Автор: Мордовцева Елена Александровна
Должность: учитель физики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Золотухинская СОШ МО "Ахтубинский район"
Населённый пункт: Астраханская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Астрономия 10 класс"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотухинская средняя общеобразовательная школа МО «Ахтубинский район»
Астраханская область
Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
методического совета
протокол № ___ Зам. директора по УВР Директор
от « ___» ___________ __________Е.П. Кликунова _____________С.А. Однобоков
« ____» ________ 201__г. приказ № _____ от ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
АСТРОНОМИИ
10 КЛАСС
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Программа по физике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения
образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего
образования. В ней также учитываются ведущие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий
для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств
личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Содержание курса отвечает таким критериям изложения материала, как научность и доступность. Учебное содержание направлено на
формирование научных представлений об астрономических и физических законах, явлениях и основывается на достижениях современной
астрономии и космологии. Реализовано практическое применение астрономии в реальной жизни. Усилена межпредметная интеграция:
тесная связь астрономии с физикой. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах
формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд.
Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования и
требованиям к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика курса астрономии
Астрономия занимает особое место в системе естественно- научных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы
существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. На
протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба,
питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских школах астрономия
занимала ведущее место. Так как астрономия не
затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного
и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга образованных людей.
Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии.
Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения
небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом зиждутся на
достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология. Чтобы правильно понять современное
естествознание, необходимо изучать астрономию, пронизывающую его и лежащую в его основах. Многие специалисты считают, что вообще
преподавание
естествознания надо построить на основе его астрономических корней. По-видимому, такой подход позволит не только повысить качество
естественно-научного образования, но и решить проблему потери интереса учащихся к изучению естественных наук.
Результаты освоения содержания курса астрономии
• Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют
астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах
длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и
гравитационно-волновых телескопов.
• Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений
Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять
время и вести календарь.
• Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным
представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и
познее, закон всемирного тяготения.
• На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых
рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в
системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
• Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового
эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеоритов и нового класса
небесных тел карликовых планет.
• Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения
физически свойств небесных тел.
• Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов
физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в
центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
• Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках
их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
• Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по
наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
• Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
• Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и
облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и
пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
• Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик
в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
• Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и
бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
• Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении
Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот
важный вывод современной космологии.
• Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания,
противостоящей всемирной силе тяготения.
• Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и
связи с ними.
• Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и
Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять
солнечную активность и её зависимость от времени.
Место курса астрономии в учебном плане
К соответствии с учебным планом на изучение астрономии в 10 классе отводится 1 учеб ный час в неделю в течение года обучения
(всего 34 учебных часа).
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Введение в астрономию
1 ч
Астрометрия
5 ч
Небесная механика
3 ч
Строение Солнечной системы
7 ч
Астрофизика и звёздная астрономия
7 ч
Млечный Путь – наша Галактика
3 ч
Галактики
3 ч
Строение и эволюция Вселенной
2 ч
Современные проблемы астрономии
3 ч
ИТОГО
34
Содержание курса астрономии 10 класса
Введение в астрономию
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами,
Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в
окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также
приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом,
учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в
созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по
созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью
является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение представления о том, как астрономы
научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён —
измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира;
законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления
приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об
особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии
взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их
помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и
связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных
нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их
взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как
двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и
сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и
пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас
сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям
красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об
активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о
горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или
бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе
построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о
радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения,
о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний
до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы
всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном
числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотухинская средняя общеобразовательная школа МО «Ахтубинский район»
Астраханская область
Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
методического совета
протокол № ___ Зам. директора по УВР Директор
от « ___» ___________ __________Е.П. Кликунова _____________С.А. Однобоков
« ____» ________ 201__г. приказ № _____ от ___________
Календарно – тематическое планирование
по астрономии
10 класс
2017 – 2018 учебный год
Учитель физики и информатики
Мордовцева Елена Александровна,
стаж работы – 30 лет,
высшая квалификационная категория
2017
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата план
Дата факт
Примечание
Введение в астрономию 1 ч
1/1.
Введение в астрономию
1
Астрометрия 5ч
2/1
Звёздное небо
1
3/2
Небесные координаты
1
4/3
Видимое движение планет и Солнца
1
5/4
Движение Луны и затмения
1
6/5
Время и календарь
1
Небесная механика 3 ч
7/1
Система мира
1
8/2
Законы Кеплера движения планет
1
9/3
Космические скорости и межпланетные перелёты
1
Строение Солнечной системы 7 ч
10/1
Современные представления о строении и составе Солнечной системы
1
11/2
Планета Земля
1
12/3
Луна и её влияние на Землю
1
13/4
Планеты земной группы
1
14/5
Планеты-гиганты. Планеты- карлики
1
15/6
Малые тела Солнечной системы
1
16/7
Современные представления о происхождении Солнечной системы
1
Астрофизика и звёздная астрономия 7 ч
17/1
Методы астрофизических исследований
1
18/2
Солнце
1
19/3
Внутреннее строение и источник энергии Солнца
1
20/4
Основные характеристики звёзд
1
21/5
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и
переменные звёзды
1
22/6
Новые и сверхновые звёзды
1
23/7
Эволюция звёзд
1
Млечный Путь – наша Галактика 3 ч
24/1
Газ и пыль в Галактике
1
25/2
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
1
26/3
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути
1
Галактики 3 ч
27/1
Классификация галактик
1
28/2
Активные галактики и квазары
1
29/3
Скопления галактик
1
Строение и эволюция Вселенной 2 ч
30/1
Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная
1
31/2
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение
1
Современные проблемы астрономии 3 ч
32/1
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия
1
33/2
Обнаружение планет возле других звёзд
1
34/3
Поиск жизни и разума во Вселенной
1
ИТОГО
34 часа
Учебно-методический комплекс
1.Учебник астрономии 10 – 11 класс. Авторы: В. М. Чаругин Москва «Просвещение» 2018 г.;