Автор: Арчибасова Вера Валентиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ города Искитима Новосибирской области "Коррекционная школа №7"
Населённый пункт: город Искитим Новосибирской области
Наименование материала: выступление на методическом объединении учителей
Тема: Формы и методы социального педагога в работе с детьми "группы риска"
Раздел: среднее образование
Выступление
на методическом объединении школы
на тему: «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы,
используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска».
социального педагога
Арчибасовой Веры Валентиновны
МКОУ города Искитима Новосибирской области «Коррекционная школа № 7»
«Группа риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей
жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны
общества. Основной причиной попадания ребенка в группу риска, являются сложные
жизненные обстоятельства:
- пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;
-устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных
элементов;
-убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
-жестокое обращение с детьми (побои);
побеги из дома, конфликты со сверстниками.
.
Работа с детьми «группы риска» включает в себя:
социально – педагогическую диагностику учащихся и их семей, постановка
«социального диагноза»;
выявление всех проблемных детей, начиная с первого класса, изучение положения
ребенка в семье;
изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение
его во внеурочную кружковую деятельность.
Учащиеся, входящие в «группу риска», отличаются агрессивным пов
дением, им присуща эмоциональная грубость, озлобленность против
сверстников. Проявление различных форм агрессивности показывает,
что преобладает физическая агрессия, затем косвенная и словесная. Н
благоприятное педагогическое воздействие вызывает у детей «группы
риска» деструктивное, асоциальное поведение: агрессивность, упрямст
во, лживость, склонность к воровству. Необходимо понимать, что их по
ступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки,
взрослых он не сможет справиться с трудностями.
В коррекционной работе по профилактике отклонений в поведении
с учащимися «группы риска» предпочтительна индивидуальная форма
работы, следующим этапом коррекционно – развивающей работы яв-
ляются групповые занятия и социальные уроки.
Для преодоления типичных отклонений в поведении учащихся «группы
риска» используются следующие способы:
Если ребенок часто лжет, необходимо быть твердым, справедливым
и последовательным, хвалить ребенка всякий раз, когда он говорит
правду. В индивидуальной работе по коррекции лживости применяются
тренинги: «Поступаем правильно», «Волшебный стул», ситуационные
игры: «А что сказали бы вы?», «Кто у нас хороший», беседы. Необходи-
мо следить, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему
морали - все фразы должны быть краткими и убедительными.
Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для детей и подростков своего рода
ритуалом. Сверстники бранятся - надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка
от этого почти невозможно, но нужно отучить его браниться в школе, общественных
местах. Необходимо научить переживать огорчения без гнева и ругани. Во время
индивидуальной работы надо дать понять ребенку, что бранные слова могут очень сильно
задеть человека и надолго оставить след в его жизни. Игры: «Доктор вежливых наук»,
«Приятное - неприятное», «Взаимоотношения», «Поссорились - помирились», социальные
уроки «Уважая себя – уважайте других», «Как мы разрешаем конфликты» - формируют
терпимое отношение к другим, учат навыкам управления собственными чувствами и
эмоциями, развивают умения распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные
ситуации.
Большинство детей хотя бы однажды, что – нибудь крадут, но, за исключением тех детей,
которые были приучены к воровству в раннем возрасте. На учете в «группе риска» состоят
четверо учащихся, один ребенок снят с учета. Во время бесед младшим детям легче
объяснить, что воровать – не нормально: «Я, понимаю, что тебе нравиться вещь, но она
принадлежит другому. Плохо брать чужие вещи, поставь себя на его место». Тренинг
«Ситуации»: «Однажды в магазине мне дали лишние деньги на сдачу «... Очень хотелось
купить себе на эти деньги…, но я представила себе, что у продавца могут быть
неприятности». … «Представь, что у тебя украли твою любимую вещь, что ты
ощущаешь».
С детьми более старшего возраста имеет смысл говорить более прямо: «Воровство и
трусость – всегда достойны презрения». Необходимо обязательно рассказать о
последствиях воровства во «взрослой жизни» и о возможных наказаниях, но не конкретно
для этого ребенка, а о существующих законах вообще. «Не знание законов – не
освобождает от наказания ». Главное не оставлять без внимания старание быть честным,
хвалить ребенка за любые правильные поступки.
Когда дети приближаются к 13 – летнему возрасту, наркотики, алкоголь, сигареты
становятся более доступными. Средства, применяемые для дыхания (клей, растворители),
вообще легко доступны. Около 30% учащихся в возрасте 12 – 13 лет знают кого – либо,
кто получает «удовольствие», от применения таких средств, т.е. рекламирует подобную
практику. Важно отслеживать формирование «групп риска». К ним принадлежат дети, на
кого снижено внимание родителей, кто прогуливает занятия, и отличаются устойчивой
неуспешностью. Кроме того, важно контролировать детей переживших серьезные
психологические потрясения и физическое насилие, депрессивных, озлобленных, детей с
заметно сниженной мотивацией к обучению.
Превентивная профилактика «социальных вредностей» способствует формированию у
младших школьников предпочтение здорового образа жизни, формирует установку на
сопротивление внешнему давлению, учит говорить «НЕТ!» Во время занятий, тренингов
учащиеся тренируются в уверенности в правильном выборе, уверенности в себе.
Необходимо репетировать с ними отказ, предлагая разные формы: «Ни за что! Почему ты
хочешь, чтобы я попал в беду?»; «Забудь об этом!!!»; «Это - не из моей жизни!».
Напоминать детям, чтобы они сразу уходили, прекращали разговор с предлагающими им
алкоголь, наркотики. Объяснить им, что на них просто зарабатывают, считают их
безвольными и глупыми.
Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей.
На школьном учете состоят: 14 семей социального риска, 22 опекаемые семьи.
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется
профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме,
где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин
неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у
родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя
злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с
родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных
условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.
Для педагогического просвещения родителей школы подготовлены и проведены:
1.
Беседы: «Почему дети лгут», «Почему учиться трудно или адаптация к школе»,
«Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка», «Воровство. Анализ
причин и коррекция», «Семейная атмосфера».
2.
Педагогический практикум «Дети, как безусловная ценность»
3.
Консультации: «Как отучить ребенка от плохих слов», «Дети и деньги», «Хорошо
ли вы обращаетесь со своим ребенком».
Даны консультации родителям и опекунам: Наскиной Н.А-воспитателю 4 семьи «Почему
дети лгут», Свининой Н.Г.- воспитателю 2 семьи «Гиперактивные дети», Радченко Л.В.
«Режим дня ослабленного ребенка», Палий Т.И. «Как выработать усидчивость», Романова
Н.В., Эстякова З.К. «Семейная атмосфера», Винокуровой М. Д. «Организация здорового
образа жизни в неполной семье», Дитятьева Н. «Как поведение родителей влияет на
ребенка. »
При подготовке и проведении бесед, консультаций для родителей учитывался уровень их
педагогической подготовки с дальнейшим включением их в активную деятельность по
воспитанию детей. Использовались групповые и индивидуальные формы работы. Хорошо
зарекомендовала себя индивидуальные формы работы: консультации, рекомендации,
родительские собрания на дому.
Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания,
счастливого детства является любовь к нему родителей. Живя в семье, ребенок должен
быть, уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично.
Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок
активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются
дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.