Автор: Саитгалеева Екатерина Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №69
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Игровой метод в обучении плаванию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Игровой метод в обучении плаванию дошкольников
Благоприятное воздействие плавания на детский организм является
общепризнанным.
В
медико-физиологическом
аспекте
это
укрепление
различных
функциональных
систем
детского
организма
(сердечно-
сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом
аспекте - формирование произвольной регуляции движений и действий, в
п е д а г о г и ч е с ко м
–
э т о
н е
т о л ь ко
о б у ч е н и е
д о ш к о л ь н и к а
сложноорганизованным
действиям,
но
и
способ
становления
навыков
саморегуляции.
В нашей стране плаванием занимаются люди разных возрастов. Однако
основная
масса
людей,
изучающих
способы
плавания
и
принимающих
участие в соревнованиях, - это дети.
Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода очищает
кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению
самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних
органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений,
изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен
веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет
увеличенную
теплопроводность
и
теплоемкость,
а
также
значительную
плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность
тела человека резко возрастают.
Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в
первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Во время интенсивного
плавания
частота
сердечных
сокращений
юного
пловца,
находящегося
в
состоянии спортивной формы, может увеличиться в 3-4 раза и достигнуть 150
—200 уд/мин.
Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной
нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность,
появляется
уверенность
в
своих
силах.
Это
является
следствием
благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм
ребенка.
Плавание
как
вид
деятельности
характеризуется
значительной
степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб
игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью
для детей дошкольного возраста.
Учет
психологических
закономерностей
развития
ребенка
при
организации занятий плаванием в детских дошкольных учреждениях требует,
чтобы эти занятия структурно и функционально строились по принципам
«открытого обучения» в педагогике школьного возраста. Открытое обучение
не
ограничивается
строго
регламентированными
рамками
и
допускает
модификации, как по воле педагога, так и по воле ученика. Дидактическое
пространство
при
таком
подходе
оказывается
«местом
встречи»
разнонаправлено
мотивированной
деятельности
ребенка
(который
хочет
купаться и резвиться) и взрослого (цель которого - научить ребенка плавать).
Ребенок же становится субъектом собственных плавательных движений, а не
объектом педагогических требований инструктора.
Таким
образом,
к
формированию
плавательных
навыков
у
детей
дошкольного возраста должна вести не столько особая методика обучения
плаванию,
сколько
необходимость
освоения
ребенком
более
широкого
социального опыта.
За последние годы с помощью объективных методов исследований
проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей
улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков.
Результаты этих исследований использованы в настоящей работе.
Игровое
плавание
содержит
разнообразные
подвижные
игры
и
развлечения в воде. Такое плавание используется, главным образом, при
обучении и тренировке юных пловцов. Игры вызывают большие эмоции,
повышают
активность
детей,
способствуют
появлению
инициативы,
воспитанию чувства товарищества и т. д.
Игра
-
наиболее
доступный
для
детей
вид
деятельности,
способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко
проявляются
особенности
мышления
и
воображения
ребенка,
его
эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Играя,
дети
учатся
применять
свои
знания
и
умения
на
практике,
пользоваться
ими
в
разных
условиях.
Игра
-
это
самостоятельная
деятельность,
в
которой
дети
вступают
в
общение
со
сверстниками.
Их
объединяет
общая
цель,
совместные
усилия
к
ее
достижению,
общие
переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании
ребенка
и
способствуют
формированию
добрых
чувств,
благородных
стремлений, навыков коллективной жизни.
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой
процесса обучения.