Автор: Кожухарь Александра Валерьевна
Должность: студентка группы 61/1-нов
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского"
Населённый пункт: г. Ялта
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВУЗОМ"
Раздел: высшее образование
ОСОБЕНОСТИ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВУЗОМ
Шушара Татьяна Викторовна, доктор педагогических наук,
профессор кафедры педагогики и управления учебными заведениями
Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымского
федерального университета имени В. И. Вернадского» г. Ялта
Актуальность исследования. Современное общество характеризуется
высокой динамикой развития образовательных структур, что в свою очередь,
приводит
к
появлению
новых
и
отмиранию
ранее
существовавших форм
управления вузами. В этих условиях нормой становится появления новых
методов
образовательного
менеджмента.
Таким
образом, особенности
построения
структуры
управления
вузом
играют важнейшую
роль
в
развитии
современной
теории
и
практике
менеджмента,
и,
конечно
же,
высшей педагогики в современном обществе.
Степень
изученности. Особенностями
структур
управления
современным
вузом,
а
также
их
теоретические
аспекты
исследовалась
в
трудах Воронцовой Л.В., Поповой А.Т., Вострикова А.С., Куликовой Ю.П.,
Певзнер М.Н., Цыганкова В.А. и др.
Цель
статьи. В статье осуществлена попытка изучить современные
методы
управления
вузом.
Акцент
сделан
на
инновационные
структуры
управления вузом.
Изложение основного материала.
В
вузе
реализуются
различные
типы
проектов:
образовательные,
научные,
инновационно-внедренческие,
консалтинговые,
социально-
культурные, организационные, производственные, технологические и др. В
настоящей
работе
рассматриваются
только
образовательные
проекты
высшего учебного заведения. К таковым, по нашему мнению, могут быть
отнесены следующие:
*реализация специализаций в рамках основных образовательных программ;
*специалитета и профилей в рамках основных образовательных программ;
*бакалавриата;
*реализация магистерских образовательных программ;
*реализация дополнительных образовательных услуг;
*реализация программ довузовской подготовки абитуриентов;
*реализация
престижных
образовательных
программ
с
высоким
уровнем
требований (МВА, «Оценка бизнеса», «Аудит» и др.);
*проведение
предметных
олимпиад
и
конкурсов
для
учащихся
школ,
учреждений начального и среднего профессионального образования;
*реализация программ повышения квалификации для преподавателей школ,
учреждений начального и среднего профессионального образования, вузов;
*целевая подготовка специалистов по заказу предприятий и организаций;
*участие в опережающем обучении сотрудников предприятий и организаций
с целью освоения перспективных специальностей и технологий;
*реализация
проектов
по
внутрифирменному
обучению
сотрудников
предприятий и организаций;
*создание на базе вуза корпоративных университетов;
*формирование и реализация программ ранней адаптации выпускников к
специфике предприятий и организаций;
*подготовка
через
аспирантуру
и
докторантуру
вуза
кадров
высшей
квалификации по заказу предприятий и организаций.
В процессе деятельности высшего учебного заведения можно выделить
два
типа
проектной
деятельности:
отдельные
проекты
и
программы.
К
программам отнесем два направления деятельности вуза:
*направление, представляющее собой совокупность повторяющихся типовых
проектов,
например,
программа
опережающего
обучения
в
различных
организациях, внутри которой существуют типовые проекты опережающего
обучения;
*направление,
представляющее
собой
совокупность
взаимосвязанных
проектов, имеющее обычно более крупную и долгосрочную цель, например,
программа создания системы непрерывного образования может включать
организацию профильных классов в школах, реализацию программ среднего
профессионального образования, осуществление профильной подготовки в
рамках бакалавриата, реализацию соответствующих магистерских программ
и организацию системы послевузовского образования.
Для реализации образовательного проекта необходимы различные виды
ре сурсов:
кадровые,
финансовые,
материально
т е х н и ч е с к и е ,
информационные,
технологические,
нормативно-правовые,
научно-
методические (рисунок). Образовательные проекты реализуются в вузе, как
правило,
на
базе
соответствующих
специализированных
факультетов.
В
результате
происходит
расширение
функций
и
полномочий
факультетов,
которые могут рассматриваться как стратегические хозяйственные единицы.
Очевидно, что факультет выступает и как основной поставщик кадровых
ресурсов проекта. Другие виды ресурсов обеспечиваются соответствующими
функциональными службами центральной администрации вуза (рисунок).
Создание
и
внедрение
во
многих
вузах
систем
менеджмента
качества
послужило
толчком
к
интенсивному
развитию
процессного
подхода
к
управлению учебным заведением. Суть процессного подхода к управлению
вузом
заключается
в
том,
что
акцент
при
постановке
задач
и
оценке
эффективности переносится с функциональных подразделений на бизнес-
процессы.
структура
управления
вузом
собой
систему,
из
людей
или
людей,
постоянно в различные взаимоотношения решения общих При этом, по В.А.
Цыганкова,
системность
формирования
организационной
управления
проявляется (3):
* в всех функций за конкретными подразделениями отдельными работниками
(при данного условия потеря ресурсов и
необходимого для возникающих
проблем);
* в каждой функции одним подразделением исполнителем (дублирование
приведет к непроизводительным и потере управляемости);
* в основных параметров организационной структуры, диапазон управления
(подчиненных руководителю), уровней управления, деятельности по видам и
процессам, регламентацию и обязанностей и полномочий.
А.С.
утверждает,
что
конкретную
организационную
реализуется
управление
которое как может рассматриваться в аспектах: управление
между людьми в реализации образовательной управление образовательным
включая ресурсы,
методику, технологию. И то, и - с целью достижения
качества образовательных (1).
Типовая
организационная
управления
вузом,
еще
в
период
-централизованной экономики, основывается на использовании принципов
линейного
и
управления
производственными
Такой
тип
управления
эффективен организации, находящейся в внешней среде, в же, меняющихся
условиях, он не позволяет осуществить внедрение различных, инноваций.
Можно с Шукшуновым В.Е., который следующие особенности вузом (4):
* множественность деятельности вуза и системы взаимосвязанных
* многоконтурность системы и каналов управления;
* взаимосвязь управляемых
* управление распределенной с отсутствием четких
Одновременно, это с
обратной связью, правило, через среду;
* высокая вуза как
* высокий уровень в управлении;
*повышение в годы степени подразделений *вуза и следствие - децентрализа-
ция в
*широкое использование технологий в деятельности
Необходимость
модернизации
структур
управления
обусловливается
изменениями
во
среде
и
требует
регулярного
мониторинга
труда
и
оперативного
на
появление
потребности
в
новых
специальностях,
и
осуществления соответствующих в структуре подготовки
Ориентация на
высокие рынка труда изменения в организационной управления вузом, на
повышение качества специалистов.
Понимая совершенствования существующих управления, российские
предпринимают
попытки
их
изменить,
но,
правило,
все
сводятся
к
дополнительной
сформировавшейся
структуры
элементами:
институты,
различные службы, и т.д. Таким образом, схема управления, еще в советское
в последние годы изменилась, но характерные сохранились у большинства
Анализ
исследований,
вопросам
совершенствования
управления,
позволяет
вывод,
что
в
рыночной
конкуренции
учреждение
может
функционировать, если систему менеджмента (СМК).
Являясь частью менеджмента организации, направлена на достижение
соответствующих
целям,
в
области
качества,
должны
дополнять
цели
организации. этом выполняются функции управления в целом по вузу, и по
отдельным направлениям деятельности: определение развития; планирование
( текущее и оперативное); активизация (система ); контроль; анализ.
направление
деятельности
играет
определяющую
в
повышения
качества и может рассматриваться фактор воздействия на
Деятельность
университета в рынка предъявляет к увеличению его умению адаптироваться
к
условиям
внешней
проявлению
мобильности
и
реагирования
при
управленческих решений. примером успешного университета в рыночной и
ее
отдельного
блока
СМК,
подсистемы
менеджмента
может
служить
государственный технический (ОмГТУ). Эволюционный к организационной
структуре
соответствующей
новым
университета
как
научно-
образовательному в соответствии с комплексной развития университета на
2008-2012 гг, университету органично в формирующуюся в стране систему,
построенную по президент-ректор на линейно-функциональных и -целевых
подразделений.
Для создания инфраструктуры обеспечивающей ускоренное качества
образовательного
научно
исследовательских
и
опытно-работ,
выпуска
наукоемкой планируется:
материальных
условий
развития
инновационного
в
образовательном
процессе, деятельности, социальной
оптимизация организационной вуза для роли подразделений, инновационное
развитие;
атмосферы и среды, повышению инновационной студентов, аспирантов, и
сотрудников.
Этому способствовать ряд по развитию сети центров, сети центров,
малых
предприятий,
системы
сотрудников
в
инновационное
привлечение
дополнительных на НИОКР и инновационную (2).
Научная и образовательная инновационного университета на развитии
инновационных и совершенствовании принципов Новые знания, в результате
научной
должны
найти
в
учебном
процессе
подготовке
специалистов.
сохранения
и
наращивания
преимуществ
вуза
направить
усилия
на
внутренних резервов
связанных
непосредственно
с
-
производителем
образовательных
и
создателем научно-и творческих достижений.
направление
развития
требует
создания
системы
управления
научной
и
инновационной Разработка и внедрение системы управления создаст условия
поиска
подходов
и
повышения
эффективности
труда.
Комплексная
управления позволит систему принципов,
отношений, которая способс-
т в о в ат ь
н а р а щ и в а н и ю
и с т оч н и ко в
д оход о в ,
з а
т в о р ч е ского,
исследовательского,
преподавательского
труда.
По
мнению,
развитие
деятельности вуза ориентацию преподавателей на рынок образовательных
Разрабатываемые
и
реализуемые
курсы
должны
направлены
на
удовлетворение потребителей.
Вывод.
Условием
дальнейшего
развития
вуза
по в ы шение
эффективности
инфраструктуры
и
организационно управленческой
университета на основе комплексной системы По нашему мнению, развитие
вуза без поиска резервов и ресурсов совершенствования деятельности, этом
необходима
и
активное
участие
в
процессе
непосредственных
-
преподавателей.
Аннотация. В обоснована необходимость организационных структур
вузом
в
условиях
развития.
Проанализированы
основные
принципы
интеграции
механизма
управления
проектами
в
традиционную
систему
управления
вузом.
Систематизированы
основные
виды
образовательных
проектов в вузе. Проанализированы возможности гармоничного сочетания
процессного и проектного подходов к управлению вузом. Отражена системы
менеджмента как части менеджмента вуза.
слова: менеджмент система менеджмента инновационное развитие,
трудовой жизни .
Summary. The necessity of modernizing the organizational structure of
university management in the conditions of innovative development is proved in
the article. The basic principles of the integration of project management
mechanism in the traditional university management system are analyzed. The
main types of educational projects at the university are systematized. The
possibility of a harmonious combination of process and project approaches to
university management are analyzed. The role of the quality management system
as a part of the university management system is reflected.
Key
words. University
management,
system
of
management
quality,
innovative development, quality of working life of teachers.
Литература
1.
Воронцова
Л.В.,
Попова
А.Т.
инструментарий
для
процессов
развития и межрегиональных и международных // Актуальные проблемы и
права. Казань: центр образования «». 2014. № 4 (32). С. 141-146.
2.
Востриков А.С. децентрализации функций управлении вузом /
А.С. Н.В. Пустовой // Университетское практика и анализ. - - № 4. - 112 с.
3.
Куликова Ю.П. модель взаимодействия высшего образования и
экономики
как
реализации
модернизационной
//
Вестник
Адыгейского
университета. Сер. 5: Экономика. Адыгейский государственный 2012. № 3
(104). С.210-216.
4.
Певзнер
М.Н.
международного
проекта:
видение
сетевого
университетов-
партнеров
к
20-программы
темпус
//
Новгородского
государственного имени Ярослава 2014. № 58. С. 40-44.
5.
Цыганков В.А. управления наукоемким учеб. пособие. - Изд-во
ОмГТУ, 2010. - 88 с.
6.
В.Е. Управление вузом в условиях. 2-е изд., пере- раб. и доп./ В.Е.
А.Н. Иванченко, С.И. Потоцкий; Юж.-Рос. гос. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГУ,
- 54 с.