Автор: Суханова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №69
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Система упражнений
Тема: "Система упражнений направленная на формирование грамматических навыков на основе использования геометрических фигур"
Раздел: начальное образование
Система упражнений направленная на формирование
грамматических навыков на основе использования геометрических фигур
Главная
трудность
в
обучении
грамматическим
умениям
и
навыкам
состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с
ними. Поэтому основное назначение грамматических упражнений заключается
в
том,
чтобы
обеспечить
обучающимся
овладение
действиями
с
грамматическим материалом, как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.
Описываемый
способ
представления
грамматического
материала
с
использование
геометрических
фигур
предназначен
для
интенсивного
использования геометрических фигур в качестве средств обучения; в реальной
практике
возможно
применение
лишь
отдельных
фрагментов
предлагаемой
методики и на начальных этапах обучения.
На
о снове
методиче ских
рекомендаций
по
ис пользова нию
геометрических фигур в обучении детей начальной школы мы разработали
систему упражнений к
УМК «Английский в фокусе» предназначенный для
общеобразовательных
учрежденийдля
учащихся
третьего
года
обучения.
Каждое
упражнение
отражает
какую
либо
стадию
формирования
грамматического навыка и включает в себя прохождения несколько этапов
(Таблица).
Таблица
Стадия формирования
грамматического навыка
Задачи
Упражнения
1.Восприятие
С ф о р м и р о в а т ь
р е ч е в о й
динамический
стереотип
как
о с н о в ы
г р а м м а т и ч е с ко г о
навыка
Ex.1, Ex.7, Ex.9
2.Имитация
Укрепить
осознание
функции
модели
Ex.1, Ex.4,
Ex.7, Ex.9,
Ex.10
3.Подстановка
В ы р а б о т ат ь
с т е р е о т и п
в
Ex.3, Ex.9
употреблении
грамматического
я в л е н и я
в
а н а л о г и ч н ы х
ситуациях
4.Трансформация
Н а у ч и т ь
в а р ь и р о в а т ь
содержание
сообщения
в
зависимости
от
меняющейся
ситуации
E x . 2 ,
E x . 5 ,
Ex.6, Ex.8
5.Репродукция
З а в е р ш и т ь
у с т а н о в л е н и е
ассоциаций между формальной
и
функциональной
сторонами
модели
Ex.4, Ex.5,
Ex.6, Ex.9,
Ex.11, Ex.12
6.Комбинирование
Укрепить устойчивость навыка
Ex.2, Ex.8,
Ex.12
Module :1, 3, 8 «Present Simple»
Exercise 1.
Цель: Формирование и закрепление умений в устной и письменной речи с
использованием «Present Simple Tense»
Задачи:
образовательные:
тренировать
употребление
глаголов
в
настоящем
простом времени в письме и речи;
развивающие:
способствовать
развитию
внимания,
памяти,
воображения, мышлении;
воспитательные:
способствовать
формированию
интереса
и
положительного отношения к языку.
Этап
Действия учителя
Действия
учеников
Время
2
1.Подгот
овительн
ый
Учитель,
проговаривая
свои
действия,
с т р о и т
м од е л ь
о т р а б а т ы в а е м о г о
г р а м м а т и ч е с к о г о
м а т е р и а л а
и з
предлагаемых наборов
Внимательно
слушают
учителя
3 мин
2.Объясн
ение
задания
1.Предлагает
выбрать
учениками
две
карточки, где написаныкакие либо глаголы
из ниже перечисленных:
Play, dance, go, cook, watch, clean, cry, run,
sleep, read.
2.Предлагает
ученикам
с о с т а в и т ь
предложение с этимиглаголами о членах
своей семьи согласно заданной модели.
You should make two sentences about your
family. Use your verbs. Look at this model.
Выбирают
к а р т о ч к и
с
глаголами
и
выполняютзад
ание
My mum does
not clean on
Monday.
My dad does
not read on
Monday.
3 мин
3.Провер
ка и
контроль
Просит
высказать
(прочитать)
свои
предложения
обращая
внимание
и
обсуждая с учениками ошибки.
Read, please, your sentences.
Читают
предложения,
обсуждают
ошибки.
4 мин
Причем
в
данном
упражнении
не
отрабатывается
сокращенная
форма
отрицания,
поскольку
на
начальных
этапах
обучения
необходимо
четкое
проговаривание речевых образцов.
Exercise 2.
Цель: Формирование и закрепление умений в устной и письменной речи с
использованием «Present Simple Tense»
Задачи:
образовательные:
тренировать
употребление
глаголов
в
настоящем
простом времени в письме и речи;
3
развивающие:
способствовать
развитию
внимания,
памяти,
воображения, мышлении;
воспитательные:
способствовать
формированию
интереса
и
положительного отношения к языку.
Этап
Действия учителя
Действия учеников
Время
1.Объяс
нение
задания
И с п о л ь з у я
с о с т а в л е н н ы е
п р ед л оже н и я
и з Exercise
1,
учитель
предлагает
составить
п о л о ж и т е л ь н о е
и
вопросительное
предложения,
о т р а б а т ы в а я
т е м
с а м ы м
грамматическую
структуру
до
автоматизма.
При
этом
можно
п о м е н я т ь
м о д е л ь
отрабатываемого
грамматического
материала
из
п р ед л а га е м ы х
н а б о р о в
н а
усмотрения учителя.
( )
?
Выполняютзадание
My mum does not clean on
Monday.
1)
My
mum
cleans
on
Monday.
2) Does my mum clean on
Monday?
My dad does not read on
Monday.
1 )
M y
d a d
re a d s
o n
Monday.
2)
Does
my
dad
read
on
Monday?
6 мин
2.Прове
р к а
и
контрол
ь
Просит
высказать
(прочитать)
свои
предложения
обращая
в н и м а н и е
и
о б с у ж д а я
с
учениками ошибки.
Read, please, your sentences.
Читают
предложения,
обсуждают ошибки.
4 мин
Exercise 3.
4
S
Цель: Формирование и закрепление умений в устной и письменной речи с
использованием «Present Simple Tense»
Задачи:
образовательные:
тренировать
употребление
глаголов
в
настоящем
простом времени в письме и речи;
развивающие:
способствовать
развитию
внимания,
памяти,
воображения, мышлении;
воспитательные:
способствовать
формированию
интереса
и
положительного отношения к языку.
Этап
Действия учителя
Действия
учеников
Время
1.Объясн
ение
задания
Согласно
представленным
различным
видам
предложений
учитель
предлагает
ученикам
определить
и
по ст роить
(зарисовать)
модель
грамматической
структуры, используемой в предложениях:
You should draw the model«Present Simple
Tense» for each sentences.
Выполняютза
дание
8 мин
2.Провер
к а
и
контроль
Вызывая
по
одному
к
доске
просит
зарисовать
по
одной
модели
данных
предложенийна доске обращая внимание и
обсуждая с учениками ошибки.
Come
to
the
blackboard
and
write
your
model.
Проговаривая
зарисовывают
модели
предложений
на доске,
обсуждаютош
ибки.
7 мин
1) Tom and Anna ride bikes to school
every day.
2) Monkey does not eat meat.
3) Do you play basketball?
5
4) Do I know you?
5) Alice likes chocolate.
6) Fish do not climb trees.
7) It does not snow in summer.
8) A doctor does not work in a school.
9) Do giraffes fly?
10) John watches sport channels every
evening.
Exercise 4.
Цель: Формирование и закрепление умений в устной и письменной речи с
использованием «Present Simple Tense»
Задачи:
образовательные:
тренировать
употребление
глаголов
в
настоящем
простом времени в письме и речи;
развивающие:
способствовать
развитию
внимания,
памяти,
воображения, мышлении;
воспитательные:
способствовать
формированию
интереса
и
положительного отношения к языку.
Этап
Действия учителя
Действия
учеников
Время
1.Подг
отовит
ельны
й
Учительпроговаривая свои действия строит
модель
отрабатываемого
грамматического
материала из предлагаемых наборов
Внимательно
слушают
учителя
2 мин
2.Объя
Предлагает
прослушать
диск
ученикам
и
Слушают диск
3 мин
6
S
S
S
снение
задани
я
подсчитать сколько раз они услышат данную
грамматическую структуру и воспроизвести
ее
с
услышанными
глаголами,
согласно
построенной
модели
в
качестве
опоры
подсказки:
You task is to listen the text and to remember
how many times these model in the text.
On Monday morning May gets up early. She
dresses
in
school
clothes
and she
eats
breakfast quickly. Her mum and dad go to
work. She takes the bus to school and she sees
her friends. She sits at her desk and she listens
to her teacher.
3.Пров
ерка
и
контро
ль
Про сит
высказать
(прочитать)
с в о и
предложения обращая внимание и обсуждая
с учениками ошибки.
Read, please, your sentences.
Высказывают
предложения,
обсуждают
ошибки.
5 мин
Exercise 5.
Цель: Формирование и закрепление умений в устной и письменной речи с
использованием «Present Simple Tense»
Задачи:
образовательные:
тренировать
употребление
глаголов
в
настоящем
длительном времени в письме и речи;
развивающие:
способствовать
развитию
внимания,
памяти,
воображения, мышлении
7
воспитательные:
способствовать
формированию
интереса
и
положительного
отношения
к
языку,
формированию
положительного
отношения к образу мыслей одноклассника.
Этап
Действия учителя
Действия
учеников
Время
1.Подго
товител
ьный
Учитель проговаривая свои действия строит
модель
отрабатываемого
грамматического
материала из предлагаемых наборов
Внимательно
слушают
учителя
1 мин
2.Объяс
нение
задания
Предлагает
ученикам
расспросить
своего
соседа по парте о том, какие продукты он
любит,используя
данную
грамматическую
модель.
You should make a dialog with your partner.
You should ask your partner What your partner
likes? Look at this model.
Example:
- Do you like milk ?
- Yes, I do. I usually drink milk in the evening.
Выполняютз
адание
отрабатывая
лексику темы
«Еда»
6 мин
Exercise 6.
Цель: Формирование и закрепление умений в устной и письменной речи с
использованием «Present Simple Tense»
Задачи:
образовательные:
тренировать
употребление
глаголов
в
настоящем
длительном времени в письме и речи;
развивающие:
способствовать
развитию
внимания,
памяти,
воображения, мышлении
8
воспитательные:
способствовать
формированию
интереса
и
положительного
отношения
к
языку,
формированию
положительного
отношения к образу мыслей одноклассника.
Этап
Действия учителя
Действия
учеников
Время
1.Объясн
ение
задания
Используя
информацию,
полученную
в
р е зул ьт ат е
д и а л о г а
и з Exercise
5 ,
предлагает ученикам передать содержание
диалога в монологической форме:
You
should
make
a
story
(3-5
sentences)
about your partner What he(she) likes eating.
Example:
He likes milk. He drinks milk in the evening.
He does not lake cabbage and porridge.
Слушают
задание
2мин
2.Провер
каиконтр
оль
Просит
высказать(прочитать)
свои
предложения,
обращая
внимание
и
обсуждая с учениками ошибки.
Read, please, your sentences.
Высказывают
предложения,
обсуждают
ошибки.
8мин
Module 7 PresentContinuous
Exercise7.
Цель: Формирование и закрепление умений в устной и письменной речи с
использованием «Present Continuous Tense»
Задачи:
образовательные:
тренировать
употребление
глаголов
в
настоящем
длительном времени в письме и речи;
воспитательные:
способствовать
формированию
интереса
и
положительного
отношения
к
языку,
формированию
положительного
отношения к образу мыслей одноклассника.
9
Этап
Действия учителя
Действия
учеников
Время
1.Подгот
овительн
ый
Учительпроговаривая свои действия строит
модель
отрабатываемого
грамматического
материала из предлагаемых наборов
Внимательно
слушают
учителя
3 мин
2.Объясн
ение
задания
Учитель учениками раздает карточки, где
написаны глаголы из ниже перечисленных:
Jump, speak, dance, go, take, watch, swim,
run, sit, read, write, listen.
П р е д л а г а е т
у ч е н и к а м
с о с т а в и т ь
предложение
с
понравившимися
двумя
глаголами о своих одноклассниках согласно
заданной модели.
You should make two sentences about your
partner. Use your verbs. Look at thismodel.
Выполняютз
адание
1) Sasha is
sitting now.
2) Masha is
reading at the
moment.
2 мин
3.Провер
к а
и
контроль
Просит
высказать
(прочитать)
свои
предложения обращая внимание и обсуждая
с учениками ошибки.
Read, please, your sentences.
Читают
предложени,
обсуждают
ошибки.
5 мин
Exercise8.
Цель: Формирование и закрепление умений в устной и письменной речи с
использованием «Present Continuous Tense».
Задачи:
образовательные:
тренировать
употребление
глаголов
в
настоящем
длительном времени в письме и речи;
развивающие:
способствовать
развитию
внимания,
памяти,
воображения, мышлении.
10
V+ing
Этап
Действия учителя
Действия
учеников
Время
1.Объяс
нение
Используя
составленные
предложения
из
Exercise
1,
учитель
предлагает
составить
о т р и ц ат е л ь н о е
и
в о п р о с и т е л ь н о е
предложение,
отрабатывая
тем
самым
грамматическую структуру до автоматизма.
При
этом
можно
поменять
м од е л ь
от р а б ат ы ва е м о го
г р а м м а т и ч е с ко г о
материала
из
предлагаемых
наборов
на
усмотрения учителя.
You
should
make
negative
s e nt e nc e s
andinterrogative sentences about your partner.
Use
your
positive
sentences.
Look
atthis
model.
Внимательно
с л у ш а ю т,
а
затем
выполняют
задание
1) Sasha is not
sitting now.
Is Sasha sitting
now?
2)
Masha
is
not reading at
the moment.
I s
M a s h a
reading at the
moment?.
6 мин
2.Прове
р к а
и
контрол
ь
Просит
высказать
(прочитать)
свои
предложения обращая внимание и обсуждая
с учениками ошибки.
Read, please, your sentences.
Читают
предложения,
обсуждают
ошибки.
5 мин
Причем в данном упражнении не отрабатывается сокращенная форма
отрицания,
поскольку
на
начальных
этапах
обучения
необходимо
четкое
проговаривание речевых образцов
Exercise9.
Цель: Формирование и закрепление умений в устной и письменной речи с
использованием «Present Continuous Tense»
11
V+ing
V+ing
Задачи:
образовательные:
тренировать
употребление
глаголов
в
настоящем
длительном времени в письме и речи;
развивающие:
способствовать
развитию
внимания,
памяти,
воображения, мышлении.
Этап
Действия учителя
Действия
учеников
Время
1.Подгот
овительн
ый
Учительпроговаривая
свои
действия
с т р о и т
м од е л ь
о т р а б а т ы в а е м о г о
г р а м м а т и ч е с к о г о
м а т е р и а л а
и з
предлагаемых наборов
Внимательно
слушают
учителя
2 мин
2.Объясн
ение
задания
Учитель
предлагает
описать
картинку
используя
нижеприведенные
глаголы
согласно построенной модели в качестве
опоры подсказки
You
task
is
to
make
sentences
about
this
picture. Use these verbs. Look at thismodel.
1) (play) She is playing now.
2) (read) ………………………...
3) (eat)…………………………...
4) (watch)………………….…….
5) (do exercise)…………………..
Выполняютза
дание
1) Sasha is
playing now.
2) Pete is
reading at the
moment.
5 мин
3.Провер
к а
и
контроль
Просит
высказать
(прочитать)
свои
предложения
обращая
внимание
и
обсуждая с учениками ошибки.
Read, please, your sentences.
Читают
предложения,
обсуждают
ошибки.
3 мин
12
V+ing
Exercise10.
Цель: Формирование и закрепление умений в устной и письменной речи с
использованием «Present Continuous Tense»
Задачи:
образовательные:
тренировать
употребление
глаголов
в
настоящем
длительном времени в письме и речи;
развивающие:
способствовать
развитию
внимания,
памяти,
воображения, мышлении.
Этап
Действия учителя
Действия
учеников
Время
1.Подгот
овительн
ый
Учительпроговаривая свои действия строит
модель
отрабатываемого
грамматического
материала из предлагаемых наборов
Внимательно
слушают
учителя
2 мин
2.Объясн
ение
задания
Предлагает
прослушать
диск
ученикам
и
заполнить пропуски в предлагаемом тексте
согласно
построенной
модели
в
качестве
опоры подсказки:
You task is to listen the text and to complete
Выполняютз
адание
5 мин
13
V+ing
these sentences. Look at thismodel.
1) Maria and Tom ………………..( swim) in
the river, they ……..( run).
2) Anna ……………..(read).
3)
Olga
and
Nick………………….(sleep),
they………………….(swim).
4) Greg ……………….(eat) an ice cream.
5) Max………………..(play) football.
6)Alex and Nina………………………(read)
a comic.
3.Провер
к а
и
контроль
Просит
высказать
(прочитать)
свои
предложения обращая внимание и обсуждая
с учениками ошибки.
Read, please, your sentences.
Читают
предложения
обсуждают
ошибки.
3 мин
Exercise11.
Цель: Формирование и закрепление умений в устной и письменной речи с
использованием «Present Continuous Tense»
Задачи:
образовательные:
тренировать
употребление
глаголов
в
настоящем
длительном времени в письме и речи;
воспитательные:
способствовать
формированию
интереса
и
положительного
отношения
к
языку,
формированию
положительного
отношения к образу мыслей одноклассника.
Этап
Действия учителя
Действия
учеников
Время
14
1.Подго
товител
ьный
Учитель проговаривая свои действия строит
модель
отрабатываемого
грамматического
материала из предлагаемых наборов
Внимательно
слушают
учителя
1 мин
2.Объяс
нение
задания
Предлагает ученикам угадать, что делают
родители соседа по парте в данный момент,
используя данную грамматическую модель.
You should make a dialog with your partner.
You should guess What your partner’s parents
are doing now. Look at thismodel.
Example:
- Is your mum cooking now?
- No, she is not.
- Is your mum driving now?
- Yes, she is.
(cook,
read,
work,
eat,
write,
sit,
watch,
swim...)
Выполняютза
дание
6 мин
3.Прове
р к а
и
контрол
ь
Просит
высказать
свои
предложения
обращая внимание и обсуждая с учениками
ошибки.
Tell
me,
please,
about
your
partner’s
parents.
Высказывают
предложения,
обсуждают
ошибки.
3 мин
Exercise 12.
Цель: Формирование и закрепление умений в устной и письменной речи с
использованием «Present Continuous Tense»
Задачи:
образовательные:
тренировать
употребление
глаголов
в
настоящем
длительном времени в письме и речи;
15
V+ing
развивающие:
способствовать
развитию
внимания,
памяти,
воображения, мышлении
воспитательные:
способствовать
формированию
интереса
и
положительного
отношения
к
языку,
формированию
положительного
отношения к образу мыслей одноклассника.
Этап
Действия учителя
Действия
учеников
Время
1.Подгот
овительн
ый
В
качестве
опоры
подсказки
учитель
предлагает одному из учеников выстроить
г р а м м ат и ч е с ку ю
с т р у к т у р у Present
Continuous из предлагаемых наборов
Один
ученик
строит
модель,
остальные
контролируют
1 мин
2.Объясн
ение
задания
П р и гл а ш а ют с я
е щ е
т р и
у ч е н и к а .
О б ъ я с н я е т
з а д а н и е :
п о
о д н о м у
приглашенные ученики показывают, какие
либо действия, а первый ученик пытается
угадать и правильно произнести фразу.
Three
pupils
have
to
do
some
actions,You should guess What your partners
are doing now. Look atthis model.
Example:
-What am I doing now?
- You are running at the moment.
Слушают
задание
3 мин
3.Провер
к а
и
контроль
Просит
высказать
свои
предложения
обращая
внимание
и
обсуждая
с
учениками ошибки.
Строят
диалог,
обсуждают
ошибки.
6 мин
Предлагаемыйспособ
представления
грамматического
материала
с
использование
геометрических
фигур,
направленного
главным
образом
на
моделирование и фиксацию моделей грамматических структур предложений с
16
V+ing
использованием
различных
временных
форм
глагола
в
английском
языке,
можно применять с любым УМК.
Таким образом, при наличии набора геометрических фигур либо набора
карт с их изображением сокращается время на объяснение или же напоминания
учащимся об отрабатываемом грамматическом материале. Данный вид опоры
может
использоваться
в
любых
условиях
и
не
требует
дополнительных
материалов или техники.
17