Напоминание

Формы и методы социального педагога в работе с детьми "группы риска"


Автор: Арчибасова Вера Валентиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ города Искитима Новосибирской области "Коррекционная школа №7"
Населённый пункт: город Искитим Новосибирской области
Наименование материала: выступление на методическом объединении учителей
Тема: Формы и методы социального педагога в работе с детьми "группы риска"
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление

на методическом объединении школы

на тему: «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы,

используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска».

социального педагога

Арчибасовой Веры Валентиновны

МКОУ города Искитима Новосибирской области «Коррекционная школа № 7»

«Группа риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей

жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны

общества. Основной причиной попадания ребенка в группу риска, являются сложные

жизненные обстоятельства:

- пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;

-устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных

элементов;

-убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

-жестокое обращение с детьми (побои);

побеги из дома, конфликты со сверстниками.

.

Работа с детьми «группы риска» включает в себя:

социально – педагогическую диагностику учащихся и их семей, постановка

«социального диагноза»;

выявление всех проблемных детей, начиная с первого класса, изучение положения

ребенка в семье;

изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение

его во внеурочную кружковую деятельность.

Учащиеся, входящие в «группу риска», отличаются агрессивным пов

дением, им присуща эмоциональная грубость, озлобленность против

сверстников. Проявление различных форм агрессивности показывает,

что преобладает физическая агрессия, затем косвенная и словесная. Н

благоприятное педагогическое воздействие вызывает у детей «группы

риска» деструктивное, асоциальное поведение: агрессивность, упрямст

во, лживость, склонность к воровству. Необходимо понимать, что их по

ступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки,

взрослых он не сможет справиться с трудностями.

В коррекционной работе по профилактике отклонений в поведении

с учащимися «группы риска» предпочтительна индивидуальная форма

работы, следующим этапом коррекционно – развивающей работы яв-

ляются групповые занятия и социальные уроки.

Для преодоления типичных отклонений в поведении учащихся «группы

риска» используются следующие способы:

Если ребенок часто лжет, необходимо быть твердым, справедливым

и последовательным, хвалить ребенка всякий раз, когда он говорит

правду. В индивидуальной работе по коррекции лживости применяются

тренинги: «Поступаем правильно», «Волшебный стул», ситуационные

игры: «А что сказали бы вы?», «Кто у нас хороший», беседы. Необходи-

мо следить, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему

морали - все фразы должны быть краткими и убедительными.

Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для детей и подростков своего рода

ритуалом. Сверстники бранятся - надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка

от этого почти невозможно, но нужно отучить его браниться в школе, общественных

местах. Необходимо научить переживать огорчения без гнева и ругани. Во время

индивидуальной работы надо дать понять ребенку, что бранные слова могут очень сильно

задеть человека и надолго оставить след в его жизни. Игры: «Доктор вежливых наук»,

«Приятное - неприятное», «Взаимоотношения», «Поссорились - помирились», социальные

уроки «Уважая себя – уважайте других», «Как мы разрешаем конфликты» - формируют

терпимое отношение к другим, учат навыкам управления собственными чувствами и

эмоциями, развивают умения распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные

ситуации.

Большинство детей хотя бы однажды, что – нибудь крадут, но, за исключением тех детей,

которые были приучены к воровству в раннем возрасте. На учете в «группе риска» состоят

четверо учащихся, один ребенок снят с учета. Во время бесед младшим детям легче

объяснить, что воровать – не нормально: «Я, понимаю, что тебе нравиться вещь, но она

принадлежит другому. Плохо брать чужие вещи, поставь себя на его место». Тренинг

«Ситуации»: «Однажды в магазине мне дали лишние деньги на сдачу «... Очень хотелось

купить себе на эти деньги…, но я представила себе, что у продавца могут быть

неприятности». … «Представь, что у тебя украли твою любимую вещь, что ты

ощущаешь».

С детьми более старшего возраста имеет смысл говорить более прямо: «Воровство и

трусость – всегда достойны презрения». Необходимо обязательно рассказать о

последствиях воровства во «взрослой жизни» и о возможных наказаниях, но не конкретно

для этого ребенка, а о существующих законах вообще. «Не знание законов – не

освобождает от наказания ». Главное не оставлять без внимания старание быть честным,

хвалить ребенка за любые правильные поступки.

Когда дети приближаются к 13 – летнему возрасту, наркотики, алкоголь, сигареты

становятся более доступными. Средства, применяемые для дыхания (клей, растворители),

вообще легко доступны. Около 30% учащихся в возрасте 12 – 13 лет знают кого – либо,

кто получает «удовольствие», от применения таких средств, т.е. рекламирует подобную

практику. Важно отслеживать формирование «групп риска». К ним принадлежат дети, на

кого снижено внимание родителей, кто прогуливает занятия, и отличаются устойчивой

неуспешностью. Кроме того, важно контролировать детей переживших серьезные

психологические потрясения и физическое насилие, депрессивных, озлобленных, детей с

заметно сниженной мотивацией к обучению.

Превентивная профилактика «социальных вредностей» способствует формированию у

младших школьников предпочтение здорового образа жизни, формирует установку на

сопротивление внешнему давлению, учит говорить «НЕТ!» Во время занятий, тренингов

учащиеся тренируются в уверенности в правильном выборе, уверенности в себе.

Необходимо репетировать с ними отказ, предлагая разные формы: «Ни за что! Почему ты

хочешь, чтобы я попал в беду?»; «Забудь об этом!!!»; «Это - не из моей жизни!».

Напоминать детям, чтобы они сразу уходили, прекращали разговор с предлагающими им

алкоголь, наркотики. Объяснить им, что на них просто зарабатывают, считают их

безвольными и глупыми.

Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей.

На школьном учете состоят: 14 семей социального риска, 22 опекаемые семьи.

Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется

профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме,

где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин

неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у

родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя

злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.

При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с

родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных

условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.

Для педагогического просвещения родителей школы подготовлены и проведены:

1.

Беседы: «Почему дети лгут», «Почему учиться трудно или адаптация к школе»,

«Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка», «Воровство. Анализ

причин и коррекция», «Семейная атмосфера».

2.

Педагогический практикум «Дети, как безусловная ценность»

3.

Консультации: «Как отучить ребенка от плохих слов», «Дети и деньги», «Хорошо

ли вы обращаетесь со своим ребенком».

Даны консультации родителям и опекунам: Наскиной Н.А-воспитателю 4 семьи «Почему

дети лгут», Свининой Н.Г.- воспитателю 2 семьи «Гиперактивные дети», Радченко Л.В.

«Режим дня ослабленного ребенка», Палий Т.И. «Как выработать усидчивость», Романова

Н.В., Эстякова З.К. «Семейная атмосфера», Винокуровой М. Д. «Организация здорового

образа жизни в неполной семье», Дитятьева Н. «Как поведение родителей влияет на

ребенка. »

При подготовке и проведении бесед, консультаций для родителей учитывался уровень их

педагогической подготовки с дальнейшим включением их в активную деятельность по

воспитанию детей. Использовались групповые и индивидуальные формы работы. Хорошо

зарекомендовала себя индивидуальные формы работы: консультации, рекомендации,

родительские собрания на дому.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания,

счастливого детства является любовь к нему родителей. Живя в семье, ребенок должен

быть, уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично.

Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок

активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются

дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.



В раздел образования