Напоминание

"Театрализация в детском саду"


Автор: Омелина Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №196
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Театрализация в детском саду"
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по театрализованной деятельности в младшей

группе

«Путешествие в волшебный мир театра!»

Тип

проекта: практико-ориентированный

Продолжительность: долгосрочный

Возраст детей: младшая группа

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, муз. руководитель

Актуальность:

"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок". В. А.

Сухомлинский

Одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании

является театрализованная деятельность. Занятия по театрализации решают

множество задач, способствуя гармоничному развитию ребёнка.

Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского

творчества. Она близка и понятна ребенку, так как напоминает детскую игру. Игра —

наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций,

впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Ле-онтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.).

Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации дошкольникав

процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия

в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения

способов позитивного взаимодействия

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами (Л. С.

Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин). Сюжетно-ролевая

и театрализованные игры имеют общую структуру (замысел, сюжет, содержание,

игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила). Творчество проявляется в том, что

ребенок передает свои чувства в изображаемом действии, художественно интерпретирует

замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и

заместители в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой

состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а

в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой

игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой

продукт — поставленный спектакль, инсценировка (Н. Ф. Губанова).

Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или

заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный

характер. Роль требует подчинения сюжету, отражающему фиксированную автором

логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает

творчества (И. Г. Вечканова).

В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии,

в отличие от игры с правилами. Вместе с тем, театрализованная игра сохраняет все

структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль

(определяющий компонент, игровые действия, игровое употребление предметов,

реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большее

значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых

действий.

Особенность театрализованной игры — литературная или фольклорная основа

содержания и наличие зрителей (Л. В. Артёмова, Л. В. Ворошина, Л. С. Фурмина и др.).

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности

ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к

познанию нового.

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его

индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить

свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной и

содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью

творчества.

Цель проекта: последовательно знакомить детей с различными видами театра,

развивать инициативу, самостоятельность, связанную речь, воображение и фантазию,

творческие способности.

Задачи проекта:

Образовательные: знакомить с театральной терминологией и культурой, разновидностями

театрального искусства, правилами поведения в театре.

Развивающие: прививать навыки публичного выступления, активизировать и обогащать

словарный запас.

Воспитательные: повышать общую культуру детей, Воспитывать самостоятельность,

артистичность, умение общаться с ровесниками и взрослыми.

Практические: разыгрывание коротеньких этюдов, рисование эпизодов из сказок,

изготовление своими руками декораций, атрибутов, масок.

Для родителей:

-Привлечь родителей к изготовлению персонажей по сказкам, изготовлению костюмов;

-фоторепортаж «Выходной в театре!»

Ожидаемый результат:

-Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия

о театрализованной деятельности детей;

-Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства;

-Развитие эмоционального фона и речи дошкольников, пополнение театрального уголка.

- 1 этап-подготовительный, информационно-исследовательский:

-Создание совместно педагога с родителями и детьми разные виды театра;

-Чтение художественных произведений (сказки, рассказы);

-Пальчиковая гимнастика;

-Разработка сценария развлечения для детей.

Второй этап основной:

Театрализованную деятельность можно разбить на две группы: игры – драматизации

(дети сами становятся действующими лицами спектакля) и режиссерские игры (дети сами

создают сцену, управляя игрушечным героем.

Виды театров:

1.Настольный – это манипуляции с самыми обычными игрушками, при этом сценической

площадкой является стол. Воспитатель сам может придумать сюжет.

2. Конусный - является разновидностью настольного. Персонажи изготавливаются из

бумажных конусов.

3. Магнитный театр- волшебный театр. Персонажи не падают, легко передвигаются.

Можно изготовить множество персонажей.

4.Теневой- это замечательное развлечение для детей. Имея ширму и фигурки,

окрашенные в чёрный цвет, легко разыграть сюжет на освещенном экране.

5 .

Бибабо-театр «Петрушки». Главный герой

- простейшая кукла, состоящая из головы и

платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а

большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы.

Пальчиковый- это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и

используются для инсценировки сказок, историй. При игре важно работать разными пальцами,

парами пальцев, одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает

с развитием координацией движений, мозга.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими

преимуществами перед остальными его видами:

Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с

куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;

Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных

технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол,

марионеток и пр.

Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели

широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;

В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько

персонажей;

Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных

затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным

технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

Варежковый- основан на использовании ненужных детских варежек, к которым

пришиваются глазки, носик, волосы. Варежку можно склеить и из бумаги, а потом

украсить.



В раздел образования