Автор: Корешкова Ольга Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Кипенская школа"
Населённый пункт: деревня Кипень Ленинградская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Решение задач с помощью квадратных уравнений
Раздел: среднее образование
Урок по теме «Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений»
.
Цель урока: Обобщить умения решать комбинированные задачи с использованием
алгоритмов решения квадратных уравнений .
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
1)
Знать алгоритм для решения задачи с помощью квадратного уравнения;
2)
Научиться сопоставлять уравнение с соответствующим текстом задачи;
3)
Уметь составить модель задачи, зная уравнение;
4)
При общении в группах или парах, понимать ответственность за свое
обучение и своих одноклассников.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение
слушать
одноклассников,
владеть
навыками
совместной
деятельности,
распределять работу
в группе,
формировать коммуникативную компетенцию
учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение
обрабатывать
информацию,
умение
работать
по
алгоритму,
выбирать
способы решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.
Ожидаемый результат:
Самостоятельное составление квадратного уравнения, используя опорную
схему для решения текстовой задачи;
Развитие ответственности учащихся за свою деятельность на уроке,
Умение самостоятельно думать;
Умение проводить сравнительный анализ.
Тип
урока: урок
повторения
с
использованием
группового
метода
обучения
и
работой в парах.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, листы
с самостоятельной работой (2 варианта), лист оценки знаний.
Технологическая карта урока математики в 8 классе по теме «Решение задач с помощью квадратных уравнений»
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный
момент
Создать благоприятный
психологический настрой
на работу
Приветствие, проверка
подготовленности к учебному занятию,
организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм
урока.
История решения задач с
помощью уравнений.
Доклад (1-6 слайды)
Личностные:
самоопределение.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2. Актуализация
Актуализация опорных
знаний и способов
действий.
Работа в группах
3 группы повторяют алгоритмы
решения квадратных уравнений
1 вопрос: назовите этапы решения
квадратного уравнения
2 вопрос: Назовите виды квадратных
уравнений и способы их решения
3 вопрос: Назовите этапы решения задач
с помощью квадратных уравнений
Учащиеся передвигаются и
повторяют известные им
алгоритмы. Повторяют
вместе с разными людьми, и
поэтому идет объективное
повторение материала.
Кроме того они сами говорят
и слушают одноклассника.
Коммуникативные:
развитие
устной научной речи, умение
слушать и говорить.
Познавательные: анализ и
разделение алгоритма на
этапы
3.Целеполагание и
мотивация
Обеспечение мотивации
учения детьми, принятие
ими целей урока.
Самостоятельная работа в группах
Выберите для задачи, не решая ее до
конца, верное уравнение:
Работа по карточкам:
1. Площадь прямоугольника 2100 см
2
.
Найдите стороны прямоугольника, если
одна из них на 40см меньше другой.
А) Х + (Х – 40) = 2100
В) Х + (Х + 40) = 2100
С) Х(Х + 40) = 2100
D) Х/(Х + 40) = 2100
2. Моторная лодка прошла 6 км по
течению реки и 4 км против течения,
Учащиеся, работая в
группах, заполняют
вспомогательные таблицы
необходимые для
составления уравнения. На
основе таблицы составляют
уравнение и выбирают
правильное
Учащиеся, работая в
группах, должны решить
задачу, при этом оценить
себя по критериям успеха.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка
вопросов.
Познавательные:
самостоятельное выделение-
формулирование цели урока.
затратив на весь путь 1 час. Найдите
скорость моторной лодки, если скорость
течения реки 2 км/ч. (ответ 10 км/ч)
А)
В)
С)
D)
3. Бригада должна была изготовить к
определенному сроку 40 деталей.
Изготовляя ежедневно на 1 деталь
больше, она затратила на работу на 2 дня
меньше, чем предполагалось по плану.
Сколько деталей в день изготовляла
бригада? (5 деталей)
А)
В)
С)
D)
Ответить на вопрос:
Какую задачу, каким способом легче
решить? Где будет более рациональное
решение?
Какая цель нашего урока сегодня?
4. Закрепление
Выявление пробелов
изученного материала,
коррекция выявленных
пробелов, обеспечение
закрепления в памяти
детей знаний и способов
действий, которые им
необходимы для
самостоятельной работы
по изученному
материалу.
Задание №2
Решите задачу, составив уравнение:
Катер отправился в путь в 15 часов,
прошел 7км против течения реки и
сделал остановку на 2 часа. После этого
он прошел еще 27 км по течению реки и
прибыл в пункт назначения в 19 часов.
Найти собственную скорость катера,
если скорость течения реки 2 км/час.
Проверка решения вместе с учителем
(слайд 8)
Перед решением
повторяется при анализе
задачи табличная форма
записи условия задачи
(слайд 7)
Учащиеся работают в
тетради индивидуально.
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция.
Познавательные: умение
структуризировать знания,
выбор наиболее эффективных
способов решения задач,
рефлексия способов и условий
действия.
5. Организация
контроля
Выявление качества и
уровня усвоения знаний и
способов действий, а
также выявление
недостатков в знаниях и
способах действий,
установление причин
выявленных недостатков.
В парах повторить Теорему Пифагора,
вспомнить в каких геометрических
задачах она применяется. Выполнить
задание:
Составьте геометрическую задачу по
данному квадратному уравнению и
решите её:
1)
Х
2
+ (Х + 7)
2
= 17
2
2)
Х
2
+ (Х – 2)
2
= 100
Необходимо рационально распределить
задания друг с другом, чтобы успеть
выполнить работу.
15 минут на выполнение работы.
После окончания выполнения учащиеся
меняются работами с соседней партой и
осуществляют проверку работы
одноклассников.
Оценивается выполнение работы и как
оценивается работа одноклассников.
Творческое задание
Взаимоконтроль работы
Регулятивные: контроль,
коррекция, самоконтроль и
оценка одноклассника.
Личностные:
самоопределение, развитие
доверия к своему партнеру
Коммуникативные: управление
поведением партнера,
контроль, коррекция, оценка
действий партнера.
6. Подведение итогов
урока.
Дать качественную
оценку работы класса и
отдельных учащихся
-Чему сегодня научились на уроке?
- Что понравилось на уроке?
--Оценить отдельных учащихся
Правильно выбирать способ
решения задачи с помощью
квадратных уравнений.
Регулятивные: оценка-
осознание уровня и качества
усвоения; контроль
7. Информация о
домашнем задании
Обеспечение понимания
детьми цели, содержания
и способов выполнения
домашнего задания.
Работа по сборникам задач для
подготовки к экзаменам.
8. Рефлексия
Инициировать рефлексию
Перед уходом с урока на интерактивной
Коммуникативные: умение с
детей по поводу
психоэмоционального
состояния, мотивации их
собственной
деятельности и
взаимодействия с
учителем и другими
детьми в классе.
доске каждый рисует смайлик
(рефлексия)
Если все было на уроке понятно, то
улыбающийся, если остались непонятые
вопросы, то нет.
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли и эмоции;
Познавательные: рефлексия.