Автор: Вдовина Ксения Викторовна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Самарский государственный социально-педагогический университет"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Психологические особенности конформного поведения студентов"
Раздел: высшее образование
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФОРМНОГО
ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Вдовина К. В
1
.
1
Вдовина Ксения Викторовна – студент физико-математического
факультета,
Самарский государственный социально-педагогический университет,
г. Самара
Аннотация:
в
с т а т ь е
а н а л и з и р у е т с я
п р о ц е с с
р е а л и з а ц и и
модифицированного
психологического
эксперимента
с
целью
выявления
психологических особенностей проявления конформного поведения индивида
в социальной группе.
Ключевые слова: конформизм, конформность, психологический эксперимент,
закономерности поведения.
В истории психологии многие ученые пытались раскрыть сущность
понятия «конформизм». Так, Э. Фромм, немецкий социальный психолог,
считал конформизм так называемым «бегством от свободы» - ситуацию, при
которой человек боится быть отвергнутым, не способным найти соответствие
между индивидуализацией и ускоренностью.
Американский социолог Р. Мертон, изучая социальные источники
отклоняющегося поведения, установил, что конформизм - полное согласие
индивида как с общественными целями, так и с одобряемыми средствами по
их достижению.
В 1951 г. Соломон Аш, американский психолог, впервые
продемонстрировал модель конформности посредством собственных
экспериментов, которые на сегодняшний являются классическим видом.
Понятие конформность утвердилось в нашем языке сравнительно
недавно и несло в себе (до некоторого времени) отрицательное значение, но,
как выяснилось позднее, оно по своей структуре имело нейтральный
1
характер, т.е. рассматривалось как одна из психологических черт личности,
присущих почти каждому человеку.
Обратимся к содержанию определения «конформизм»:
Конформизм (от “conformis” - подобный, сходный) – социально –
психологическая ориентация личности, которая проявляется не в
самостоятельном, глубоко продуманном выборе жизненных и социальных
ценностей, а лишь в пассивном, приспособительном отношении к
существующему порядку вещей.
Тогда «конформность» - это поведение согласное, некритическое.
Логично, что такое поведение будет наблюдаться у конформиста – человека,
который без критического разбора присоединяется к суждениям,
распространяющимся в определенных кругах.
С целью экспериментального подтверждения истинности проявления
конформного поведения в социуме был организован модифицированный
психологический эксперимент С. Аша - «Давление группы» среди студентов
группы физико-математического факультета (ФМФИ).
Цели эксперимента:
1) выявление конформного поведения среди студентов ФМФИ;
2) установление закономерностей между проявлениями поведения
конформного типа и характером одного из участников (испытуемого) в
группе.
Группа объединена общей целью – это получение знаний в вузе на
протяжении определенного времени. Каждый день – это совместные занятия,
общение, подготовка и проведение мероприятий. Другими словами, частое
взаимодействие друг с другом.
Содержание психологического эксперимента:
Создаётся следующая обстановка:
1)
Среди студентов (10) был выбран один человек (потенциальный
конформист) в качестве добровольца и заведомо оповещён о том, что он
2
участвует в проверке зрительного восприятия. При этом он является главным
участником теста на групповую совместимость (Условно назовём его
участником D);
2)
Всем участникам, в том числе и D, предлагается сравнить по длине
линию, изображённую на стенде, с тремя имеющимися, а также найти
равную ей среди них.
Материалы, применяемые в эксперименте
3)
Необходимо отметить, что первоначально каждый участник дает
правильный ответ, в том числе и испытуемый.
Примечание: Линии располагались по разные стороны стенда.
Стенды с карточками менялись, но положение линий на карточках оставалось
неизменным.
Следующий этап эксперимента повторяется, но все участники (независимо от
ответа D) теперь намеренно должны давать неправильный ответ – именно на
этом шаге и создается ситуация эксперимента;
4)
Сущность эксперимента, по известным представлениям, заключается в
том, какой же ответ даст участник D: правильный, или, повинуясь мнению
большинства, не правильный (в нашем случае правильный ответ №2);
5)
9 оставшихся участников дают ложные ответы, т.е. говорят, что это №1
или №3, при этом вступая в некий спор с D, пытаясь переубедить
экспериментируемого;
6)
Наблюдение со стороны за сменой/постоянством выбора D;
7)
На основании п. 5 – подведение общего итога, постановка вывода;
3
На основании трёх случаев эксперимента имеем:
I Случай
II Случай
III Случай
0
1
2
3
Результаты эксперимента
№1
D
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Интерпретируем данные диаграммы в следующей форме:
I случай
II случай
III случай
Участник D выбрал на стенде линию из
карточки В, соответствующую линии на
карточке А, под №2; большая
часть участников эксперимента выбрала
аналогичный ответ.
Смена стенда с
карточками;
Участник D снова
осуществляет выбор
(теперь это №1).
Остальные студенты
утверждают, что это №3,
или же №2
(преимущественно, №3).
Заметим, что испытуемый,
задавая вопросы своим
одногруппникам насчёт
правильности их выбора,
так или иначе начинает
сомневаться в выборе
собственном; после
комментирования тремя
студентками основания
выбора линии
№3, участник D меняет
Повторная смена стенда;
Все студенты, аналогично
предыдущим случаям,
заведомо дают ложные
ответы; однако теперь
участник D даже не
сомневается в правоте их
суждений, практически не
производя собственных
сравнений.
4
первоначальное решение,
фактически не
пытаясь отстоять
собственную позицию.
Промежуточные итоги:
Характерные проявления в поведении:
I случай:
Превалирующий выбор ответа №2
Никаких особенностей в поведении не
наблюдалось
II случай:
Выбор ответа №3 (большей частью студентов, в
том числе участником D)
Участник D сперва постоянен в
собственном выборе (замечается
настойчивость в характере); затем
-некоторая нерешительность, которая
впоследствии привела к замене
первоначального ответа.
III случай:
Спорная ситуация между участниками:
Разногласие в выборе ответов (либо №1, либо
№3), преимущественно под №3.
Участник D практически бесспорно
соглашается с выбором большинства
(т.е. с №3), фактически не предлагая
собственного ответа; заметна некая
отрешённость в поведении испытуемого.
Итак, в результате проведенного эксперимента выяснилось, что в испытуемой
группе участник D действительно оказался конформистом: он (во всех трёх
случаях) не смог отстоять собственной точки зрения: при наступлении момента
выбора линий (по условию эксперимента), предполагаемый конформист всё –
таки согласился с выбором остальных участников эксперимента, являющимся
заведомо ложным. Кроме того, участник D, уже на начальной стадии
эксперимента, без критического разбора (чем и сопровождается конформное
поведение) присоединялся к суждениям остальных студентов.
Кроме того, на основании следующих личностных качеств испытуемого:
5
Можно выделить следующие закономерности у экспериментируемого:
А) Недоверие и настороженность к незнакомым людям;
Б) Неспособность к самовыражению;
В)Трудности в принятии собственного решения, что плохо сказывается на
результатах учебной деятельности.
Таким образом, индивиды, характеризующиеся конформным поведением,
имеют ряд соответствующих психологических особенностей, являющихся
латентным барьером при их персональной реализации в обществе.
6
Общественная жизнь
испытуемого
Обучение испытуемого
Поведение
испытуемого
Участник D – отзывчивый и
ответственный, но
крайне застенчивый
человек.
Он кране редко принимает
участие в проблемах своей
группы, объясняя это тем,
что вместо него можно
выбрать кого – нибудь
другого; естественно, со
стороны это
можно расценить как
закомплексованность
студента.
У участника D, как стало
известно, возникают
нередкие проблемы с
учёбой: он задает частые
вопросы, предлагает
другой способ
выполнения заданий
(например, при решении
задач); при этом у него
наблюдается некоторая
рассеянность,
невнимательность при
их выполнении.
Важно также отметить,
что студент
нередко просит помощи у
близко ему знакомых
одногруппников при
выполнении практических
заданий, при изучении
нового и трудного (по
мнению самого студента)
материал.
Если студенту что – то не удается
выполнить, то, как было отмечено и
им самим, и одногруппниками, он
впадает в отчаяние, при этом
пытаясь справиться лично, но не
задействовав при этом
посторонних;
Если занятия творческого плана, то
экспериментируемый тратит немало
времени в поиске нужного решения.
Список литературы
1.
Милорадова Н.Г. - Психология: шаг к себе - другим навстречу. Учебное
пособие. - М.: АСВ, 2003.
2. Райгородский Даниил Психология и психоанализ характера – Бахрах - М,
2007.
3.
Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией
академика РАН Г.В.Осипова, 1998.
4. Социальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред Журавлева
А.Л.), Форум Инфра-М., 2008.
5.
Эрих Фромм: Гуманистический психоанализ/ Санкт-Петербург Москва •
Харьков • Минск 2002.
7