Напоминание

"Психологические особенности конформного поведения студентов"


Автор: Вдовина Ксения Викторовна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Самарский государственный социально-педагогический университет"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Психологические особенности конформного поведения студентов"
Раздел: высшее образование





Назад




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФОРМНОГО

ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Вдовина К. В

1

.

1

Вдовина Ксения Викторовна – студент физико-математического

факультета,

Самарский государственный социально-педагогический университет,

г. Самара

Аннотация:

в

с т а т ь е

а н а л и з и р у е т с я

п р о ц е с с

р е а л и з а ц и и

модифицированного

психологического

эксперимента

с

целью

выявления

психологических особенностей проявления конформного поведения индивида

в социальной группе.

Ключевые слова: конформизм, конформность, психологический эксперимент,

закономерности поведения.

В истории психологии многие ученые пытались раскрыть сущность

понятия «конформизм». Так, Э. Фромм, немецкий социальный психолог,

считал конформизм так называемым «бегством от свободы» - ситуацию, при

которой человек боится быть отвергнутым, не способным найти соответствие

между индивидуализацией и ускоренностью.

Американский социолог Р. Мертон, изучая социальные источники

отклоняющегося поведения, установил, что конформизм - полное согласие

индивида как с общественными целями, так и с одобряемыми средствами по

их достижению.

В 1951 г. Соломон Аш, американский психолог, впервые

продемонстрировал модель конформности посредством собственных

экспериментов, которые на сегодняшний являются классическим видом.

Понятие конформность утвердилось в нашем языке сравнительно

недавно и несло в себе (до некоторого времени) отрицательное значение, но,

как выяснилось позднее, оно по своей структуре имело нейтральный

1

характер, т.е. рассматривалось как одна из психологических черт личности,

присущих почти каждому человеку.

Обратимся к содержанию определения «конформизм»:

Конформизм (от “conformis” - подобный, сходный) – социально –

психологическая ориентация личности, которая проявляется не в

самостоятельном, глубоко продуманном выборе жизненных и социальных

ценностей, а лишь в пассивном, приспособительном отношении к

существующему порядку вещей.

Тогда «конформность» - это поведение согласное, некритическое.

Логично, что такое поведение будет наблюдаться у конформиста – человека,

который без критического разбора присоединяется к суждениям,

распространяющимся в определенных кругах.

С целью экспериментального подтверждения истинности проявления

конформного поведения в социуме был организован модифицированный

психологический эксперимент С. Аша - «Давление группы» среди студентов

группы физико-математического факультета (ФМФИ).

Цели эксперимента:

1) выявление конформного поведения среди студентов ФМФИ;

2) установление закономерностей между проявлениями поведения

конформного типа и характером одного из участников (испытуемого) в

группе.

Группа объединена общей целью – это получение знаний в вузе на

протяжении определенного времени. Каждый день – это совместные занятия,

общение, подготовка и проведение мероприятий. Другими словами, частое

взаимодействие друг с другом.

Содержание психологического эксперимента:

Создаётся следующая обстановка:

1)

Среди студентов (10) был выбран один человек (потенциальный

конформист) в качестве добровольца и заведомо оповещён о том, что он

2

участвует в проверке зрительного восприятия. При этом он является главным

участником теста на групповую совместимость (Условно назовём его

участником D);

2)

Всем участникам, в том числе и D, предлагается сравнить по длине

линию, изображённую на стенде, с тремя имеющимися, а также найти

равную ей среди них.

Материалы, применяемые в эксперименте

3)

Необходимо отметить, что первоначально каждый участник дает

правильный ответ, в том числе и испытуемый.

Примечание: Линии располагались по разные стороны стенда.

Стенды с карточками менялись, но положение линий на карточках оставалось

неизменным.

Следующий этап эксперимента повторяется, но все участники (независимо от

ответа D) теперь намеренно должны давать неправильный ответ – именно на

этом шаге и создается ситуация эксперимента;

4)

Сущность эксперимента, по известным представлениям, заключается в

том, какой же ответ даст участник D: правильный, или, повинуясь мнению

большинства, не правильный (в нашем случае правильный ответ №2);

5)

9 оставшихся участников дают ложные ответы, т.е. говорят, что это №1

или №3, при этом вступая в некий спор с D, пытаясь переубедить

экспериментируемого;

6)

Наблюдение со стороны за сменой/постоянством выбора D;

7)

На основании п. 5 – подведение общего итога, постановка вывода;

3

На основании трёх случаев эксперимента имеем:

I Случай

II Случай

III Случай

0

1

2

3

Результаты эксперимента

№1

D

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

Интерпретируем данные диаграммы в следующей форме:

I случай

II случай

III случай

Участник D выбрал на стенде линию из

карточки В, соответствующую линии на

карточке А, под №2; большая

часть участников эксперимента выбрала

аналогичный ответ.

Смена стенда с

карточками;

Участник D снова

осуществляет выбор

(теперь это №1).

Остальные студенты

утверждают, что это №3,

или же №2

(преимущественно, №3).

Заметим, что испытуемый,

задавая вопросы своим

одногруппникам насчёт

правильности их выбора,

так или иначе начинает

сомневаться в выборе

собственном; после

комментирования тремя

студентками основания

выбора линии

№3, участник D меняет

Повторная смена стенда;

Все студенты, аналогично

предыдущим случаям,

заведомо дают ложные

ответы; однако теперь

участник D даже не

сомневается в правоте их

суждений, практически не

производя собственных

сравнений.

4

первоначальное решение,

фактически не

пытаясь отстоять

собственную позицию.

Промежуточные итоги:

Характерные проявления в поведении:

I случай:

Превалирующий выбор ответа №2

Никаких особенностей в поведении не

наблюдалось

II случай:

Выбор ответа №3 (большей частью студентов, в

том числе участником D)

Участник D сперва постоянен в

собственном выборе (замечается

настойчивость в характере); затем

-некоторая нерешительность, которая

впоследствии привела к замене

первоначального ответа.

III случай:

Спорная ситуация между участниками:

Разногласие в выборе ответов (либо №1, либо

№3), преимущественно под №3.

Участник D практически бесспорно

соглашается с выбором большинства

(т.е. с №3), фактически не предлагая

собственного ответа; заметна некая

отрешённость в поведении испытуемого.

Итак, в результате проведенного эксперимента выяснилось, что в испытуемой

группе участник D действительно оказался конформистом: он (во всех трёх

случаях) не смог отстоять собственной точки зрения: при наступлении момента

выбора линий (по условию эксперимента), предполагаемый конформист всё –

таки согласился с выбором остальных участников эксперимента, являющимся

заведомо ложным. Кроме того, участник D, уже на начальной стадии

эксперимента, без критического разбора (чем и сопровождается конформное

поведение) присоединялся к суждениям остальных студентов.

Кроме того, на основании следующих личностных качеств испытуемого:

5

Можно выделить следующие закономерности у экспериментируемого:

А) Недоверие и настороженность к незнакомым людям;

Б) Неспособность к самовыражению;

В)Трудности в принятии собственного решения, что плохо сказывается на

результатах учебной деятельности.

Таким образом, индивиды, характеризующиеся конформным поведением,

имеют ряд соответствующих психологических особенностей, являющихся

латентным барьером при их персональной реализации в обществе.

6

Общественная жизнь

испытуемого

Обучение испытуемого

Поведение

испытуемого

Участник D – отзывчивый и

ответственный, но

крайне застенчивый

человек.

Он кране редко принимает

участие в проблемах своей

группы, объясняя это тем,

что вместо него можно

выбрать кого – нибудь

другого; естественно, со

стороны это

можно расценить как

закомплексованность

студента.

У участника D, как стало

известно, возникают

нередкие проблемы с

учёбой: он задает частые

вопросы, предлагает

другой способ

выполнения заданий

(например, при решении

задач); при этом у него

наблюдается некоторая

рассеянность,

невнимательность при

их выполнении.

Важно также отметить,

что студент

нередко просит помощи у

близко ему знакомых

одногруппников при

выполнении практических

заданий, при изучении

нового и трудного (по

мнению самого студента)

материал.

Если студенту что – то не удается

выполнить, то, как было отмечено и

им самим, и одногруппниками, он

впадает в отчаяние, при этом

пытаясь справиться лично, но не

задействовав при этом

посторонних;

Если занятия творческого плана, то

экспериментируемый тратит немало

времени в поиске нужного решения.

Список литературы

1.

Милорадова Н.Г. - Психология: шаг к себе - другим навстречу. Учебное

пособие. - М.: АСВ, 2003.

2. Райгородский Даниил Психология и психоанализ характера – Бахрах - М,

2007.

3.

Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией

академика РАН Г.В.Осипова, 1998.

4. Социальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред Журавлева

А.Л.), Форум Инфра-М., 2008.

5.

Эрих Фромм: Гуманистический психоанализ/ Санкт-Петербург Москва •

Харьков • Минск 2002.

7



В раздел образования