Напоминание

"Игровой метод в обучении плаванию дошкольников"


Автор: Саитгалеева Екатерина Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №69
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Игровой метод в обучении плаванию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровой метод в обучении плаванию дошкольников

Благоприятное воздействие плавания на детский организм является

общепризнанным.

В

медико-физиологическом

аспекте

это

укрепление

различных

функциональных

систем

детского

организма

(сердечно-

сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом

аспекте - формирование произвольной регуляции движений и действий, в

п е д а г о г и ч е с ко м

э т о

н е

т о л ь ко

о б у ч е н и е

д о ш к о л ь н и к а

сложноорганизованным

действиям,

но

и

способ

становления

навыков

саморегуляции.

В нашей стране плаванием занимаются люди разных возрастов. Однако

основная

масса

людей,

изучающих

способы

плавания

и

принимающих

участие в соревнованиях, - это дети.

Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода очищает

кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению

самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних

органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений,

изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен

веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет

увеличенную

теплопроводность

и

теплоемкость,

а

также

значительную

плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность

тела человека резко возрастают.

Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в

первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Во время интенсивного

плавания

частота

сердечных

сокращений

юного

пловца,

находящегося

в

состоянии спортивной формы, может увеличиться в 3-4 раза и достигнуть 150

—200 уд/мин.

Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной

нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность,

появляется

уверенность

в

своих

силах.

Это

является

следствием

благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм

ребенка.

Плавание

как

вид

деятельности

характеризуется

значительной

степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб

игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью

для детей дошкольного возраста.

Учет

психологических

закономерностей

развития

ребенка

при

организации занятий плаванием в детских дошкольных учреждениях требует,

чтобы эти занятия структурно и функционально строились по принципам

«открытого обучения» в педагогике школьного возраста. Открытое обучение

не

ограничивается

строго

регламентированными

рамками

и

допускает

модификации, как по воле педагога, так и по воле ученика. Дидактическое

пространство

при

таком

подходе

оказывается

«местом

встречи»

разнонаправлено

мотивированной

деятельности

ребенка

(который

хочет

купаться и резвиться) и взрослого (цель которого - научить ребенка плавать).

Ребенок же становится субъектом собственных плавательных движений, а не

объектом педагогических требований инструктора.

Таким

образом,

к

формированию

плавательных

навыков

у

детей

дошкольного возраста должна вести не столько особая методика обучения

плаванию,

сколько

необходимость

освоения

ребенком

более

широкого

социального опыта.

За последние годы с помощью объективных методов исследований

проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей

улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков.

Результаты этих исследований использованы в настоящей работе.

Игровое

плавание

содержит

разнообразные

подвижные

игры

и

развлечения в воде. Такое плавание используется, главным образом, при

обучении и тренировке юных пловцов. Игры вызывают большие эмоции,

повышают

активность

детей,

способствуют

появлению

инициативы,

воспитанию чувства товарищества и т. д.

Игра

-

наиболее

доступный

для

детей

вид

деятельности,

способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко

проявляются

особенности

мышления

и

воображения

ребенка,

его

эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Играя,

дети

учатся

применять

свои

знания

и

умения

на

практике,

пользоваться

ими

в

разных

условиях.

Игра

-

это

самостоятельная

деятельность,

в

которой

дети

вступают

в

общение

со

сверстниками.

Их

объединяет

общая

цель,

совместные

усилия

к

ее

достижению,

общие

переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании

ребенка

и

способствуют

формированию

добрых

чувств,

благородных

стремлений, навыков коллективной жизни.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой

процесса обучения.



В раздел образования