Напоминание

"Интерактивные формы работы с родителями"


Автор: Жерневская Татьяна Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №404"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Интерактивные формы работы с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 404» г.Перми

Консультация для воспитателей:

«Интерактивные формы работы с родителями».

Подготовила: старший воспитатель

Жерневская Т.В.

1 категория

Цель:

профессиональная

компетентность

педагогов

по

проблеме

взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

-

расширение

профессионально-педагогического

кругозора

и

поля

самореализации творческого потенциала педагогов ДОУ;

-

выявление,

изучение,

обобщение,

распространение

и

внедрение

опыта

педагога ДОУ;

-

разработка

новых

форм

работы

с

родителями

с

использованием

интерактивного оборудования;

-

выявление,

изучение,

обобщение,

распространение

и

внедрение

опыта

педагога ДОУ.

В настоящее время современное общество понимает определяющую роль семьи

в развитии ребенка, и в конечном итоге развитии самого общества. По признанию

ученых исследователей социальный институт семьи переживает сегодня состояние

кризиса.

Условия

нестабильности

общества

и

социальная

напряженность

отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на

вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А

ведь в детстве закладывается основа личности человека. Где же родителям получить

ответы на все интересующие вопросы?

Повышением психолого-педагогической

культуры родителей может стать детский сад.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих

детей,

но

очень

часто

им

не

хватает

элементарной

психологической

и

педагогической

грамотности,

чтобы

решать

свои

проблемы.

Анализ

семейных

ситуаций в группе помогает родителю посмотреть на себя со стороны. Родители

лучше

начинают

понимать

собственные

стереотипы

воспитания,

которые

не

являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются

ребенком

либо

по

«наследству»,

либо

являются

следствием

полученных

представлений из социального окружения.

Применение интерактивных групповых форм работы дает возможность снять

ощущение

единственности

и

уникальности

собственных

трудностей,

позволяет

получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.

В

связи

с

этим,

вопрос

поиска

и

осуществления

современных

форм

взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является

одним из самых актуальных.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где

«inter»- это взаимный, «act»- действовать. «Интерактивный» означает способность

взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например,

компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные формы

взаимодействия

-

это,

прежде

всего,

диалог,

в

ходе

которого

осуществляется

взаимодействие, а не только досуговые, игровые активные формы.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

-

это

специальная

форма

организации,

с

комфортными

условиями

взаимодействия,

при

которых

воспитуемый

чувствует

свою

успешность,

интеллектуальную состоятельность;

- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники

оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

-

диалоговое

общение

ведет

к

взаимодействию,

взаимопониманию,

к

совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

-

каждый

участник

вносит

свой

особый

индивидуальный

вклад,

имеет

возможность

обменяться

знаниями,

собственными

идеями,

способами

деятельности, услышать другое мнение;

- исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

-

формируется

умение

критически

мыслить,

рассуждать,

решать

противоречивые

проблемы

на

основе

анализа

услышанной

информации

и

обстоятельств;

-

формируется

уважение

к

чужому

мнению,

умение

выслушивать,

делать

обоснованные заключения и выводы;

- участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и,

услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или

существенно изменить ее;

-

участники

учатся

взвешивать

альтернативные

мнения,

принимать

продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях,

профессионально общаться;

-показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны,

производительность

труда

группы

(ее

продуктивность),

с

другой

удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

- обмен опытом;

- выработка общего мнения;

- формирование умений, навыков;

- создание условия для диалога;

- группового сплочения;

- изменения психологической атмосферы.

Самой

общей

задачей

педагога

в

интерактивной

технологии

является

фасилитация (поддержка, облегчение):

- направление и помощь процессу обмена информацией

– выявление многообразия точек зрения;

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

– поощрение творчества участников.

Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм

взаимодействия:

• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с

использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

• Интерактивное общение способствует умственному развитию.

При

наличии

обратной

связи

отправитель

и

получатель

информации

меняются

коммуникативными

ролями.

Изначальный

получатель

становится

отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи

своего отклика отправителю

.

Обратная

связь

может

способствовать

значительному

повышению

эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

• Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более

точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

• Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией,

позволяя обеим сторонам устранять помехи.

• Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания

на практике.

Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью

проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем,

поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно

получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает

фактор социальной желательности. Применение интерактивных методов позволяет

значительно

углубить

воздействие

педагога

на

родителей.

Они

получают

опыт

непосредственного

проживания

и

реагирования,

что

способствует

интеграции

психолого-педагогических

знаний

и

навыков.

В

настоящее

время

активно

используются

нетрадиционные

интерактивные

формы

работы

с

родителями,

основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых

формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.

Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей

(наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной

подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения,

их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные

клубы.

В

отличие

от

родительских

собраний,

в

основе

которых

назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на

принципах

добровольности,

личной

заинтересованности.

В

таком

клубе

людей

объединяет

общая

проблема

и

совместные

поиски

оптимальных

форм

помощи

ребенку.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей

формирование

коммуникативной

культуры.

Объектом

дискуссии

может

стать

действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник

свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни

было. Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием

проблемы и вопросов.

Педагогическая ценность дискуссии увеличивается, если осмысливается и сам

процесс обсуждения, а представление своей точки зрения помогает разносторонне

осмыслить собственную позицию и понять другую точку зрения, освоить новые

сведения, аргументы. Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на

внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым

формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями.

Освоение моделей общения, включающих дискуссию, неизбежно связано с работой

над изменением собственной личности в сторону дискуссионной культуры, которой

так недостает в окружающем нас мире. [Соловей С., Львова Т., Дубко Г. Дискуссия

как форма работы с родителями]

Интерактивная

игра

это

интервенция

(вмешательство)

ведущего

в

групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов

группы

в

соответствии

с

определенной

учебной

целью.

Упрощенный

мир

интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире,

познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего.

Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться

новым способам поведения и проверить на практике свои идеи. Такие интервенции

известны

под

другими

названиями

«структурирующие

упражнения»,

«моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п. Термин «интерактивные игры»,

подчеркивает

два

основных

признака:

игровой

характер

и

возможность

взаимодействия.

Интерактивные

игры

пробуждают

у

участников

любопытство,

готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что

свойственно всем играм. Интерактивные игры могут быть классифицированы по

разным основаниям:

- в зависимости от целей. Всегда важно задавать себе вопросы: «Почему я

выбираю именно эту интерактивную игру? Какие цели при этом преследуют;

- от количества участников. Некоторые игры предполагают индивидуальную

работу участников, другие — работу в парах, в тройках, в четверках, в малых

группах. Существуют игры, в которых во взаимодействие вступает вся группа.

Можно организовать игру так, что малые группы будут соревноваться друг с другом

или какая-то часть участников будет наблюдать за действиями других.

- Время, необходимое для проведения и последующей оценки интерактивной

игры, является еще одним важным классификационным критерием.

- Еще одно основание для классификации игр — средства общения, которые

задействуются в ходе их проведения. Существуют «вербальные» игры, в которых

участники

разговаривают

друг

с

другом,

есть

«невербальные»,

в

которых

они

взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела». Существуют и другие

средства самовыражения — рисунки, шумы и звуки, изготовление трехмерных

объектов, письмо и т. п. Классифицировать игры по этому основанию важно потому,

что смена средств взаимодействия в процессе работы оказывает положительное

влияние на готовность участников к обучению и поддерживает их готовность к

развитию. Исходя из всего этого, педагог должен заботиться о том, чтобы средства

общения время от времени менялись.

Положительный

опыт

использования

интерактивных

форм

работы

с

родителями представят педагоги логопедических групп.

В нашей работе использовались интерактивные игры, как основная форма

взаимодействия всех участников. Тематикой являются лексические темы блоков, что

позволяет создать систему психолого-педагогического сопровождения родителей

воспитанников на протяжении всего учебного года, а также оказание своевременной

помощи

родителям

в

рассматривании

процесса

образования

как

непрерывного

партнерского

диалога

со

своим

ребенком

на

основе

знаний

психологических

закономерностей

и

особенностей

возраста

с

учетом

интересов

и

потребностей

ребенка.

Задачи работы клуба:

1)повышать психолого-педагогическую культуру родителей

2)выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания

3)воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность

семейных отношений

4)

развивать

в

процессе

совместной

деятельности

любознательность,

наблюдательность, творческие способности у взрослых и детей.

Темы

встреч:

«Развиваемся,

играя!»,

«Своя

игра»,

«Семь

записок»,

«Здравствуй, лето!».

Цель:

закрепление

в

совместной

деятельности

с

родителями

знаний

по

лексическим темам блоков.

Задачи:

1.

Замотивировать родителей на совместную работу с детьми.

2.

Актуализировать и систематизировать знания по блоку

3.

Развивать активное взаимодействие между детьми и взрослыми

4.

Развивать познавательные процессы детей

5.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

6.

Проанализировать полученные результаты проведенного мероприятия

Опыт родительского клуба показывает необходимость дальнейшей работы по

поиску

интерактивных

форм,

для

укрепления

«триединства»-

воспитанники,

педагоги, родители. Повышение психолого - педагогической компетенции родителей

способствует расширению интерактивных форм работы семьи и педагогов детского

сада. Эффективность взаимодействия предполагает динамичность развития семьи, а

значит благоприятное развитие ребенка в семье и ДОУ.

Литература:

1.Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов

детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное

воспитание, 2005. - №6.

2.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. -

2002. - №4.

3.Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю.

Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов

дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5.Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова, Л.Г.

Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005

6.Дискуссия как форма работы с родителями./ Соловей С., Львова Т., Дубко Г./

7.Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева //

Воспитатель ДОУ. - 2009. - №4.

8.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

9.Социальное партнерство семьи и детского сада // Научно-практический журнал

«Управление ДОУ». - 2008. - №3.



В раздел образования