Напоминание

Развитие речи, эмоциональной сферы у детей с ОНР в процессе театрализованной деятельности


Автор: Рассомакина Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 26 г. Орёл
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи, эмоциональной сферы у детей с ОНР в процессе театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи, эмоциональной сферы у детей с ОНР

в процессе театрализованной деятельности

Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной и эмоциональной

речи у детей с ОНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов

языковой

системы

(фонетико-фонематического,

лексического,

грамматического),

и

ее

произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений в

ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создает

дополнительные

затруднения.

Поэтому

я

обратилась

к

театральной

деятельности

как

к

средству

всестороннего

развития

личности

ребенка-логопата.

Театрализованная

игра

приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества: дети

принимает руководство взрослого, не замечая его; развивается уверенность в своих силах,

чувство коллективизма и активность. Будучи синкретической деятельностью, она наиболее

полно

охватывает

личность

ребенка

и

отвечает

специфике

развития

его

психических

процессов: целостности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления,

двигательной

активности

и

т.д.

(Л.В.

Артемова,

Л.С.

Выгодский,

Н.Ф.

Сорокина,

Д.Б.

Эльконин).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры

ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать

речевую деятельность.

Коррекционно-развивающие

возможности

театрализованной

игры

известны

давно,

хотя

и

используются

далеко

не

полно.

Так,

А.Н.

Граборов

отмечал,

что

драматизация,

обеспечивающая

активность

детей

и

поддерживающая

их

внимание,

способствует

сознательному

усвоению

учебного

материала.

В

зарубежной

литературе

обращается

внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно,

как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике.

Мною используются следующие виды театральной деятельности:

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого

дыхания, голоса, речевого слуха);

-

театрально-игровую

деятельность

(игры-драматизации,

кукольный

театр,

сказкотерапия, творческие игры).

Основные направления работы в театрально-игровой деятельности:

- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия,

речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

- развитие общей и мелкой моторики: координация движений, мелкой моторики руки,

снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

-

развитие

сценического

мастерства

и

речевой

деятельности:

развитие

мимики,

пантомимы, жеста, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя

речи,

монологической

и

диалогической

формы

речи,

игровых

навыков

и

творческой

самостоятельности.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские

и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые

игры (теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет

роль игрушечного персонажа. Преобладающими средствами выражения в данном случае

выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с

неподвижной

фигурой

или

игрушкой.

Данные

игры

используются

на

занятиях

при

составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин.

Игры-драматизации

предполагают

произвольное

воспроизведение

какого-либо

сюжета в соответствии со сценарием (О.А. Карабанова). Они основываются на действиях

исполнителя и соответствуют определению: драматизировать – значит разыгрывать в лицах

какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем

эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может

использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные

игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Распределив

роли и познакомившись со сценарием они показывают небольшой спектакль. Дети учатся

владеть

своим

голосом,

интонацией,

мимикой,

четкой

артикуляцией,

жестами.

Они

развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Очень

важно

включать

в

занятия

специальные

игры,

направленные

на

развитие

дыхания и свободы речевого аппарата, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры

следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их

при проведении физминуток и организационных моментов.

Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у

детей разнообразные умения и навыки, но и решать важные задачи коррекционной работы.

Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь

более грамотной и выразительной.

Театрализованные игры также позволяют решать задачи, связанные с эмоциональным,

нравственным воспитанием дошкольников с ОНР.

1. Вызывать и поддерживать эмоционально-положительное отношение к игрушкам,

игре как деятельности, партнерам по игре.

2.

Способствовать

осознанному

восприятию

эмоций

персонажей

и

осознанному

отношению к их поступкам в процессе принятия роли и реализации различных вариантов

ролевого поведения в соответствии с игровой ситуацией.

3. Формировать положительные навыки и привычки поведения и способствовать их

реализации в игре.

4.Обогощать

словарь

за

счет

слов,

обозначающих

эмоциональные

состояния

и

необходимых для усвоения правил поведения и формирования нравственных представлений.

Использование

театрализованных

игр

в

целях

эмоционально

-

нравственного

воспитания детей предполагает наличие следующих условий:

- создание соответствующей предметно-игровой среды;

- насыщение театрализованной деятельности доступным и эмоционально-значимым

для детей дошкольного возраста нравственным содержанием;

-

насыщение

театрализованной

деятельности

эмоционально-экспрессивными,

предметно-действенными средствами взаимодействия;

-

взаимосвязь

обучения

навыкам

театрализованной

игры

с

развитием

речи,

с

обогащением

словаря

лексикой,

обозначающей

эмоции

и

состояния

человека,

с

использованием ее в различных коммуникативных ситуациях;

-

реализация

поставленных

задач

педагогами

группы

совместно

с

психологом

и

музыкальным руководителем во всех видах детской деятельности;

- совместное участие в подготовке и проведении игр детей и взрослых.

Игры-драматизации должны быть представлены играми на основе простых текстов

этического характера, а также играми на основе проблемных ситуаций и ситуаций в жизни

детей. В основу игр-спектаклей могут быть положены сюжеты сказок.

Особое внимание необходимо уделять поддержанию эмоционально-положительного

отношения к предстоящей деятельности, активности и интереса детей во время чтения

текста, в работе над пониманием его содержания, в процессе подготовки и проведения игр.

Это

достигается

с

помощью

инсценировки

рассказа

педагога

(что

создает

у

детей

положительную мотивацию и эмоциональное восприятие, необходимые для эффективного

эмоционально-нравственного воспитания), а также с помощью предметно-игровой среды,

которая включает изготовленные с участием детей игрушки и атрибуты.

Однако просто повторение игр этического характера недостаточно ля эффективного

решения

задач

эмоционального

воспитания.

Необходима

специальная

работа,

то

есть

обсуждение

с

детьми

норм

и

правил

поведения,

а

также

эмоциональных

реакций

на

представленную в рассказе ситуацию. Итак, эмоциональному развитию детей способствует

понимание переживаний персонажей, приятие их и последующие «проживание» в ходе

драматизации описанных в тексте событий.

Таким образом работа по развитию речи, эмоциональной сферы у детей с ОНР с

использованием театрализованных игр необходимо проводить комплексно. Это способствует

возникновению

у

детей

потребности

в

активном

выражении

чувств,

стимулирует

мыслительную деятельность.



В раздел образования