Автор: Емельянова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Ленинская СОШ №3"
Населённый пункт: город Ленинск Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование орфографической зоркости младших школьников.
Раздел: начальное образование
Формирование орфографической зоркости младших школьников.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников и родителей, которых
не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на
уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои
вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе
выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь
претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в
науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное
сотрудничество учителя и родителей.
Работа учителя немыслима без праздников, которые он готовит вместе с детьми
и родителями для своих учеников. Дети играют в такие игры как, «Морской
бой», «Казаки-разбойники».
А почему бы не сделать совместный праздник русского языка для родителей и
детей? Пусть они поиграют в «орфографию»!
Мы решили провести «орфографический бой» с «условными противниками».
Для
этого
необходимо
было
сформировать
«войска»,
участниками
которых
стали бы родители из двух разных параллелей.
Итак, какие же испытания они должны были пойти «войска»?
1.»Оборона».
Вариант проведения: по очереди «командиры войск» выбирают карточки, на
которых записаны анаграммы, мегаграммы, логогрифы. Нужно определить вид
задания и разъяснить правильность своего ответа.
Задания: Анаграммы (анаграммы – это слова, получающиеся из других слов
при обратном чтении или перестановке слогов и букв.)
Я украшаю луг, поляну,
Цветок для всех знакомый я,
А буквы переставь, я стану
Презлое насекомое
(ромашка-мошка)
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты мною свалишь.
(липа-пила)
Метаграммы (метаграмма – это загадка,
в которой из загаданного слова
путём замены одной буквы другой получается новое слово.)
Чтобы отгадать, имей терпенье,
С Л часть лица, а с Б растение.
(лоб-боб)
С глухим- траву она срезает,
Со звонким – и листочки объедает.
(коса-коза)
Логогрифы (логогрифами называют слова-загадки, меняющие своё значение
при отнимании или прибавлении букв).
И по реке, и по пруду,
Плыву я в тихую погоду.
Но вставь лишь И – я поведу
Стальную птицу к небосводу.
(плот-пилот)
Известное я блюдо.
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(уха-муха)
2. «Разведка».
Вариант проведения: от каждого «войска» один из «бойцов» в течение двух
минут
должен
посмотреть
уже
записанное
предложение,
найти
в
нём
наибольшее количество орфограмм, соответственно выделить и пронумеровать.
После выполнения задания «разведчики» меняются местами и выискивают
сведения у «противника». Для этого они записывают количество правильно
найденных орфограмм, лишние и пропущенные орфограммы. Все остальные
«бойцы»
в
это
время
коллективно
выписывают
из
текста
только
номера
встречающихся
орфограмм.
Все
сведения
подаются
в
« с т а в ку
главнокомандующего» (жюри).
Задание:
2 1 19 10 7 1 10 35 23
Ветер осенний в лесах поднимается,
2 10 7 5 5
Шумно по чащам идет.
19 9 25 1 2
Мертвые листья срывает и весело
7 19 17 1
В бешеной пляске несет.
(И. Бунин)
3. "Донесение»
Вариант
проведения:
нужно
восстановить
текст,
в
котором
нет
ни
одной
гласной,
прочитать
его,
как
того
требует
тест.
Этот
текст
является
скороговоркой, поэтому его надо прочитать быстро.
Задание:
В с б б р д б р д л с в х б б р т
(Все бобры добры для своих бобрят)
К п л б б с б с М р с.
(Купила бабуся бусы Марусе)
4. «Артобстрел»
Вариант
проведения:
всем
«войскам»
одновременно
задается
вопрос,
и
те,
которые нашли решение, раньше поднимают сигнальную карточку.
Задания:
- Сколько букв в алфавите? (33)
- Сколько гласных звуков (6)
- Кто дал звукам имя – фонемы? (Бодуэн де Куртене)
- На какой вопрос невозможно ответить да? (Ты спишь?)
- Какие местоимения мешают автотранспорту? (Я, МЫ)
- В каком глаголе слово нет слышится 100 раз? (Стонет)
- Какое слово состоит из трех одинаковых букв? (Три-0)
- В каком слове 7 гласных (Семья)
- Какая десятая буква в алфавите (И)
- Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой?
(Имя)
5.»Атака»
Вариант проведения: одно из «войск» называет слово, содержащее одну или
несколько
орфограмм.
«Противники»
мгновенно
выискивают
в
этом
слове
орфограмму, которую смогли определить и придумывают свое же слово на эту
же орфограмму. Тперь они имеют право задать то слово, которое придумали с
этой орфограммо и ждать, когда «неприятель» сможет отыскать орфограмму и
назвать для них новое слово. Время «атаки» ограничено.
Пример:
Первое «войско»: «Слово сердце»
Второе «войско»:
«Это четвертая орфограмма», непроизносимая согласная,
например, слово солнце. Ответное слово подснежник».
Первое «войско»: «Это третья орфограмма, правописание согласных в корне
слова,
например,
шубка.
(Для
слова
подснежник
правильно
было
бы
нахождение орфограммы 10, правописание приставок.)
«Сражение» закончено. «Условные противники» с достоинством выдержали
все испытания. В знак мира и дружбы обеим командам вручены награды.