Автор: Скорик Оксана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КК НКРП
Населённый пункт: город Новороссийск
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационная практика воспитательной работы в рамках ФГОС СПО"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО
КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
(ГБПОУ КК НКРП)
«Инновационная практика воспитательной работы в рамках ФГОС СПО»
Выполнил: Преподаватель
ГБПОУ КК НКРП
О.В.Скорик
Введение
Современное
состояние
системы
среднего
профессионального
о б р а зо ва н и я
п р е т е р п е ва е т
су щ е с т ве н н ы е
и зм е н е н и я .
П е р е д
образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные
государственные
стандарты
среднего
профессионального
образования,
которые
показывают
необходимость
обеспечения
функционирования
инновационных
воспитательных
систем,
направленных
на
формирование
у студентов духовности, культуры, гражданской ответственности и правового
самосознания,
инициативности,
самостоятельности,
а так
же
способности
к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда. Поэтому,
происходящие
в общественной
жизни
изменения
требуют
развития
иных
способов образования и педагогических технологий. Технологии связанны
с индивидуальным
развитием
личности,
творческой
инициацией,
формированием
у обучающихся
универсального
умения
ставить
и решать
задачи,
для
разрешения
возникающих
проблем
в профессиональной
деятельности. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Поиск
новых
технологий
связан
с появлением
в образовательных
учреждениях
современной
техники
для
работы
с учебной
и научной
информацией -
это
компьютеры,
интернет,
мультимедийная,
аудио,
видео
техника, и необходимостью эффективно и целесообразно её использовать.
Таким образом, внедрение инновационных процессов в образовании это не
только внедрение процесса совершенствования образовательной практики,
развития образовательных систем на основе нововведений, но и внедрение
новой
воспитательной
системы.
В
условиях
среднего
профессионального
образования
инновационная
образовательная
и воспитательная
системы
являют
собой
такой
способ
организации
жизнедеятельности,
который
предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов
и их взаимосвязь. Поэтому и рассматривать эти системы следует как одно
целое.
Инновационная
образовательная
и воспитательная
система
это,
с одной
стороны,
психолого-педагогическая
организация
деятельности,
с другой стороны, социально-педагогическая, которая влияет на студентов
и как
педагогический
фактор
(через
преподавателей,
лекции,
учебники,
домашние задания, классные часы), и как социальный (через социальные
отношения в социуме).
Инновационная образовательная и воспитательная
система СПО имеет сложную структуру. Ее компонентами являются:
- цели, выраженные в теоретической модели;
- деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
- субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
- рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие
субъектов в некую общность;
- среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее
интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы
.
Образовательные
стандарты
нового
поколения
предъявляют
к
обучающимся особые требования в части воспитания самостоятельности и
ответственности за получение образования. Обучение всё в большей степени
принимает
индивидуальный
характер,
защищая
личностный
интерес
студента, но наметившиеся тенденции развития “профессионального роста”
следует закреплять и на последующих этапах профессионального обучения.
Поэтому
средние
профессиональные
учебные
заведения
обязаны
перестраивать свою образовательно-воспитательную систему в соответствии
с ФГОС. Смыслообразующим фактором современного образования является
развитие обучаемых в процессе организации взаимодействия всех субъектов
обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей,
специфики учебного материала в конкретной образовательно-воспитательной
среде. Его центральным звеном становится инновационная воспитательная
система, в процессе которой идет профессионально-личностное становление
будущего специалиста.
Основная часть
Любая воспитательная система является единством не только общего и
особенного,
но
и
единичного
-
того
специфического,
что
свойственно
конкретному
учреждению
с
данным
составом
педагогов
и
учащихся.
окружающей
его
средой.
Существует
множество
путей
развития
воспитательной системы. Это определяется ее внутренними свойствами.
Моделируя воспитательную систему, закладывая в неё разнообразие
элементов,
их
связей,
альтернативные
пути
ее
развития,
важно
выбрать
главное,
что
будет
определять
ее
лицо,
что
послужит
в
дальнейшем
основанием
для
самоорганизации
системы.
Таким
главным
для
воспитательной
системы
должна
стать
концепция
как
совокупность
основных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во
имя которых она создается [1,2].
Основная
заслуга
в
создании
теории
воспитательных
систем
принадлежит академику Л.И. Новиковой и ее коллегам В.А. Караковскому,
Н.Л.
Селивановой.
На
сегодняшний
день
в
теории
и
практике
воспитательных систем можно говорить и о других научно-практических
результатах.
Большое значение для реализации воспитательной функции учебного
заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно
сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает
их реализацию, среду системы и управление.
Воспитательный
процесс,
представляющий
собою
динамическую
систему, направленную,
прежде всего на реализацию задачи социального
развития
человека.
Решение
проблем
современной
школы
связано
с
превращением ее из школы просто обучающей,
в школу, прежде всего
воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспитательный процесс будет
целостным,
что
на
практике
реализуется
через
создание
воспитательной
системы.
Между
понятиями
"воспитательная
система"
и
"воспитательный
процесс" четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе
поставленных
педагогических
целей
в
образовательном
учреждении
создается и развивается воспитательная система, с другой - эта система
выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных
задач. А.С. Макаренко писал, что никакое средство нельзя рассматривать как
отдельно взятое от системы.
Никакое средство вообще не может быть
признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от
других средств, от целого комплекса педагогических влияний.
Воспитательная система как педагогический феномен изучается наукой
с начала 1970-х годов [3,4].
Известные ученые -
Владимир Абрамович Караковский, Людмила
Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова рассмотрели вопросы
о процессе воспитания обучающихся в своих книгах. Излагая свое понимание
воспитания и его сущности -
В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л.
Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее
развития. А это означает, приоритет в работе воспитателя отдается приемам
опосредованного
педагогического
воздействия
-
происходит
отказ
от
лобовых
методов,
от
лозунгов
и
призывов,
воздержание
от
излишнего
дидактизма, назидательности.
Вместо этого выдвигаются на первый план
диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие, через
создание
воспитывающих
ситуаций,
разнообразную
творческую
деятельность [3,4].
Ученые
Л.И.
Новикова,
В.А.
Караковский,
А.М.
Сидоркин,
Н.Л.
Селиванова и другие рассматривают воспитательную систему как особую
педагогическую
категорию.
Она
имеет
признаки
как
психолого-
педагогической системы, так и социально-педагогической.
Понятие "система" - одно из фундаментальных во всех науках и видах
деятельности.
Система
понимается
как
упорядоченное
множество
компонентов (элементов), находящихся во взаимной связи, зависимости и
взаимодействии друг с другом и на этой основе образующих целостное
единство. Целостное единство системы - это качественная черта, отличающая
любую систему от других систем, систему от среды обитания [4].
Главный признак системы - ее упорядоченность. Но упорядоченность
может иметь различные основания -
не только цели гуманистического
развития личности обучающегося, но и соблюдение формальных правил,
внешнего административного порядка и т.д.
Воспитательная
система
создается
усилиями
всех
субъектов
педагогической деятельности, прежде всего преподавателями, обучающимися
и их родителями. В самом общем виде в процессе создания и развития
системы должен решаться ряд задач.
Во-первых, это формирование у обучающихся
целостной
картины
мира. Обучающиеся
многое узнают об окружающем их мире в семье, в
детском саду, в школе, на улице, из теле - и радиопередач, кинофильмов. В
итоге у них формируется картина окружающего мира. На реализацию этой
задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.
Вторая,
не
менее
важная
задача
формирование
гражданского
самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины.
Третья
задача
приобщение
обучающихся
к
общечеловеческим
ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Четвертая - формирование у подрастающего человека креативности,
"творческости", как черты личности.
И пятая - формирование самосознания, осознания собственного "Я",
помощь обучающемуся в самореализации.
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно
лишь
при
построении
в
учебном
заведении
целостной
воспитательной
системы
[5].
Воспитательная
система
-
это
упорядоченная
целостная
совокупность
компонентов,
взаимодействие
и
интеграция
которых
обуславливает
наличие
у
учреждения
образования
или
его
структурного
подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать
развитию личности учащихся.
Появляются и исчезают различные идеи,
представления, те или иные виды деятельности, организационные структуры.
Усложняется
и
упорядочивается
жизнедеятельность
коллектива
или,
наоборот, увеличивается дезорганизация - все эти явления характеризуют
процесс
развития
воспитательной
системы.
Воспитательная
система
не
задается
сверху,
а
создается
усилиями
всех
субъектов
педагогической
деятельности,
поэтому она - не застывший, а постоянно развивающийся
феномен. Интеграция выражается в сплочении коллектива, в установлении
устойчивых межличностных отношений, стандартизации ситуаций и т.д.
Процесс
развития
воспитательной
системы
в
значительной
степени
определяется
тем,
что
она
является
самоорганизующейся.
В
результате
педагогического управления воспитательной системой и происходящих в ней
процессов
самоорганизации
складываются
закономерности
ее
развития.
Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем
бывают
и
спады,
и
подъемы,
и
достаточно
длительные
периоды
стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система
как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения. Этого не
надо бояться, необходимо знать и анализировать причины и последствия
таких явлений.
На разных этапах развития воспитательной системы более позитивным
процессом может быть как интеграция, так и дезинтеграция.
Процессы
интеграции
создают
благоприятные
условия
для
социальной
адаптации.
Дезинтеграционные явления в системе стимулируют процессы социальной
автономизации обучающегося
и преподавателя. Таким образом, развитие
воспитательной системы есть условие социализации ее субъектов.
В.А. Караковский выделяет две группы критериев, по которым можно
оценить развитость воспитательной системы школы [4].
Первая группа - критерии факта, позволяющие ответить на вопрос, есть
ли
в
СПО
воспитательная
система.
Об
этом
могут
свидетельствовать
упорядоченность жизнедеятельности СПО, наличие сложившегося единого
педагогического
коллектива,
единство
воспитательных
воздействий
в
педагогические комплексы.
Вторая
группа
-
критерии
качества,
отвечающие
на
вопрос,
каков
уровень
развития
воспитательной
системы,
ее
эффективность.
Об
этом
говорят
степень
приближенности
системы
к
поставленным
целям,
реализация
педагогической
концепции,
общий
психологический
климат
учебного заведения, стиль отношений в нем, самочувствие обучающихся и
преподавателей, внутренний комфорт, уровень воспитанности выпускников
СПО.
В развитии воспитательной системы можно выделить несколько этапов
(В.А.
Караковский).
Знание
основных
характеристик
этапов
развития
системы
позволяет
прогнозировать
саморазвитие.
Этапы
развития
воспитательной системы, как объекта управления:
- этап становления системы. Его содержание - формирование целевой
установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного
процесса, проектирование коллективных ценностей. В педагогической среде
усиливаются
разногласия,
в
студенческой
среде
выделяются
лидеры.
Система
имеет
недостаточно
прочные
внутренние
связи,
её
компоненты
работают не зависимо друг от друга. Темпы развития системы на этом этапе
должны быть достаточно высокими;
- этап, связанный с отработкой содержания деятельности и структуры
системы.
Утверждаются
виды
деятельности,
идет
отработка
наиболее
эффективных
форм
и
методов
воспитательных
воздействий.
Происходит
бурное развитие студенческого коллектива и самоуправления в нем, а также
межвозрастного общения.
Главная трудность педагогического управления
воспитательной системой на этом этапе заключается в согласовании темпов
развития этих двух коллективов таким образом, чтобы преподаватели
не
только не стали тормозом в развитии коллектива учащихся, но и обеспечили
педагогическую инициативу в организации его жизни;
-
этап
окончательного
оформления
системы.
Система
окончательно
оформляется - каждый компонент занимает своё место, системные связи
крепнут. Идет интеграция учебной и воспитательной, в том числе внеурочной
деятельности. Усиливается внимание студенческого коллектива к личности.
Становится все более интенсивным процесс педагогического воздействия на
студенческую
среду.
Среди
педагогов
развивается
педагогическое
творчество, интерес к инновациям [5];
- этап обновления и перестройки системы. Обновление системы может
идти двумя путями -
революционным и эволюционным. Революционный
путь,
как
правило,
вызывается
чрезвычайными
обстоятельствами
жизни
общества. Эволюционный путь включает постепенное обновление за счет
инноваций.
При
эффективном
педагогическим
управлением
управлении
механизмы такого обновления заложены в самой системе.
Таковы
основные
этапы
развития
воспитательной
системы,
разработанные В.А. Караковским, Л.И. Новиковой и другими учеными и
практиками [3]. Любая воспитательная система в своем развитии проходит
сходные этапы, при этом движущей силой развития выступает противоречие
между традициями и новациями. Целью и результатом функционирования
любой
системы,
показателем
ее
совершенства
является
развивающаяся
личность.
Таким образом, воспитательная система - это упорядоченная целостная
совокупность
компонентов,
взаимодействие
и
интеграция
которых
обуславливает
наличие
у
учреждения
образования
спо собно сти
целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Заключение
Для
всех
уровней
современного
профессионального
образования
характерно
наличие
малоизученных
проблем,
связанных
с
их
воспитательными
функциями.
Одна
из
них
-
проблема
воспитания,
его
качественного определения и целенаправленного развития. Отрицательное
влияние
на
воспитательный
процесс
в
учреждениях
профессионального
образования всех уровней оказывают преобладание стихийной социализации
молодежи
в
обстоятельствах
экономиче ской
и
п ол и т и ч е с ко й
неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в
подготовке
для
предприятий
и
организаций
квалифицированных
специалистов,
социальные
противоречия
внутри
образовательных
учреждений.
Модернизация содержания и технологий воспитания осуществляется на
основе современных идей, подходов и принципов, семейным, национальным,
региональным
и
общероссийским
культурным
традициям.
Именно
это
поможет создать необходимую развивающую среду, воспитательную систему,
которая позволит не только выявлять, но и развивать склонности, интересы,
активность каждого обучащегося.
Воспитательная
система
образовательного
учреждения
имеет
особенные
черты,
которые
отражают
конкретные
условия
воспитания
-
контингент обучащихся, возраст обучащихся, специфика учебного заведения,
уровень
воспитанности,
индивидуальные
особенности
обучающихся,
традиции,
особенности
среды,
возможности
педагогического
коллектива,
творческий интерес руководителя. Содержание воспитания на теоретическом
уровне представляется в виде концепции развития воспитательной системы
образовательного
учреждения.
Разработка
концепции
развития
образовательного учреждения связана с педагогическим прогнозированием,
моделированием, умением соединять реальность с перспективами развития
образовательного учреждения.
Литература
1. Саенко, О.Е. Теория и практика воспитательной работы в колледже:
настольная книга заместителя директора, педагога-организатора, классного
руководителя / О.Е.Саенко, О.Н.Айдунова. – М.: Дашков и КО, 2008. – 347 с.,
ил. (в пер.)
2. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб.
пособие для СПО / М.Н.Гуслова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 286
с., ил. – (Среднее профессиональное образование. Педагогика). – Гриф ФИРО
№158 от 28.04.2009 (в пер.)
3.
Воспитательная
система
школы:
проблемы
управления.
Очерки
прагматической теории. Под ред.В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л.
Селивановой, Е.И. Соколовой. / М: Сентябрь 1997 - 112 с.
4.
Рожков
М.И.,
Байбородова
Л.В.
Теория
и
методика
воспитания:
Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-
ПРЕСС, 2004. - 384с.
5. Мониторинг качества воспитательного процесса в образовательном
учреждении:
Научно-методические
рекомендации
/
А.Н.
Иванов,
О.А.
Лепнева, Л.Е. Омельченко, Е.А. Тимошко. - Великий Новгород: НРЦРО, 2003.
- 64 с.