Напоминание

"Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности школьников"


Автор: Мендыгалиева Гульнара Телагисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Буранчинская ООШ"
Населённый пункт: с Буранчи Беляевского района Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Мендыгалиева Гульнара Телагисовна , учитель начальных классов,

МБОУ «Буранчинская ООШ»

Доклад на тему:

«Использование ИКТ

как один из способов активизации

познавательной деятельности

школьников»

1

Мендыгалиева Гульнара Телагисовна , учитель начальных классов,

МБОУ «Буранчинская ООШ»

«Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной

деятельности школьников»

Отличительной особенностью нового Федерального государственного об-

разовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий

главной целью развитие личности учащихся.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учеб-

ные действия (УУД).

Важным элементом УУД обучающихся на ступени начального общего об-

разования обеспечивающим его результативность является ориентировка

младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях

(ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ - компе-

тентность).

Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том,

чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.

Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма

ценным достоянием. В своей работе мы активно использую информацион-

ные технологии, внедряя их в образовательный процесс, и сейчас накоплен

определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. Практика

использования информационных технологий показывает, что при условии ди-

дактически продуманного применения ИКТ в рамках урока появляются не-

ограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учеб-

ного процесса. Использование компьютеров в образовании приводит к тому,

что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а

на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих

способностей. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический

принцип—принцип наглядности. Объекты, представленные посредством

ИКТ более информативные, красочные. Использование ИКТ позволяет заин-

тересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того,

ИКТ- технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ори-

ентированным на исследовательскую активность, так как, их использование

повышает возможность применения проектного метода обучения.

Применение информационных технологий на уроках необходимо и моти-

вировано это тем, что они

·

позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную

работу на уроке;

·

способствуют совершенствованию практических умений и навыков

учащихся;

·

позволяют индивидуализировать процесс обучения;

·

повышают интерес к урокам;

·

активизируют познавательную деятельность учащихся;

2

Мендыгалиева Гульнара Телагисовна , учитель начальных классов,

МБОУ «Буранчинская ООШ»

·

развивают творческий потенциал учащихся;

·

осовременивают урок.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при

подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.

Компьютер использую на всех этапах обучения

При этом для ребенка он выполняет различные функции:

учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллек-

тива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник

учебной информации.

Основные направления использования компьютерных технологий на

уроках:

Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные

схемы, таблицы, понятия)

Тренажёр

Контроль знаний, умений и навыков учащихся

На своих уроках использую эти направления. Например, визуализацию ин-

формации я применяю при подготовке и проведении уроков литературы, что-

бы задействовать не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Компью-

тер позволяет также использовать на уроках интерактивный демонстраци-

онный материал.

Компьютер может выступать в роли тренажёра, а также с помощью его-

можно осуществлять контроль умений и навыков учащихся.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью

компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при тра-

диционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ

организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современ-

ной системе обработке информации.

Использование презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе

много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это

и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличи-

вается познавательная мотивация, овладение сложным материалом происхо-

дит гораздо легче.

При разработке презентации учитываю, что она:

быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать

словами;

вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информа-

ции;

усиливает воздействие выступления.

Презентации к урокам Окружающего мира составляю вместе с детми, так

как не все дети имеют возможность работать с компьютером, реализуя так

3

Мендыгалиева Гульнара Телагисовна , учитель начальных классов,

МБОУ «Буранчинская ООШ»

свои проекты и замыслы, а учитель выступает здесь руководителем и коорди-

натором.

На уроках окружающего мира использую цифровые образовательные ресур-

сы и электронные пособия.

Можно оформить свои доклады, рефераты с помощью компьютера, сделать

рисунки, схемы, делать тесты, пособия по литературе, дидактический мате-

риал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компью-

тере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным (здесь

хочется отметить особый интерес детей к дистанционным олимпиадам таким

как «Русский с Пушкиным», «Математика Брикс», «Дино олимпиады»,

«Юный предприниматель», метапредметные олимпиады.)

Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важ-

ных результатов инновационной работы. Но нельзя забывать и про принцип

«Не навреди!», поэтому при разработке уроков с использованием ИКТ уделя-

ется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает

в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование

элементов здоровье сберегающих технологий.

Компьютерные технологии на уроках – наши главные помощники. Компью-

тер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвое-

ние материала. Мультимедийные пособия, интерактивные таблицы : элек-

тронное приложение к учебнику «Русский язык» В.П.Канакина, электронное

приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова, электронное

приложение к учебнику «Технология» Н.И.Роговцева,, электронное приложе-

ние к учебнику Моро,«Уроки Кирилла и Мефодия», и другие интернет-

ресурсы являются неотъемлемой частью проведения уроков в начальной

школе на современном уровне также электронные приложения к учебникам

УМК «Гармония». Мною используются много презентаций по разным темам

на уроки и для внеклассных занятий. Например, по теме «Парные согласные

на конце слов», «Словарные слова», «Оформление предложений», « Решение

задач», «Кто такие насекомые», «Фрукты и овощи», «Творчество Н.Н.Носо-

ва», «Зубы – зеркало здоровья», «Страна Светофория», «Ягодная полянка»,

«Толерантность» и многие другие. Использую готовые видео уроки с сайта

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные

технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-

настоящему развивающим и познавательным. Использование игровых воз-

можностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями) поз-

воляет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности. Игровые

программы способствуют формированию мотивации учения, стимулирует

инициативу и творческое мышление. Игра позволяет выйти за рамки опреде-

ленного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в

смежных областях.С помощью компьютера можно поставить перед ребенком

реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно зада-

ние - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – узнаешь имя ска-

зочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положи-

4

Мендыгалиева Гульнара Телагисовна , учитель начальных классов,

МБОУ «Буранчинская ООШ»

тельная мотивация усвоения знаний. Какой бы сложной и скучной не была

тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экра-

не представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творче-

ских способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои

результаты:

•Рост положительной мотивации на уроках

• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-вос-

питательного процесса.

Исследование эмоционального благополучия обучающихся на уроке было

проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей.

100 % учащихся положительно относятся к урокам. В результате применения

ИКТ в процессе обучения учащимися будут достигаются предметные ре-

зультаты. В плане обогащения методических средств и приемов при обуче-

нии в начальной школе основные свойства ИКТ:

1. охватят все этапы образовательного процесса: получение информации,

практические занятия, мониторинг учебных достижений;

2. обеспечат расширение возможностей самостоятельной учебной работы за

счет использования активно – деятельностных форм обучения.

В результате применения ИКТ в процессе обучения учащимися будут до-

стигнуты следующие метапредметные результаты:

-в области развития смыслового чтения и работы с информацией - умение

структурировать текст

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;

- умение использовать логические действия и операции, такие как сравне-

ние; анализ, синтез; обобщение.

Итак, применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать уча-

щихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, по-

вышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подхо-

дить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращает-

ся в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающе-

го обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются комму-

никативные компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс ре-

зультативен.

К. Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель

должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но

чтобы была достигнута

цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руково-

дить, но и увлечь детей, вести их за собой.

Недаром мудрость гласит:

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я могу запомнить.

Вовлеки меня - и это станет моим навсегда».

5



В раздел образования