Напоминание

Об интерактивных формах обучения


Автор: Шумскис Владислав Владиславович
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: НИК (филиал) ФГБОУ ВО "ЮГУ"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: Рекомендации по совершенствованию интерактивных форм обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования
Тема: Об интерактивных формах обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Рекомендации по совершенствованию интерактивных форм

обучения в образовательном учреждении среднего профессионального

образования

Профессиональное

образование

России

как

часть

образовательной

системы

находится

в

состоянии

реформирования.

Механизм

такого

системного

реформирования

включает

несколько

необходимых

методологических

компонентов,

среди

которых

первостепенное

значение

имеют образовательные инновации и эффективное управление.

Высокие темпы таких изменений, происходящих в России в системе

профессионального

образования,

неизбежно

усиливающие

включенность

российского

общества

в

общемировые

процессы,

стремительный

технологический

прогресс

влекут

за

собой

растущую

потребность

в

высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными

стандартами

среднего

профессионально

образования

третьего

поколения

целью

профессионального

образования

является

подготовка

не

только

квалифицированного специалиста, но и разносторонне развитой личности,

способной

к

активной

социальной

адаптации,

к

эффективной

трудовой

деятельности.

Поэтому

в

последнее

время

столь

велик

интерес

к

тем

педагогическим

инновациям,

технологиям,

формам

и

методам,

которые

оказываются наиболее подходящими для достижения данной цели.

В современной системе образования наблюдается смена ориентиров,

направленных, прежде всего, на применение инноваций в образовательном

процессе,

в

частности

применение

интерактивных

форм

обучения

для

развития личности каждого обучающегося.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

профессионального образования (далее ФГОС СПО), в части требований к

условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена

(далее ППССЗ), предусматривает использование в образовательном процессе

активных и интерактивных форм проведения занятий.

Поэтому в современных условиях развития системы образования для

успешного

и

эффективного

формирования

у

обучающихся

общих

и

профессиональных

компетенций,

повышения

качества

образования

необходимо

пересмотреть

имеющиеся

и

разработать

новые

подходы

к

совершенствованию

форм

обучения,

осуществить

переход

на

формы

и

методы обучения, способствующие развитию творческой самостоятельности

обучающегося.

Наиболее

целесообразным

для

этого

представляется

использование в практике колледжа больших возможностей интерактивных

форм обучения.

Термины

«интерактивность»,

«интерактивное

обучение»,

«интерактивные формы обучения» стали появляться в последние годы 20-го

века в исследованиях психологов и педагогов, в разделах учебных пособий,

описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество

равноправных участников и в первую очередь, как новую форму учебного

взаимодействия

между

участниками

процесса

обучения.

Использование

интерактивных форм обучения является фундаментальной проблемой целого

ряда

научных

исследований.

Ею

занимались

представители

педагогики:

Аветова Т.Ю., Бадмаев Б.Ц., Балицкая И.В., Бударина Т.А., Вавилова Л.Н.,

Вакуленко В.А., Вербицкий А.А., Гаргай В.Б., Гейхтман Л.К., Гуревич А.М.,

Гузеев В.В., Дьяченко В.К., Дианина Н.Н., Коротаева Е.В., Кларин М.В,

Руднева Е.Л. и другие.

Реформирование

профессиональных

образовательных

организаций,

проводимое последнее десятилетие, обострило ряд проблем дидактики. В

частности,

«размытость»

терминологического

аппарата,

в

том

числе

применяемого

в

нормативных

документах.

Споры

по

поводу

содержательного

наполнения

таких

понятий

как

«интерактивность»,

«интерактивные

формы

обучения»,

«компетенция»,

«компетентность»,

и

ряда других ведутся в педагогическом сообществе давно, но безрезультатно.

Причина

этого

лежит

в

объективной

многозначности

и

многомерности

объектов, обозначаемых данными понятиями. Но знание причин не облегчает

решения

задач

по

подготовке

необходимой

учебно-методической

документации по конкретной дисциплине. В частности, понятие «занятие в

интерактивной форме» можно трактовать очень широко: от десятиминутной

проблемной дискуссии до выполнения сложного коллективного проекта. И

если ведущие педагоги, специалисты, в основном, разбираются в тонкостях

данной проблематики, то у преподавателей – «предметников», в том числе

преподавателей

физики,

возникают

вопросы,

проблемы,

касающиеся

тех

изменений, которые необходимо внести в методику преподавания учебной

дисциплины,

а

также

касающиеся

совершенствования

дидактических

материалов, с целью выполнения требований ФГОС СПО в полном объеме.

Проблемы использования интерактивных форм обучения, которые мы

рассмотрели

в

первом

семестре

2016-2017

учебного

года,

требуют

дальнейшего

изучения

для

разработки

рекомендаций

преподавателям

по

учебным

дисциплинам

и

профессиональным

модулям,

адаптации

интерактивных

форм

для

применения

в

образовательных

учреждениях

среднего профессионально образования.

Приведем

некоторые

рекомендации

по

совершенствованию

интерактивных форм обучения в образовательных учреждениях среднего

профессионального образования.

1.

Руководителям

образовательных

учреждений

среднего

профессионального

образования

необходимо

принимать

меры

по

повышению мобильности педагогического состава в организации.

2.

Включить в план образовательной организации и в дальнейшем

организовать

и

провести

в

течение

года

мероприятия,

направленные

на

реализацию

потребности

профессионального

и

личностного

роста

преподавателей.

3.

Руководителям

образовательных

учреждений,

методическим

и

иным

службам

разработать

и

принять

локальные

акты

на

уровне

организации, предусматривающие порядок и внедрение интерактивных форм

обучения.

4.

Организовать подготовку и переподготовку преподавательского

состава,

реализуемые

средствами

системы

повышения

квалификации,

участие

в

практических

семинарах,

тренингах,

с

участием

педагогов-

практиков по применению интерактивных форм обучения.

5.

Разработать

мероприятия

по

повышению

мотивации

обучающихся

в

учебном

процессе с

применением

интерактивных

форм.

Повышение

заинтересованности

обучающихся

к

учебной

дисциплине

и

будущей специальности, как через профессионализм педагога, так и методом

рефлексии, поддержание творческого микроклимата в группе, правильное

эмоциональное

воздействие

на

обучающихся,

правильное

применение

методов воспитания и т.д.

6.

Преподавателям при применении интерактивных форм обучения

акцентировать свое внимание на использовании работы в малых группах

Учебная деятельность обучающихся на занятиях при работе малыми

группами

переменного

состава

должна

ориентироваться

на

повышение

уровня

усвоения

учебного

материала,

приобщение

к

учебной

и

научно-

исследовательской

работе

и повышение

доли

самостоятельной работы

и

может

быть направлена

на реализацию

образовательных

и развивающих

целей.

При

этом

преподаватель

перед

началом

работы

с

применением

интерактивных

форм

должен

провести

самоанализ

с

выделением

тем,

возможных

к

изучению

с

применением

интерактивных

форм

обучения,

определить предполагаемый результат, критерии его оценки, материальную

базу и уяснить для себя причину применения интерактивных форм обучения

при

изучении

какой-либо

конкретной

цели.

Цель,

поставленная

преподавателем

должна

в

конечном

счете

стать

целью

обучающегося,

который

должен

почувствовать

ее

важность

для

него

лично

и

для

его

будущей практической деятельности.

Приступая

к

образовательной

деятельности

с

использованием

интерактивных

форм

обучения

преподавателю

следует

отслеживать

состояние аудитории и окружающую обстановку, корректируя процесс в

зависимости от наличия опыта по учебной дисциплине у обучающихся, их

общей эрудиции, количества обучающихся в группе, ожиданий обучающихся

и их нужды в изучаемом материале.

Также

преподавателю

следует

четко

определить

этап

занятия,

на

котором

будут

использованы

интерактивные

формы

обучения,

их

комбинации с учетом предполагаемой конечной цели. При предполагаемом

использовании таких интерактивных форм, как работа в малых группах, и

подобных

им,

следует

ответственно

подойти

к

формированию

перечня

заданий и разработке рекомендаций для обучающихся по их выполнению.

Определив

перечень

и

виды

заданий,

следует

еще

раз

сопоставить

предполагаемый результат с целями занятия, а также проверить возможность

выполнения

заданий

при

работе

в

малых

группах,

так

как

зачастую

преподаватель подбирает понравившиеся ему задания, трансформирует их в

соответствии со своими нуждами и забывает, для чего указанные задания

были нужны изначально.

Далее,

преподавателю

рекомендовано

разработать

и

подготовить

дидактические

материалы,

предполагаемые

к

использованию

при

применении

интерактивных

форм

обучения

и

представить

уже

готовые

материалы обучающимся на

соответствующих

этапах занятия. При этом

предпочтительной является письменная форма представления дидактических

материалов.

Критерии оценки результатов, определенные преподавателем, должны

быть доведены до сведения обучающихся.

В

случае

если

предполагается

применение

интерактивных

форм

обучения, включающих работу в малых группах, следует заранее определить

способ формирования группы и ее численность, а также способы фиксации

индивидуальных и коллективных

достижений, порядок контроля,

правил

групповой работы, порядок оказания помощи.

7.

Для

повышения

мотивации

и

успешного

применения

и

совершенствования интерактивных форм обучения по учебным дисциплинам

и

профессиональным

модулям

преподавателям

необходимо

соблюдать

следующие условия:

Мотивировать обучающихся личным примером.

Сдерживать свои обещания.

Формировать положительное отношение к профессии.

Создать положительный микроклимат в группе.

Предоставлять

максимальную

свободу

обучающимся

(давать

группе возможность выбрать метод текущего оценивания знаний, форму

выполнения индивидуальной самостоятельной работы, вариант задания и

т.д.).

Отмечать

успехи

обучающихся

и

хвалить

публично,

демонстрировать достижения обучающихся в группе.

Четко выработать систему организации учебного процесса.

На занятиях акцентировать внимание на непосредственную сферу

применения полученных знаний.

Применять

различные

формы

организации

деятельности

обучающихся,

чередование

различных

форм

деятельности.

С

момента

понижения внимания, сменить вид деятельности: предложить задание для

самостоятельной

работы,

попросить обучающихся

высказать

свою

точку

зрения, переключить внимание на иллюстративный материал и т.д.

Необходимо

предлагать

обучающимся

для

выполнения

посильные

учебные

задачи.

Слишком

простые

или

слишком

сложные

задания

вызывают

понижение

мотивации

и

интереса к

освоению новых

компетенций.

Четко и однозначно объяснять домашнее задание.

Использовать учебные видеофильмы, видеофрагменты и другие

электронные

ресурсы

в

процессе обучения;

таблицы,

схемы,

графики

и

другие раздаточные материалы. Преподавателю необходимо комбинировать

как аудиальные, так и визуальные средства обучения.

Регулярно

и

непрерывно

осуществлять

контроль

знаний

обучающихся.

Доводить

до

сведения

обучающихся

критерии

оценки

их

деятельности.

8.

Привлекать

педагога-психолога

для

проведения

социально-

психологических

тренингов

обучающимся

по

повышению

мотивации

к

обучению.

9.

Руководству

совершенствовать

материально-техническую

базу

организации.

10.

Организовать

обмен

опытом

работы

по

применению

и

совершенствованию

интерактивных

форм

обучения

между

учебными

заведениями

посредством

участия

преподавателей

в

конференциях,

публикации научных работ, пособий, обмена мнениями и др.

11.

Внедрять

новые

интерактивные

формы

обучения

постепенно,

поэтапно, соблюдая требования ФГОС СПО и общие рекомендации.

Использование

интерактивных

форм

обучения

в

педагогическом

процессе

побуждает

преподавателя

к

постоянному

творчеству,

совершенствованию, профессиональному и личностному росту и позволяет

качественно изменить организуемое педагогическое взаимодействие, сделать

его

привлекательным

для

обучающихся,

укрепить

их

положительную

мотивацию

в

учении,

в

создании

условий

своего

развития.

Результат

реализации

в

педагогическом

процессе

колледжа

интерактивных

форм

обучения – повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся.

Нами

были

предложены

рекомендации

по

совершенствованию

интерактивных форм обучения в образовательных учреждениях среднего

профессионального

образования.

Выполнение

данных

рекомендаций

предполагает,

что

в

их

реализации будут

принимать

участие

не

только

преподаватели

и

обучающиеся,

но

и

административный

аппарат

образовательного учреждения, службы методического обеспечения.

Преподаватель физики

Шумскис В.В.



В раздел образования