Автор: Мендыгалиева Гульнара Телагисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Буранчинская ООШ"
Населённый пункт: с Буранчи Беляевского района Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности школьников"
Раздел: начальное образование
Мендыгалиева Гульнара Телагисовна , учитель начальных классов,
МБОУ «Буранчинская ООШ»
Доклад на тему:
«Использование ИКТ
как один из способов активизации
познавательной деятельности
школьников»
1
Мендыгалиева Гульнара Телагисовна , учитель начальных классов,
МБОУ «Буранчинская ООШ»
«Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной
деятельности школьников»
Отличительной особенностью нового Федерального государственного об-
разовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий
главной целью развитие личности учащихся.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учеб-
ные действия (УУД).
Важным элементом УУД обучающихся на ступени начального общего об-
разования обеспечивающим его результативность является ориентировка
младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях
(ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ - компе-
тентность).
Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том,
чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.
Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма
ценным достоянием. В своей работе мы активно использую информацион-
ные технологии, внедряя их в образовательный процесс, и сейчас накоплен
определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. Практика
использования информационных технологий показывает, что при условии ди-
дактически продуманного применения ИКТ в рамках урока появляются не-
ограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учеб-
ного процесса. Использование компьютеров в образовании приводит к тому,
что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а
на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих
способностей. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический
принцип—принцип наглядности. Объекты, представленные посредством
ИКТ более информативные, красочные. Использование ИКТ позволяет заин-
тересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того,
ИКТ- технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ори-
ентированным на исследовательскую активность, так как, их использование
повышает возможность применения проектного метода обучения.
Применение информационных технологий на уроках необходимо и моти-
вировано это тем, что они
·
позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную
работу на уроке;
·
способствуют совершенствованию практических умений и навыков
учащихся;
·
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
·
повышают интерес к урокам;
·
активизируют познавательную деятельность учащихся;
2
Мендыгалиева Гульнара Телагисовна , учитель начальных классов,
МБОУ «Буранчинская ООШ»
·
развивают творческий потенциал учащихся;
·
осовременивают урок.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при
подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.
Компьютер использую на всех этапах обучения
При этом для ребенка он выполняет различные функции:
учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллек-
тива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник
учебной информации.
Основные направления использования компьютерных технологий на
уроках:
Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные
схемы, таблицы, понятия)
Тренажёр
Контроль знаний, умений и навыков учащихся
На своих уроках использую эти направления. Например, визуализацию ин-
формации я применяю при подготовке и проведении уроков литературы, что-
бы задействовать не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Компью-
тер позволяет также использовать на уроках интерактивный демонстраци-
онный материал.
Компьютер может выступать в роли тренажёра, а также с помощью его-
можно осуществлять контроль умений и навыков учащихся.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью
компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при тра-
диционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ
организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современ-
ной системе обработке информации.
Использование презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе
много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это
и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличи-
вается познавательная мотивация, овладение сложным материалом происхо-
дит гораздо легче.
При разработке презентации учитываю, что она:
быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать
словами;
вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информа-
ции;
усиливает воздействие выступления.
Презентации к урокам Окружающего мира составляю вместе с детми, так
как не все дети имеют возможность работать с компьютером, реализуя так
3
Мендыгалиева Гульнара Телагисовна , учитель начальных классов,
МБОУ «Буранчинская ООШ»
свои проекты и замыслы, а учитель выступает здесь руководителем и коорди-
натором.
На уроках окружающего мира использую цифровые образовательные ресур-
сы и электронные пособия.
Можно оформить свои доклады, рефераты с помощью компьютера, сделать
рисунки, схемы, делать тесты, пособия по литературе, дидактический мате-
риал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компью-
тере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным (здесь
хочется отметить особый интерес детей к дистанционным олимпиадам таким
как «Русский с Пушкиным», «Математика Брикс», «Дино олимпиады»,
«Юный предприниматель», метапредметные олимпиады.)
Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важ-
ных результатов инновационной работы. Но нельзя забывать и про принцип
«Не навреди!», поэтому при разработке уроков с использованием ИКТ уделя-
ется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает
в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование
элементов здоровье сберегающих технологий.
Компьютерные технологии на уроках – наши главные помощники. Компью-
тер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвое-
ние материала. Мультимедийные пособия, интерактивные таблицы : элек-
тронное приложение к учебнику «Русский язык» В.П.Канакина, электронное
приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова, электронное
приложение к учебнику «Технология» Н.И.Роговцева,, электронное приложе-
ние к учебнику Моро,«Уроки Кирилла и Мефодия», и другие интернет-
ресурсы являются неотъемлемой частью проведения уроков в начальной
школе на современном уровне также электронные приложения к учебникам
УМК «Гармония». Мною используются много презентаций по разным темам
на уроки и для внеклассных занятий. Например, по теме «Парные согласные
на конце слов», «Словарные слова», «Оформление предложений», « Решение
задач», «Кто такие насекомые», «Фрукты и овощи», «Творчество Н.Н.Носо-
ва», «Зубы – зеркало здоровья», «Страна Светофория», «Ягодная полянка»,
«Толерантность» и многие другие. Использую готовые видео уроки с сайта
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные
технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-
настоящему развивающим и познавательным. Использование игровых воз-
можностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями) поз-
воляет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности. Игровые
программы способствуют формированию мотивации учения, стимулирует
инициативу и творческое мышление. Игра позволяет выйти за рамки опреде-
ленного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в
смежных областях.С помощью компьютера можно поставить перед ребенком
реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно зада-
ние - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – узнаешь имя ска-
зочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положи-
4
Мендыгалиева Гульнара Телагисовна , учитель начальных классов,
МБОУ «Буранчинская ООШ»
тельная мотивация усвоения знаний. Какой бы сложной и скучной не была
тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экра-
не представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творче-
ских способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои
результаты:
•Рост положительной мотивации на уроках
• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-вос-
питательного процесса.
Исследование эмоционального благополучия обучающихся на уроке было
проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей.
100 % учащихся положительно относятся к урокам. В результате применения
ИКТ в процессе обучения учащимися будут достигаются предметные ре-
зультаты. В плане обогащения методических средств и приемов при обуче-
нии в начальной школе основные свойства ИКТ:
1. охватят все этапы образовательного процесса: получение информации,
практические занятия, мониторинг учебных достижений;
2. обеспечат расширение возможностей самостоятельной учебной работы за
счет использования активно – деятельностных форм обучения.
В результате применения ИКТ в процессе обучения учащимися будут до-
стигнуты следующие метапредметные результаты:
-в области развития смыслового чтения и работы с информацией - умение
структурировать текст
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;
- умение использовать логические действия и операции, такие как сравне-
ние; анализ, синтез; обобщение.
Итак, применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать уча-
щихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, по-
вышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подхо-
дить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращает-
ся в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающе-
го обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются комму-
никативные компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс ре-
зультативен.
К. Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель
должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но
чтобы была достигнута
цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руково-
дить, но и увлечь детей, вести их за собой.
Недаром мудрость гласит:
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я могу запомнить.
Вовлеки меня - и это станет моим навсегда».
5