Автор: Демченко Ольга Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №61
Населённый пункт: город Владикавказ
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе."
Раздел: дошкольное образование
Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации
детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.
Из опыта работы.
Автор: Д емч е н ко
Ол ь г а
Ива н о в н а,
м у з ы к а л ь н ы й
руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N61 «Те г.
Владикавказ
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения
малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия
другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия
и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических
функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря
общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В
государственной программе «Образование и развитие инновационной модели образования 2012 года,
одним из приоритетных направлений является усиление социальной направленности системы образования,
создание
условий
для
социализации
личности.
Понятие
«социализация»
при
широком
толковании
представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности
ребенка.
Вопросы
о
развитии
динамической
стороны
общения:
лёгкости
вступления
в
контакт,
инициативности, готовности к общению со своими сверстниками и с педагогами ДОУ, а также о том,
насколько комфортно чувствует он себя в группе детского сада, на мой взгляд, являются очень важными и
актуальными, поскольку группа детского сада – это первое звено в системе общественного воспитания и
о б р а з о в а н и я
д е т е й .
Путь
развития
личности
ребенка
определяется
системой
отношений
между
ним
и
социальной
действительностью
и
зависит
от
реального
места,
которое
маленький
человек
занимает
в
мире
человеческих отношений. Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно
меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок -
взрослый.
Теперь
эти
связи
дополняются
отношениями
ребенок
-
сверстник.
Вне
этих
связей
уже
невозможно
рассмотреть
формирование
личности
ребенка
в
период
дошкольного
детства.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Этот период начальной социализации
ребёнка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных
отношений с ведущими сферам бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным
внутренним миром. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с
другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится
с о ц и а л ь н о
к о м п е т е н т н ы м .
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста.
Большое
значение
придается
проблеме
общения
детей,
в
решении
которой
ведущую
роль
играет
формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет
многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция -
назначение
речи
быть
средством
общения.
Целью
общения
может
быть
поддержание
социальных
контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении
дошкольника и активно им осваиваются. Учитывая актуальность и важность изучения данной темы, были
с ф о р м у л и р о в а н ы
с л е д у ю щ и е
ц е л и
и
з а д а ч и .
Цель –
улучшение
социализации
детей
старшего
дошкольного
возраста
в
детском
коллективе
с
п о м о щ ь ю
к о м м у н и к а т и в н ы х
м у з ы к а л ь н ы х
и г р .
Наблюдения
во
время
музыкальных
занятий
показал,
что
через
игровую
деятельность
ребёнок
воспроизводит систему социальных отношений в детском коллективе, что определяют магистральную
линию
социализации
дошкольников.
Поэтому
считаю,
что
через
коммуникативные
музыкальные
игры
эффективно реализуются следующие задачи:
Развитие
динамической
стороны
общения:
лёгкости
вступления
в
контакт,
инициативности,
готовности к общению со сверстниками.
Развитие
эмпатии,
сочувствия
к
партнеру,
эмоциональности
и
выразительности
невербальных
средств общения.
Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в
себе,
ощущением
собственного
эмоционального
благополучия,
своей
значимости
в
детском
коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые
в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они
производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более
способствует
развитию
доброжелательных
отношений
между
детьми
и,
тем
самым,
нормализации
социального
климата
в
детской
группе.
Известно,
что
в
фольклорной
традиции
нет
разделения
на
исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия.
Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает
ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Особенно дети любят танцы-игры, где
выстроен
незамысловатый
сюжет,
так
например,
разработанные
мною
серия
коммуникативных
игр:
«Хорошие и пригожие», «Солнышко», «Ниточка с иголочкой», «Волна». Внедрение таких специальных
разработанных
коммуникативных
музыкальных
игр
на
музыкальных
занятиях
придают
яркость,
динамический образ, что побуждает детей к свободному общению друг с другом в движениях под музыку.
Движение
–
это
средство
для
передачи
того,
что
в
музыке
выражено.
Движение
в
музыкальной
к о м м у н и к а т и в н о й
и г р е
п р и д а ё т
о с о б у ю
в ы р а з и т е л ь н о с т ь
и
я р к о с т ь .
Самым
эффективным
способом
социализации
детей
в
детском
коллективе
являются
коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими
сверстниками. Для эффективности и улучшение педагогического процесса коммуникативные игры можно
сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например:
Игры на внимание
Игры на перестроение
Танцы со сменой партнёра
Сюжетные танцы-игры
Поскольку
в
работе
с
детьми
есть
постоянная
потребность
обновлять
репертуар,
можно
самостоятельно моделировать танцы- игры, меняя музыкальное сопровождение и моделируя построение
движений
в
зависимости
от
подготовленности
детей.
Кроме
того,
в
подобных
танцах-играх
есть
возможность
формировать
двигательные
навыки,
закреплять
некоторые
более
сложные
движения,
которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторении эти движения
постепенно
и
незаметно
для
ребёнка
усваиваются.
Таким
образом,
идёт
постепенное
развитие
двигательных способностей детей и подготовки к разучиванию более сложных танцев к праздникам и
м у з ы к а л ь н ы м
р а з в л е ч е н и я м .
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его
начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость,
благодаря
пластичности
нервной
системы,
создают
благоприятные
возможности
для
успешного
нравственного
воспитания
и
социального
развития
личности.
Целевая
педагогическая
поддержка
социализации в музыкальной игровой деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о
социальной
действительности,
формированию
социально
ориентированных
мотивов
и
творческому
овладению многообразием социальных ролей, обогащающим социальный опыт личности.