Напоминание

"Актуальные направления современных научно-педагогических исследований педагога СПО"


Автор: Скорик Оксана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КК НКРП
Населённый пункт: город Новороссийск
Наименование материала: Статья
Тема: "Актуальные направления современных научно-педагогических исследований педагога СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО

КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

(ГБПОУ КК НКРП)

«Актуальные направления современных научно-педагогических

исследований педагога СПО»

Выполнил: Преподаватель

ГБПОУ КК НКРП

О.В.Скорик

Введение

В

последнее

десятилетие,

когда

задачи

развития

личности

стали

приоритетными,

любое

продуктивное

исследование

в

образовательной

области

должно

быть

психолого-педагогическим,

должно

раскрывать

и

исследовать

единство

внешних

и

внутренних

факторов

образования,

педагогические

условия

и

способы

формирования

мотивации,

установок,

ценностных

ориентации,

творческого

мышления,

интуиции,

убеждений

личности, условия ее здорового психического и физического развития. При

этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику:

-

в

нем

идет

речь

о

педагогическом

процессе,

об

обучении

и

воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно

участвуют

педагог

и

воспитанник,

функционируют

и

развиваются

педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

Педагогическая практика является действенным критерием истинности

научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично

проверяются

экспериментом.

Практика

является

и

источником

новых

фундаментальных проблем образования.

Теория,

следовательно,

дает

основу

для

правильных

практических

решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной

практике,

порождают

новые

вопросы,

требующие

фундаментальных

исследований.

Основная часть

Виды научно-педагогических исследований.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

Так, например, в Федеральном законе «О науке и государственной научно-

технической

политике»

выделяются

фундаментальные

и

прикладные

исследования.

Фундаментальное исследование -

исследование, выполняемое при

помощи специального научного теоретического аппарата. Это вид научной

работы, заключающийся в выявлении закономерностей путем абстрактного

мышления.

В

фундаментальных

исследованиях

рассматриваются

методологические проблемы педагогики.

Прикладные научные исследования определяются как исследования,

направленные

преимущественно

на

применение

новых

знаний

для

достижения практических целей и решения конкретных задач.

По

длительности

научные

исследования

можно

разделить

на

долгосрочные,

краткосрочные

и

экспресс-исследования.

В

науке

можно

выделить

эмпирический

и

теоретический

уровни

исследования

и

организации знания. Теоретический уровень научного знания предполагает

наличие

особых

абстрактных

объектов

(конструктов)

и

связывающих

их

теоретических законов, создаваемых с целью идеализированного описания и

объяснения

эмпирических

ситуаций,

т.е.

с

целью

познания

сущности

явлений. Цель их - расширить знания общества и помочь более глубоко

понять

законы

природы.

Такие

разработки

используют

в

основном

для

дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут

быть долгосрочными, бюджетными и др. Элементами эмпирического знания

являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и

констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и

явлений.

Устойчивая

повторяемость

и

связи

между

эмпирическими

характеристиками

выражаются

с

помощью

эмпирических

законов,

часто

имеющих вероятностный характер.

В

статье

Д.

И.

Фельдштейн

рассматривает

приоритетные

направления развития психологических исследований в области образования

и

самообразования

современного

человека,

где

приводит

следующие

актуальные

направлений

психолого-педагогических

исследований.

Он

отмечает, что в педагогике и психологии до сих пор остаются недостаточно

теоретически

проработанными

и

экспериментально

изученными

многие

сферы

современной

жизнедеятельности

людей,

проце ссуальные

характеристики, формы изменений, механизмы и движущие силы развития

человека. Поэтому при всей масштабности проводимых ныне исследований

имеется насущная потребность организации научного поиска по ряду новых,

приоритетных направлений. Можно кратко обозначить некоторые из них.

Первое направление связано с тем, что на смену развития человека и

общества, роли техники, технологии, науки, как производительной силы,

пришла в качестве ведущей,

проблема самого человека,

и как существа

биологического

в

общей

универсальной

эволюции,

и

как

носителя

социального,

и

как

творящего

особый

мир

культуры,

как

главного

действующего

лица

исторического

прогресса.

Отсюда

актуализировались

задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке в специальном

изучении, осмыслении особенностей его функционирования сегодня.

Второе

направление

связано

с

необходимостью

осуществления

развернутого

междисциплинарного

исследования

о собенно стей

современного

ребенка,

психологические,

социально-психологические.

Например,

отечественные

психологи

и

педагоги

имеют

неоспоримые

достижения

в

дифференцированном

рассмотрении

отдельных

периодов

детства. Важно то, что ученые: психологи и педагоги - дидакты, методисты

обязаны не сопровождать, как принято писать в некоторых ведомственных

бумагах,

процесс

модернизации

образования,

а

раскрывать

научные

основания, выступающие необходимой базой для его осуществления.

Третье направление состоит в организации интенсивного поиска новых

критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их

действия.

Здесь

вычленяется

необходимость

изучения

нескольких

образующих такого взросления:

-

раскрытие

органических

предпосылок

становления

человека

как

личности;

- определение характера и особенностей воздействия социальной среды

и системы воспитательных воздействий, как условия личностного развития;

- анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как

личности и как субъекта действия;

-

выявление

условий,

специфики

и

механизмов

осуществления

индивидуализации и социализации в современном мире.

Четверное направление состоит в том, чтобы, выявляя оптимальные

сроки обучения, устанавливая, чему и как учить детей, мы четко определили,

какова должна быть сущность, структура учебной деятельности младших

школьников, чем отличается она у подростков, а чем у старшеклассников,

обучающихся в СПО.

При этом необходимо

раскрыть новые способы

усвоения, присвоения знаний, и установить, каким должен быть молодой

человек

на

выходе

во

взрослую

жизнь

-

не

только

какими

знаниями,

умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать.

Пятое

направление

связано

с

проблемой

стремительных

сдвигов

в

развитии

общества,

обусловленных

«информационным

взрывом»,

ростом

коммуникаций,

что

привело

к

кардинальным

изменениям

пространства

жизни,

в

котором

и

формируется

современный

ребенок,

и

организуется

образовательный

процесс.

Поэтому

от

нас

требуется

кардинальное

переосмысление и педагогических, и психологических основ образования.

Здесь на первый план выходят задачи:

-

выявления

и

учета

влияния

на

растущих

людей

мощного

информационного потока, включая не контролируемые системой образования

воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернет;

-

поиска

психолого-педагогических

оснований

процесса

обучения

детей,

подростков,

юношества

в

современных

условиях,

требующих

раскрытия

путей,

возможностей

не

только

стимулирования

интереса

к

познанию,

формирования

познавательных

потребностей,

но

и

выработки

избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе

самостоятельного присвоения знаний.

Шестое

направление

состоит

в

определении

действия,

воздействия

новых

молодежных

субкультур,

новых

социальных

связей

ребенка

при

раскрытии

условий

и

механизмов

их

влияния

и

актуализации

развития

духовных

начал,

в

том

числе

и

психолого-педагогической

поддержки

саморазвития, самореализации растущего человека.

Седьмое направление состоит в том, чтобы, опираясь на исследование

подвижек

в

развитии

личности,

определить

возможности

усиления

эмоционально-волевой стабильности молодых людей, с одной стороны, а с

другой

-

восстановления

критериев

нравственности

внутри

детского

сообщества, что, как вы понимаете, представляет чрезвычайно важную и

тонкую задачу.

Восьмое направление связано с актуализацией разработки психолого-

педагогических

оснований

и

принципов

построения

многоплановых

и

многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и

детей.

Эта

проблема

обостряется

в

силу

многих

обстоятельств,

в

числе

которых

нарастающее

отчуждение

между

взрослыми

и

детьми,

которые

существенно повзрослели, с одной стороны, с другой - по ряду параметров

углубился

их

социальный

инфантилизм.

При

этом

индивидуально

они

взрослеют

не

личностно,

не

субъективно,

а

лишь

в

плане

показного

поведения. Исследование данной проблемы необходимо для установления

путей

укрепления

преемственности

поколений.

Тем

более

что

сегодня

имеется и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-

исторического наследия.

Девятое

направление

связано

с

тем,

что

в

современной

ситуации

резкого

обострения

обстановки

во

всем

мире

выявляется

не

только

многогранность

и

чрезвычайная

сложность,

но

и

малая

изученность

психолого-педагогических характеристик изменяющихся взаимоотношений

этносов,

вопросов

профилактики

этно-

и

ксенофобии,

воспитания

толерантности.

Десятое направление связано с необходимостью в более широком плане

определить теоретические основания и структурировать оказание психолого-

педагогической помощи людям - растущим и взрослым в связи с ростом

нервно-психических,

в

том

числе

посттравматических,

расстройств,

что

особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы

действенной психологической и социально-педагогической реабилитации.

Одиннадцатое

направление

состоит

в

разработке

научных

-

психологических,

психофизиологических,

психолого-дидактических

основ

построения учебников и учебных книг нового поколения, их взаимосвязи, с

новейшими информационными технологиями, включая Интернет.

Разумеется,

круг

актуальных

психологических

и

педагогических

проблем

значительно

шире,

ибо

сегодня

перед

нами

открывается

многомерное пространство новых задач, новых тем, требующих и глубинного

т е о р е т и ч е с ко го

о с м ы с л е н и я ,

и

з н ач и т е л ь н о го

р а с ш и р е н и я

экспериментальных работ.

Известный методолог педагогики В.В. Краевский,

обобщая достижения

о методах научного-педагогического исследования педагога указывает, что

это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, а

также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию

программ,

логики

и

методов,

оценке

качества

специально-научных

педагогических исследований.

Заключение

Итак,

теоретический

уровень

исследования

характеризуется

преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные

факты

исследуются,

обрабатываются

с

помощью

логических

понятий,

умозаключений,

законов

и

других

форм

мышления.

Здесь

исследуемые

объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность,

внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью

органов

чувств

(эмпирия)

может

присутствовать,

но

оно

является

подчиненным.

Структурными

компонентами

теоретического

познания

являются

проблема,

гипотеза

и

теория.

К

числу

методологических

и

теоретических исследовательских проблем в педагогических исследованиях

могут быть отнесены следующие:

-

соотношение

философских,

социальных,

психологических

и

педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических

основ

(концепции)

и

решении

ведущих

проблем

педагогической

деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных

учреждений;

-

способы

отбора

и

интеграции

в

психолого-педагогическом

исследовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики

и

др.);

- соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных

(локальных)

интересов

и

условий

при

конструировании

психолого-

педагогических систем и проектировании их развития;

- учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и практические

способы их достижения;

-

соотношение

и

взаимосвязь

процессов

социализации

и

индивидуализации, новаторства и традиций в образовании;

-

методология

и

технология

педагогического

проектирования

(на

уровне

предмета,

образовательного

учреждения,

педагогической

системы

города, района, региона и др.);

-

способы

корректного

конструирования

и

эффективного

осуществления всех этапов исследовательского поиска.

Среди прикладных (практических) проблем можно назвать следующие:

- развивающие возможности современных методических систем;

- пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного

образования в СПО;

- здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе;

- развивающие возможности новых информационных технологий;

- традиции обучения и воспитания в России и других государствах и их

использование в современных условиях;

-

молодежный клуб,

как база развития внеучебных интересов и

способностей;

-

роль неформальных структур в социализации молодежи, способы

взаимодействия педагогов с неформальными структурами.

Деятельностный подход,

в обучении и воспитании обучающегося,

является

ведущей

стратегией.

Основоположниками

деятельностной

концепции

были

выдающиеся

российские

психологи

и

педагоги

Л.С.Выготский,

А.Н.Леонтьев,

Л.С.Рубинштейн,

Г.И.

Щукина.

Суть

ее

заключается в том, что именно деятельность является основным средством

развития человека. Согласно мнению Н.А.Менчинской («Проблемы учения и

умственного развития школьника»), «личность является и предпосылкой, и

результатом деятельности, аналогично и деятельность можно рассматривать

как основание личности, и как ее результат».

В многообразии видов деятельности, в которую включен человек, и

лежит

та

основа,

на

которой

формируются

его

важнейшие

качества:

активность, самостоятельность, интерес к миру, творческость.

Литература

1. Загвязинский В.И., Атахов Р.А. Методология и методика психолого-

педагогического исследования. – М.: Академия, 2001.

2. Коржуев А.В., Попков В.А. Научное исследование по педагогике:

Теория, методология, практика: Учебное пособие. – М.: Изд-во Трикста, 2008.

3.

Краевский

В.В.

Методология

научного

исследования.

-

Спб.,

СПбГУП, 2001, 304.

4.

Фельдштейн

Д.И.

Приоритетные

направления

развития

психологических исследований в области образования и самообразования

современного человека / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2003. -

№6. с. 7-14

5. Безрукова

В.С.

Настольная

книга

педагога-исследователя.

-

Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.



В раздел образования