Автор: Прохина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №26
Населённый пункт: пос.Дорохово,Моск.обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тематический досуг как действенная форм интеграции образовательных областей в процее реализации задассч нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Тематический досуг как действенная
форм интеграции образовательных
областей в процессе реализации
задач нравственно-патриотического
воспитания дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский
сад № 26 общеразвивающего вида п. Дорохово Московская обл.
Подготовила
воспитатель
подготовительной к
школе группы № 6
«Улыбка» Прохина
Татьяна Владимировна
Проблема: Современные дети мало знают о традициях встречи и
проведения новогодних торжеств. В настоящее время утрачены
народные обряды, ритуалы семейного празднования Нового года
на Руси. Дети равнодушны к близким людям, редко сострадают
чужому горю, не хотят верить в чудеса. Недостаточно ведется
работа с родителями по вопросам воспитания культуры новогодних
традиций в семье.
Обоснование проблемы: решающая роль в формировании личности
ребенка принадлежит семье, которая выполняет важные
социальные функции. Общение детей друг с другом, взрослыми,
родителями в играх, на праздниках и позволяет ребенку
адаптироваться к социуму, накопить социальный опыт.
Культурно-познавательный проект
«На пороге Новый год!»
Проект краткосрочный, длительность 4 недели
. В современных условиях возникла необходимость приобщения
родителей в работе с детьми к лучшим традициям нашего народа, его
корням. К таким понятиям как праздничная-традиционная культура,
семейные праздники. Основы ценностного отношения к окружающему
миру закладываются у ребенка в детском возрасте, постепенно
формируется в ходе воспитания любовь к родному дому, своим
близким. Народные традиции служат одним из важнейших каркасов
построения культуры семейных механизмов передачи любви, доброты,
взаимопонимания, уважение к взрослым, готовности прийти на помощь.
. Одним из важнейших компонентов здесь является формирование у
самих родителей представлений об основных целях и задачах
воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители –
союзники детского сада.
Это необходимо для обеспечения системного решения проблемы
воспитания современного ребенка – будущего защитника Отечества.
Актуальность
Создание у детей радостного настроения, вызов положительных эмоций –
одна из важнейших педагогических задач. Ребенок не рождается злым
или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие
нравственные качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и
окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями его обогатят.
Условиями для наиболее эффективного
решения проблемы по культурно-досуговой
деятельности являются:
Комплексный подход.
Правильно подобранный материал (по принципу
доступности и понятности).
Тематическое построение материала.
Совместная работа детского сада и семьи.
Очень важно поддерживать в детях интерес к
Новогодним событиям и явлениям жизни, беседовать
с ними о том, что им близко и интересно. Знакомить с
традициями праздника, его организацией, правилами
встречи гостей.
формирование мотивационного, целостного представления о
защитниках Отечества;
привлечение родителей в образовательный процесс;
способствовать сближению и взаимопониманию между
родителями и детьми;
развивать героическое начало в детях;
воспитывать чувство уважения к своим родителям и чувство
гордости за своих детей;
формировать гражданскую позицию, чувство гордости к своей
Родине, воспитывать будущих защитников
Отечества.
Основные ЦЕЛИ:
1. Образовательные
- расширять представления детей о своей родной стране, ее защитниках, военных
профессиях;
- обогащать словарный запас, расширять кругозор дошкольников;
- приобщать детей и родителей к поисковой работе по изучению родного края, героического
прошлого нашей Родины, ее истории и современного состояния Российской армии и флота;
2. Развивающие
- формировать социально–значимые качества на основе традиций патриотизма у дошколят;
- знакомить с произведениями художественной литературы и музыки, поднимающих
патриотическое восприятие событий;
- развивать умение детей и родителей взаимодействовать друг с другом, устанавливать
доверительно – партнерские отношения;
3. Воспитательные
- воспитывать у детей чувство товарищества;
- воспитывать в них такие качества как сила духа, храбрость, вера в свои силы, любовь к
Родине, гордость за свой народ;
- способствовать гармонизации детско-родительских отношений;
-а также, вести обмен опытом патриотического воспитания с другими организациями (клуб,
школа, библиотека).
- формировать положительное общественное мнение о МБДОУ № 26, повышение его
рейтинга.
Задачи:
- уважительное отношение к защитникам Отечества;
- испытывает желание в будущем стать защитником Отечества;
- появление положительных изменений в отношении родителей к
проблеме патриотического воспитания, формирование у них
чувства ответственности за духовно-нравственное становление
своих детей;
Предполагаемый результат
- выработка активной
гражданской позиции,
побуждение семьи в
дальнейшем самостоятельно
продолжать воспитывать
будущих патриотов своей
Родины.
Работа по реализации проекта проводилась поэтапно. Участниками проекта
стали дети 3-4 лет, их родители, воспитатели, педагог по физкультурной
работе, сотрудники библиотеки пос. Дорохово, мед. работник ДОУ.
Тип данного проекта можно охарактеризовать как информационно-практико-
ориентированный. Информация и впечатления, полученные детьми в
процессе ознакомления и изучения с армейскими атрибутами, военными
профессиями, родами войск и видами военной техники, нашли свое
отражение в различных видах детской деятельности – играх,
художественном творчестве, физических упражнениях при участии
родителей.
Первый этап начался с проведения педагогического
совета по формулированию целей и задач проекта.
В ходе организационного периода проводились беседы, опросы и
консультации с родителями воспитанников средних групп с целью
изучения семейного опыта патриотического воспитания детей. Родители
согласились с тем, что начинать знакомить дошкольников с историей
своей страны, ее армией защитницей, необходимо как можно раньше.
Механизм реализации проекта:
1 этап - организационные мероприятия
Встреча с мед. работником Лымарь
Г. А. с целью воспитания
эмоционально-положительного
отношения родителей к ЗОЖ.
Установление доверительных
отношений и привлечение их в
дальнейшем к совместной
физкультурно-оздоровительной работе.
Встреча- собеседование с
организатором физкультуры и спорта в
МБДОУ Качан М.Н.
Родительское собрание.
Планирование и проведение праздника
ко Дню защитника Отечества. Выбор
актива родителей по подготовке
тематических встреч, проведение
мастер- класса, сбор информации,
семейных фотографий, подборка
литературы и других доступных и
интересных мероприятий.
Проведение индивидуальной работы с родителями, согласование
времени встречи приглашенных родителей (ПАП) с воспитанниками
группы, консультирование семей участников по проведению
праздника совместно с педагогом физоргом - Качан М. Н.
2-й этап - практическая деятельность по
реализации проекта – решению проблемы
Тематические занятия в группе, посвященные Дню
защитника Отечества - проводились воспитателем
Прохиной Т. В.
Библиотечные «Уроки мужества». Провели сотрудники библиотеки
поселка Дорохово – Бельц Светлана Рихторовна и зав.
библиотекой Шелепнева Ирина Александровна. Эта встреча с
дошколятами средних групп была организована воспитателями
Прохиной Т. В. и Гуполовой А. А. совместно с председателем
родительского комитета МБДОУ № 26 Шпилевской Е. П.
Тематический конкурс поделок – провели родители (Семьи - Скобло
папа Михаил Юрьевич и мама Любовь Викторовна и Ефимчук папа
Сергей Александрович и мама Светлана Владимировна). Они
занимались аппликацией, вместе с воспитателем группы Татьяной
Владимировной приготовили сувениры – « это атрибуты парадной
формы одежды» для военнослужащих, раскрасили красками
заготовленные заранее флажки и пилотки.
Встреча с военнослужащим Р.А. майором
автобронетанковых войск Чеботаревым Д. Ю.-
произвела на ребят неизгладимое впечатление.
совместно с родителями и детьми средней группы
«Улыбка», был торжественно украшен
физкультурный зал, подготовлен соответствующий
спортивный инвентарь, флажки, шары, плакаты.
Военно-спортивный праздник посвященный Дню защитника Отечества
«Наша армия родная». Подготовили и провели воспитатель Прохина Т.
В. и физорг Качан М.Н. совместно с семьями Скобло, Ефимчук,
Брынскими, им помогали Шпилевская Е. П., Кудрявцева О. А. и др.
3 этап - итоговый
Подведение итогов, выставки поделок и рисунков, награждение
участников проекта «шоколадными» медалями, праздничное
чаепитие, поздравление мальчиков - будущих защитников
Отечества с праздником. Совместное празднование и
фотографирование на память.
Дети вместе с папами и мамами, активно участвовали в
художественно-творческой, спортивной, познавательно-
исследовательской, игровой деятельности. Они познакомились с
символами государства – флагом, гербом, гимном. Совместно
организованная познавательная деятельность с
военнослужащими родителями, позволила расширить и углубить
знания дошкольников о родной армии, военных профессиях,
боевых традициях.
Все это способствует эффективному решению задач
патриотического воспитания.
Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что интерес
родителей к тому, чем заняты их дети в детском саду, значительно
повысился. Не смотря на то, что в процессе реализации работы
над проектом пришлось столкнуться со значительными
трудностями, мы уверены, что такие акции не только можно, но и
нужно проводит в ДОУ.
Итоги
Включение семьи в воспитательный процесс патриотических
чувств у дошкольников, является основным критерием
данного проекта. Родители были привлечены к участию в
открытых занятиях, проводили мастер-классы, подбирали
материалы, закупали книги, приносили статьи из журналов и
газет. Мы попытались установить деловое сотрудничество
педагогов, воспитателей, с родителями для решения
проблемы патриотического воспитания.
Проектная деятельность охватывает все основные
направления развития и образования детей
(образовательные области):
*социально-коммуникативное развитие
*познавательное развитие
*речевое развитие
*художественно-эстетическое развитие
*физическое развитие
Вывод
Совместная патриотическая деятельность, сплотила и детей, и родителей. На этапах
разработки проекта был спланирован
цикл занятий, развлечений и праздников. Готовимся к 55-летию Дня Космонавтики. Примем
участие в конкурсе чтецов посвященному Дню Победы 9 Мая, и конкурсе детского рисунка
«Я люблю Россию» посвященного Дню России – 12 июня. Будем мастерить с «папами –
умельцами»
развивающие
макеты
«Российская армия»
для
наглядного показа и
изучения родов войск и военной техники, в игровой форме.
В результате достигнутого сотрудничества с семьями и сотрудниками библиотеки пос.
Дорохово, был намечен план работы на 2017-2018 год.
Продолжать вести патриотическую работу с детьми и родителями в группе.
Познакомить дошкольников с подвигами Александра Невского, Александра Суворова,
Георгия Константиновича Жукова и другими выдающимися полководцами.
Дать представление о героях Бородинского сражения 1812 г. Кутузове М. И. , Дорохове И.
С. , братьях Тучковых.
Рассказать о детях – героях Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
Мы продолжим воспитывать детей чтить и уважать историю своей Родины, гордиться
подвигами ее сынов, стремиться стать надежным ее защитником.
Перспектива
Участие в данном творческом проекте,
позволяет мне, как педагогу, расширить
свой профессиональный опыт, искать и
находить необычные способы
взаимодействия с детьми и их родителями.
В ходе совместной работы коллектива
МБДОУ № 26 с родителями наших
воспитанников, удалось получить
положительные результаты; достигнуто
взаимопонимание, приобретен опыт
самостоятельного выбора исследовательско
- творческой деятельности, оценки
полученных результатов. В настоящее
время работа по формированию
нравственных основ личности и активной
гражданской позиции в нашем детском саду
поселения Дорохово - продолжается.
Хочется, чтобы через несколько лет никто
не сказал про наших воспитанников:
«Это потерянное поколение».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования М. УЦ
«Перспектива», 2014 г.
2.
Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. М. РИОР, 2010 г.
3.
Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,
Т.С. Комаровой, 6-е изд. испр. и доп. М. МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011г.
4.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя гр. Изд.-2е. Волгоград.
5.
Синова И. В. Герб, Гимн, флаг России. Справочник. Изд. Дом «Литера» серия «Моя Родина-
Россия». 2010г.
6.
Алешина Н.В., Смирнова Т.В., Филиппова Т. Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. М.
Изд.» Скрипторий 2003», 2011г.
7.
Праздники России: Нач. школа/ сост.И.Ф. Яценко. Изд.2-е. перераб. М.»ВАКО» 2010г.
8.
Крашенинников Е.Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников.
Для занятий с детьми 4-7 лет. Соотв. ФГОС. М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
9.
Шорыгина Т. А. Беседа о детях – героях Великой Отечественной войны. М. ООО «ТЦ СФЕРА»,
2011г.
10.
Болдырева Л.Ю. Наши праздники, изд. Екатеринбург, У-Фактория 1998г.
11.
Резник И.Р. «Почему?», М. 2006г.
12.
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением
Средняя группа.
Соответствует ФГОС изд.МОЗАИКА-СИНТЕЗ М.2015г.
13.
Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС./авт.- состав. Ветохина А. Я., Крылова
Л.Ю., Сертакова Н.М., Голова О.В. изд. Волгоград. Учитель 2015г.
14.
Журнал – «Музыкальная ПАЛИТРА» С Днем защитника Отечества. № 8, 2014г.
15.
Ж-л « Справочник СТАРШЕГО воспитателя дошкольного учреждения», № 1, 2012г.
16.
Ж – л «Дошкольное воспитание», № 10, 2012г.
Список литературы
Спасибо за внимание!