Напоминание

Плотность вещества


Автор: Пушкарева Дина Александровна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ "Тиксинская СОШ №2"
Населённый пункт: п. Тикси-3
Наименование материала: урок по физике
Тема: Плотность вещества
Раздел: среднее образование





Назад




Цель урока: повторить основные понятия темы плотность и познакомиться с новой

физической величиной силой.

Задачи урока:

Образовательная: формирование понятия сила, сила тяжести, закон всемирного

тяготения.

Развивающая: создать условия для развития у школьников речевых навыков,

содействовать развитию способностей к анализу и синтезу.

Воспитательная: продолжить формирование навыков индивидуальной работы за

компьютером при изучении нового материала.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (MS

PowerPoint).

Структура урока:

Актуализация знаний по теме плотность.

Изучение нового материала.

Закрепление материала.

Содержание урока

: Здравствуйте. Сегодня мы повторим основные понятия темы плотность, и после того, как

выполним индивидуальные задания получим ключевое слово оно и будет означать тему

нашего урока.

Часть ребят работает по индивидуальным карточкам с дифференцированными заданиями.

Обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течении 5 минут, а все остальные

ученики работают со слайдом №1

Вы видите на слайде таблицу, ваша задача составить физические термины в тетради из

букв в таблице связанные с темой плотность (4 минуты на выполнение).

Ответы обучающихся: плотность, масса, объем, килограмм, грамм, метр и другие.

Учитель: Каждое тело обладает массой (н-р, книга)?

Вопрос: Если я отпущу книгу то она?

Ответ обучающихся: Упадет

Вопрос: Почему?

Ответ обучающихся: Земля притягивает к себе.

Вывод: И так Земля обладает свойством притягивать различные тела.

Но есть множество тел обладающих таким же свойством.

Учитель: Просмотр 1 слайда урока № 7 "Сила. Сила тяжести" "Изменение направления

скорости под действием силы" (видео фрагмент) [ 1] .

Вопрос: Давайте проверим, правильно ли определили ребята, работающие по карточкам

имя этого свойства?

(открываем доску, читаем слово: СИЛА)

Вопрос: Сформулируйте тему нашего урока?

Ответ обучающихся: Сила

(Открываем тетради и записываем тему урока СИЛА)

Учитель: Сегодня мы работаем по плану: (откройте оглавление урока)

свойства сил

характеристики сил

равнодействующая сила

закон всемирного тяготения

сила тяжести.

Учитель: Вернитесь к 1 слайду урока, и читая его найдите определение силы.

Вопрос: Кто нашел определение, прочитайте его, пожалуйста, и запишите в тетрадь.

Вопрос: Какой буквой обозначается сила?

Ответ обучающихся: F - Сила (запись в тетрадь)

Учитель: Что означает стрелочка над буквой F

Ответ обучающихся: что сила - это векторная величина.

Учитель: Рассмотрим следующий слайд "Параметры, характеризующие силу"

Просмотрев этот отрывок, ответьте на вопрос: Какими же свойствами обладает сила?

(если нет ответа - смотрим отрывок 2-й раз, если путаются в ответе, то читают текст

слайда и дают ответ).

Учитель: Записываем в тетради: (вид доски)

Свойства силы:

1.

Имеет точку приложения

2.

Имеет направление

3.

Имеет модуль, т.е. числовое значение

Учитель читает басню И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"

Когда в товарищах согласия нет,

на лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Учитель: Из какой басни эти строки?

Ответы обучающихся: басни И.А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак"

(Обучающиеся открывают через содержание урока пункт № 6, "Равнодействующая сила" и

увеличивают изображение иллюстрирующее данную басню.)

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Учитель: Ребята, как вы думаете почему воз так и остался на месте?

Ответы обучающихся: потому что они тянут в разные стороны, с разной силой.

Учитель: Как правило, к одному и тому же телу, бывает приложено не одна, а несколько

сил.

Результат действия этих сил называется РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ.

И вывод записываются в тетрадь:

Если силы направлены в одну сторону, то результирующая сила находится

Если силы направлены в разные сторону, то результирующая сила находится

Учитель: А вы можете привести примеры проявления действия сил, н-р, в космосе или за

пределами земли. (учащиеся приводят примеры)

Учитель: Открываем слайд № 8 "Закон всемирного тяготения", через содержание урока и

посмотрим демонстрации.

Вопрос: Почему камень падает на землю?

Вопрос: Почему снаряд изменяет свою траекторию?

Вопрос: А почему земля вращается вокруг солнца?

Ответ обучающихся: Земля притягивает, солнце притягивает.

Учитель: Оказывается, мы не первыми пытаемся ответить на вопрос: "Почему Луна

движется вокруг Земли?"

Доклад обучающегося: Исаак Ньютон был первым, кто сначала догадался, а потом и

строго доказал, что причина, вызывающая падение камня на землю, движение Луны

вокруг Земли и планет вокруг Солнца одна и та же. Это сила тяготения, действующая

между любыми телами Вселенной. Этот закон он сформулировал в 1665-1666 годах. Он

первым применил законы математики к решению физической задачи и изложил

результаты в книге "Математические начала натуральной философии". Выражение для

закона всемирного тяготения было получено исходя из законов Кеплера и законов

механики.

, где G - гравитационная постоянная, m - массы тел, r- расстояние между

телами.

Сила прямо пропорциональна произведению масс тел и обратно пропорциональна

квадрату расстояния между ними.

Формулировка закона всемирного тяготения: "Все тела вселенной притягиваются друг к

другу".

А падение яблока на голову Ньютона - это всего лишь красивое предание.

Учитель: Мы выяснили, от чего и как зависит сила тяготения. Рассмотрим, где еще

проявляется данный закон.

(Ученик читает стихотворение А. Усачева "Остров бегемотов"

Видел я чудесный остров

Посреди пустынных вод:

Сорок тысяч бегемотов

На песках его живет.

И приливы в океане

Возникают оттого,

Что сигают бегемоты

Прямо с берега в него.

И напрасно утверждают

Все ученые страны,

Что приливы возникают

Под влиянием Луны:

"Мол, причем тут бегемоты?

Есть научные работы

И различные расчеты:"

Все их точные расчеты

Лишь доказывают мне,

Что купаться бегемоты

Обожают при Луне.

Учитель: Ребята, о каком явлении природы идет речь в стихотворении?

Ответ обучающихся: О приливах и отливах.

Учитель: Как его объяснить?

Ответ обучающихся: Притяжением Луной водной оболочки Земли.

Учитель: А как вы думаете сила тяготения проявляется на планете Земля?

Ответ обучающихся: Да.

Учитель: Сила с которой Земля притягивает к себе тела называется сила тяжести. (запись

в тетрадь)

Так как одно из свойств силы это точка приложения, то для силы тяжести она является

центром тела. (Прочитайте текст слайда 9 "Сила тяжести", запишите формулу

, где

g ускорение свободного падения g = 9,8 Н/м)

Учитель: Каждый из нас знает свою массу, следовательно, мы можем просчитать силу

тяжести, которую мы оказываем на Землю. (Обучающиеся находят силу тяжести)

Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашей работы на уроке, что вы узнали:

Ответы: что такое сила, ее характеристики, единица измерения, научились работать с

формулой для вычисления силы тяжести, закон всемирного тяготения.

Учитель: А в заключение урока проверим, как вы усвоили этот материал, выполним

тест.<Приложение5>, слайды № 2-6.

(После выполнения теста, обучающиеся в парах проверяют правильность выполнения

данного задания, учитель поясняет каким должен быть правильные ответ, если

допущена ошибка, выставляет оценки за урок, задает домашнее задание).

Учитель: Д/З Прочитать 24-23 параграфы ответить на вопросы.

Дополнительно: Составить задачу по данной теме в творческой форме.

Литература:

1.

Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 7 класс.

2.

Газета приложение к 1 сентября физика в школе № 20 .2007 г.автор О.И. Лебедева

стр.7 - 8

3.

Перышкин А.В. "Физика 7 кл.": учебник для общеобразовательных учреждений. -

М.: Дрофа, 2006. - 196 с.



В раздел образования