Напоминание

Формирование орфографической зоркости младших школьников.


Автор: Емельянова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Ленинская СОШ №3"
Населённый пункт: город Ленинск Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование орфографической зоркости младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование орфографической зоркости младших школьников.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников и родителей, которых

не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на

уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои

вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе

выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь

претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в

науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное

сотрудничество учителя и родителей.

Работа учителя немыслима без праздников, которые он готовит вместе с детьми

и родителями для своих учеников. Дети играют в такие игры как, «Морской

бой», «Казаки-разбойники».

А почему бы не сделать совместный праздник русского языка для родителей и

детей? Пусть они поиграют в «орфографию»!

Мы решили провести «орфографический бой» с «условными противниками».

Для

этого

необходимо

было

сформировать

«войска»,

участниками

которых

стали бы родители из двух разных параллелей.

Итак, какие же испытания они должны были пойти «войска»?

1.»Оборона».

Вариант проведения: по очереди «командиры войск» выбирают карточки, на

которых записаны анаграммы, мегаграммы, логогрифы. Нужно определить вид

задания и разъяснить правильность своего ответа.

Задания: Анаграммы (анаграммы – это слова, получающиеся из других слов

при обратном чтении или перестановке слогов и букв.)

Я украшаю луг, поляну,

Цветок для всех знакомый я,

А буквы переставь, я стану

Презлое насекомое

(ромашка-мошка)

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои,

И целый лес ты мною свалишь.

(липа-пила)

Метаграммы (метаграмма – это загадка,

в которой из загаданного слова

путём замены одной буквы другой получается новое слово.)

Чтобы отгадать, имей терпенье,

С Л часть лица, а с Б растение.

(лоб-боб)

С глухим- траву она срезает,

Со звонким – и листочки объедает.

(коса-коза)

Логогрифы (логогрифами называют слова-загадки, меняющие своё значение

при отнимании или прибавлении букв).

И по реке, и по пруду,

Плыву я в тихую погоду.

Но вставь лишь И – я поведу

Стальную птицу к небосводу.

(плот-пилот)

Известное я блюдо.

Когда ж прибавишь М,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(уха-муха)

2. «Разведка».

Вариант проведения: от каждого «войска» один из «бойцов» в течение двух

минут

должен

посмотреть

уже

записанное

предложение,

найти

в

нём

наибольшее количество орфограмм, соответственно выделить и пронумеровать.

После выполнения задания «разведчики» меняются местами и выискивают

сведения у «противника». Для этого они записывают количество правильно

найденных орфограмм, лишние и пропущенные орфограммы. Все остальные

«бойцы»

в

это

время

коллективно

выписывают

из

текста

только

номера

встречающихся

орфограмм.

Все

сведения

подаются

в

« с т а в ку

главнокомандующего» (жюри).

Задание:

2 1 19 10 7 1 10 35 23

Ветер осенний в лесах поднимается,

2 10 7 5 5

Шумно по чащам идет.

19 9 25 1 2

Мертвые листья срывает и весело

7 19 17 1

В бешеной пляске несет.

(И. Бунин)

3. "Донесение»

Вариант

проведения:

нужно

восстановить

текст,

в

котором

нет

ни

одной

гласной,

прочитать

его,

как

того

требует

тест.

Этот

текст

является

скороговоркой, поэтому его надо прочитать быстро.

Задание:

В с б б р д б р д л с в х б б р т

(Все бобры добры для своих бобрят)

К п л б б с б с М р с.

(Купила бабуся бусы Марусе)

4. «Артобстрел»

Вариант

проведения:

всем

«войскам»

одновременно

задается

вопрос,

и

те,

которые нашли решение, раньше поднимают сигнальную карточку.

Задания:

- Сколько букв в алфавите? (33)

- Сколько гласных звуков (6)

- Кто дал звукам имя – фонемы? (Бодуэн де Куртене)

- На какой вопрос невозможно ответить да? (Ты спишь?)

- Какие местоимения мешают автотранспорту? (Я, МЫ)

- В каком глаголе слово нет слышится 100 раз? (Стонет)

- Какое слово состоит из трех одинаковых букв? (Три-0)

- В каком слове 7 гласных (Семья)

- Какая десятая буква в алфавите (И)

- Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой?

(Имя)

5.»Атака»

Вариант проведения: одно из «войск» называет слово, содержащее одну или

несколько

орфограмм.

«Противники»

мгновенно

выискивают

в

этом

слове

орфограмму, которую смогли определить и придумывают свое же слово на эту

же орфограмму. Тперь они имеют право задать то слово, которое придумали с

этой орфограммо и ждать, когда «неприятель» сможет отыскать орфограмму и

назвать для них новое слово. Время «атаки» ограничено.

Пример:

Первое «войско»: «Слово сердце»

Второе «войско»:

«Это четвертая орфограмма», непроизносимая согласная,

например, слово солнце. Ответное слово подснежник».

Первое «войско»: «Это третья орфограмма, правописание согласных в корне

слова,

например,

шубка.

(Для

слова

подснежник

правильно

было

бы

нахождение орфограммы 10, правописание приставок.)

«Сражение» закончено. «Условные противники» с достоинством выдержали

все испытания. В знак мира и дружбы обеим командам вручены награды.



В раздел образования