Автор: Калинина Инна Юрьевна Должность: учитель географии и биологии Учебное заведение: МОУ СОШ № 36 Населённый пункт: Город Комсомольск-на-Амуре Наименование материала: конспект урока Тема: Природные зоны Земли Раздел: среднее образование
Цель:
Ученик научится распознавать особенности природных зон Земли и сравнивать их между
собой.
Задачи:
1.
Предметные:
продолжить
развивать
понятие
природные
зоны;
учить
давать
определения широтной зональности и высотной поясности, определять признаки
разных природных зон, устанавливать смену природных зон от экватора к полюсам
по карте.
2.
Метапредметные: учить учащихся самостоятельно приобретать новые знания из
различных источников информации (учебник, рассказ учителя, картографические
источники),
формировать
творческие
способности,
познавательный
интерес
и
осознанный выбор.
3.
Личностные:
развивать
у
учащихся
осознание
единства
географического
пространства и целостности географической среды.
Средства обучения:
Карта
природных
зон
мира,
учебник
(А.И.
Алексеев,
С.И.
Болысов,
В.В.
Николина.
География. Природа и люди. 6 класс. М.:Просвещение, 2012), мультимедийный проектор с
экраном, фильм «Природные зоны мира».
Тип урока (по дидактической цели): урок усвоение новых знаний.
Продолжительность урока: 45 минут.
Структура урока
Этапы урока, приемы и
методы обучения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
2
3
I.
Организационный
этап
Приветствие учащихся.
Проверка внешнего вида учеников,
состояние рабочего места.
Учащиеся приветствуют
учителя.
Организация внимания. Небольшая
психологическая пауза,
побуждающая учащихся быть
внимательными на уроке,
мотивация на плодотворную работу.
Слушают заданные
установки учителя,
взаимодействуют с
учителем во
фронтальном режиме.
II. Этап подготовки
учащихся к активному
и сознательному
усвоению нового
материала.
Рефлексивно-
оценочные действия.
Организует беседу с учащимися:
- Скоро каникулы и, наверное, вы
уже задумались о летнем отдыхе.
Этим летом я решила отдыхать на
море. Только определиться с местом
отдыха не могу, надеюсь вы мне
поможете.
- Что нужно знать для выбора места
отдыха?
- Куда посоветуете поехать
отдыхать летом и почему?
Высказывают свое
мнение в устной форме,
акцентируя внимание на
климате,
растительности,
особенности культуры и
населения, денежных
знаков и др.
- Каким общим термином можно
назвать перечисленные вами
условия (климат, растительность и
т.д.)?
Используя знания
предыдущей темы по
программе отвечают, что
это компоненты
природы.
- Как мы назовем совокупность
компонентов природы?
- Какие вы знаете природные
комплексы?
На основе знаний из
предыдущей темы,
отвечают, что это
природные комплексы и
перечисляют известные
им: материки, океаны,
природные зоны.
- Что такое природные зоны?
Отвечают на вопрос, в
случае затруднения
находят определение в
учебнике на странице
173.
Формулирование темы
урока, определение
обсуждения задач
урока.
- Тема урока «Природные зоны
Земли».
- На уроке вы должны
познакомиться с особенностями
размещения природных зон на
равнинах и в горах, работая с
картами природных зон и другими
источниками, научиться
распознавать различные природные
зоны.
- В конечном итоге я бы хотела
услышать ваши рекомендации по
месту проведения моего отпуска.
- Откройте тетради, запишите дату
и тему урока.
Записывают в тетради
тему урока.
- Заполните таблицу,
распечатанную на листе №1
(Приложение №1), необходимую
для оценивания ваших личных
результатов по итогам урока.
Заполняют таблицу,
формулируют задачи,
высказывают их в слух.
- Заполняя таблицу, сформулируйте
какие задачи вы определили для
себя.
- Обобщаются ответы учащихся,
корректируются задачи.
III.
Этап усвоения
новых знаний. Работа с
картой.
- Откройте карту «Природные
карты мира» в учебнике на
странице 190-191.
- Ребята, сидящие на первом
варианте проанализируете смену
природных зон от экватора к северу
на материке Африка, на втором
варианте – к югу от экватора.
Анализируют карту
Организация диалога
- Какие природные зоны есть на
материке Африка?
Представляют
результаты своего
исследования, дополняя
друг друга.
- Какую особенность вы заметили,
пересекая природные зоны сначала
к северу, а потом к югу от экватора?
Делают вывод об
идентичности.
- Как вы думаете, почему это
происходит?
Высказывают свои
варианты.
- Как называется данная
закономерность, с который вы
познакомились на предыдущем
уроке?
Отвечают, что это
зональность.
Установление
причинно-
следственных связей
- Что является причиной
зональности?
Не одинаковое
количество тепла.
Организация физкульт
паузы
- Перед тем как, отправиться в
виртуальное путешествие по
природным зонам, скажите, без
чего еще не возможно любое
путешествие?
Высказывают разные
варианты, один из
которых – здоровье.
- Что бы отправиться в путешествие
нужно обладать еще и
определенным здоровьем, в этом
нам поможет физминутка.
(Приложение №2)
Формирование учебной
задачи
- Каждая природная зона обла-дает
характерными признаками. Вам
предстоит самостоятельно выявить
эти признаки. Помогут в этом
виртуальное путешествие по
природным зонам мира при
просмотре фильма и текст на
страницах учебника 175-177.
Демонстрация фильма,
работа с учебником,
самостоятельная работа
по заполнению
таблицы «Природные
зоны мира»
- В результате работы вы запол-
ните таблицу «Природные зоны
мира», в которой вам нужно будет
установить взаимосвязь между
природными зонами и их главными
признаками. Таблицы распечатаны
на отдельных листах (Приложение
№3)
Выполняют
самостоятельную работу.
Полилог по
результатам
выполнения задания.
- Назовите характерные признаки
природных зон, перечисленных в
таблице.
Называют признаки.
- Ребята, у кого 6-7 правильных
ответов? Вы молодцы. Остальные
не расстраивайтесь, у вас есть
возможность еще реабилитировать
себя.
Организация игры
«Географическое лото».
- Предлагаю сыграть в
«Географическое лото», где вы
сможете компенсировать свои
недостающие знания по данной
теме.
- На доске в разном порядке
Учащиеся устанавливаю
соответствие,
обосновывая свой ответ.
Принимаются как
индивидуальные ответы,
так и приветствуется
прикреплены фотографии при-
родных зон мира и их названия.
Необходимо не только устано-вить
правильное соответствие
«природная зона – название», но и
определить правильный порядок их
размещения от экватора к полюсам.
работа в группах.
Рефлексия
- Ребята, у кого из вас сочинить
синквейны по природным зонам.
Комментирует отдельные
синквейны, эмоционально
поддерживает.
Заслушивают синквейны
одноклассников, дают им
оценку.
Организация диалога
- Возвращаемся к карте природные
зоны. Назовите природные зоны,
имеющие сплошное простирание.
Работа с картой. Делают
вывод, что таких
природных зон нет.
- Что является причиной
приводящей прерыванию
природных зон.
Высказывают свои
варианты.
- Что обозначается розовым цветом
на карте. Сопоставьте карту
природных зон и физическую карту
мира.
- Чему соответствует розовый цвет
на физической карте?
Отвечают, что горы.
- Закономерная смена природных
комплексов на равнинах назы-
вается широтной зональностью. А в
горах высотной поясностью. В
горах все компоненты природы
изменяются с высотой.
Анализ рисунка 127 на
странице 174.
- Проанализируйте набор комплекса
в горах по рисунку127 на странице
174.
- Объясните, с чем связан разный
набор комплексов в двух горных
системах?
Делает вывод о влиянии
высоты.
- От чего еще зависит набор поясов
в горах.
Высказывают варианты.
Затрудняются ответить.
- Набор комплексов в горах еще
зависит от географического
положения. Об этом нам предстоит
еще узнать в следующем учебном
году.
IV.Этап закрепления
новых знания
- Вернемся к проблеме урока. Что
вы узнали о смене природных зон?
Что такое широтная зональность?
Где проявляется высотная
поясность? В каких природных
зонах находится Хабаровский край.
Отвечают на вопросы во
фронтальном режиме.
Работа в группах
- Ребята, у кого из вас появилось
желание помочь мне в выборе
места отдыха этим летом? Для тех,
Учащиеся работают в
группах, обосновывают
свой выбор, используя
у кого проявилось желание помочь
мне в выборе места от-дыха летом,
я приготовила зара-нее
приготовленные туристичес-кие
путевки с названием региона,
которые лежат у вас на столах.
(Приложение №4).
- Прошу не только выбрать место
отдыха, но и обосновать свой
выбор.
Учитель благодарит детей за
предложенные ей варианты летнего
отдыха.
информацию об
особенностях природных
зон, полученные на
уроке.
V.
Этап
информирования о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению
- Запишите домашнее задание: всем
выполнить практическое задание на
контурной карте №1 учебника
страницы 177. Ответить на вопросы
рубрики учебника «Это я знаю» на
странице 177. По желанию
выполнить задание №6,7 на
странице 177 учебника рубрики
«Это я могу», составить кроссворд
на тему «Природные зоны края».
Записывают домашнее
задание, задают
вопросы.
VI.
Подведение
итогов урока.
Рефлексия
- Вернемся к таблице, которую вы
начали заполнять в начале урока
(Приложение №1).
- Заполните ее до конца и сделайте
вывод: все ли задачи, поставленные
в начале урока, мы с вами
реализовали?
- Как вы оцениваете полученный
знания?
Отвечают на вопросы
- Какие вопросы на сегодняшнем
уроке остались не раскрытыми?
Почему?
- Дайте оценку своей работы на
уроке.
- Кого хотели бы вы поблагодарить
за работу на уроке.
- Я тоже вас благодарю за урок.
- Особенно хочу отметить
следующих учеников: …
- Остальным выставлю отметки по
результатам проверки таблиц,
заполненных вами на уроке с
учетом вашей работы на уроке,
работы с картами, текстом
учебника. Урок окончен. До
свидания!