

улучшение

социализации

детей

старшего

дошкольного

возраста

в

детском

коллективе

с

п о м о щ ь ю

к о м м у н и к а т и в н ы х

м у з ы к а л ь н ы х

и г р .

Наблюдения

во

время

музыкальных

занятий

показал,

что

через

игровую

деятельность

ребёнок

воспроизводит систему социальных отношений в детском коллективе, что определяют магистральную

линию

социализации

дошкольников.

Поэтому

считаю,

что

через

коммуникативные

музыкальные

игры

эффективно реализуются следующие задачи:

Развитие

динамической

стороны

общения:

лёгкости

вступления

в

контакт,

инициативности,

готовности к общению со сверстниками.

Развитие

эмпатии,

сочувствия

к

партнеру,

эмоциональности

и

выразительности

невербальных

средств общения.

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в

себе,

ощущением

собственного

эмоционального

благополучия,

своей

значимости

в

детском

коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые

в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они

производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более

способствует

развитию

доброжелательных

отношений

между

детьми

и,

тем

самым,

нормализации

социального

климата

в

детской

группе.

Известно,

что

в

фольклорной

традиции

нет

разделения

на

исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия.

Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает

ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Особенно дети любят танцы-игры, где

выстроен

незамысловатый

сюжет,

так

например,

разработанные

мною

серия

коммуникативных

игр:

«Хорошие и пригожие», «Солнышко», «Ниточка с иголочкой», «Волна». Внедрение таких специальных

разработанных

коммуникативных

музыкальных

игр

на

музыкальных

занятиях

придают

яркость,

динамический образ, что побуждает детей к свободному общению друг с другом в движениях под музыку.

Движение

это

средство

для

передачи

того,

что

в

музыке

выражено.

Движение

в

музыкальной

к о м м у н и к а т и в н о й

и г р е

п р и д а ё т

о с о б у ю

в ы р а з и т е л ь н о с т ь

и

я р к о с т ь .

Самым

эффективным

способом

социализации

детей

в

детском

коллективе

являются

коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими

сверстниками. Для эффективности и улучшение педагогического процесса коммуникативные игры можно

сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например:

Игры на внимание

Игры на перестроение

Танцы со сменой партнёра

Сюжетные танцы-игры

Поскольку

в

работе

с

детьми

есть

постоянная

потребность

обновлять

репертуар,

можно

самостоятельно моделировать танцы- игры, меняя музыкальное сопровождение и моделируя построение

движений

в

зависимости

от

подготовленности

детей.

Кроме

того,

в

подобных

танцах-играх

есть

возможность

формировать

двигательные

навыки,

закреплять

некоторые

более

сложные

движения,

которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторении эти движения

постепенно

и

незаметно

для

ребёнка

усваиваются.

Таким

образом,

идёт

постепенное

развитие

двигательных способностей детей и подготовки к разучиванию более сложных танцев к праздникам и

м у з ы к а л ь н ы м

р а з в л е ч е н и я м .

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его

начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость,

благодаря

пластичности

нервной

системы,

создают

благоприятные

возможности

для

успешного

нравственного

воспитания

и

социального

развития

личности.

Целевая

педагогическая

поддержка

социализации в музыкальной игровой деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о

социальной

действительности,

формированию

социально

ориентированных

мотивов

и

творческому

овладению многообразием социальных ролей, обогащающим социальный опыт личности.



В раздел образования