Автор: Суханова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №69
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема: "ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: начальное образование
Геометрические фигуры как средство формирования
грамматических навыков
Введение нового грамматического материала и его презентация осуществляется
на начальном этапе обучения в речевом образце в устной форме, на среднем и старшем
этапах обучения может осуществляться в письменной форме. Важное значение имеет
выбор средств формирования грамматических навыков.
Уже давно не секрет, что дети воспринимают и запоминают все то, что наиболее
ярко выражено и в частности зрительно – графические опоры помогут запоминанию
детьми иноязычной лексики, формированию грамматических навыков и умений.
Применение
геометрических
фигур
в
качестве
средства
формирования
грамматических
навыков
основывается
на
принципах
сознательности
усвоения
изучаемого материала, активности учащегося и вовлечения его в процесс обучения не
только
умственно,
но
и
физически,
а
также
максимально
выраженный
принцип
наглядности.
Также необходимо отметить, что любое грамматическое явление дети изучают в
процессе общения, а именно в игровой деятельности. Игра позволяет организовать
обучение грамматике как увлекательный процесс решения коммуникативных задач,
реализующих игровые мотивы и цели каждого речевого и неречевого действия детей.
Предлагаемый
в
данной
статье
способ
представления
грамматического
материала с помощью цветных геометрических фигур направлен главным образом на
моделирование
и
фиксацию
моделей
грамматических
структур
предложений
с
различными временными формами глагола в английском языке. Предлагаемый способ
можно
использовать
в
виде
набора
карт,
слайдов
или
в
виде
полноценных
геометрических
фигур
для
более
фиксированного
закрепления
грамматического
материала. Главным условием в предлагаемых вариантах является сохранение
цвета фигур. Цвета выбраны для каждой фигуры не случайно и являются главной
составляющей
набора
геометрических
фигур.
Рассмотрим
на
примере
набора
обучающих карт.
Группа
представленных
образцов
относится
к
материалам
для
обучения,
а
именно к пособию для изучения английского языка в виде набора карт.
Набор карт для обучения английскому языку – изделие в целом – состоит из
нескольких групп:
-десять основных карт (карта 1–10);
- пять вспомогательных карты (карты 2а, 2б, 6а, 8а, 9а);
- две дополнительные вспомогательные карты (карта 11–12).
Согласно первым десяти картам на каждой основной карте изображен цветной
графический элемент – геометрическая фигура, вверху которой крупным шрифтом
выполнено название (Приложение ).
Геометрические фигуры представляют собой:
- желтую
стилизованную
фигуру
человечка,
в
основе
которой
используется
вытянутый
вертикально
треугольник
и
олицетворяющий
собой
подлежащие
отвечающий на вопрос «Кто?», «Что?» (карта 1).;
- красный
параллелепипед,
воспринимаемый
в
качестве
стилизованного
«кирпичика», отвечающий за предметное сходство с глаголом основой грамматики
английского языка (карта 2). При объяснении грамматического материала учитель
может
провести
некую
параллель
грамматики
английского
языка
с
«домом»
в
основании которого есть «кирпичный фундамент», который и составляют глагол и его
формы;
- зеленый
диск,
напоминающий
веселый
«смайлик»,
символизирующий
помощника,
сопровождающего
процесс
обучения
временных
форм
глагола
в
английском языке (карты 3–5). При объяснении грамматического материала учитель
может ввести ассоциацию выбранного зеленого цвета для «помощников» с аптекой,
призванной «помогать» людям;
- зеленый кубик (карта 6);
– зеленый треугольник (карты 7–8);
–
зеленого
цилиндра
(карта
9),
на
боковине
которого
нанесены
стрелки,
символизирующие
часы
и
служат
в
качестве
элемента,
связанного
с
аспектами
усвоения учебного материла указывающие на акцент времени;
– синяя трапеция (карта 10);
Так, цветовое решение графических элементов, формирующих образы человечка,
«кирпичика» - основы и веселого помощника, вызывает ассоциации с неизменными
цветами
сигналов светофора,
несмотря
на
их
иную
последовательность,
представленную в указанных картах.
Для успешного запоминания вопросительных форм глаголов английского языка
при
конструировании
вопросительного
предложения
в
любой
временной
форме
глагола в английском языке, комбинация фигур по цвету располагается таким образом,
что составляет так называемый «светофор».
Таким образом, использование сочетания геометрических фигур, выполненных
цветами,
присущими
сигналам
светофора,
способствует
запоминанию
основ
грамматики английского языка и, вместе с тем, лежит в основе колористической
проработки карт, формируя их запоминающийся образ.
Следующие
пять
вспомогательных
карт
(карты
2а,
2б,
6а,
8а,
9а)
также
выполнены в соответствующих цветах. Причем две карты (карты 2а, 2б) относятся
непосредственно
к
глаголу
и
представляют
собой
небольшие
параллелепипеды
красного цвета, на которые нанесены надписи окончаний глагола. Учитель может
моделировать необходимую форму глагола при объяснении материала.
При
необходимости
моделирования
вопросительного
предложения
в
формах
времени, где присутствует более одного «зеленого» помощника, предлагается заменить
одного из «зеленых» помощников на «красный» поскольку этот второй помощник
присоединяется к основному глаголу и следует за ним неразрывно(карты 6а, 8а, 9а).
Например,
если
рассмотреть
форму
времени Future Continuous мы увидим, что в
отрицательном
и
в
вопросительном
предложении
«зеленый»
помощник
–
вспомогательный глагол «to be», всегда стоит перед основным глаголом и отделен от
вспомогательного
глагола
«will»
Таким
образом
он
меняет
свой
зеленый
цвет
в
красный цвет, тем самым как бы показывая свою неразрывность с основным глаголом
при постройке отрицательного и вопросительного предложения.
Таким образом, создаваемая ассоциация (порядок расположения цветов)
гарантирует точную фиксацию порядка слов в вопросительном предложении при
его конструировании в мышлении учащихся.
На
геометрических
фигурах
зеленого
и
красного
цвета,
изображенных
на
основных
и
дополнительных
картах,
выполнены
надписи,
помогающие
усвоению
учебного материала.
Две
дополнительные
вспомогательные
карты
(карты
11–12)
характеризуются
оформлением в виде таблиц, содержащей геометрические фигуры, сгруппированные в
соответствии с головкой и боковиком, в качестве которых служат соответственно
название временных форм глаголов английского языка («Past», «Present», «Future»), и
название аспектов (видов) временных форм глаголов английского языка («Simple»,
«Continuous», «Perfect», «PerfectContinuous»).
Общий
свод
всех
видов
предложений
(утвердительное,
отрицательное,
вопросительной) с использованием различных временных форм глагола в английском
языке представлено на карте 11.
На карте 12 визуально выделяется насыщенная геометрическими фигурами Т-
образная зона, объединяющая среднюю колонку и верхнюю строку. Такой вариант
таблицы
временных
форм
глагола
призван
облегчить
визуальное
восприятие
12
временных форм глагола. Из таблицы видно что, достаточно знать так называемый
«скелет» таблицы, который состоит из 6 форм (Т-образная зона), для того чтобы
понимать и распознавать другие 6 форм. Например, после объяснения материала по
теме «Present Continuous Tense», объяснить следующую тему «Past Continuous Tense»
довольно легко, сказав, что глагол «to be» меняется на «was/were», т.е. на форму
прошедшего времени, сохраняя тот же порядок слов.
Многим
детям
младшего
школьного
возраста
для
более
фиксированного
усвоения
различных
временных
форм
глагола
в
английском
языке
необходимо
непосредственное участие в «строительстве» предложения, его конструировании.
Данный способ обучения предполагает непосредственное физическое участие в
конструировании
предложения
и подходит для детей с разными способностями
восприятия изучаемого материала. Ориентация на цвет, на форму, на осязание и на
ассоциацию – все это делает процесс обучения интереснее и результативнее.
ПРИЛОЖЕНИЕ