Напоминание

"Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе"


Автор: Углов Иван Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №98"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе"
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе

«Модель

физкультурно-спортивной

деятельности

в

школе»

предполагает взаимодействие всех участников педагогического процесса и

описывает

деятельность

в

следующих

направлениях:

школьник,

педагог

(воспитатель,

учитель),

специалисты

(педагог

-

валеолог,

учитель

по

физическому

воспитанию,

медицинский

работник,

психолог),

родители,

социум.

Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе (рис.1).

Опишем данную модель.

Целями физкультурно-спортивной деятельности в школе являются:

-

Сохранение

и

укрепление

здоровья

обучающихся,

воспитание

потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

-

Дополнительное

образование

обучающихся

в

области

физической

культуры и спорта.

- Пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни обучающихся.

-

Воспитание

потребности

и

умения

самостоятельно

заниматься

физкультурой,

использовать

различные

спортивные

игры

в

организации

своего отдыха.

- Формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору

здорового образа жизни.

Внедрение

модели

физкультурно-спортивной

деятельности

в

школе

должны быть направлены на решение задач:

1)

создание

в

школе

условий,

содействующих

сохранению

и

укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами

физической культуры и спорта;

2)

обеспечение

взаимодействия

учебного

и

внеучебного

процессов

физического

воспитания

для

освоения

ценностей

физической

культуры,

удовлетворения

потребностей

обучающихся

в

занятиях

физическими

упражнениями, спортом;

1

Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом; пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни обучающихся; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физкул ьтурой, использовать различные спортивные игры в организации своего отдыха; дополнительное образование обучающихся в области физической культуры и спорта; формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору здорового образа жизни.

Рис.1 Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе

2

3)

формирование

физической

культуры

личности

обучающегося

с

учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;

4) дальнейшее развитие системы спортивных секций, объединений и

кружков;

5) проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения

обучающихся средствами физической культуры и спорта;

6)

постоянное

улучшение

условий

для

организации

спортивно-

массовой работы; оснащение учебно-тренировочного процесса спортивным

оборудованием и инвентарем.

Реализация модели должна быть подчинена определенным функциям.

Функциями физкультурно-спортивной деятельности в школе являются:

- воспитательная – воспитание бережного отношения к здоровью;

- обучающая – обучение нормам здорового образа жизни;

- развивающая – развитие задатков и склонностей к различным видам

спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков.

Анализ

практико-ориентированной

деятельности

педагогического

коллектива

позволил

определить

основные принципы отбора содержания

образования

при

функционировании

модели

физкультурно-спортивной

деятельности в школе:

-

Принцип

системности

-

требует

рассматривать

ее

не

только

как

самостоятельное

звено,

все

элементы

которого

не

просто

связаны,

а

находятся

во

взаимозависимости,

но

и

как

часть

здоровьесберегающего

образовательного пространства.

-

Принцип

партнерства

обеспечивает

становление

детско-взрослой

общности в образовательном процессе, способствующей решению целей и

задач образовательного учреждения.

-

Принцип

дополнительности

позволяет

создать

в

образовательном

учреждении

особое

содержание

образования,

обеспечивающее

обучение

дошкольников

и

школьников

навыкам

здорового

образа

жизни

и

3

формированию культуры здоровья.

-

Принцип

создания

успеха

в

обучении,

развитии,

воспитании

стимулирует взаимопонимание между педагогами, родителями и детьми, что

обеспечивает единство школы и семьи.

Опора

на

эти

принципы

дала

основание

представить

целостную

систему

знаний

о

здоровье,

культуре

здоровья,

опыте

осуществления

здоровьесберегающей деятельности, ценностного отношения к здоровью и

средствам деятельности человека по его укреплению, что должно стать базой

для реализации модели физкультурно-спортивной деятельности в школе.

Организация физкультурно-спортивной работы включает в себя шесть

основных направлений. Рассмотрим каждое из них.

1)

Современный

урок

физической

культуры.

Качественное

проведение уроков физкультуры в школе должно реализовывать решение

следующих задач:

1. Укрепление здоровья, улучшение осанки;

2. Содействие гармоническому физическому развитию;

3. Овладение школой движений;

4.

Развитие

координационных

(точности

воспроизведения

и

дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров

движений, равновесия, ритма, быстроты, точности реагирования на сигналы,

согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных

способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости);

5. Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и

инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

6.

Приобщение

к

самостоятельным

занятиям

физиче ским

упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на

основе

формирования

интересов

к

определенным

видам

двигательной

активности

и

выполнения

предрасположенности

к

тем

или

иным

видам

спорта;

7. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения

к

товарищам,

честности,

отзывчивости,

смелости

во

время

выполнения

4

физических упражнений;

8.

Содействие

развитию

психических

процессов

(представления,

памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.

2) Массовая физкультурно-спортивная работа.

Одной

из

важнейших

задач

совершенствования

у ч е б н о -

воспитательного

процесса

является

организация

двигательного

режима

школьников,

который

обеспечивает

активный

отдых

и

удовлетворяет

естественную потребность в движениях. Спортивные соревнования должны

способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно

больше

детей,

подростков

и

взрослых.

Увеличить

число

занимающихся

физкультурой

возможно

через

расширение

спортивных

кружков

и

проводимых

соревнований,

через

привлечение

к

соревнованиям

детей

разного возраста, а также родителей, и активное участие в соревнованиях

болельщиков. Подвижные игры - необходимая, жизненно-важная разрядка,

удовлетворяющая естественную потребность детей в активном движении,

жажду деятельности, соревнования.

Спортивные игры - важное средство развития ловкости, быстроты,

силы, настойчивости, умения действовать в интересах коллектива, умения

ориентироваться

в

сложной

ситуации.

Игровая

деятельность

участников

соревнований вызывает у зрителей стремление стать такими же ловкими и

смелыми, способствует сплочению коллектива учителей и учеников, передача

опыта старшего поколения младшим, дает возможность по-новому оценить

свое отношение к учебе, своему умственному и физическому развитию.

3) Пропаганда здорового образа жизни.

Основная

задача

-

довести

до

сведения

детей,

что

здоровье

-

это

драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил,

времени, но и отказаться от пагубных привычек. Каждый ребенок должен

знать, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и

укрепления здоровья.

4) Совместная работа семьи и школы для воспитания здорового

поколения.

Вспомним

слова

известного

педагога

В.Сухомлинского:

5

«Наиболее

полноценное

воспитание,

как

известно,

школьно-семейное».

Поэтому

необходимо

вовлечение

родителей

в

работу

по

обеспечению

здоровья обучающихся. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех

этапах ученической жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в

первые годы пребывания ребенка в учреждении. Между школой и семьей

необходимо наладить дружеские, партнерские отношения. Школа и семья в

тесном

взаимодействии

должны

не

только

обучать

и

воспитывать

своих

детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной,

творческой и здоровой их жизни.

5)

Организация

дополнительного

образования

в

р а м к а х

физкультурно-спортивной деятельности в школе, в том числе:

1. Организация работы школьных спортивных секций:

- по баскетболу для девочек 5-9 классов;

- по футболу для мальчиков 5-9 классов;

- по теннису для мальчиков 7-9 классов;

- по волейболу для мальчиков 8-9 классов.

2. Организация работы спортивных секций:

- по волейболу для девочек 8-9 классов;

- по туризму для обучающихся 4-5 классов;

- по художественной гимнастике для обучающихся 1-2 классов.

6)

Просветительно-воспитательная

работа

с

у ч а щ и м и с я ,

направленная на формирование ЗОЖ: проведение лекций, классных часов,

бесед,

консультаций

по

проблемам

сохранения

здоровья,

профилактики

вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация,

консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы

работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие

выводы:

1. Модель физкультурно-спортивной деятельности школы, позволяет

системно

управлять

и

контролировать

физкультурно-спортивную

деятельность.

6

2.

Здоровьесберегающие

технологии

являются

прогрессивным

инструментом

совершенствования

учебно-воспитательного

процесса,

содействующего

повышению

эффективности

физкультурно-спортивной

деятельности школы.

3. Наиболее важно для реализации модели необходимо соблюдение

четырёх позиций жизни участников образовательного процесса:

-

поощрительные взаимоотношения;

-

высокая степень участия преподавательского состава;

-

ясность и прозрачность;

-

стимулирование.

4.

Совершенствование

механизма

по

созданию

психолого-

педагогических

и

социальных

условий,

обеспечивающих

повышение

количества

участников

образовательного

процесса

по

сохранению

и

укреплению здоровья.

7



В раздел образования