Напоминание

Творческие индивидуальности.Поиски и находки поэтов Серебряного века


Автор: Фролова Людмила Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г.Печора Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Творческие индивидуальности.Поиски и находки поэтов Серебряного века
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Печора Республика Коми Урок литературы в 11классе по теме:
Творческие индивидуальности.

Поиски и находки поэтов

«Серебряного века».
Технологии, используемые на уроке:
ИКТ-технологии,

метод исследовательского проекта.
Учитель русского языка и литературы Фролова Людмила Леонидовна, учитель высшей категории, «Почётный работник общего образования Российской Федерации». г. Печора 2016 год. 0
Оглавление. 1.Пояснительная записка. 2.Конспект урока по теме:Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов «Серебряного века». 3.Заключение. 4.Список литературы. 5.Приложения. 1

Пояснительная записка.
Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Именно такой метод и представлен на уроке литературы в 11классе по теме: «Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века». Это заключительный урок по творчеству поэтов Серебряного века. Тема является значимой с точки зрения реализации программы под редакцией В.П.Журавлёва «Русская литература». На уроке решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому творческому общению. Метод проекта – это одна из технологий компетентностного подхода, которая ориентирует на приобретение и применение новых знаний. Учащиеся приобретают знания, учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения, системное мышление. Проект уникален (ориентирован на достижение целей самих учащихся), незаменим (даёт необходимый учащимся опыт деятельности), эффективен (формирует большое количество умений и навыков). . В мультимедийных исследовательских проектах, созданных учащимися, представлены: 1. Эстетика и поэтика течения (символизм, акмеизм, футуризм). 2. Творческие индивидуальности ( особенности творчества поэтов). 3. Создание поэтического сборника. (Антология Серебряного века) Учащиеся, участвуя на уроке в различных видах деятельности, приобретают организационные умения, информационные, проектировочные, исследовательские и коммуникативные. Урок нацелен на систематизацию знаний учащихся по литературным течениям и творчеству поэтов Серебряного века. Цель: систематизация знаний учащихся по модернистским течениям и творчеству поэтов Серебряного века с использованием метода проектов. Задачи: 1) Образовательная: 1) защита мультимедийных проектов; 2
2) составление таблицы «Поиски и находки поэтов Серебряного века» (рефлексия урока) 2) Развивающая: 1) развитие творческих способностей учащихся; 2) развитие культуры устной речи; 3) формирование коммуникативной компетенции учащихся. 3) воспитательная: 1) умение работать индивидуально и в группах; 2) воспитание доброжелательного отношения друг к другу. 3
Тема: Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов «Серебряного века». Эпиграф: Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта. Г.Гейне
Тип урока
: урок – исследовательский проект.
Цель
: систематизация знаний учащихся по модернистским течениям и творчеству поэтов Серебряного века с использованием метода проектов.
Задачи:
1) Образовательная: 1) защита мультимедийных проектов; 2) составление таблицы «Поиски и находки поэтов Серебряного века» (рефлексия урока) 2) Развивающая: 1) развитие творческих способностей учащихся; 2) развитие культуры устной речи; 3) формирование коммуникативной компетенции учащихся. 3) воспитательная: 1) умение работать индивидуально и в группах; 2) воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Материально-техническое обеспечение урока:
- ноутбук и проектор для презентации.
Методическое и дидактическое обеспечение урока:
- учебник «Русская литература ХХ века» под редакцией В.П.Журавлёва - раздаточный материал (таблицы) - сборники стихов поэтов Серебряного века На доске: запись темы, эпиграф, памятка «Речевое мастерство», портреты поэтов. Речевое мастерство Точность Выразительность Логичность Публицистичность 4

Этапы урока
: 1. Тема урока, цель, задачи. 2. Аналитическая беседа об особенностях Серебряного века. 3. Презентация мультимедийных проектов по литературным течениям: символизм, акмеизм, футуризм. 4. Активизация познавательной деятельности, систематизация материала (заполнение таблицы), (дифференцированный подход-самооценка). 5. Подготовка к ЕГЭ (выполнение тестовых заданий) 6. Развитие коммуникативной компетенции и творческих способностей. Представление поэтического сборника «Антология поэзии Серебряного века». 7. Рефлексия. Написание синквейна. Использование элемента технологии «шляпного мышления». 8. Домашнее задание. Написание эссе на тему: Почему нам близок Серебряный век?
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организацион ный момент. Создание эмоционального фона урока. Звучит музыка С.Рахманинова. Ученица читает строки из «Поэмы без героя». А.А.Ахматовой. Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве или против теченья,- Только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. 2.Тема урока, цель, задачи Тема урока: Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Ответы учащихся. 5
«Серебряного века». - Как вы считаете, о чём пойдет речь на уроке? Эпиграф: Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта. Г.Гейне. -Как вы понимаете эти строки? Слово учителя: Перед вами портреты поэтов Серебряного века. Это о них сегодня пойдёт речь. Первое знакомство уже состоялось на предыдущих уроках. -Какую цель вы сегодня поставите перед собой? и Ответы учащихся. Ответы учащихся: Систематизировать материал С помощью вопросов, которые подвели к осознанию темы, цели, сформировали положительную мотивацию. 3.Аналитическая беседа об особенностях Серебряного века.
Вступительное слово

учителя с элементами

беседы.
Серебряный век – это не просто набор великих поэтических имён. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России. Само это определение – серебряный – основано на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называли «золотым веком» русской поэзии. Этим определением пользовались сами поэты, в начале урока вы услышали строки из «Поэмы без героя» А.Ахматовой. Обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков, которая стала условием развития и подъёма поэтического творчества. Этой атмосфере присуща - Учащиеся рассказывают о расцвете в изобразительном искусстве, в области театрального искусства, в области балета. Во время беседы учащиеся говорят и о второй стороне духовной жизни России.
Вопросы для обсуждения:
- Какие две особенности предопределили развитие поэзии Серебряного века? - Когда начался Серебряный век? - В каком году творчество поэтов достигло расцвета? - Когда закончился Серебряный век? - Назвать литературные течения Серебряного века. 6
двойственность. С одной стороны, это был необычайный расцвет, причём расцвет во всех областях культуры, науки, искусства. 4.Презентация мультимедийных проектов по литературным течениям: символизм, акмеизм, футуризм Учащиеся работали в 3х группах в течение 2х недель.
Модернистские течения

Символизм Акмеизм Футуризм

( 1 группа) (2 группа) (3группа)

В проекте:
1. Эстетика и поэтика течения. 2. Творческие индивидуальности ( особенности творчества поэтов). 3. Создание поэтического сборника. (Антология Серебряного века) Во время защиты проектов не забываем о речевом мастерстве. Речь должна быть точной, выразительной, логичной. Роль учителя в проектах- роль консультанта и вдохновителя, роль учащихся-роль исследователей. 5.Активизация познавательной деятельности, систематизация материала (заполнение таблицы), (дифференциров анный подход- самооценка). Слово учителя: Для активизации познавательной деятельности с целью систематизации материала в ходе урока заполняется таблица: в чём индивидуален каждый из поэтов и что их объединяло в литературные течения? Учащиеся работают индивидуально, заполняя таблицу, но могут обратиться за помощью к группе. Осуществляется дифференцированный подход: 3 балла - заполнил самостоятельно и высказал своё мнение, 2 балла - заполнил самостоятельно, но не высказал своё мнение, 1 балл - заполнил с помощью группы. 7

Поиски и находки поэтов Серебряного века. (Приложение №1)
Поэты: В чем их индивидуальность Что их объединяет
Символисты:
В. Брюсов К. Бальмонт А.Белый Д. Мережковский 3. Гиппиус А. Блок
Акмеисты:
Н. Гумилёв А.Ахматова
Футуристы:
И. Северянин В. Маяковский В. Хлебников
1 группа
представляет
символизм
, его особенности, что объединяло поэтов в литературное течение и раскрывает созвездие ярких индивидуальностей символизма:
В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Белого, А.Блока, З.Гиппиус,

Д.Мережковского.
Просмотрев представленную презентацию, учащиеся заполняют таблицу: в чём индивидуальность каждого из поэтов Поэты: В чем их индивидуальность
Символисты:
В. Брюсов Собственный стиль: звучный, живописный; В стихах передал многообразие человеческих страстей; Ввёл в поэзию образ современного большого города; К. Бальмонт Напевный и звучный стих; Культ мгновения, туманность намёков; А.Белый Особый жанр – симфония; Мистические идеалы и вера в обновление жизни; Д. Мережковский Отражал религиозную мистическую позицию, постигая истину; 3. Гиппиус Особый декадентский стиль, стихия театральности; 8
А. Блок Порыв к идеалу; Основной образ – образ Прекрасной Дамы;
2 группа
представляет литературное течение –
акмеизм
и представителей:
А.Ахматову и Н.Гумилёва.
Во время презентации учащиеся исполняют
литературную композицию
, посвящённую королеве, взошедшей на Олимп, - Анне Ахматовой. Поэты: В чем их индивидуальность
Акмеисты:
Н. Гумилёв Романтические мотивы, географическая и историческая экзотика, резкие переходы от одного образа к другому, образы путешественника, возлюбленной. А.Ахматова В стихах точность и тонкость передачи переживаний лирической героини; Характерная глубина и содержательность стихов, простота слога, умение обрисовать характер одним жестом, репликой;
Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
6.Подготовка к ЕГЭ (выполнение тестовых заданий) Учащимся предложено выполнить тестовую работу из ЕГЭ по творчеству А.А. Ахматовой. Выполнение задания к стихотворению А.А.Ахматовой «Песня последней встречи»
(Приложение №2)

3 группа
представляет тех, кто отрицал наследие предыдущих литературных течений –
футуристов
:
И.Северянина, В.Маяковского, В.Хлебникова.
Поэты: В чем их индивидуальность
Футуристы:
И. Северянин Стихотворениям присуща особая звуковая организация; Очаровывал звуками, ощущениями, красками, ритмами; Изобретал новые жанры. В. Маяковский Протест против всего миропорядка; Своеобразен лексический, словесный строй его стихов, авторские неологизмы; Своя система стихосложения. В. Хлебников Стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить утраченную миром гармонию; Оказал огромное влияние на развитие русской поэзии 20 века; 9
Часто в его стихах меняется ритмический рисунок, от этого движение стихотворения становится непредсказуемым. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 7.Развитие коммуникативной компетенции и творческих способностей. Представление поэтического сборника «Антология поэзии Серебряного века». Слово учителя: В целях формирования коммуникативной компетенции и развития творческих способностей учащиеся представляют созданные ими поэтические сборники, которые были объединены в «Антологию поэзии Серебряного века».
1 группа представляет

сборник «Гимн

Афродите
» В содержании: стихи В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Блока, И.Анненского, А.Белого.  Одна из главных тем поэзии символистов – любовь.  Идеал женщины в творчестве символистов.  Одиночество, тоска и разлука – основные мотивы их творчества.
2 группа представляет

сборник стихотворений

Н.Гумилёва «Сады моей

души».
В сборнике собраны стихи, раскрывающие мир души поэта, «волнующий и странный».
3 группа представляет

Футуристический сборник

«Дерзкие стихи».
В сборнике стихи В.Маяковского, Д.Бурлюка, В.Хлебникова. (Приложение № 3) 8 Рефлексия. . Слово учителя: Стремление выразить настроение, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века. Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты «Серебряного века» сыграли Учащиеся обобщают услышанное на уроке, обмениваются мнениями, дополняют выполненные во время урока записи в таблице: что объединило поэтов в литературные течения. 10
видную роль в развитии и обновлении русского стиха.
Ведь это всё русские поэты

Не на вчера,

Не на сегодня

а навсегда.
Так пусть же навсегда останется с нами это великое чудо русской поэзии.
Воплощение мечтаний,

Жизни с грёзою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра.
Поэты: Что их объединяет
Символисты:
Музыкальность поэзии, новое содержание искусства, внимание к звуковому составу слова, к изысканным благозвучиям, ассонансам, аллитерациям, открытие многозначности слова.
Акмеисты:
Утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века», возвращение ценностей и красоты реального мира.
Футуристы:
Отрицание «старого» искусства, утверждение нового, призванного преобразить мир; Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество; Новые композиционные и графические эффекты в поэзии. 8 Рефлексия. Написание синквейна. Использование элемента технологии «шляпного мышления». . Написать синквейн о Серебряном веке. Используя элемент технологии «шляпного мышления», учащиеся с помощью красных и зелёных магнитов высказывают своё мнение о творчестве поэтов, помещая магниты около портретов: - Творчество кого из поэтов понравилось? (красный магнит) - Творчество кого из поэтов заинтересовало, осталось загадкой и хотелось бы познакомиться? (зелёный магнит) Учащиеся читают составленные синквейны. Мнения учащихся аргументируются. 9. Домашнее задание. Написание эссе на тему: Почему нам близок Серебряный век? . 11

Заключение.
ИКТ на данном этапе развития образования выступают одним из средств взаимодействия участников образовательного процесса (учителя и учащихся), способствуют гармоничному формированию творческой и деятельной личности обучаемого. Используя ИКТ, учитель имеет возможность повысить эффективность урока. Урок с применением ИКТ даёт возможность закрепления полученных знаний, повышает уровень наглядности на уроке, повышает интенсивность работы, способствует установлению межпредметных связей с информатикой, МХК, историей, даёт возможность организации проектной деятельности, повышает уровень усвоения учебного материала и уровень учебной мотивации и интереса к предмету. Урок с использованием ИКТ- это возможность применения личностно- ориентированного подхода, создание ситуации успеха. Происходит формирование информационно-коммуникативной компетентности, которая включает в себя не только сформированные представления о современной компьютерной среде, ресурсах Интернета, владение компьютером, но и умение высказывать своё мнение, проявление активности в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение учащимися навыков общения и взаимодействия. 12

Список литературы.
1. Учебник «Русская литература ХХ века» под редакцией В.П.Журавлёва. 2. Сборники стихов поэтов Серебряного века. 3. Справочник заместителя директора № 11 2011год. 4. Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX- начала XX века.,1998г. 5. Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. М.,1993г. 6. Серебряный век в России: Избранные страницы. М.,1993г. 7. Дмитриев В. Поэтика (Этюды о символизме). СПб., 1993г. 8. Лотман Ю.М., Минц З.Г. Статьи о русской и советской поэзии. Таллин,1989г. 9. «Литература в школе» 1999г., № 12 10.Интернет-ресурсы. 13

Приложение № 1

Поиски и находки поэтов Серебряного века.
Поэты: В чем их индивидуальность
Что их объединяет

Символисты:
В. Брюсов К. Бальмонт А.Белый Д. Мережковский 3. Гиппиус А. Блок
Акмеисты:
Н. Гумилёв А.Ахматова
Футуристы:
И. Северянин В. Маяковский В. Хлебников 14


В раздел образования