Автор: Рогозова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №34 г.Туапсе
Населённый пункт: Краснодарский край Туапсинский район город Туапсе
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Море"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 34 «Чайка» г.Туапсе муниципального образования
Туапсинский район г. Туапсе
Конспект
организованной образовательной деятельности
для детей старшей группы по познавательному развитию
«Море»
Подготовила:
Рогозова Т.А.
воспитатель
г. Туапсе
Туапсинский район
2017 г.
Программные задачи:
1.Развивающие:
- Развивать внимание, воображение, интерес к окружающему миру.
2.Обучающие:
- Расширить и систематизировать знания детей о море, морских обитателях.
3.Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Словарная работа:
Расширить и обогатить словарный запас детей: прекрасное, сильное, огромное, тихое,
ласковое, тревожное, грозное, медуза, морской конек, краб, зеленушка, водоросли,
рыба – ласточка, морской скат, дельфин, рыба – ласточка,
акваланг.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, отгадывание загадок,
Оборудование: презентация «Море» , составленная при помощи приложения “Power
Point” пакета “Microso ft Office”, видео – физминутка «Морская разминка»;
музыкальная запись «Звуки природы»;
модули, ракушки, емкость с песком.
Ход НОД.
Чтение стихотворения
С. Олексяк «За волною – волна» .
За волною – волна,
Белые барашки,
Заиграли после сна
В салочки-пятнашки…
"Ш-ш-шуш-ш…" –
одна за другой,
Радуясь и споря…
"Ш-ш-шуш-ш…" –
слагает прибой
Песенку о море.
- О чем говорится в стихотворении?
- Какие моря вы знаете?
- На берегу какого моря находится наш город?
- Ребята, я предлагаю отправиться на берег нашего Черного моря. Вы согласны?
Звучит музыкальная запись «Звуки природы. Море».
Физминутка.
И вот перед нами море
Бушует оно на просторе Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные
А в море высокая ходит волна
И вверх до небес и вниз до дна Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные
Качает вода соленая движения
Водоросли зеленые Руки подняли и делают змеевидные движения
Скачут весело дельфины
Подставляя солнцу спины Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные
На волнах качаются движения вперед
Солнцу улыбаются Руки вверх
Показ презентации «Море»
Слайд 1.- море.
- Вот мы и на море. Садитесь на берег. Слышите шум прибоя, шелест волн, они
беседуют с вами, говорят: расслабьтесь, успокойтесь, отдохните. Вдохните чистый
воздух моря. Вам дышится легко, ровно, глубоко. Чувствуйте легкий ветерок, он
взбодрил нас, потянулись, потянулись и друг другу улыбнулись.
- Какое море? Тихое, ласковое.
- Посмотрите, какое море прекрасное, сильное, огромное. Оно восхищает и удивляет.
Море бывает разное. Иногда море тихое, спокойное, как сейчас. Не шумит оно, не
хлещет, лишь едва, едва трепещет.
- Как только поднимется сильный ветер, на море начинается шторм, море вздуется
бурливо, зашумит, поднимет вой.
- Какое море? Тревожное, грозное.
Слайд 2.
- шторм на море.
- Скажите, почему наше море называется Черным? Потому что во время шторма,
когда сгущаются тучи, море темнеет, становится черным. Но как только ветер затихает,
море опять становиться тихим и спокойным.
Слайд 3.- спокойное море.
- Как вы думаете, можно ли пить морскую воду? Почему?
- Ребята, какие рыбы и морские животные живут в море?
Рыбы, которые живут в море, называют «морские рыбы».
- Там, в глубине моря, плывут по своим делам благородный дельфин, и хищница –
акула, и необыкновенный морской конек. Я предлагаю вам опустится на морское дно,
и понаблюдать за морскими обитателями. Но есть одна проблема, под водой мы не
сможем дышать. Почему?
- Конечно, всем нам необходим воздух для дыхания.
- А знаете ли вы, какое приспособление придумали люди, чтобы долго находиться под
водой? Это приспособление называется акваланг.
Слайд 4. – акваланг.
- Смотрите, какая красивая ракушка.
Звучит запись: «Я знаю волшебные слова и как только мы их произнесём, то
превратимся в маленьких рыбок».
Пальчиковая гимнастика.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке
И окажутся на дне.
Слайд 5.- медузы.
- А кто же это?
- Медузы бывают разной формы: круглые, плоские, вытянутые. Но красота некоторых
медуз обманчива, есть такие медузы, которые могут обжечь человека. Ожог этот
напоминает ожог крапивой.
Слайд 6.- Водоросли – это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на
земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб, а
еще они помогают морским животным дышать.
Слайд 7.
- Морской конек.
Необычная форма тела морского конька напоминает шахматную фигуру коня.
Морской конек очень маленький и многие большие рыбы могут его съесть, поэтому,
чтобы легче было спрятаться, морской конек умеет менять свою окраску. Сядет на
зеленую водоросль – позеленеет, сядет на бурую водоросль – станет бурым. Хищник
Он питается маленькими рыбками, планктонными рачками и мелкими морскими
животными.
Слайд 7.- Иногда, рядом с песчаным дном можно встретить рыбу скат. У нее плоское
тело, из-за этого создается впечатление, что он не плавает, а летает по воде и длинный
тонкий хвост. А на конце длинного хвоста – ядовитое зазубренная игла. В момент
опасности скат зарывается в песок.
Слайд 8. - Морской петух.
Свое название морской петух получила из-за внешнего вида. Рыба очень яркая, и
раскрывая свои плавники, становится похожа на пернатого петуха. Морские петухи
могут летать над водой, расправляя свои широкие крыльях-плавниках. Есть еще одно
удивительное свойство морского петуха - его способность издавать звуки - он может
хрюкать, ворчать - под водой его голос разносится далеко.
Слайд 9.- Рыба – ласточка.
Свое название рыба-ласточка получила благодаря глубоко вырезанному хвостовому
плавнику, т.е ее хвост похож на хвост ласточки.
Слайд 10.- Зеленушка.
Преимущественно тело и голова этой рыбы окрашены в зеленый или зеленоватый
цвет. Любимые места обитания - заросли зеленых водорослей.
-Морские рыбки очень любят играть и резвиться среди морских растений. Мы тоже
поиграем и отдохнём
Видео – физминутка «Морская разминка»
Слайд 11.- Краб. Он живет среди скал и скоплений камней, покрытых водорослями.
У краба толстый панцирь и 10 лап. Есть клешни. Клешни его обладают чудовищной
силой – щелкают, как семечки, ракушки моллюсков и крабов-отшельников
Краб ходит боком. А кушает все, что ему попадается (ракушками, рыбьей икрой,
червями) .
Слайд 12. – дельфины.
- Кажется с нами хотят познакомиться. Кто это?
- Дельфинов называют «друзья человека». Они дружелюбны и любопытны: не боятся
подплыть и поиграть с человеком. Кажется, что они всегда улыбаются. И эта улыбка с
большими глазами заставляет и нас улыбнуться в ответ. Дельфины могут
произносить различные звуки - свист, щелканье, лай. Это они так общаются.
- Ребята, нам пора возвращаться на берег.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке
И окажутся на берегу.
- Посмотрите ребята, море принесло на свой берег и оставило для вас морские
игрушки – настоящие ракушки. Посмотрите, какие они все разные по форме, по
размеру по цвету, а давайте все это соберем и сделаем свое необычное море.
Коллективная работа «Морское дно».
Дети выкладывают в емкости с песком «Морское дно» ракушки.
Подведение итогов.
- Где мы свами сейчас были? Каких морских обитателей видели? Какие морские
обитатели вам больше всего понравились?