Автор: Рассомакина Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 26 г. Орёл
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи, эмоциональной сферы у детей с ОНР в процессе театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи, эмоциональной сферы у детей с ОНР
в процессе театрализованной деятельности
Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной и эмоциональной
речи у детей с ОНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов
языковой
системы
(фонетико-фонематического,
лексического,
грамматического),
и
ее
произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений в
ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создает
дополнительные
затруднения.
Поэтому
я
обратилась
к
театральной
деятельности
как
к
средству
всестороннего
развития
личности
ребенка-логопата.
Театрализованная
игра
приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества: дети
принимает руководство взрослого, не замечая его; развивается уверенность в своих силах,
чувство коллективизма и активность. Будучи синкретической деятельностью, она наиболее
полно
охватывает
личность
ребенка
и
отвечает
специфике
развития
его
психических
процессов: целостности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления,
двигательной
активности
и
т.д.
(Л.В.
Артемова,
Л.С.
Выгодский,
Н.Ф.
Сорокина,
Д.Б.
Эльконин).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры
ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать
речевую деятельность.
Коррекционно-развивающие
возможности
театрализованной
игры
известны
давно,
хотя
и
используются
далеко
не
полно.
Так,
А.Н.
Граборов
отмечал,
что
драматизация,
обеспечивающая
активность
детей
и
поддерживающая
их
внимание,
способствует
сознательному
усвоению
учебного
материала.
В
зарубежной
литературе
обращается
внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно,
как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике.
Мною используются следующие виды театральной деятельности:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого
дыхания, голоса, речевого слуха);
-
театрально-игровую
деятельность
(игры-драматизации,
кукольный
театр,
сказкотерапия, творческие игры).
Основные направления работы в театрально-игровой деятельности:
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия,
речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- развитие общей и мелкой моторики: координация движений, мелкой моторики руки,
снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
-
развитие
сценического
мастерства
и
речевой
деятельности:
развитие
мимики,
пантомимы, жеста, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя
речи,
монологической
и
диалогической
формы
речи,
игровых
навыков
и
творческой
самостоятельности.
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские
и игры-драматизации.
К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые
игры (теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет
роль игрушечного персонажа. Преобладающими средствами выражения в данном случае
выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с
неподвижной
фигурой
или
игрушкой.
Данные
игры
используются
на
занятиях
при
составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин.
Игры-драматизации
предполагают
произвольное
воспроизведение
какого-либо
сюжета в соответствии со сценарием (О.А. Карабанова). Они основываются на действиях
исполнителя и соответствуют определению: драматизировать – значит разыгрывать в лицах
какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем
эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может
использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные
игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Распределив
роли и познакомившись со сценарием они показывают небольшой спектакль. Дети учатся
владеть
своим
голосом,
интонацией,
мимикой,
четкой
артикуляцией,
жестами.
Они
развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.
Очень
важно
включать
в
занятия
специальные
игры,
направленные
на
развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры
следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их
при проведении физминуток и организационных моментов.
Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у
детей разнообразные умения и навыки, но и решать важные задачи коррекционной работы.
Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь
более грамотной и выразительной.
Театрализованные игры также позволяют решать задачи, связанные с эмоциональным,
нравственным воспитанием дошкольников с ОНР.
1. Вызывать и поддерживать эмоционально-положительное отношение к игрушкам,
игре как деятельности, партнерам по игре.
2.
Способствовать
осознанному
восприятию
эмоций
персонажей
и
осознанному
отношению к их поступкам в процессе принятия роли и реализации различных вариантов
ролевого поведения в соответствии с игровой ситуацией.
3. Формировать положительные навыки и привычки поведения и способствовать их
реализации в игре.
4.Обогощать
словарь
за
счет
слов,
обозначающих
эмоциональные
состояния
и
необходимых для усвоения правил поведения и формирования нравственных представлений.
Использование
театрализованных
игр
в
целях
эмоционально
-
нравственного
воспитания детей предполагает наличие следующих условий:
- создание соответствующей предметно-игровой среды;
- насыщение театрализованной деятельности доступным и эмоционально-значимым
для детей дошкольного возраста нравственным содержанием;
-
насыщение
театрализованной
деятельности
эмоционально-экспрессивными,
предметно-действенными средствами взаимодействия;
-
взаимосвязь
обучения
навыкам
театрализованной
игры
с
развитием
речи,
с
обогащением
словаря
лексикой,
обозначающей
эмоции
и
состояния
человека,
с
использованием ее в различных коммуникативных ситуациях;
-
реализация
поставленных
задач
педагогами
группы
совместно
с
психологом
и
музыкальным руководителем во всех видах детской деятельности;
- совместное участие в подготовке и проведении игр детей и взрослых.
Игры-драматизации должны быть представлены играми на основе простых текстов
этического характера, а также играми на основе проблемных ситуаций и ситуаций в жизни
детей. В основу игр-спектаклей могут быть положены сюжеты сказок.
Особое внимание необходимо уделять поддержанию эмоционально-положительного
отношения к предстоящей деятельности, активности и интереса детей во время чтения
текста, в работе над пониманием его содержания, в процессе подготовки и проведения игр.
Это
достигается
с
помощью
инсценировки
рассказа
педагога
(что
создает
у
детей
положительную мотивацию и эмоциональное восприятие, необходимые для эффективного
эмоционально-нравственного воспитания), а также с помощью предметно-игровой среды,
которая включает изготовленные с участием детей игрушки и атрибуты.
Однако просто повторение игр этического характера недостаточно ля эффективного
решения
задач
эмоционального
воспитания.
Необходима
специальная
работа,
то
есть
обсуждение
с
детьми
норм
и
правил
поведения,
а
также
эмоциональных
реакций
на
представленную в рассказе ситуацию. Итак, эмоциональному развитию детей способствует
понимание переживаний персонажей, приятие их и последующие «проживание» в ходе
драматизации описанных в тексте событий.
Таким образом работа по развитию речи, эмоциональной сферы у детей с ОНР с
использованием театрализованных игр необходимо проводить комплексно. Это способствует
возникновению
у
детей
потребности
в
активном
выражении
чувств,
стимулирует
мыслительную деятельность.