Напоминание

"Формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся"


Автор: Соловьёва Людмила Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Майская гимназия Белгородского района Белгородской области"
Населённый пункт: Белгородская область, Белгородский район, п.Майский
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся"
Раздел: полное образование





Назад




Соловьёва Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем современного образования. Сегодня школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи своих выпускников. Большинство учащихся признается в том, что в области общения они испытывают наибольшие трудности и страхи (пример из книги «Время всегда хорошее»). А ведь умение прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать своё, умение слышать другого человека и правильно понимать и принимать его доводы, возражать по существу, а не только потому, чтобы возразить, доказательность и компетентность – вот те качества, которые необходимы ученику в его взрослой жизни. Именно поэтому использование педагогических технологий, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся, становится весьма актуальным.
Дебаты
— современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты — целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией. Интеллектуальная игра «Дебаты» - эффективный метод формирования коммуникативных УУД: - Владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; - умение с достачной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - высказывать свои мысли, идеи, аргументировать их, умение выслушивать различные точки зрения; - обучение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать.
Игровая технология «Дебаты», представляющая особую форму дискуссии, ведётся по особым правилам. Суть игры в том, что команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения определённого тезиса. Одна команда представляет утверждающую сторону, другая – опровергающую. В каждой команде по 3 человека (спикеры). Кроме того, есть члены жюри (на уроках это может быть учитель и два ученика), таймкипер (ученик, который следит за временем выступления каждого спикера), слушатели (остальные ученики). Правила проведения игры и роли спикеров строго регламентированы. Спик ер время вопросы время У1 4 В о п р о с ы о п п о н е н т о в и слушателей 3-4 мин. О1 4 В о п р о с ы о п п о н е н т о в и слушателей 3-4 мин. У2 3 В о п р о с ы о п п о н е н т о в и слушателей 3-4 мин. О2 3 В о п р о с ы о п п о н е н т о в и слушателей 3-4 мин. У3 3 Не задаются - О3 3 Не задаются - В зависимости от поставленных целей и задач дебаты на уроках могут приобретать различные формы:
1. “Классические дебаты”.
Это собственно формат дебатов, где участвуют 2 команды по 3 человека, а остальные учащиеся являются либо пассивными слушателями, либо “рецензентами”, либо судьями. Однако так или иначе задействовать каждого ученика класса в таких дебатах трудно, поэтому этот тип дебатов имеет довольно ограниченное применение на уроках.
2. “Экспресс-дебаты”.
Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов может рассматриваться как элемент “обратной связи”, закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.
3. “Модифицированные дебаты”.
Это использование отдельных элементов формата дебатов, или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил. Например: - сокращается регламент выступлений;
- увеличивается число игроков в командах; - допускаются вопросы из аудитории; - организуются “группы поддержки”, к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов; - осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль; - создается группа “экспертов”, которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновение позиций, либо вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей; - изменяется (появляется) роль ведущего игры - учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников. Дебаты могут быть организованы на уроках по большинству учебных дисциплин. Как же могут использоваться дебаты на уроках литературы? Возможно использование следующих видов дебатов:
1. “Текстовые” дебаты
Данная форма рекомендуется на ранних этапах обучения, для “слабых” классов, а так же как форма контроля учителем чтения учащихся. Для проведения этого вида дебатов класс делится на две группы. Каждая половина должна отстоять правильность или ложность сформулированного в теме утверждения, используя только цитаты изучаемого произведения. Пример: “Аркадий представитель нового поколения” (по роману И.С.Тургенева “Отцы и дети”). Цель: путем накопления текстового материала учащиеся должны увидеть определенную близость героя дворянскому миру отцов и одновременно демократическому лагерю детей, выяснить причину двойственности героя.
2. Дебаты на основе литературоведческого анализа
При данной форме урока учащиеся должны продемонстрировать хорошую ориентацию в тексте, умение самостоятельно анализировать отдельные сцены, сопоставлять образы и продемонстрировать знания контекста эпохи, в которую было создано произведение. Пример: Н.В.Гоголь считает, что Чичиков - человек будущего. Цель: в ходе выступлений попытаться понять авторскую позицию, трагичность творческого пути писателя.
3. “Литературно-критические” дебаты
Дебаты проводятся на основе ранее изученных статей известных русских критиков: Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Переверзева, Дружинина, Анненкова. Учащиеся защищают здесь точку зрения того или иного критика, их задача отстоять ее в борьбе с оппонентами (драма А.Н. Островского “Гроза”). Пример: Добролюбов прав в оценке характера Катерины.
Цель: учащиеся должны сопоставить понимание драмы Добролюбовым с позицией Писарева, сформулированной им в статье “Мотивы русской драмы”; выявить сильные и слабые стороны обоих критиков. Дополнительная информация: Возможен другой тип дебатов данного вида: сопоставление точки зрения критика с точкой зрения команды школьников. Пример: “Обломов - последний в ряду лишних людей” (Добролюбов). Утверждающая команда отстаивает мнение Добролюбова, а отрицающая - опровергает ее с помощью своих собственных доказательств.
4. “Проблемные” дебаты
Данный вид работы предполагает, что охватываемый учащимися объем материала не ограничивается каким-либо одним произведением. Ребята должны привлечь все известные им источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема. Пример: герой, не выдержавший испытания любовью, не состоятелен как личность. Цель: дать учащимся почувствовать, что в русской литературе существуют вечные (сквозные) темы, выработать навык аналитического мышления, упорядочить представления о различных этапах литературного процесса, продемонстрировать особенности авторского видения проблемы. Данный вид дебатов, на наш взгляд, является самым сложным, ибо предполагает хорошее владение текстом достаточно большого количества источников, требует долговременной подготовки. Поэтому для учащихся проводятся дополнительные консультации, иногда допускается досрочный выбор позиции “За” и “Против”.
5. “Скоростные” дебаты
Иначе данную форму урока можно было бы назвать мини-дебатами, т.к. проводятся они “один на один” и каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту Темой урока берется какая-то общая проблема, которая дробится на составляющие (на начальных этапах это делает учитель, а потом - весь класс). По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (по 2 мин. каждый) и их вопросы друг другу, в тетрадь записываются выводы после выступления каждой пары, затем выводы обсуждаются в классе. Пример: тема урока: “Противоречивость характера Базарова” (И.С. Тургенев “Отцы и дети”). Темы для мини-дебатов: - Базаров любит и понимает народ. - Базаров не способен чувствовать прекрасное. - Базаров - истинный друг Аркадия. - Спор с Кирсановым Базаров проиграл.
- В сцене дуэли Базаров проявил большую человечность, чем Кирсанов. - Базаров преданный сын своих родителей. - Базаров сам сделал невозможным свое счастье в любви. Выводы. Существуют ли мини-проблемы, по которым выбор позиции очевиден? Почему по некоторым пунктам практически невозможно односложное решение проблемы. Вывод о противоречивом характере героя.
Организация дебатов на уроке
1. Кто играет на уроке? 1.1. Тема объявляется в качестве домашнего задания всем учащимся. Команды формируются по желанию, чаще всего их состав постоянен. Дома игроки прорабатывают как защиту, так и опровержение темы. Непосредственно перед игрой определяются две команды, участвующие в ней, и жребий выбирает для каждой из них сторону “за” или “против”. Таким образом, все учащиеся класса находятся в состоянии “готовности №1”. Они являются судьями и участвуют в обсуждении итогов игры. 1.2. Тема объявляется непосредственно на уроке. Предварительно на дом предлагается для подготовки перечень вопросов, входящих в круг данной темы. На уроке учащимся дается 15 минут для того, чтобы собраться с мыслями. За это время учитель имеет возможность опросить слабых учеников. 1.5. Тема объявляется заранее, но сразу назначаются две играющие команды, остальные учащиеся получают другое задание. Данный вариант рекомендуется для итоговых уроков по обобщающим темам, а также для уроков внеклассного чтения с целью заинтересовать весь класс обсуждаемым произведением. 1.4. Тема объявляется прямо на уроке, отсутствует какая-либо домашняя подготовка, определяются утверждающая и отрицающая стороны. Весь класс, разбитый на команды, в течение первого урока (40 мин.) готовится к дебатам. Учитель и 3-4 помощника (из числа опытных игроков) следят за ходом работы. На этом подготовительном этапе предполагается оценивать продуктивность работы учащихся. К концу 1 этапа учитель на совместном совещании со своими помощниками выбирают 2 команды для игры, которые наиболее успешно проводили подготовку. На 2 этапе проводится игра.
А судьи кто?
Когда учитель только начинает вводить данную форму урока, он должен взять на себя роль судьи. Это очень сложная задача, т.к., занимаясь судейством, преподаватель теряет контроль за деятельностью неиграющей части класса. Поэтому главной целью учителя является задача обучить судейству детей. В случае необходимости после игры заслушиваются отдельные судьи. Обычно же учитель индивидуально беседует с каждым экспертом или проверяет его письменный отчет.
На наших уроках в роли судей практически с самого начала выступали ребята, принимавшие участие в программе “Дебаты”. Впоследствии и другие ученики класса овладели этим навыком. Поэтому одной из важнейших целей учителя является привлечение как можно большего числа учащихся к работе на уроке. С этой целью возможно расширение традиционной судейской коллегии: Оцениваемый критерий Количество судей Критерии оценки Содержание 3 1. Знание текста или сути критической работы 2. Свободное владение источником 3. Понимание эпохи в которой было создано произведение 4. Соответствие теме отобранного материала 5. Оперирование литературоведче скими терминами 6. Понимание темы, идеи, п р о бле м ы произведения 7. Работа с вопросами Структура 1 1. Соответствие роли спикера 2. Причинно следственная взаимосвязь фактов, приводимых в речи 3. Логичность выступления Способ 3 1. Общая выразительность речи 2. Художественность чтения или декламации приводимых отрывков 3. Наличие или отсутствие речевых ошибок, особенно: а) неоправданные повторы; б) употребление жаргонной и просторечной лексики; в) нарушение управления; г ) орфоэпические ошибки
4. Полнота ответов на вопросы 5. Корректность говорящего Дополнительн ые критерии 2 1. Сбор не прозвучавших в игре вопросов 2. Комментарии тех или иных позиций игроков 3. Приведение не найденных игроками аргументов и их доказательство
На уроках литературы могут дебатироваться следующие темы:
Сказки людям не нужны. «Лука – это положительный герой» (пьеса М.Горького «На дне») «Молчалины блаженствуют на свете» «Герои Чехова – наши современники» «Наташа Ростова – самый обаятельный женский образ» Темы, в контексте которых возможно проведение дебатов: 1. Нужны ли нам заимствования? 2. Уместны ли диалектные слова в литературном языке? 3. Нужно ли использовать устаревшие слова? 4. Отвечает ли книжный рынок сегодня духовным потребностям человека? 5. Вредна ли цензура? 6. Правда или ложь? Что нужнее человеку? (По драме М. Горького «На дне») 7. Способен ли Печорин любить? 8. Базаров-герой своего времени. 9. В трагедии Раскольникова виноват сам герой. Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так ка к обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса. Андрей Валентинович Жвалевский Евгения Борисовна Пастернак
«Время всегда хорошее»
Время всегда хорошее: Время; Москва; 2009
Аннотация Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где лучше? И что такое «лучше»? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? И самое главное – правда ли, что «время тогда было другое»? А может быть, время всегда хорошее, и вообще, все зависит только от тебя…
Синичка, 10 апреля 2018 года, день
День в школе не задался с самого начала. Математичка совсем озверела, урок начала с того, что собрала у всех комики. То есть контрольную я писала вообще как без рук, ни тебе с кем поговорить, ни тебе шпор, ни тебе калькулятора. Просто как в доисторические времена! Главное, у многих же есть вторые комики, но как-то не догадались взять их с собой. Да, а потом она вообще учудила, взяла и раздала нам бумажки – это, говорит, контрольная, решайте. Класс аж обалдел. Как, говорит, ее решать? А она улыбается так ехидно и говорит: ручкой пишите по бумажке. И подробное решение каждой задачи. Жуть! Я уже, наверное, полгода ручку вообще в руках не держала. Могу себе представить что я там нарешала и как это все понаписала. Короче, балла на три, наверное, из десяти… Так что по сравнению с этой контрольной все остальное было просто семечки. Зато весь день форум гудел. Мы ж даже не можем задания в сетку выложить, никто не сообразил стащить листик, чтоб его отсканить, а наизусть тоже не запомнишь, и в голову не пришло записать. Мы потом на всех уроках уже из сети не выходили, так и трындели по комикам. На кого не посмотришь, у всех комики под партами и только пальцы мелькают – набираются сообщения. А на форуме было одновременно почти двести человек, это вся параллель пятых классов, и еще любопытные из других повлезали. На переменках только и успевали тему пролистать, да на вопросы ответить. Из кабинета в кабинет перейдешь, на парту плюхнешься и сразу в комик, читать, что там новенького случилось. Прикольно так, в класс заходишь – тишина. И все сидят что-то набирают, набирают… Удобнее, конечно, голосовым набором пользоваться, но не в классе же! Потому что тогда сразу все узнают твой ник. А этого ну никак допустить нельзя. Ник – это наисекретнейшая информация. Я знала пару ников. Красавица – это Нинка, Муреха – это Лиза. И еще догадывалась про несколько человек, но не знала наверняка. Ну и то, что я Синичка – это тоже знали буквально трое. Синичка – потому что фамилия у меня Воробьева. Но если б написала Воробей, все б сразу догадались, u1095 что я – это я, написала Синичка. И аватарку нашла такую прикольную – сидит синичка и трющит сало из кормушки.
Однажды была у нас история, девчонку из седьмого класса рассекретили. Кто- то из подружек взял и написал в сети, что Фиалка – это Кирова из седьмого «А». Ужас… Так ей и пришлось потом в другую школу уйти. Потому что ж ты можешь написать, если все знают, что это ты! Даже пофлиртовать невозможно, это как взять и кому-то в открытую в любви признаться! Бррр… И мой ник только самые-самые проверенные знают. Мы с ними дружим. Даже один раз вместе в кафе ходили, когда у меня день рождения был. Я про них все- все знаю. И аську, и мейл. Короче, эти точно не сдадут! Так вот, про день, который не задался. Последний урок у нас – классный час. Приходит наша училка и говорит таким сердитым голосом: – А ну-ка убрали все телефоны. Мы аж подпрыгнули. Кто-то даже вслух сказал: – Вы че, сговорились все, что ли! А училка, наша классная, Елена Васильевна как гавкнет: – Телефоны на стол! И слушайте внимательно, сейчас, можно сказать, ваша судьба решается. Мы совсем затихли. А она по рядам прошла и комики поотключала. Ну вообще конец света… А потом вышла перед классом и прочитала трагическим голосом: – «Постановление Министерства образования от 3 апреля 2018 года»… Я коротенько перескажу, своими словами. В связи с излишней компьютеризированностью школьников и для проверки их знаний учредить в конце каждого учебного года экзамены. Оценка выставляется по десятибалльной системе и выносится в аттестат зрелости. Это чтоб, мол, мы все года хорошо учились, а не только последний класс. Да, но самый-то ужас не в этом, а в том, что экзамены эти будут проходить не в виде тестов, а устно. – Чего? – спросил кто-то из мальчишек. Я даже оглянулась, но не поняла, кто спросил, я их вообще плохо различаю. – Экзамена три, – продолжала Елена Васильевна, – русский язык и литература – устно, математика – письменно, но не на компьютере, а на бумаге, и история – тоже устно. Делается это для того, чтоб вы, современные школьники, научились u1093 хоть немного владеть устной речью и писать ручкой по бумаге. Экзамены через три недели. Класс завис. Так и разошлись в полном ужасе. Я даже до самого дома комик не включила…
Синичка, 11 апреля 2018 года
Следующий день прошел в кошмаре. На форуме творилась что-то невообразимое, сканировались и скачивались разные экзаменационные билеты чуть ли не двадцатилетней давности, ответы к ним, а толку? Вызывает меня историк. – Воробьева, к доске! – Куда?
– К доске. А ты что думала? А на экзамене как ты отвечать будешь? Я встала и пошла к доске. Жуть как мне было страшно. – Телефон положи!
– Что?

Только

тут

я

обратила

внимание,

что

сжимаю

в

руке

комик,

как

спасательный круг.

– Положи, положи, – сказал историк. – Он тебе не понадобится.

Я оставила комик на парте и поняла, что чувствую себя раздетой. Стою

одна, на меня смотрит класс. Кто эти люди? Что я о них знаю?

– Ну, давай, тяни билет, – говорит историк.
– Что? – у меня от ужаса во рту пересохло. Смотрю, а у него на столе бумажки какие-то разложены. Я вытянула первую попавшуюся, прочитала вопросы. – Ну, рассказывай. И тут я поняла, что никогда в жизни не сдам этот экзамен. Я помню параграф учебника, я помню вопросы в конце, я помню, мы на компах самостоялку делали, и помню, что в первом вопросе правильный ответ первый, а третий вопрос самый сложный, и там правильного ответа нет, нужно было поставить галочку в клеточке «нет верного ответа». Но я вообще не помню о чем там речь! Что-то про греков, что-то про Геракла… Он был крутой. Всё. Я беспомощно смотрела на учителя. Учитель выжидающе смотрел на меня. В классе стояла тишина. Такая, как в наушниках, когда ничего не играет. Мертвая, ватная тишина. Я попятилась к доске, мне очень захотелось сейчас сказаться больной. Упасть в обморок, забиться в судорогах… Но я отстояла молча еще пару минут. Историк сжалился: – Ладно, давай сделаем так. Ты сейчас возьмешь учебник и прочитаешь пункт параграфа. А потом перескажешь, хорошо? Я кивнула и на несгибающихся ногах потащилась за учебником. Прочитала. В голове не отложилось ничего, я все время думала о том, что мне сейчас придется опять идти к доске и стоять перед лицом всего класса. Хотелось плакать. Историк еще раз сжалился и попросил меня просто прочитать параграф вслух. Прочла хриплым шепотом, все время сбиваясь. Бедный историк аж вспотел, пока я дочитала, а я совсем из сил выбилась. Я замолчала, в классе повисла тишина, историк прокашлялся и сказал: – Так, все еще хуже, чем я думал. Но экзамен вам сдавать все равно придется. На положительную оценку вам нужно сказать буквально десять связных предложений. Неужели это так сложно? Класс молчал.
– Ну вы же общаетесь между собой как-то! Разговариваете…

И тут раздался робкий голос с задней парты:


– Мы не разговариваем, мы пишем
. Все обернулись назад. Голос подал мелкий пацанчик, кажется, его зовут Дима. Он такой тихий, что его и не замечал никто до этой реплики. – Пишете? – переспросил историк. – Ну так представь себе, что пишешь, и говори. Давай, попробуй! Расскажи нам про культуру Древней Греции. Дима встал и тихо начал: – У древних греков была хорошо развита культура… Они любили музыку… У них еще был Орфей… Он пел… Историк страдальчески закатил глаза. – Ну, это, конечно, лучше чем просто молчать, но почему такие паузы между предложениями? Дима насупился и прошептал: – Там смайлики… – Что? – обалдел историк. – Смайлики там. Вы ж сказали говорить как пишешь, вот я их и пропускаю… Историк схватился за голову. – Да… Все не плохо, все очень плохо! Так, запоминайте домашнее задание. Взять любой отрывок из учебника и внятно пересказать его родителям. Понятно? Ваши родители должны еще помнить, как это делается. И читать вслух. Пять страниц каждый вечер. Тут прозвенел звонок. – Всё, – сказал измученный историк. – Все свободны. Мы разошлись писать на форум эти неутешительные новости.


В раздел образования