Автор: Омелина Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №196
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Театрализация в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Проект по театрализованной деятельности в младшей
группе
«Путешествие в волшебный мир театра!»
Тип
проекта: практико-ориентированный
Продолжительность: долгосрочный
Возраст детей: младшая группа
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, муз. руководитель
Актуальность:
"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок". В. А.
Сухомлинский
Одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании
является театрализованная деятельность. Занятия по театрализации решают
множество задач, способствуя гармоничному развитию ребёнка.
Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, так как напоминает детскую игру. Игра —
наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций,
впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Ле-онтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.).
Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации дошкольникав
процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия
в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения
способов позитивного взаимодействия
Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами (Л. С.
Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин). Сюжетно-ролевая
и театрализованные игры имеют общую структуру (замысел, сюжет, содержание,
игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила). Творчество проявляется в том, что
ребенок передает свои чувства в изображаемом действии, художественно интерпретирует
замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и
заместители в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой
состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а
в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой
игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой
продукт — поставленный спектакль, инсценировка (Н. Ф. Губанова).
Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или
заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный
характер. Роль требует подчинения сюжету, отражающему фиксированную автором
логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает
творчества (И. Г. Вечканова).
В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии,
в отличие от игры с правилами. Вместе с тем, театрализованная игра сохраняет все
структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль
(определяющий компонент, игровые действия, игровое употребление предметов,
реальные отношения.
В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большее
значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых
действий.
Особенность театрализованной игры — литературная или фольклорная основа
содержания и наличие зрителей (Л. В. Артёмова, Л. В. Ворошина, Л. С. Фурмина и др.).
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности
ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к
познанию нового.
Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его
индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить
свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной и
содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью
творчества.
Цель проекта: последовательно знакомить детей с различными видами театра,
развивать инициативу, самостоятельность, связанную речь, воображение и фантазию,
творческие способности.
Задачи проекта:
Образовательные: знакомить с театральной терминологией и культурой, разновидностями
театрального искусства, правилами поведения в театре.
Развивающие: прививать навыки публичного выступления, активизировать и обогащать
словарный запас.
Воспитательные: повышать общую культуру детей, Воспитывать самостоятельность,
артистичность, умение общаться с ровесниками и взрослыми.
Практические: разыгрывание коротеньких этюдов, рисование эпизодов из сказок,
изготовление своими руками декораций, атрибутов, масок.
Для родителей:
-Привлечь родителей к изготовлению персонажей по сказкам, изготовлению костюмов;
-фоторепортаж «Выходной в театре!»
Ожидаемый результат:
-Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия
о театрализованной деятельности детей;
-Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства;
-Развитие эмоционального фона и речи дошкольников, пополнение театрального уголка.
- 1 этап-подготовительный, информационно-исследовательский:
-Создание совместно педагога с родителями и детьми разные виды театра;
-Чтение художественных произведений (сказки, рассказы);
-Пальчиковая гимнастика;
-Разработка сценария развлечения для детей.
Второй этап основной:
Театрализованную деятельность можно разбить на две группы: игры – драматизации
(дети сами становятся действующими лицами спектакля) и режиссерские игры (дети сами
создают сцену, управляя игрушечным героем.
Виды театров:
1.Настольный – это манипуляции с самыми обычными игрушками, при этом сценической
площадкой является стол. Воспитатель сам может придумать сюжет.
2. Конусный - является разновидностью настольного. Персонажи изготавливаются из
бумажных конусов.
3. Магнитный театр- волшебный театр. Персонажи не падают, легко передвигаются.
Можно изготовить множество персонажей.
4.Теневой- это замечательное развлечение для детей. Имея ширму и фигурки,
окрашенные в чёрный цвет, легко разыграть сюжет на освещенном экране.
5 .
Бибабо-театр «Петрушки». Главный герой
- простейшая кукла, состоящая из головы и
платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а
большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы.
Пальчиковый- это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и
используются для инсценировки сказок, историй. При игре важно работать разными пальцами,
парами пальцев, одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает
с развитием координацией движений, мозга.
Преимущества пальчикового театра
Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими
преимуществами перед остальными его видами:
Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с
куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;
Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных
технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол,
марионеток и пр.
Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели
широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;
В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько
персонажей;
Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных
затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным
технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.
Варежковый- основан на использовании ненужных детских варежек, к которым
пришиваются глазки, носик, волосы. Варежку можно склеить и из бумаги, а потом
украсить.