Автор: Губайдуллина Зельфия Рашитовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: Город Казань
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Решение уравнений и задач на составление уравнения.
Раздел: среднее образование
«Разработка технологической карты урока математики в 5 классе по теме «Решение уравнений и задач на составление
уравнения»
Губайдуллина Зельфия Рашитовна, гКазань, МБОУ «СОШ № 14»
Глава 2. Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Решение уравнений и задач на
составление уравнения» на основе системно-деятельностного подхода с учетом требований ФГОС.
Технологическая карта урока математики в 5 классе.
«Решение уравнений и задач на составление уравнения»
Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011
Цели:
Развивающая:
Развивать
логическое
мышление,
память,
умения
создавать
модель
уравнения
по
рисунку,
анализировать, выявлять закономерности, обобщать;
Образовательная:
Вывести
алгоритм
составления
уравнений
для
решения
задач;
создать
условия
для
овладения
навыками решения задач с помощью уравнений;
Воспитательная: Повышать интерес к изучению математики через проблемное изучение учебного материала, создание
ситуации успеха; формировать уверенность в себе.
ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний
1
Методы: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Примечание
Организационны
й момент
- Здравствуйте, ребята! Рада вас
видеть! Я надеюсь, что вы
пришли на урок математики в
хорошем настроении, будете
помогать мне, а я вам, будем
работать одной дружной
командой, и у нас всё получится!
- Вспомните, пожалуйста, о чем
мы говорили на прошлом уроке?
- Как вы думаете достаточно
одного урока для понимания этой
темы? Если нет, то почему?
-
- об упрощении
выражений.
-Нет.
- Рассуждают.
Личностные ууд
обеспечивают ориентацию
учащихся в социальных
ролях и межличностных
отношениях.
Коммуникативные ууд:
управление поведением
партнера – контроль, оценка
действий партнера.
Умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание в
устной форме.
2. Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном учебном
действии.
- Вспомните приёмы вычисления
арифметических
действий.
Вам
пригодится
он
для
выполнения
задания.
-
В ы п о л н и т ь
д е й с т в и я
с
подобными
слагаемыми.
(слайд
1)
- Для успешной работы на уроке
п о в т о р и м
н а х о ж д е н и е
неизвестного
компонента
в
уравнении. (слайд 2)
Инструкции: Найдите
неизвестный компонент
действия. Решив, правильно
примеры вы получите приз (слова
- Проговаривают вслух
приёмы.
- Слушают инструкции.
- Выполняют вычисление
подобных.
- Решают уравнения и
поднимаются по
лестнице.
-Используя правила,
находят неизвестный
компонент.
Регулятивные ууд:
прогнозирование -
предвосхищение результата
и уровня усвоения.
- контроль в форме сличения
результата с заданным
эталоном с целью
обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
-коррекция - внесение
необходимых дополнений;
2
задача и уравнение).
3. Постановка
цели и задач
урока. Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
- Как вы думаете, а почему
именно эти слова я заложила в
подарок?
- А почему слово задача взято
именно со словом уравнение?
– Как можно сформулировать
тему урока?
- А почему именно в теме
«упрощение выражений» мы
рассматриваем данный вопрос?
- А какие цели мы должны перед
собой поставить?
- А какие знания нам пригодятся
на уроке?
Инструкции:
-ответы к уравнениям записать
в тетрадь.
- Говорят слова.
- Отвечают на вопрос.
(Мы будем сегодня
говорить об уравнениях и
задачах)
-Потому что мы будем
говорить о задачах,
которые решаются с
помощью уравнения.
- Решение задач с
помощью уравнения.
- Называют общие и
конкретные цели, как для
урока, так и для себя.
-Отвечают.
Коммуникативные ууд:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами.
постановка вопросов.
Познавательные:
самостоятельное выделение-
формулирование
познавательной цели;
логические -
формулирование проблемы.
Регулятивные:
целеполагание.
3
4. Первичное
усвоение новых
знаний
-Читает задание: Составить по
рисунку все возможные
уравнения. (слайд 3)
- Сколько этапов решения
содержит уравнение? Назовите
их.
Решить задачу (слайд 4)
Игорь купил в магазине 3
шоколадки и пачку сока за 36
рублей. За всю покупку он
заплатил 192 рубля. Сколько
стоит одна шоколадка?
Инструкция:
а) составить краткую запись с
помощью отрезка
б)решить уравнение
- Вызывает к доске ученика и
помогает составить схему.
- Задает вопросы по ходу
решения уравнения.
-Слушают.
- Записывают все
возможные уравнения,
которые можно составить
по отрезкам. Обсуждают
решения.
-Есть неизвестный
компонент.
-5этапов
(1-краткая запись в виде
схемы;
2 -составление
уравнения;
3-решение уравнения;
4- истолкование
полученного результата;
5- ответ).
- Выполняют решение.
3x
+36 = 192;
3x= 192 – 36;
3x = 156;
x = 156 : 3;
x = 52.
Ответ: 52.
Общеучебные
универсальные действия:
-моделирование -
преобразование объекта из
чувственной формы в
модель;
Универсальные
логические действия:
- построение логической
цепи рассуждений.
Познавательные
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от конкретных
условий;
Универсальные
логические ууд:
синтез как составление
целого из частей, в том
числе самостоятельно
достраивая, восполняя
недостающие компоненты;
5. Первичная
проверка
понимания
-Предлагает закрепить материал,
решив задачу №618.
- Если задача решена
правильно, ставите на полях в
тетради плюс, если решена
- Самостоятельно
решают.
-Оценивают себя. Если
правильно ставят на
Общеучебные
универсальные действия:
-моделирование -
преобразование объекта из
чувственной формы в
модель;
4
неправильно - знак вопроса.
- Если задача решена
неправильно, то вы берете
подобную задачу и отрабатываете
ошибки, которые получились при
решении задачи.
- Учитель оценивает работу
учеников решающих №620
знаком + на полях.
полях «+»,если нет знак
«?»
-Те, кто допустили
ошибки при решении,
решают подобную задачу.
- Кто успешно справился
с заданием выполняют
дополнительный №620
на плюсы в тетради
Универсальные
логические действия:
- построение логической
цепи рассуждений.
Познавательные
-выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от конкретных
условий;
Универсальные
логические ууд:
-синтез как составление
целого из частей, в том
числе самостоятельно
достраивая, восполняя
недостающие компоненты;
-выбор оснований и
критериев для сравнения
Регулятивные ууд:
контроль в форме сличения
способа действия и его
результата с заданным
эталоном с целью
обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
-коррекция - внесение
необходимых дополнений и
корректив в план и способ
действия в случае
расхождения эталона,
реального действия и его
5
продукта;
-оценка - выделение и
осознание учащимся того,
что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения.
6. Организация
первичного
контроля
- Учитель оценивает работу
учеников решающих
№620 знаком + на полях.
Проверка после того, как оба
человека в паре справятся с
заданием.
- Предлагает решить задачу
Задача для мальчиков:
На
одной
стоянке
в
2
раза
больше
машин,
чем
на
другой.
Всего
на
двух
стоянках
255
машин.
Сколько
машин
н а
каждой стоянке?
Задача для девочек:
Таня с Надей плели фенечки.
Надя сплела в 3 раза больше
Тани. Всего девочки сплели 56
фенечек. Сколько фенечек сплела
каждая девочка?
-Работа в парах: №620
на плюсы в тетради.
а) (х – 12)∙ 8 = 56;
б) 24 ∙ (z + 9) = 288.
- Ученик решает задачу у
доски, соблюдая все
этапы решения.
х+2х=255
3х=255
х=255:3
х=85
ответ: 85 и 170
х+3х=56
4х=56
х=56:4
х=14
ответ: 14 и 42
Общеучебные
универсальные действия:
-моделирование -
преобразование объекта из
чувственной формы в
модель
Личностные ууд
обеспечивают ориентацию
учащихся в социальных
ролях и межличностных
отношениях.
Коммуникативные ууд:
-планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками;
- управление поведением
партнера – контроль, оценка
действий партнера;
умение с достаточно
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Умение осознанно и
произвольно строить
6
речевое высказывание в
устной форме.
7. Подведение
итогов урока.
Информация о
домашнем
задании.
- Вспомните, какие цели и задачи
мы перед собой ставили?
-Что нового узнали на уроке?
- Предлагаю оценить свою
работу на уроке.
- Говорит критерии оценки за
урок.
Три «+» - оценка 5
Два «+»- оценка 4
Один «+» - оценка 3
-Отвечают на вопросы
-Вспоминают и
проговаривают вслух.
-Себя оценивает.
-Записывают домашнее
задание
Познавательные ууд:
-рефлексия способов и
условий действия, контроль
и оценка процесса и
результатов деятельности;
-самостоятельное выделение
и формулирование
познавательной цели;
Регулятивные ууд:
- оценка - выделение и
осознание учащимся того,
что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения.
Коммуникативные ууд:
-умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
- владение монологической
и диалогической формами
речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка.
8. Рефлексия
Если вы считаете, что поняли
тему урока, то выберите веселый
смайлик.
Если вы считаете, что
рефлексия.
Познавательные ууд:
проводят рефлексию
способов и условий своих
действий.
7
недостаточно усвоили материал,
то выберите задумчивый
смайлик.
Если вы считаете, что не поняли
тему урока, то выберите
грустный смайлик.
Личностные ууд: проводят
самооценку, учатся
адекватно принимать
причины успеха (неуспеха).
8
9